|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Статуи взял. Но откуда информация, что медную Рею переделали при Феодосии? По моим данным - при Константине Великом. Могу указать на источник информации.
Отредактировано куратором: христич, 15 Июня, 2007 - 20:50:06 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 14 Июня, 2007 - 09:03:36 |
|
|
|
|
|
|
Филин Да уж укажите, а я дам комментарии. Комментарии к первоисточнику, которыми Вы пользовались - замечательные.
(Добавление) Филин Я еще небольшое дополнение забыл к ФОРТУНЕ. Сейчас его сделал. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Июня, 2007 - 10:25:18 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Ссылку дам завтра, нужно книгу в руки взять. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 14 Июня, 2007 - 11:51:26 |
|
|
|
|
|
|
Филин Хорошо. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Июня, 2007 - 11:57:23 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
христич Вот что пишет о статуе Реи Зосим: "Рассказывают, что Константин вследствие презрения к божественному приказал обезобразить статую Реи: он повелел уничтожить изображения львов с обеих ее сторон и видоизменил положение рук. Прежде она представлялась правящей львами, а теперь ей дано положение молящейся..." (А.П.Лебедев. Церковная история в свете предания. Исследования по истории древней Церкви. СПб 2005, "Изд-во Олега Абышко", стр. 254 - 260. Или тот же отрывок из "Новой истории" Зосима в другом переводе в книге Евагрий Схоластик. Церковная история в шести книгах. СПб 2006, "Изд-во Олега Абышко", стр. 577 - 582.).
О статуе Зосим также сообщает, что она по легенде была первоначально воздвигнута спутниками Ясона на горе Диндим, возвышавшейся над городом Кизик (там же).
Из его описаний "храма Фортуны" следует, что он примыкал к одной из сторон какого-то "огромного форума", причем на территории древнего Византия. Поэтому у меня есть некоторые сомнения, что речь идет об арке Золотых ворот.
А дополнительные сведения о языческих храмах Византия нужно искать у Исихия Милетского.
(Отредактировано автором: 15 Июня, 2007 - 06:16:33) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 15 Июня, 2007 - 06:15:31 |
|
|
|
|
|
|
Филин Что только более поздние авторы не приписывают Константину Великому: и постройки, и деяния. Даже те, которые относительно недавно после него жили ( Зосим, ориентировочно, 113-150 лет). Не говоря уже о еще более поздних. Итак, он "...вследствие призрения к божественному [т.е. языческому] приказал обезобразить статую Реи [Кибелы]..." - ну и т.д. Во-первых, Константин Великий ввел христианство в состав официальных религий, но с ее доминантой. Никаких разрушений и оскорблений идолов не было. Те статуи божеств, которые свозились в Новый Рим ( я не говорю об обычных произведениях), свозились с целью укрепить своей силой новую столицу, а не для глумления. Храм Св.Софии, в то время еще в виде базилики, являлся пантеоном Константинополя, в котором были собраны идолы. А, собственно, первой христианским храмом был храм Св. Ирины, входивший в комплекс пантеона, но весь посвященный христианству, выделяя тем самым его главенство. Они соединялись и у них была общая ограда. Т.е. это было одно здание. Во-вторых, вспомните саму церемонию официального открытия новой столицы и кто на ней присутствовал, и что было замуровано под колонной Константина. Да и сам процесс очерчивания стен города в 324 году, когда произошел знаменитый случай с орлом: кроме иерархов церкви в тот момент около него находились и языческие иерархи, которые дали толкование произошедшему. В-третьих, господствующей религией христианство стало при Феодосии Великом. Пошла волна гонений на эллинов, храмы, в лучшем случае, превращались в церкви, а в худшем - уничтожались, идолы выставлялись из сокральных мест на всеобщее обозрение, либо на них наносились христианские монограммы с целью нейтрализовать языческие силы. В-четвертых, мне, например, неизвестна вторая триумфальная арка Константина Великого, кроме т.н. Золотых ворот стен Константина. Вовсе не хочу сказать, что мои знания безукоризнены ( я- психически нормальный человек, служил в армии и у меня имеется военный билет), но, повторяю, второй номер мне неизвестен. Если ткнете меня в эту информацию носом - буду только благодарен. Ведь знаете, как отношусь к замечаниям в свой адрес. В - пятых, по поводу его сообщения через десятые руки ( и он это подчеркивает, как, впрочем и с информацией о Рее-Кибеле) о спутниках Ясона, воздвигнувшим на Дидиме эту скульптуру. Ясон и его спутники - личности исторические и не надо некоторым дядям и тетям головы народу морочить. Многие научные факты это подтверждают. Так вот: жили ребята в архаическом периоде Древней Греции. А первая статуя ( не статуэтка!) из бронзы (бронзовых листов по основе из дерева), посвященная в акрополь Спарты (Зевс Всевышний), принадлежит ученику скульпторов Скиллиада и Дипойна - Клеарху Регийскому. А его учителя жили в VI веке до Р.Х. Статуя Реи-Кибелы - произведение античного периода. Спутники Ясона, вероятней, посвятили на Дидиме либо скульптуру из дерева, либо, скорее всего, из камня. Но что она была куросом - однозначно. Сообщение Зосима бесценно, но, увы, не выдерживает никакой критики. Кроме своих выкладок отталкивался от информации Кондакова, Заборова и Тарояна.
