|
|
|
|
|
|
|
Врапский (или Аварский) клад
Найден в 1901 году у населенного пункта Врап, лежащего в 30 км. к юго-востоку от древнего Диррахия, в восточной части современной Албании. В музей Метрополитен поступил в 1917 году как дар Дж. Пирпонта Моргана.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Января, 2009 - 00:06:43) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:06:25 |
|
|
|
|
|
|
Обычно, говоря об этом кладе, указывают на его аварское происхождение (особенно, наряду с Перещепинским кладом хана Куврата, любят его в Болгарии; очень много ссылок на Врапский клад на болгарском языке в Сети). Действительно, в обработке золота и серебра аварские мастера многого достигли, а главное, сырья было очень много – золото и серебро в виде военной добычи, дани или платы за охрану границ поступало к аварам из Византии в огромном количестве. Золотых дел мастера входили в элиту этого народа, кочевавшего по степям Евразии. Но нельзя однозначно полагать, что все вещи клада имеют аварское происхождение. Часть из них выдает руку провинциального византийского мастера, в любом случае, изготовляя ряд предметов, мастер стремился повторить эталонные византийские образцы.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:07:32 |
|
|
|
|
|
|
Итак, клад состоит из комплекта золотых накладок на пояс, некоторые из которых явно не доработаны, а так же несколько сосудов из серебра, часть из которых полностью или частично позолочены: кувшин с греческой надписью: «Глас Господень над водами» (Пс. 28, 3); серебряное ведерко византийской работы VI века, два ковша, чаша и три потира. Особый интерес представляет собой один из потиров. В то время, как два других покрыты простым чешуйчатым орнаментом, рассматриваемая нами чаша украшена четырьмя чеканными фигурами, являющимися персонификациями четырех крупных центров Византийского мира: Кипра, Рима, Александрии и Константинополя, причем каждая фигура подписана на греческом языке. Занятно, как в этот список попал Кипр. Наводит на мысли о происхождении либо потира, либо мастера, его создавшего. Клад датируется 600-700 годами.
Ведерко. Серебро, VI век. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:09:49 |
|
|
|
|
|
|
Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:12:44 |
|
|
|
|
|
|
Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра, увеличенный фрагмент. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:13:52 |
|
|
|
|
|
|
Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Константинополя, увеличенный фрагмент. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 00:23:11 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Тоже отличный материал.
Потир с аллегорическими изображениями Рима, Константинополя, Александрии и Кипра, два других потира, ведерко и кувшин - однозначно византийская работа. Либо Фессалоники, либо Константинополь. Вероятней, все-таки, Фессалоники, кроме первого потира. Он на 100% - константинопольской работы, хотя, верно, сам мастер с Кипра.
Нет ли более детального фото кувшина?
Элементы пряжки, нашивных блях и пиал - также однозначно аварские. Пиалы, кстати, кумысные. (Это вовсе не значит, что из них не могли употреблять вино, или, скажем "смирновку"). По два отверстия в ручках - для тонких сыромятных ремней, которыми они крепились к поясу владельца. Элемент обычного джентельменского набора кочевника. Уплощенная форма обусловлена тем, чтобы не мешала во время движения верхом. ------------------------ Происхождение предметов, предполагаю, следующее: кумысные чаши и мелкие элементы убранства - либо сделаны из трофейного металла, либо из трофейных (в т.ч. полученных в виде откупа) монет, либо из монет, которые были получены в виде платы за те или иные услуги. Вероятней - первое, т.к. у них была нездоровая страсть к монисто для женщин.
Потиры, ведерко и кувшин - либо трофеи, либо дары. Первое - наиболее вероятно. ------------------------ Почему такой упор сделал на трофеи? Это период больше характерен боевыми столкновениями, набегами на империю, чем сотрудничеством. А отдавать в виде откупа посуду из драгоценных металлов не имело смысла, т.к. было вполне достаточно золота и серебра в монете.
Если же принять во внимание то, что для откупных можно было произвести эмиссию с большим содержанием меди, то вопрос о том, в каком виде конкретно это, например, золото, к аварам попадало, вообще можно снять. Более чем уверен, что чаши, если для их изготовления были пущены откупные, сделаны из низкопробного золота. Византия ведь...
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Января, 2009 - 08:06:41 |
|
|
|