Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Колонна Аркадия [Страниц (4): « 1 [2] 3 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Константинополь. Форум Аркадия. Колонна Аркадия. Барельеф. Фрагмент. Рисунок Джентиле Беллини.
Сравните сюжет с барельефом колонны Феодосия. Собственно, ничего удивительного нет - колонна первоначально предназначалась Феодосию.
Прикреплена картинка:
att-47791368c24833a_1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Декабря, 2007 - 19:06:00
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Константинополь. Форум Аркадия. Колонна Аркадия. Барельеф. Фрагменеты.
Прикреплена картинка:
att-477914a9ee3a6bf_1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Декабря, 2007 - 19:11:21
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Предлагаю разбор сюжетов колонны Аркадия. Автор: Андре Грабар.

"...Из-за отсутствия памятников, которые одни могли бы подтвердить или отвергнуть эту гипотезу, небезынтересно бросить взгляд на рисун¬ки XVI века с колонны Аркадия, более точные, чем другие. Рассмат¬ривая последовательную серию эпизодов войны Феодосия против готов, которая заполняет спирали колонны, прежде всего поражаешься тем малым интересом, который уделяется сценам сражений. Их всего три или четыре, и они трактуются в довольно схематичной манере, детали не развиты: каждая битва, если судить об этом по рисункам, занимает приблизительно всего лишь треть спирали. Все или почти все остальное посвящено или нескончаемому шествию армии Феодосия по улицам Константинополя, или балканским кампаниям до Дуная, или сценам торжественных собраний, где император и его свита торжественно воз¬вышаются над толпой солдат; финальная сцена — это увенчание Фео¬досия-триумфатора. По сравнению с рельефами колонны Траяна, где изобилуют сражения и стычки, драматические сцены и полные движе¬ния эпизоды, некоторые мотивы которых вновь возникают на рассма¬триваемой скульптуре, в Феодосиевых рельефах, кажется, проявляет¬ся новый дух. Особенное внимание скульптора, как кажется, останав¬ливается на эпизодах, которые, позволяя ему показать ритмичные дви¬жения шагающей армии или официальное собрание, где священные обряды заменяют непосредственный жест, это те сцены, которые пока¬зывают мощь императора, изображенного во главе своей армии, и тор¬жественные акты его власти: это Феодосии, ведущий войска, обраща¬ющийся с речью к солдатам, принимающий парад и т.д. Почти всегда он появляется тут анфас, застывший в церемониальной позе и подня¬тый на подмостки, а иконография и стиль напоминают рельефы арки Константина в Риме или арки Галерия в Салониках. Цикл начинается и завершается увенчанием императора, которому крылатый гений или некий стоящий персонаж украшает голову лавровым венком. Победа, являющаяся темой всего цикла, оказывается, таким образом, представ¬ленной как нечто данное, предвидевшееся с самого начала и свершив¬шееся в момент финального увенчания. Это победа императора semper victor [лат. всегдашнего победителя], и к этому титулу художник дей¬ствительно нашел самые подходящие для изображения одной из основ¬ных идей императорской легенды формы.
Рядом с этим великолепием парадных сцен едва вспоминаешь о небольших композициях, относящихся к битвам, в которых и была одержана реальная победа. Рисовальщик, кажется, не слишком хоро¬шо их понял, но, насколько можно судить по его наброскам, на первом плане там был всадник на вздыбленном коне, попирающем врага. Не¬сомненно, что этот персонаж — император Феодосии, изображенный по одной из самых распространенных формул иконографии триумфато¬ров (см. ниже). Итак, сцены битв были в действительности сценами побед Феодосия, и в этом отношении только что изложенная нами ги¬потеза как будто подтверждается. Следует, однако, заметить, что на триумфальных рельефах Траяна (в настоящее время вделанных в арку Константина) фигура этого императора верхом на вздыбленном коне уже не господствует над сумятицей боя и что, следовательно, сцены битв на колонне Аркадия лишь следуют в этом отношении традиции римского триумфального искусства.
Но что действительно подтверждает нашу более общую гипотезу об эволюции в Византии исторической сцены подвига императора, это, как мы уже видели, — подбор сюжетов на колонне и предполагаемая им манера изображения императорской победы.