(Добавление) Филин Нижайшая просьба: скиньте что-либо еще из этих комментариев по архитектуре и скульптуре. В Москве книга имеется, но у меня со временем - просто вилы. Света Божьего не вижу. Как только глотну кислорода - обязательно возьму, а пока, по возможности, прошу это сделать. Если руки не доходят - не надо напрягаться: потерплю. А то ведь, поверьте, просто зуд какой-то. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Июня, 2007 - 00:46:19 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
христич У меня к Зосиму отношение также "неоднозначное", но это хоть какой-то источник на который с той или иной степенью уверенности можно пытаться опереться. Я, собственно, поэтому и спрашивал: "откуда информация, что медную Рею переделали при Феодосии?" На что ссылаются Кондаков, Заборов и Тароян? Ни во сне же им это приснилось? Что касается Ваших размышлений о роли языческих статуй в раннем Константинополе - так я полностью с Вами согласен. Константин перед собой не ставил задачи искоренить язычество в империи. Но в принципе он мог отдать приказ о переделке статуи какого-либо языческого бога. Почему нет? Заменил же он изображением собственной головы - голову статуи Гелиоса. Кажется, это факт общепризнанный. По "храму Фортуны" я также ничего с уверенностью утверждать не могу. У меня были сомнения - я их высказал и назвал причину этих сомнений. Пока все. Легендарное свидетельство Зосима о происхождении статуи Реи, разумеется, нужно воспринимать критически. Но коли такая легенда существовала - почему бы о ней не упоминуть? А вот происхождение статуи из Кизика, на мой взгляд, вполне вероятно. Зосим у меня только в бумажном виде, но я посмотрю, что он там еще об архитектуре и скульптуре говорит. Сделаю выписки этих мест. К сожалению, отсканировать весь текст я не имею возможности. Если получится - купите абышковского Евагрия Схоластика. Там приложения очень интересные, в том числе и Зосим. А вот где найти сохранившуюся часть 6-й книги "Всемирной истории" И.Милетского, я понятия не имею. Вполне возможно, что его вообще на русский язык никогда не переводили. По крайней мере я этого текста нигде не встречал. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Июня, 2007 - 07:35:25 |
|
|
|
|
|
|
Филин
Я, торопясь с ответом, сформулировал, по Кибеле-Рее, его не совсем четко: то, что там был поставлен курос, повторяю, однозначно; но статуя эта, более поздняя и действительно могла находиться на Дидиме взамен той, древней. Откуда и привезена в город. Но куроса в Константинополе точно не было. Он же говорит, что-де привезена статуя, установленная спутниками Ясона. Просто это классический пример недоразумения.
А книгу в ближайшее время обязательно возьму. По остальным вопросам - чуть позже, а то меня уже гонят прочь от машины. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Июня, 2007 - 22:50:39 |
|
|
|
|
|
|
Цитата: Филин Итак, продолжу отвечать не по порядку Ваших вопросов , а в разнобой.
