|
|
|
БОЛЬШОЙ ИППОДРОМ ( или Большой цирк) - крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье, после Большого цирка в Риме. Использовался как место конских ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий и праздненств, проведения публичных актов связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнения смертных казней. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Первоначально, в византийский период, представлял собой сооружение из камня и дерева, характерное для богатого, но провинциального города, несмотря на стремление последнего обладать столь необходимым в социальном и престижном отношении сооружением. При императоре Септимии Севере, в 203 году, капитально перестраивается и по габаритам приближается к своим нынешним: 117,5 метров в ширину и 469,85 метров - в длину. При перестройке за эталон берется Большой цирк в Риме. Соотношение - примерно 1: 1,277. В массиве западной трибуны возводятся двое сквозных ворот, и, вероятно, зеркально - в восточной трибуне. Еще двое ворот находятся между левым и правым крыльями стартовых стойл и трибунами. Благодаря изогнутому фасаду стартовых стойл, опирающихся флигелями на трибуны и охватывающих по дуге северо-восточную оконечность спины, собственно стартовые стойла располагались наискось относительно продольной оси ипподрома: под острым углом к западной и тупым углом к восточной трибунам. В связи с расширением ипподрома и понижением рельефа местности, в его юго-западной части возводятся колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном, на которых возводится Сфенда - зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Ипподром облицовывается мрамором и дополняется скульптурными украшениями. Планы основания Второго Рима и переноса в новый город столицы Римской империи самым благоприятным образом затронули византийский ипподром, перешедший в разряд столичного. В 324 году, при императоре Константине Великом, начинается вторая капитальная перестройка сооружения, закончившаяся к маю 330 года. Ипподром приобретает тот вид, который, в последующие столетия, останется в памяти современников. В связи со строительством комплекса Большого дворца, примыкавшего к внешней стороне восточной трибуны, ворота в ней закладываются, за исключением северо-восточных ворот между восточной трибуной и стартовыми стойлами. Спина достигает 269 метров http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=28 . Над северо-восточной частью ипподрома, стартовыми стойлами, возводится великолепная надстройка с двумя башнями над крыльями сооружения и центральной, которая украшается знаменитой квадригой. Количество рядов зрителей увеличивается до шестнадцати. При этом глубина места, включая проход и собственно сиденья, достигает полутора метров. Высота мраморной скамьи - 0,38 метра, а ширина (в расчете на одного сидящего) - около 0,7 метра. Кафисма - императорская ложа на восточной трибуне не только дополнительно украшается, как, впрочем, и весь ипподром, но превращается в составляющую часть Большого дворцового комплекса, вплотную примыкающего к ней с внешней, восточной стороны. Несмотря на наличие ступеней и арки для возможности прохода к императору победителя ристания для награждения, кафисма является по существу укрепленным пунктом, позволяющим гвардии без труда сдерживать нападающих по ее периметру до эвакуации на территорию Большого дворца всех в ней находящихся http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=31&start=1#1187985141 . На нижнем ярусе была расположена т.н. ложа Пи, охватывающая Кафисму с трех сторон и рассеченная лестницей, ведущей к местонахождению императора. Над верхними зрительскими рядами возводится подиум со сквозным крытым портиком, кровля которого покоится на двух рядах восьмиметровых колонн. По обеим его краям, между колонн, устанавливается великолепная полуметровая решетка, играющая роль ограждения и позволяющая зрителям безопасно двигаться внутри. Сам портик является дополнительным проходом на верхние зрительские ряды и соединен с ними ступенями, а также соединен с лестницами входа-выхода из сооружения. Расширяются лестницы и многоуровневые выходы на трибуны, а также входные проемы. Все это позволяет зрителям, как и прежде, несмотря на увеличение количества мест до 30-35 тысяч, в течение до десяти минут занять свои места или покинуть ипподром. Расширяются и обустраиваются места общественного пользования в самих трибунах: афедроны - туалеты с водяным смывом и торговые площади под лавки. Ипподром дополнительно украшается произведениям искусства, свозимыми со всей империи. Статуи раполагаются на Спине, по краям подиума портика, на оконечностях зрительских трибун, Кафисме, судейской трибуне и на здании стартовых стойл ( с http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14 и далее). После антиэллинских указов императора Феодосия I Великого (379-395 гг.) 384-385 и 391 годов и повсеместного закрытия или уничтожения языческих храмов, статуи и древнейшие сакральные изображения богов были выставлены в публичных местах, в том числе на константинопольском ипподроме (конные статуи братьев Диоскуров, сакральное изображение Арктура и т.