Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские базилики [Страниц (10): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Реконструкция местонахождения Святых Мест в пределах Храма Гроба Господня. Пунктиром даны контуры самого здания. Красным - Святые Места: 3 - Камень Помазания; 7 - Гроб Господень; 12 - Место Обретения Креста; 13 - Голгофа.
Прикреплена картинка:
att-4729c55cc4373e004.gif

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Ноября, 2007 - 15:22:10
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


Базилика Св. Павла "за стенами" (Сан-Паоло фуори ле Мура),
расположена в Риме за стенами Аврелиана (откуда название); была возведена на легендарном месте прощания свв. апостолов Петра и Павла в день казни Павла, там, где ап. Павел был впоследствии похоронен и где была устроена его усыпальница. Первая небольшая церковь была построена в этом месте в правление имп. Константина I и освящена в 324 г., однако в 386 г. по указанию имп. Феодосия I ее разрушили и начали возводить базилику большего размера. Новое здание было освящено в 390 г. и окончательно отделано в 395 г., уже при имп. Гонории, после чего оно стало грандиознее базилики ап. Петра. Представляет собой пятинефную базилику. Часть мозаики была выполнена в V в., во времена папы Льва I, на средства Галлы Плацидии. При папе Григории I (590-604) базилика св. Павла была снова существенно преобразована: главным образом был поднят пол, чтобы алтарь можно было разместить прямо над гробом апостола. Так как в IX в. базилика была серьезно повреждена во время нападения сарацин, в 883 г. папа Иоанн VIII построил вокруг церкви и двух соседних монастырей с крестянскими поселеними оборонительные укрепления, которые простояли до землятресения 1348 г. В отличии от многих римских церквей, которые постоянно перестраивались, базилика св. Павла смогла сохранить свой первоначальный вид вплоть до 1823 г., когда ее здание очень сильно пострадало от пожара, произошедшего из-за халатности кровельщика. Восстановление длилось в течение последующих 30 лет при международном участии. В результате, от прежнего здания удалось сохранить лишь внутреннюю часть апсиды и ее триумфальную арку. Основная часть мозаики на апсиде выполена в XIX в., тогда как мозаика на триумфальной арке датируется V в. На ней изображены сцены из Апокалипсиса Иоанна с Иисусом Христом в центре, по обеим сторонам от него расположены 24 учителя Церкви, над которыми парят символы четырех Евангелистов; в правой и левой части арки выложены лики апостолов Петра и Павла соответственно. Сохранился и табернакль работы венецианских мастеров Арнольфо ди Камбио и Пьетро Каваллини, созданный ими в 1285 г., который почитается верующими как самая дорогая реликвия этой базилики.