По Кибеле-Рее - закрыли вопрос. Хотя, могу еще добавить , что львы-то появились на арке Феодосия Великого после ее возведения. Они символизировали силу Кибелы-Реи (четырехкратную, т.е. сверхсилу), которой ее лишили, т.е. еще одно подтверждение, что акция была проведена при Феодосии Великом. ------- По Константину Великому и его отношению к языческим божествам. Вроде вопрос с Вами утрясли: да, уважал, да совмещал. Но Вы, совершенно справедливо, вспомнили ситуацию с золотой статуей Аполлона-Гелиоса, а говоря более точно - с заменой головы идола на голову императора ( но тоже с лучами). В этом действе не было ничего унизительного для божества, т.к., с точки зрения язычников, император являлся тоже божеством во плоти. И не где-то там на Олимпе, а здесь, в городе, под боком. Т.е. не было ущемление идола. Просто один равный чуть потеснил другого равного. Обычно в такой ситуации в пользу ущемленного что-то предпринималось: например, возводилась другая возместительная статуя и т.п. Вот здесь вопрос остается открытым. Если есть информация о том, что Константин, например, в Дельфах что-то сделал для храма Аполлона (а золотая статуя, возможно, к нему и относится), то все станет на свои места окончательно. А ведь он действительно чем-то компенсировал свой поступок. Интересно, чем? ----------- По источникам, которыми пользовались господа Кондаков, Заборов и Тароян: J.Overbek, Die antiken Schriftquellen zur Geschichte der bildenden Kunste bei der Griechen. Leipzig, 1868. Овербек, проделав титанический труд, составил огромный сборник с комментариями. Ни до него, ни после никто ничего лучшего не составлял и не давал столь великолепных комментариев. У меня есть несколько отрывков текстов и еще меньше - комментариев. Короче, слезы. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Июня, 2007 - 17:43:36 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
ЛЬВИНАЯ КВАДРИГА КИБЕЛЫ (РЕИ) – бронзовая скульптурная группа, привезенная в Константинополь из малоазийского города Кизик в IV веке. Представляла собой изображение богини Кибелы (Реи), управлявшей упряжкой из четырех львов. В новой столице империи изображение подверглось частичной переделке. Скульптура Кибелы была отделена от львиной квадриги, было изменено положение ее рук, и бывшая богиня приняла вид молящейся женщины. Эта статуя была установлена в бывшем языческом храме Великой матери (Magna mater), построенном еще в древнем Византии, но потерявшем религиозное значение в христианском Константинополе. При императоре Феодосии I Великом (379 – 395 гг.), в период между 388 и 391 годами, львиную квадригу, вероятно, установили на триумфальной арке Феодосия Великого, позже ставшей Золотыми воротами стен Феодосия.
Отредактировано куратором: христич, 20 Июня, 2007 - 22:09:47 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Июня, 2007 - 09:05:21 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУЯ ВОЗНИЧЕГО – бронзовая скульптура на разделительном барьере в северо-восточной части константинопольского ипподрома у поворотного Регийского столба, практически, напротив стартовых стойл (carceras). Представляла собой скульптурное изображение одного из олимпиоников, победителя в конских ристаниях. Привезена в Константинополь в IV веке. Возница был изображен в момент поворота колесницы влево, этим и объясняется место установки статуи. Разбита крестоносцами в 1204 году и пущена на монеты. -------------------------------------
(Добавление) КОЛОННА АФИНЫ или СКУЛЬПТУРА АФИНЫ ПАЛЛАДЫ – бронзовая скульптура Афины Паллады на колонне, установленная на форуме Константина между 324 и 330 гг. в паре со статуей Амфитриды http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=9 по бокам портика здания Сената http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=97 . Вывезена с Родоса. Статуя богини была аппликирована элементы одежды и вооружения, выполненные из бронзовых сплавов различных оттенков и цветов. Одежду охватывал пояс Ареса, на плечи была накинута эгида с изображением головы Медузы Горгоны. Древнегреческий шлем с конским хвостом, струящимся по ее плечам, был поднят, открывая лицо Афины, волосы мягкими волнами огибали ее лицо. Левая рука поддерживала складки платья, а правая рука открытой ладонью указывала на юг. Вероятно, на ладони помещалась скульптура совы, которая позже была утеряна. В ту же сторону был обращен взор девы, слегка склонившей голову. Общая высота памятника составляла около девяти метров. Весной 1204 года суеверная константинопольская чернь, решив, что статуя призывает в город латинян, разбила ее на куски |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Июня, 2007 - 17:17:42 |
|
|
|
|
|
|