Древнейшее и одновременно наиболее известное, благодаря уже упоминавшимся неплохим рисункам XVI века, из сложных изображе¬ний, которыми мы располагаем (но на которые до сих пор не обраща¬лось достаточного внимания), занимало три стороны основания колон¬ны Аркадия (воздвигнутой Аркадием в 403 г. и разрушенной в 1729 г.). Обходя основание слева направо, можно было обнаружить на каждой из граней превосходно размещенную симметричную композицию, по¬деленную на четыре лежащих друг над другом пояса. Каждая из ком¬позиций вносит особенный оттенок в изображение триумфа Феодосия и Аркадия, главного сюжета всех этих рельефов; вероятно, мастер предполагал, что его скульптуру будут рассматривать в принятом нами порядке (это обычный порядок подачи циклов изображений во фризах или в сериях, а именно, слева направо).

Рисунок 1. Восточная сорона основания колонны Аркадия

Прикреплена картинка:
att-477fb3c1735c2XIII.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 05 Января, 2008 - 19:43:45
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Композиция восточной стороны (рис. 1) (табл. XIII) дает в верхнем поясе изображение двух летящих ангелов (Побед), которые несут на прямоугольном velum [лат. полотнище] почти равносторонний крест, а по бокам от них — двух вооруженных солдат. Два крылатых putti на концах того же пояса поднимают зажженные факелы, входящие, как известно, в число символов императорской власти2, намекая одновре¬менно на рождение света и на победу. Что касается центрального мо¬тива, его триумфальный характер очевиден: оба ангела имеют при¬вычную позу несущих венец или трофеи Побед, занимающих верх¬нюю часть фасадов триумфальных арок. Крест с двумя солдатами, связывающими его с произведениями эпохи Константина3, заменяет трофей или венец — знаки Победы. Следующий пояс изображает обо¬их императоров, подымающих правую руку традиционным импера¬торским жестом adlocutio [лат. обращения с речью], сжимающих в этой руке некий предмет (несомненно, тарра), тогда как в другой руке они держат скипетр, завершающийся римским орлом. Эти атрибуты, а также консульские костюмы — одновременно являющиеся костюма¬ми триумфаторов, — в которые, похоже, одеты оба императора, за¬ставляют нас считать эту первую композицию изображением празд¬нования триумфа согласно самым древним римским традициям1. Под¬тверждение этому мы находим в присутствии рядом с двумя протоспафариями с монограммой Христа на щитах и четырьмя высшими сановниками двух групп носителей signa довольно странного вида, на¬поминающих очень длинные fasces [лат. фасции, прутья], которых на рельефе было, вероятно, двенадцать. В самом деле, мы знаем, что в более позднюю эпоху в Византии сановники, называвшиеся «кандида¬тами», носили перед императором или поднимали вокруг него двена¬дцать особо ценных предметов, которые «Книга церемоний» называет «римские штандарты или «велум», стяги. Наш рельеф, дающий единственное их изображение, объясня¬ет второе наименование: действительно, на этих signa можно рассмо¬треть два куска ткани, свешивающиеся с верхнего конца «жезлов». С другой стороны, древность этого предмета оправдывает название «римских жезлов», которое давали им византийцы X века. Констати¬руя, что только эти особые знаки были представлены на рельефе (зна¬мена и обычные римские значки полностью там отсутствуют), мы име¬ем право заключить из этого, что уже в конце IV века эти двенадцать почитаемых предметов фигурировали на официальных церемониях двора. Что касается отсутствия константиновского креста и лабарума (позднее их носили перед императором вместе с этими «жезлами»), мы думаем, что эти две константиновские реликвии были представ¬лены на рельефе несомым Победами прямоугольным velum, на кото¬ром начертан крест. В находящемся ниже поясе по обоим краям об¬наруживаем персонификации Древнего и Нового Рима, а в середине — две симметричные группы togati [лат. людей в тогах], подносящие победоносным императорам лавровые венки. Эти изображения еще раз подчеркивают традиционный римский характер иконографии та¬кой композиции. Присутствие персонификаций обеих столиц говорит само за себя, тогда как тоги персонажей в середине согласуются с тра¬диционной римской модой, а их лавровые венки напоминают о древ¬нем обычае. Если эта церемония происходила в IV веке в тех же ус¬ловиях, что и в IX, когда она была восстановлена в Византии по слу¬чаю триумфального въезда Василия I, то персонажи, изображенные во главе togati, — это «эпарх» города и наместник им¬ператора во время его отсутствия, которые поднесли триумфа¬тору Василию I золотой венец и много лавровых венков «по древнему обычаю». В IX веке эта церемония происходила в Золотых во¬ротах.
Наконец, последний пояс отведен двум воспроизведениям августов¬ского мотива Победы, записывающей на «щите Доблести» совершенные подвиги, и внушительному показу трофеев, среди которых, в типичной позе скорби, — пленные варвары. Тоненькие колонны, разделяющие на три разные картины это собрание трофеев, возможно, заставляют вспомнить о портике, под которым складывали взятое у врага вооруже¬ние и где помещали пленников. Отметим, однако, что как здесь, так и на двух других сторонах основания изображение трофеев более услов¬но, чем все остальное: в самом деле, чем (если не копированием пред¬шествующих образцов) можно объяснить мифологическое оружие, например, обоюдоострую секиру и круглый щит амазонок (см. рельеф № 3) ? А при чем здесь, среди этой военной добычи, vexillum, отмечен¬ный монограммой Христа?