N. B.: умышленно не включил в описание весь новодел

Мавзолей Св. Констанции (Санта-Костанца),
первоначально императорская усыпальница в Риме, позднее превращенная в церковь; назван в честь дочери Константина Великого Констанции. Сначала на месте мавзолея находился баптистерий, постороенный между 326 и 330 гг., в котором крестились Констанция и Елена, дочь и сестра имп. Константина. Приблизительно в это же время рядом был построен погребальный зал, который изначально и предназначался для захоронения Констанции. Когда Констанция скончалась в 354 г., ее тело перевезли из Вифинии в Рим, однако доподлинно неизвестно, была ли она погребена в зале или в баптистерии. Впрочем, когда в 360-70 гг. был возведен мавзолей, туда были перенесены останки как Констанции, так и ее тетки Елены, которая умерла в 361 г. Мавзолей был выполнен как круглое купольное здание с атриумом в виде щипцов и наружной галереей. Внутри под куполом был размещен набольшой алтарь, а центральная часть зала окружена 12 парами древнеримских колонн, которые образовали круговую сводчатую галерею; стены были облицованы мрамором. В 865 г. в мавзолее отслужил мессу папа Николай I, после чего это здание стало называться Санта-Костанца. Церковью же оно стало в 1256 г., когда папа Александр IV перенес предполагаемые останки Констанции из саркофага под центральный алтарь и освятил здание в честь Св. Констанции. Хотя мавзолей неоднократно реставрировался, он продолжал сохранять свою первоначальную структуру. В ходе одной из таких реставраций XVII в. была случайно уничтожена мозаика на куполе, однако по ранним описаниям известно, что на ней были изображены сцены из Нового Завета, а также две сидящие женские фигуры, принадлежавшие, вероятно, Констанции и Елене. Из сохранившегося внутреннего убранства мавзолея наибольший интерес представляют мозаики на сводах круговой галереи, которые датируютя VI в. и представляют собой удивительное смешение христианского символизма с языческими образами. Эти мозаики располагаются в определенном порядке, согласуясь в сюжете попарно в направлении от входа к нише с саркофагом. Первая пара мозаик (у входа) представлает собой незамысловатый геометрический рисунок, затем следует пара с круговым мотивом, фигурами животных и людей, далее идут мозаики со сценами сбора винограда, кругами с листьями, фигурами людей по пояс и в полный рост, а пара у самой ниши изображает ветви, амфоры и павлинов, и при этом мозаичные образы могут иметь как языческую, так и христианскую интерпретацию. В нише напротив входа в мавзолей теперь находится саркофаг пурпурного цвета, являющийся лишь копией настоящего порфирового саркофага Елены, который был перемещен в Ватиканский музей ок. 1785 г.; порфировый саркофаг Констанции также был вывезен из мавзолея в 1606 г. и теперь он вероятно находится в левом трансепте базилики Св. Петра. Кроме этого достойны внимания остатки древних мозаик (V или VII в), которые сохранились на двух больших боковых нишах: на левой изображен Иисус Христос, передающий ключи от Царства Небесного (т. е. власть над Церковью) Св. Петру рядом с Иерусалимом, а на правой - Он же передает свиток Завета (т. е. право управлять миром) Св. Павлу рядом с Вифлеемом.

(Отредактировано автором: 04 Ноября, 2007 - 19:45:44)


Отредактировано куратором: христич, 03 Ноября, 2007 - 22:26:23

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 02 Ноября, 2007 - 11:48:37
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Базилика Св. Павла. План. IV век.

Чуть позже дам еще иллюстрации и, вероятно, дополнения к тексту, хотя он достаточно полный.
Прикреплена картинка:
att-472cc38cd5687____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2007 - 21:53:00
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Базилика Св.Павла. Крипта под алтарной части. Саркофаг Святого Павла. I век.

Прикреплена картинка:
att-472cc6aa2f64d___..jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2007 - 22:06:18
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Базилика Св. Павла. IV век. Интерьер. Вид из южного нефа.
Прикреплена картинка:
att-472cc8de9312e0370.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2007 - 22:15:42
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Базилика Св. Павла. IV век. Интерьер. Вид с центрального нефа на алтарную часть. Подвесной позднеримский потолок был почти полностью уничтожен пожаром 1823 года. Реставрирован в 20-х - 50-х годах XIX века.
Прикреплена картинка:
att-472cca9d407b80586.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2007 - 22:23:09
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


христич
Что с базиликами? Можно ли отдавать их Филину?

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 07 Ноября, 2007 - 23:28:01
христич


Севаст
Откуда: Москва


al-rumi
Базилику Св.Павла - да. Постараюсь по мавзолею Св. Констанции сегодня закончить шерстить и потом тоже можно будет сбрасывать.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Ноября, 2007 - 15:45:49
христич