д.). Как и в ранний период существования, над трибунами натягивался матерчатый тент, двигавшийся с помощью лебедок по направляющим, крепившимся в верхней части трибун. Позже, с началом производства шелка, открытая часть кафизмы над знатью закрывалась шелковой материей. К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки трибун из дерева на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Это, однако, резко повысило пожароопасность сооружения. Именно ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 годы - восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещение, жаровни торговцев), а в результате вандализма схлестнувшихся между собой партий ипподрома - "синих" и "зеленых", и примыкавших к той, либо иной сторонам "красных" и "белых". Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания "Ника!" в 532 году при императоре Юстиниане I Великом (527-565 гг.). Сгорели надстроенные трибуны из дерева, очень сильно пострадали остатки сквозного портика и верхние ряды мраморных трибун. Но позже, еще при Юстиниане I, ипподром был восстановлен. Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) на разделительном барьере возводится обелиск ( т.н. "Обелиск Константина") в честь своего деда - императора Василия I (866-886 гг.). Практически это была последнее архитектурное сооружение, возведенное на ипподроме в имперский период существования города http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=17 . Подражая Константинополю, Великий князь Ярослав Мудрый (1016-1018 гг. и 1019- 1054 гг.) устроил в Киеве ипподром, причем, с кависмой для княжеской семьи и бронзовой квадригой, которую вывез из Херсонеса Таврического Св. Владимир. Возведение его относится ко второму периоду правления, т.е. между 1019 и 1054 годами. Латинская оккупация и период, предшествующий ей явились одними из самых мрачных для сооружения. Сгорела вся надстройка западной трибуны. От высокой температуры верхние зрительские ряды и остатки колонн портика вплоть до сфенды превратились буквально в пыль. Подавляющее количество статуй было разбито, и металл пущен на монеты. Часть статуй, в том числе Квадрига, были вывезены в Западную Европу. К немногим сохранившихся можно отнести Змеиную колонну, все египетские обелиски, посвятительные императорские колонны (без статуй), остов Обелиска Константина, сакральное изображение Арктура, статую Справедливого и четыре мраморных изваяния в кависме. После 1261 года на ипподроме ристаний не проводили ( последние прошли в 1204 году), хотя его территория использовалась аристократической молодежью для игры в поло и проводились всевозможные праздненства и торжества. В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец. После захвата Константинополя турками в 1453 году ипподром превратили в каменоломню для возведения построек и, в первую очередь, мечети Мехмеда Завоевателя, на строительство которой были использованы, в частности, колонны ( кроме уцелевших колонн сфенды). Сама территория сооружения, постепенно затягивающаяся культурным слоем, использовалась турками примерно в тех же целях, что и византийцами: для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или протестов янычар против верховной власти. В настоящее время массив сооружения находится до четырех метров в глубину от современного уровня почвы. Доступны просмотру лишь колоссальные аркады сфенды на юго-западной оконечности, несколько элементов восточной трибуны и фрагмент западной трибуны, возвышающийся над уровнем земли примерно на девять метров. Из украшавших его скульптур и архитектурных сооружений известны лишь: Квадрига, Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна. Достоверной информации и каких-либо других сохранившихся произведениях искусства, кроме барельефов и баз от скульптур, нет. ----------------------------------------------------------------------------
ГИСПРЕКС - стартовый механизм в стойлах (carceras) ипподромов. Представлял собой канат, натянутый между двумя штангами, основания которых были зажаты в перекрученных канатах, либо воловьих жилах, по аналогу нижней части катапульты. Штанги приводились в вертикальное положение и фиксировались. После сигнала "старт", распорядитель, с помощью веревок, освобождал фиксаторы и штанги, вместе с заградительным канатом, падали во внешнюю сторону от стойл, освобождая проезд. ---------------------------------------------------------------------------- КАРЦЕРЕС - http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=80 ---------------------------------------------------------------------------- СФЕНДА – юго-западная оконечность Большого ипподрома в Константинополе. Представляла собой скамьи, расположенные в виде полукруглого амфитеатра с внешним радиусом 58,75 метра, напротив поворота беговой дорожки. Сфенда была возведена на массивном кирпичном основании (субструктуре) и облицована мраморными плитами. В верхней части находился сквозной портик в виде стоящих полукругом в два ряда колонн, перекрытых массивными мраморными архитравами под черепичной кровлей. Первоначально это была часть общего портика, охватывавшего трибуны по периметру в ранневизантийский период. В то время собственно над сфендой высились двадцать семь пар колонн ( 54 штуки). К 1453 году количество стоящих там колонн сократилось до тридцати семи. После 1533 года оставшиеся элементы портика были использованны турками в своих постройках. Основание сфенды сохранилось до наших дней. ----------------------------------------------------------------------------- СПИНА - http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=28
|
|