Рисунок 2. Южная сторона основания колонны Аркадия

Прикреплена картинка:
att-477fb467a922f_XIV.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 05 Января, 2008 - 19:46:31
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Композиция южной стороны (рис. 2) (табл. XIV) принимает располо¬жение, подобное предшествующему, с той, однако, разницей, что тро¬феи занимают тут верхний пояс и что поэтому изображения трех ос¬тальных поясов опустились на одну ступень: Победы, несущие христи¬анский знак, занимают вместо первого второй пояс; императоры и их свита — в третьем, а не во втором регистре; наконец, серия приношения теперь не в третьем, а в четвертом поясе. Очевидно, что эта модифи¬кация вызвана всего лишь отверстием, проделанным в верхней части основания (возможно, для того, чтобы дать свет устроенному внутри основания помещению, куда проникали через дверь, расположенную с противоположной стороны и видимую на рисунке № 3), которое разби¬ло бы на две части монограмму Христа, если обычный порядок сюже¬тов на фризах был бы сохранен. Мы говорим «обычный», ибо — как будет показано ниже — он воспроизводился на третьей стороне основа¬ния и, кроме того, соответствует определенному типу композиции, ко¬торую мы обнаружим на других памятниках. Так как особенность рас¬положения сюжетов на южной стороне вызвана технической причиной, мы не будем принимать ее во внимание в дальнейшем, считая располо¬жение всех трех композиций идентичным.
Оригинальность второго рельефа в другом. Эта центральная компо¬зиция — несомненно, самая абстрактная из всех, наименее зависящая от церемониала триумфа. Напротив, она в чем-то более «военная». Так, выбранный для этой композиции победоносный «знак», монограмма в лавровом венке, — тот самый, какой начиная с Константина (если не считать Альфы и Омеги), добавленных позднее) увенчивал лабарум и какой можно увидеть, но без венка, на шлемах, vexilla и щитах, то есть на воинских доспехах IV века. Оба императора, одетые на этот раз в воинское платье, держат маленьких Побед, которые увенчивают их, в ногах у них — колено¬преклоненные варвары. Этим изображениям не хватает всего лишь зна¬мени с закрепленной на конце древка императорского копья монограм¬мой (но она изображена выше), чтобы сделать их подобными одному из типов монет середины IV века, символизирующему императора — главу победоносной армии. Нам кажется, что именно здесь — смысл компози¬ции нашего рельефа, где все персонажи вокруг государя уже не столич¬ные togati, а, за одним исключением, военачальники в sagum или воору¬женные солдаты. В самом деле, в большинстве персонажей этой сцены мы узнаем высших военачальников: те же костюмы и позы мы обнару¬живаем в сцене коронации Феодосия солдатами в лагере на Дунае, вхо¬дящей в цикл изображений, рассказьшающий о войне с остготами, высе¬ченный на столпе этой же колонны. И возможно, что интересующая нас сейчас композиция основания, где жест увенчания доверен «маленьким Победам», лишь повторяет в более абстрактной форме финальную сцену повествовательного цикла, на который мы только что ссылались.
Это изображение празднования Победы, отмечающее конец воен¬ных действий, может быть логически сопоставлено с нижней компози¬цией, где персонифицированные завоеванные города и провинции (см. головные уборы этих персонажей) идут одни за другими навстречу победителю или неся зажженный факел, какой обычно держат, встре¬чая государя-«спасителя» при его торжественном вступлении в празд¬нующий город3, или поднося ему в знак покорности традиционные зо¬лотые венцы (на одном из венцов видны драгоценные камни, которы¬ми украшали лишь золотые предметы). Крылатые Ники с трофеями предшествуют этим персонификациям, таща за волосы варваров, которых они заставляют простереться ниц, чтобы засвидетельствовать их покорность императору. Словом, позволительно сказать, что, перехо¬дя от одной композиции к другой, мы, так сказать, не покидаем став¬ки армии Феодосия.

