Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
О происхождение раннехристианской художественной традиции в византийском Херсоне. Литовченко А. Н. Фомин М. В. Чекаль А. Г.
Не смотря на значительное количество известных византийских центров системное археологическое исследование производилось лишь в немногих, среди которых и Херсонес – Херсон . Более чем 150 лет раскопок городища привели к открытию значительного количества памятников. Среди них значительное место занимают христианские храмы. Сохранившиеся элементы декора, скульптуры, монументальных росписей и мозаик позволяют выдвигать предположение о происхождение и развитии художественной традиции. Особый интерес представляют ранневизантийские мозаики. Византийские мозаики херсонесских храмов неоднократно привлекали к себе внимание исследователей . Наиболее полно они рассмотрены в монографии О. И. Домбровского . Казалось бы, сказать что-то новое довольно сложно, но в руки авторов попали материалы, посвященные сирийским раннехристианским мозаикам. Рассмотрение и сопоставление напольных мозаик раннехристианских центров Сирии и Таврики в сочетании с другими видами источников открывают много нового в процессе становления художественной традиции ранневизантийского Херсона. Жития Епископов Херсонских содержат указания, на то, что первые шесть епископов прибыли в Херсонес из Иерусалима. Тем самым текст указывает на пути проникновения христианства в город и влияние восточной традиции на становление общины. Город действительно имел тесные экономические связи с Малой Азией, что подтверждается множеством археологических находок . Постоянные контакты, обмен товарами, активное посещение Херсонеса восточными купцами естественно приводило и к развитию культурного обмена. Значительное количество, как письменных, так и археологических источников позволяют с уверенностью констатировать распространение христианства на территории Ближнего Востока уже в первые века новой эры . Именно на сирийской почве зародились основы христианского художественного мышления [Айналов 1900]. Не зря в один голос целый ряд ученых называли позднеэллинистические памятники Пальмиры и Дура-Европос «восточными предшественниками византийского искусства» . Дж. Стржиговский переносил эти истоки еще восточнее, имея ввиду парфянское сакральное искусство и утверждал: «Чем Эллада была для искусства античности, тем Иран был для искусства нового христианского мира» . В эллинистической мозаике сложился круг сюжетов и декоративных элементов, которые переходили от мастера к мастеру. Сама технология мозаичной работы предполагала наличие «альбомов» образцов, содержавших копии удачных сюжетов и орнаментальных комбинаций. Об этом в частности пишет Курт Вайсман в своих исследованиях позднеантичной и раннехристианской миниатюры . Не только сборники прорисей, но и книжные иллюстрации служили основой для монументальных композиций, как это отмечено в росписях Дура-Европос . Синкретизм эллинистических мотивов и восточных приемов изображения пространства, орнаментально-символьного мышления, возникший на берегах Евфрата, и так хорошо вначале прочитывающиеся в сакральном искусстве Пальмиры, Дура-Европос, Эдессы , а потом и в монументальных программах раннехристианских городов Сирии, в дальнейшем был перенесен на другие части империи. Эта преемственность была естественной и закономерной и поэтому так близки и созвучны мозаики Сирии и Причерноморья. Музеи мозаик городов Маара и Апамеи сохранили значительное количество образцов раннехристианского монументального искусства. Их собрание составляют мозаики, которые были собраны в «мертвых городах», расположенных на севере Сирии между Алеппо и Хамой (Апамея IV - V вв.) . При этом анализ сюжетов, приемов и прототипов указывает на определенную семантическую и эстетическую связь художественной традиции с херсонескими изображениями. Более того, в некоторых случаях можно говорить о фактической идентичности сюжетов. Данная проблематика последнее время стала опять интересовать ученных, в частности в работе А. Е. Филиппова рассматриваться влияние монументального искусства Дура-Европос на росписи раннехристианских склепов Херсонеса . Рассмотрение памятников Херсонеса – Херсона позволяет констатировать, что в стилистическом оформлении мозаичных полов базилик преобладают орнаментальные мотивы, изображения виноградной лозы, гроздьев винограда, птиц, животных, чаш. Цветовая гамма была