Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): « 1 2 [3] 4 5 6 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Арабская вязь на одной из стен храма
Прикреплена картинка:
att-4a0f23555026dla24.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 00:34:29
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Армяно-халкидонитские пещерные храмы Эгриташ, Кокар, Агачалты, Пюренлы Секи и Яланли в долине Ихлара, в Каппадокии (Константинопольский Патриархат).

В долине Ихлара находятся несколько пещерных храмов (Эгриташ, Кокар, Агачалты, Пюренлы Секи, Яланли), росписи которых вызвали оживленные дискуссии об их стилистической и иконографической принадлежности, поскольку они резко выделялись из общего ряда каппадокийских росписей и представляли, по мнению М.Рестле, отдельную группу (M.Restle. Wall paintings in Asia Minor. Reclinghausen, 1967. Vol.I). Авторы первой подробной публикации этих памятников Н. и М.Тьерри на основании сирийских источниках иконографии, стилистики росписей, близкой к коптским образцам, отнесли их к т.н. восточной группе, вернувшись к старой гипотезе о сиро-коптской традиции в Каппадокии (Thierry N. Nouvelles eglises rupestres de Cappadoce. Region du Hasan Dagi. Paris, 1963). Тогда же Ж.Лафонтен-Дозонь высказала предположение, что храмы долины Ихлара созданы армянской колонией, подтвердив это сопоставлением с миниатюрами некоторых армянских рукописей и фактом об установлении в этой местности армянских поселений Львом Мудрым. В более поздних статьях Н.Тьерри подтвердила предположение Лафонтен-Дозонь об армянском авторстве росписей данных храмов ( Thierry N. Notes critiques a propos des peintures rupestres de Cappadoce. //Peintures d’Asie Mineure et de Transcaucasie du Xe et XIe siecles. Variorum Reprints, London, 1977, pp.337-371).

Один из этих памятников - церковь Пресвятой Богородицы (Эгриташ) в долине Ихлара, привлекает внимание как яркий и бесспорный пример восточного типа росписей. Источниками иконографии ряда сцен являются апокрифы сирийского и армянского происхождения. Стиль росписи свода также позволяет предположить об участии восточных мастеров.

Архитектура и местоположение:

Храм является частью обширного пещерного монастырского комплекса и признан самым ранним в долине Ихлара. Он вырублен в скале перпендикулярно ее поверхности. Собственно храмовое пространство и нижележащая крипта являются одним объемом, разделенным в прошлом деревянными перекрытиями. Пазы для балок и пола-настила были врезаны в боковые стены церкви. Возможно, что это архитектурное решение более позднее, чем храм и его росписи, и возникло при обвале каменного пола. Храм утратил западную и часть северной стены; он прямоугольный в плане, с одной апсидой и слегка вогнутым сводом. В южной стене существует боковой вход, видимо, из нижних помещений. В южном входе расположены: Спаситель на престоле, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной. В небольшом пространстве входа сохранилась роспись. В южной и северной стенах вырублены орнаментированные ниши.

Исторические сведения:

На южной стороне восточной стены, справа от алтаря, сохранилась поврежденная ктиторская надпись, прочтение которой принадлежит N.Oikonomides и I.Beldiceanu-Steinherr (N.Oikonomides. The dedicatory inscription of Egri tas kilisesi (Cappadocia).//Harvard Ukrainian Studies VII, 1983, pp.501-506; I.Beldiceanu-Steinherr. Une tourma revelee par l’inscription de l’eglise Egri Tas de Cappadoce.//JOBG, 38 (1988), pp.395-420). Согласно прочтению, данный храм был создан при императорах Константине VII и Романе Лекапене (921-944) турмархом, начальником турмы Христофором. Рядом с надписью располагаются симметрично образы свв.Василия Великого и Григория Богослова. Ктиторская надпись и образы великих каппадокийцев принадлежат более позднему времени, чем роспись свода церкви. Ближе в краю апсиды находится еще более поздняя роспись - фигура св.Евпраксии (или Кириаки, или Параскевы) с ктиторшей (XI в.).

Система росписи:

Живопись в апсиде состоит из двух слоев, но оба в плачевном состоянии, сильно обгоревшие и потемневшие. В одном слое живописи возможно различить фрагменты композиции Вознесение; в другом - образ Богоматери на престоле в окружении архангелов. Фрагменты росписи уцелели на алтарной арке. В самом лучшем состоянии сохранности находится роспись свода. По различным мнениям она принадлежит VII, 2-ой половине IX - началу X в.; XI в. По центру расположен большой неравноконечный (латинский) крест, перекрестьем к западу; в полях креста и вне его располагаются по три яруса сюжетов. Четвертый, плохо сохранившийся ярус расположен ниже, на плоскостях южной и северной стен.

Программа росписи свода представляет собой богородичный цикл. В полях креста в первом ярусе с южной стороны, с востока на запад расположены: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы и служанка. В следующем, втором ярусе - Рождество Христово, включающее Поклонение пастухов и Омовение. Третий ярус: Сон Иакова, Бегство в Египет, Избиение младенцев. Четвертый ярус: Крещение, Вход во Иерусалим.

С северной стороны в первом ярусе, с востока на запад расположено Поклонение Богоматери. Во втором ярусе Благовещение у кладезя, Видение волхвов, приносящих дары ко Христу трех разных возрастов и фрагмент композиции пастухов, имена которых составляют магический квадрат (Sator, Areto, Tenet, Opera, Rotas, но сохранились только два первых имени). Третий ярус: Гефсиманский сад, Тайная вечеря, Омовение ног, Отречение апостола Петра. В четвертом ярусе располагается фрагмент сцены Жен-мироносиц.

Что касается иконографических источников, то сюжет Благовещения у кладезя содержится в Армянской книге Детства, а также в Евангелии Псевдо-Матфея и в Протоевангелии Иакова. Сюжет “Видение волхвов”, послуживший источником этого изображения, включен в сирийскую хронику VIII в. из монастыря Зукнин в окрестностях г.Диарбекира. В первой части этой хроники, содержится апокрифическое сказание о Пещере сокровищ, частью которого является рассказ о волхвах, узревших Христа в нескольких различных видениях. Также этот апокриф есть в Армянской книге Детства.

Стиль росписи восходит к стилю восточных миниатюр, сирийских или армянских. Отличительная черта фрагмента, включающего “Благовещение”, “Видение волхвов” - это белый санкирь личного письма. Во всей остальной росписи санкирь оливково-охристый.
Наличие двух сюжетов одного письменного источника приводит к мысли об армянском происхождении первоначальной росписи храма. Действительно, в приграничных областях империи преобладало армянское население. С начала арабского завоевания армянская эмиграция усилилась и особенно возросла в X-XI вв., причем большую часть составляли армяне-халкидониты, которые и могли быть авторами данных росписей (Ю.Н. Садовская (Москва). РОСПИСЬ ПЕЩЕРНОЙ ЦЕРКВИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЭГРИТАШ) IX-Х ВВ. В КАППАДОКИИ)

Тут я хотел бы выставить все наличные у меня фотографии этих пещерных храмов.

Карта долины Ихлара





Прикреплена картинка:
att-4a0ff7a3da0de3593.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 15:40:19
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): « 1 2 [3] 4 5 6 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0039 ]   [ Gzip выкл. ]