Севаст
Откуда: Москва


МАВЗОЛЕЙ СВ.КОНСТАНЦИИ (САНТА-КОНСТАНТЦА) - первоначально языческая постройка, затем - баптистерий, позже - императорская усыпальница в Риме, позднее превращенная в церковь; освящена в честь Св. Констанции. Находится в восточной части современного Рима на Номенантской дороге.
Изначально сооружен и украшен как языческая культовая постройка.
Вскоре, в 326 году, превращена в баптистерий, в котором крестились Константина и Елена, дочь и сестра имп. Константина. Приблизительно в 329 - 330 гг. рядом был построен погребальный зал, который изначально и предназначался для захоронения Константины, изъявившей быть погребенной подле Св. Агнессы. Когда Константина скончалась в 354 г., ее тело перевезли из Вифинии в Рим, однако доподлинно неизвестно, была ли она погребена в зале или в баптистерии. Впрочем, когда в 360-70 гг. баптистерий был перестроен в мавзолей, туда были перенесены останки как Константины, так и ее тетки Елены, которая умерла в 361 г. Мавзолей был выполнен как круглое купольное здание диаметром 29 метров с атриумом в виде щипцов и наружным портиком, охватывавшим здание по периметру. Особенность конструкции заключалась не только в нем, но и в том, что барабан несли колонны, а не стены. Внутри под куполом был размещен набольшой алтарь, а центральная часть зала окружена 12 парами древнеримских колонн, которые образовали круговую сводчатую галерею; стены были облицованы мрамором. В 865 г. в мавзолее отслужил мессу папа Николай I, после чего это здание стало называться Санта-Костантина. Церковью же оно стало в 1256 г., когда папа Александр IV перенес предполагаемые останки Константины из саркофага под центральный алтарь и освятил здание в честь Св. Констанции. Хотя мавзолей неоднократно реставрировался, он продолжал сохранять свою первоначальную структуру. В ходе одной из таких реставраций XVII в. была случайно уничтожена мозаика на куполе. Сохранилось менее четверти их первоначальной площади. Однако, по ранним описаниям, известно, что на ней были изображены сцены из Нового Завета, а также две сидящие женские фигуры, принадлежавшие, вероятно, Константине и Елене. Из сохранившегося внутреннего убранства мавзолея наибольший интерес представляют мозаики на сводах круговой галереи, которые датируютcя IV в. и представляют собой удивительное смешение христианского символизма с языческими образами. Эти мозаики располагаются в определенном порядке, согласуясь в сюжете попарно в направлении от входа к нише с саркофагом. Первая пара мозаик (у входа) представлает собой незамысловатый геометрический рисунок, затем следует пара с круговым мотивом, фигурами животных и людей, далее идут мозаики со сценами сбора винограда, кругами с листьями, фигурами людей по пояс и в полный рост, а пара у самой ниши изображает ветви, амфоры и павлинов, и при этом мозаичные образы могут иметь как языческую, так и христианскую интерпретацию. В нише напротив входа в мавзолей теперь находится саркофаг пурпурного цвета, являющийся лишь копией настоящего порфирового саркофага Елены, который был перемещен в Ватиканский музей около 1785 г.; порфировый саркофаг Констанции также был вывезен из мавзолея в 1606, либо в 1620 гг. и ныне находится в левом трансепте базилики Св. Петра. Кроме этого достойны внимания остатки древних мозаик (IV - VII в), которые сохранились на двух больших боковых нишах: на левой изображен Иисус Христос, передающий ключи от Царства Небесного (т. е. власть над Церковью) Св. Петру рядом с Иерусалимом, а на правой - Он же передает свиток Завета (т. е. право управлять миром) Св. Павлу рядом с Вифлеемом.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Ноября, 2007 - 23:14:33
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Церковь Санта-Констанция. IV век. Общий план.





(Добавление)
Есть несколько великолепных иллюстраций, но моя чугунка опять отказывается их ставить. Валит все в объем одного сообщения. Обычно, после паузы в несколько часов, у нее мозги приходят в норму. Потерпите до утра пятницы.

Пока гляньте текст с моими дополнениями. Вашей редакции практически не изменена, т.к. является, по-моему, удачной.



Прикреплена картинка:
att-47336f1976dedg_12.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Ноября, 2007 - 23:18:33
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Церковь Св.Констанция. Экстерьер. Вид с Юго-востока. IV-XIII вв.
Прикреплена картинка:
att-4733ffa737c3bpg_2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Ноября, 2007 - 09:32:38
христич


Севаст
Откуда: Москва


Рим. Церковь Св.Констанции. Интерьер. Вид на алтарную часть. IVв. Видны мозаики IV -VII вв.