Фрагмент сохранившейся статуи Афины ( Афины, IV век до Р.Х.), обнаруженной в тайнике, устроенном в Пирее афинянами, чтобы предотвратить их вывоз римлянами, выполненной в технике аппликации элементов одежды и вооружения из бронзовых сплавов различных оттенков и цветов. Высота скульптуры чуть более двух метров (2 м.35 см.), но композиционно она практически соответствует статуе, которая описана выше. Велика вероятность того, что являлись произведением одного мастера или школы. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Июня, 2007 - 22:38:36 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУИ БЫКА И ТАРАСКА – бронзовая скульптурная группа на разделительном барьере константинопольского ипподрома, имевшая общую мраморную базу. Представляла полную динамики и трагизма борьбу двух животных: одного, похожего на быка, но хищного, терзающего другого – покрытого колючей чешуей и напоминающего хвостатую черепаху. Судя по всему, второе животное было ядовито, поскольку бык был изображен отравленным и при издыхании, но не разжимающим при этом своей пасти, в которой погибал его противник. Второе животное считалось мифическим существом, именуемом «тараска», якобы обитавшим в болотах Нарбоннской Галлии. Скульптуры были пущены на монеты крестоносцами в 1204 году. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Июня, 2007 - 17:11:05 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУИ РИМЛЯНКИ И ГУННКИ – бронзовые скульптуры на одной из арок в западной части форума Константина в Константинополе. В 1143 году, собираясь в поход против венгров и узнав, что бронзовая статуя римлянки рухнула, император Мануил I (1143 – 1180 гг.), по совету своего астролога, приказал ее восстановить, а статую гуннки – уничтожить. Поход оказался удачным для византийцев.
(Добавление) СТАТУЯ НЕВЗНУЗДАННОГО КОНЯ - бронзовая скульптура на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Конь был изображен с раздутыми ноздрями и всем своим видом показывал возбужденно-настороженное состояние. По мнению видевших скульптуру она являлась одним из лучших изображений этих благородных животных. Разбита крестоносцами в 1204 году, а металл пущен на монеты. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Июня, 2007 - 22:12:27 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУЯ ХИМЕРЫ – бронзовая скульптура мифического чудовища с головами змеи, козла и льва, с телом собаки, стоявшая на разделительном барьере ипподрома в Константинополе. Привезена, вероятно, из Истмийского святилища Посейдона в IV веке. При императоре Феофиле (829 – 842 гг.), при угрозе вторжения славян, была использована для магических действий против врагов. Головы химеры были заговорены на трех славянских вождей и одновременно разбиты кувалдами. При этом две меньшие головы: змеи и козла были отбиты полностью, а львиную голову с одного удара отбить не удалось. По сообщениям византийских летописей этим был достигнут соответствующий магический результат. Главный вождь славян расправился с двумя другими вождями, получил рану в голову и отвел своих воинов от стен Константинополя. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году статуя химеры переплавлена на монеты
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 21 Июня, 2007 - 17:47:47 |
|
|
|
|
|
|
Химера. Бронза. Этрурия. V век до Р.Х. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Июня, 2007 - 15:24:30 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУИ КАЛИДОНСКОГО ВЕПРЯ И ЛЬВА – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Представляла собой нападающего на льва разъяренного вепря, чьи изображения восхищали реалистичностью. К началу X века скульптура вепря уже была повреждена, однако, по настоянию астролога, убедившего императора Александра (912 – 913 гг.) в том, что она является его воплощением, ей были восстановлены отбитые клыки и половые органы. Позже, по повелению императрицы Евфросинии, жены императора Алексея III (1195 – 1203 гг.), увлекавшейся магией и гаданиями, вепрю отбили кувалдой рыло и изуродовали еще множество статуй на ипподроме и в других районах Константинополя, что вызвало возмущение во всех слоях общества. В 1203 году по совету предсказателей и астрологов, император Исаак II (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.) приказал выломать бронзового вепря из скульптурной группы, и перенести его в Большой дворец, чтобы унять буйство константинопольской черни. После смерти императора вепрь был возвращен на ипподром. В 1204 году скульптура была разбита крестоносцами и пущена на монеты. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Июня, 2007 - 21:14:27 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУЯ ОСЛА И ПОГОНЩИКА – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображала кричащего осла и стоящего за ним погонщика. Первоначально была установлена в эпирском городе Никополе у мыса Акций императором Августом (27 год до Р.Х. – 14 год), в память одержанной победы над египетским флотом Марка Антония. В 31 году до Р.Х., в ночь перед битвой с Антонием Август, обходя посты, наткнулся на человека гнавшего перед собой осла. На вопрос кто он и куда направляется, погонщик ответил, что зовут его Никоном (греч. «Победитель»), осла – Никандром (греч. «Победитель людей»), и направляются они в лагерь Августа. Император счел это добрым знамением и позже приказал поставить в основанном им городе Никополе соответствующую статую. В IV веке изваяние было перевезено в Константинополь и установлено на ипподроме. В 1204 году крестоносцы, захватив столицу империи, разбили эту скульптуру и переплавили на бронзовые монеты.