Рисунок 3. Западная сторона основания колонны Аркадия


(Добавление)
Рельефы западной стороны (рис. 3) (табл. XV) также проникнуты «во¬инским» духом: императоры носят то же платье римского полководца, что и на соседнем рельефе; два высших военачальника (?) и многочислен¬ные солдаты охраняют государей; монументальный трофей возвышает¬ся посредине третьего пояса, а Победы швыряют варваров к подножию этого победного символа, рядом с которым две персонификации пишут на вотивных щитах; многочисленные варвары несут приношения импе¬ратору (можно рассмотреть венец и зверя); наконец, фриз из трофеев и коленопреклоненных пленников дополняет композицию, над которой расположены две Победы, несущие латинский крест в лавровом венке, и колесницы Солнца (?) и Луны (?) или Дня и Ночи, которым предшест¬вуют летящие putti. Как и на первой композиции, titulus [лат. титул], несомненно с посвящением, вырисовывается на фоне верхнего пояса. Военный характер этой композиции настолько же очевиден, как и сосед¬ней сцены. По, рискуя ошибиться в толковании, мы считаем все же, что на этом рельефе можно разглядеть одну особенность, сближающую ее с первой композицией. В самом деле, главным сюжетом этого ансамбля, который, как и везде, занимает третий пояс (именно тут обычно концен¬трируется все действие), является процессия варваров, одновременно торжественная и живописная; выйдя из двух круглых арок-ворот, они движутся к императорам, у ног которых складывают свои приношения. Неподвижные государи и их споспешники как будто составляют группу официальных персонажей, стоящих на пути процессии пленников и го¬товых принять их ритуальное приношение. Короче говоря, мы считаем, что в изображении можно увидеть влияние триумфальной церемонии в столице или другом городе Империи, церемонии, другие эпизоды кото¬рой мы видели на рельефах противоположной стороны основания (№ 1). По нашему мнению, композиции № 1 и 3 дополняют одна другую, пред¬ставляя оба характерных момента Официального Триумфа: на одной стороне — дань уважения со стороны властей Империи и самодержец, ок¬руженный «римлянами» в тогах; на другой — приношение пленных вар¬варов и император среди своих полководцев и солдат.
Прикреплена картинка:
att-477fb50270e9cb_XV.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 05 Января, 2008 - 19:49:06
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Колонна Аркадия [Страниц (4): « 1 [2] 3 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0044 ]   [ Gzip выкл. ]