(Добавление)
Опять у меня сбой в работе. Позже добавлю.
Прикреплена картинка:
att-4734006683dfbpg_4.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Ноября, 2007 - 09:38:30
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


ПАМЯТНИКИ РАВЕННЫ

Мавзолей Галлы Плацидии,
императорская усыпальница в Равенне, построенная во второй четверти V в. Изначально мавзолей примыкал к дворцовой церкви Св. Креста (теперь разрушенной), возведенной дочерью императора Феодосия Великого Галлой Плацидией, и служил, по-видимому, часовней, посвященной св. Лаврентию. Поскольку нет сведений о том, что Галла Плацидия была похоронена в Равенне, название мавзолея в ее честь стоит воспринимать как дань традиции. Один из трех саркофагов в этой усыпальнице, в котором когда-то могли содержаться ее останки, теперь пуст, два же других саркофага, как считается, вмещают останки имп. Валентиниана III (или имп. Гонория) и имп. Констанция III. Внешне мавзолей представляет собой небольшое купольное здание, в горизонтальном плане имеющее форму, близкую к греческому кресту. Его стены изнутри отделаны блестящим мрамором, а своды, колонны и купол украшены мозаиками, которые считаются одними из самых замечательных образцов изобразительного искусства ранней Византии. Так, на сводах представлены разноцветные розетки из стилизованных узоров, а арки, на которые свод опирается, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голубей. На густом синем фоне купола сияют золотые восьмиконечные звезды и крест, занимающий центральное место в композиции; его окружают звезды и четыре символа евангелистов. Под арками и на боковых сводах изображены идущие к кресту апостолы, в том числе и св. Лаврентий, также с крестом в правой руке. В люнете над входом в мавзолей помещена великолепная мозаика "Христос - добрый пастырь". Строго симметричная композиция изображает юного Иисуса среди овец на фоне живописного скалистого пейзажа - стилистически она представляет собой сочетание элленистического натурализма и христианского символизма.

Базилика Св. Аполлинария Нового (Сан-Аполлинаре Нуово),
расположена в Равенне; была основана имп. Теодорихом в первой четверти VI в. и размещалась вплотную к его резиденции. Изначально эта базилика являлась арианской церковью, посвященной Христу Спасителю, однако после изгнания готов из Равенны ее приспособили к ортодоксальному богослужению, при этом посвятив св. Мартину Турскому (561 г.). Имя же св. Аполлинария базилика получила в 856 г., когда в нее перенесли останки этого святого из базилики св. Аполлинария в Классе. Внешний вид базилики со времени ее основания претерпел ряд существенных преобразований, которые затронули портик, фасад, апсиду и атриум, вследствие чего ее современный облик сохранил мало от первоначального. Изнутри базилика разделена на три нефа 24 колоннами коринфского ордера. Первоначально весь интерьер, включая апсиду, был украшен мозаиками. Однако, мозаики апсиды были уничтожены в VI в. в связи с их явной арианской направленностью, и на сегодняшний день в удовлетворительном состоянии сохранились лишь мозаики на боковых стенах большого нефа, расположенные в три ряда. В верхнем ярусе изображены двадцать шесть сцен из жизни Христа, расположенные в хронологическом порядке (на левой стене - 13 чудес и притчей, на правой - Страсти и воскрешение), ниже, между окнами, представлены фигуры 16 пророков и святых, идущих ко Христу за мученическими венцами, а еще ниже, над аркадой, изображены дворец Теодориха (на левой стене) и порт в Классе (на правой стене), из которых, соответственно, выходят 26 мучеников, возглавляемых св. Мартином и включающих св. Аполлинария, и идут к восседающему на троне Христу, и, на противоположной стороне, 22 святые жены, ведомые Тремя Волхвами и направляющиеся к Богоматери с младенцем Христом. Как показали исследования, на фоне дворца и стены порта в Классе находились фигуры, которые были уничтожены при переделке мозаик епископом Аньелло в 60-х годах VI века. Эти фигуры изображали людей из свиты Теодориха.