(Добавление) СТАТУИ ПАРИСА АЛЕКСАНДРА И АФРОДИТЫ – бронзовая скульптурная группа, изображавшая Париса Александра передающего Афродите золотое яблоко богини Раздора. По мнению очевидцев, относилась к скульптурным шедеврам. Разбита крестоносцами в 1204 году и пущена на монеты. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Июня, 2007 - 22:38:08 |
|
|
|
|
|
|
СТАТУИ СЛОНОВ – две бронзовые скульптуры африканских слонов в натуральную величину, стоявшие в Константинополе на Элефантинских воротах, т.е. Слоновых, Большого дворца (см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=66&start=3 ), ведущих в триклиний Лавсиак, и давшие название этим воротам. Первоначально были, вероятней, частью слоновой квадриги императора Клавдия (41 – 54 гг.), возвышавшейся на триумфальной арке этого императора в Остии, главном римском порту. Слоны привезены в Константинополь в период между IV и VI веком. Уничтожены крестоносцами после 1204 года, разбившими статуи и пустившими бронзу на монеты. Сохранился римский барельеф с видом Остии, датированный рубежом II – III веков, изображающий, в том числе, и триумфальную арку Клавдия
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Июня, 2007 - 11:16:44 |
|
|
|
|
|
|
КОЛОСС ГЕРЫ – громадная бронзовая статуя богини Геры, супруги Зевса, стоявшая на форуме Константина в Константинополе, сделанная из кованых листов бронзы на каркасе, вероятней, работы Лисиппа. Статуя поражала не только своим масштабом, но и мастерством исполнения. В 1204 году колосс Геры был разбит крестоносцами, а бронза пущена на монеты. Бронзовые куски только от разбитой головы Геры с трудом поместились в четыре повозки.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Июля, 2007 - 23:42:10 |
|
|
|
|
|
|
КОННАЯ СТАТУЯ ТЕОДОРИХА ВЕЛИКОГО – позолоченная бронзовая скульптура, стоявшая в Константинополе первоначально около главных ворот Большого дворца, а позже перенесенная на форум Тавра. Воздвигнута в 484 году императором Зеноном (474 – 491 гг.) в знак благодарности остготскому вождю Теодориху Амалу, получившему в тот же год титул патрикия и консульское звание за его участие в борьбе против узурпатора Леонтия (484 – 488 гг.). Теодорих был изображен сидящим на коне с чешуйчатой уздой, со вскинутой вверх правой рукой и державой в левой руке. На мраморном пьедестале имелась посвятительная надпись на латыни. Статуя отличалась необыкновенно тщательной проработкой деталей и живостью образа. После 1204 года она была разбита крестоносцами и пущена на монеты. Во время разрушения скульптуры в правом переднем копыте коня был обнаружен тайник, а в нем небольшая бронзовая статуэтка, одетая в хламиду из овечьей шерсти, проткнутая гвоздем и облитая свинцом, которая вероятно использовалась для наведения «порчи» на Теодориха.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Июля, 2007 - 23:26:17 |
|
|
|