представлена красным, черным, голубым, желтым, темно – вишневым. Весьма распространенным символом является птица, которая часто олицетворяла человеческую душу . Среди птиц можно выделить голубей – символ Святого Духа. Павлин – отражал веру в бессмертие, которая базировалась на представлении нетленности его мяса. Павлин с распущенным хвостом – символом звездного неба . Среди наиболее часто встречающихся изображений отдельно необходимо остановиться на «чаше» (Загородный крестообразный храм, Базилика в базилике, Базилика 1935 г.) (см. рис 1 – 5). Чаша в христианском учении символизирует евхаристию, вкушение «тела и крови Господней». Весьма показательно, что изображения сосудов, в том числе с пьющими из них птицами, являлись сюжетом мозаик, как херсонесских, так и сирийских (см. рис 1 – 8). Они могли символизировать вкушения учения Христа и даруемое им бессмертие (павлины, пьющие из чаш). Значительное место в раннехристианской символике также занимают растительные образы. Гирлянды из листьев лавра, цветы и деревья символизировавшие обстановку царствия небесного, рая . Венок был символом победы (лавровый венок), победы над смертью и не редко символизировал мученичество. Так же распространено окаймление виноградной лозой с листьями и гроздьями (Базилика в базилике, Загородный крестообразный храм, Базилика 1935 г., Базилика 1932 г., Западная базилика) – символы учения Христа (Христос - виноградарь). Встречаются также изображения ромба с надетыми на него кольцами (символ вечности ), якоря (символ Надежды ). Одним из изображений являлся «крест». Решением VI Вселенского собора (680 – 681 гг.) стал запрет на напольные изображения креста. Это может свидетельствовать в пользу относительно ранней датировки мозаик Уваровской базилики, Загородного крестообразного храма, Базилики в базилике, где такие изображения присутствовали. Вышеописанные сюжеты встречаются как в напольных мозаиках херсонесских базилик, так и во фресковой живописи расписных склепов, что явственно свидетельствует о существовании некой системы росписи, художественной школы, в рамках которой развивалось монументальное искусство в Херсонесе – Херсоне (см. рис 5, 8). Мозаичные ковры, покрытые узором, были открыты в «Базилике в базилике» и в Уваровской базилике (рис. 9, 10). Демонстрируют абсолютную идентичность узоров с мозаиками полов в музеях Сирии (рис. 11, 12). Аналогичные связи просматриваются в мотивах окантовки мозаик (Херсонес (рис. 3, 13), Амафея (рис. 12)). Как уже упоминалось выше, распространенным сюжетом было изображение чаши. Один из вариантов – чаша в треугольнике (Апамея (рис. 14, 15), Херсонес (рис. 3)). Сосуды с произрастающим из них виноградом известны по мозаикам Базилики 1935 г. (рис. 1), Загородного крестообразного храма (рис. 4, 5), подобные сюжеты присутствует и в сирийских мозаиках (рис. 7). Отдельный интерес представляют композиции, на которых изображены птицы и чаши. Наиболее ранние изображения павлинов известны по херсонесским расписным склепам (середина IV – V вв. (рис. 8)). Мозаичные полотна с таким сюжетом покрывали полы церкви Богородицы Влахернской в карантинной балке (рис. 5). Аналогичные по сюжету и композиции мозаики были открыты и в сирийских церквях (рис. 6, 7). При этом, в обоих случаях можно говорить об относительно ранней дате создания «ковров», поскольку в композицию так же были включены «кресты» (рис. 16, 6). Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью утверждать, что длительные и тесные контакты между восточными провинциями Империи и Херсонесом – Херсоном имели значительное влияние на многие стороны жизни города. С распространением христианства с Востока были принесены и художественные традиции, получившие отражение в фресковых росписях херсонесских раннехристианских склепов, а в будущем и мозаичных полов церквей. Есть все основания говорить о существовании изобразительной традиции, нашедшей отражение в композициях напольных мозаик херсонесских и сирийских храмов. Не смотря на некоторые отличия отдельных элементов «картины», общий рисунок идентичен. Все это позволяет утверждать, что система росписи напольных мозаик Сирии и Херсонеса имеет общие корни. Наиболее логичным кажется заимствование такой системы художниками, покрывавшими полы херсонесских храмов, а возможно и принадлежность их сирийской художественной «школе».
Иллюстрации см. ниже.
Отредактировано куратором: христич, 20 Октября, 2010 - 15:47:36 |
|