Базилика Св. Виталия (Сан-Витале),
расположена в Равенне; была заложена на предполагаемом месте мученичества св. Виталия еще во время остготсткого господства, при епископе Экклезии (521-532 гг.). Однако главная фаза строительства начилась лишь в 538 г. и закончилась в 547/48 г., уже при византийских властях, после чего готовая церковь была освящена епископом Максимианом. Основным меценатом проекта выступил византийский магнат Юлиан Аргентарий, но при этом главным заказчиком строительства, скорее всего, выступал сам имп. Юстиниан. В завершенном виде церковь св. Виталия представляла собой восьмиугольный купольный мартирий византийского типа с внешним нартексом, расположенным под углом к горизонтальной оси здания. Центральное подкупольное пространство базилики охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресбитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Базилика св. Виталия знаменита, главным образом, своими мозаиками, которые являются одними из лучших сохранившихся образцов изобразительного искусства эпохи Юстинина Великого. Мозаики покрывают апсиду, арки и пресбитерий. В конхе апсиды представлен восседающий на земной сфере Христос Еммануил. Левой рукой он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы св. Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар модель основанной им церкви. На боковых стенах апсиды расположены мозаики, изображающие имп. Юстиниана (слева) и имп. Феодору (справа), окруженных придворными. В свите имп. Юстинина, в частности, представлены фигуры полководца Велизария и епископа Максимиана. На своде пресбитерия изображен медальон с мистическим Агнцем, который поддерживают четыре ангела, а на его стенах - парящие ангелы, несущие медальоны с крестами, Гостеприимство Авраама, Жертвоприношения Авраама, Авеля и Мельхиседека, фигуры пророков Иеремии и Исаии и три сцены из жизни Моисея. На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, двенадцати апостолов и сыновей св. Виталия святых Гервасия и Протасия. Наконец, на триумфальной арке представлены два летящих ангела, которые несут медальон с крестом, и два града: Иерусалим и Вифлеем.

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 09 Ноября, 2007 - 12:39:35
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Кое-какие возражения:

1. На самом деле дочь императора Константина Великого носила имя Константина, а не Констанция. Кроме того, при всем моем уважении к ее отцу, Константина не отличалась святой жизнью, была завзятой интриганкой и кровожадной самодуркой. Константина не была и по определению не могла быть святой в Византийской Церкви.

Константина – старшая дочь императора Константина Великого (305 – 337 гг.) от августы Фаусты, августа. Родилась около 314 года, умерла в 354 году. В 335 году вышла замуж за Аннибалиана Младшего, который был сыном Далмация Старшего, сводного брата ее отца-императора. Ее муж имел титул новелиссима и управлял провинцией Понт, а Константина получила титул августы и право носить корону. После смерти Константина Великого в 337 году, в результате сговора сыновей императора от Фаусты, Аннибалиан Младший был убит вместе со многими побочными родственниками покойного Константина Великого. Константина долгое время оставалась вдовой и жила в безвестности. В 350 году она сделала своего ставленника Ветраниона императором в Иллирии, но тот «был прост до глупости» и не смог удержать власть. В 351 году Константина вышла замуж за цезаря Галла, который был сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина Великого. Ее муж был провозглашен цезарем 15 марта 351 года и получил от императора Констанция II (337 – 361 гг.) власть на Востоке империи с резиденцией в Антиохии. Вместе с Галлом Константина отправилась на Восток. Дорвавшись до власти, Константина стала вести себя как взбесившийся зверь, и вдвоем с мужем, который был намного моложе ее, они сгубили множество невинных людей по ложным доносам и необоснованным подозрениям. Осенью 354 года император Констанций II, заподозривший цезаря Галла в стремлении к узурпации власти, вызвал к себе озверевшую супружескую чету, намереваясь привлечь их к ответу за содеянные преступления. В пути Константина скончалась от малярии в возрасте около сорока лет, и была похоронена в Риме в роскошном мавзолее, сохранившимся до наших дней. В XIII веке мавзолей Константины был превращен в храм Святой Констанции. Подлинная история Константины была к этому времени прочно забыта, и свирепая дочь Константина Великого стала католической святой под слегка измененным именем.

2. У меня вообще есть большие сомнения, что архитектурные сооружения Рима должны описываться в Византийском толковом словаре, причем в отдельных статьях.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Ноября, 2007 - 13:03:26
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские базилики [Страниц (10): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0059 ]   [ Gzip выкл. ]