Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Х" Ч.2 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Храм Богоматери Фаросской (храм Богородицы при маяке; храм Владычицы Икокиры) – главное святилище Большого дворца в Константинополе, сооруженное в VIII в., принадлежавшее византийским императорам. Храм Богоматери Фаросской находился недалеко от маяка, отсюда и название; стоял на холме и был окружен насыпной террасой, примыкавшей к Хрисотриклинию. Часть элементов интерьера, богато украшенных драгоценными камнями и жемчугом, была выполнена из серебра, в том числе позолоченного, и золота. Стены храма были выложены цветным и декоративным камнем и великолепными мозаиками. Описание мозаик сохранилось в гомилиях патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). По свидетельству патриарха «хор апостолов и мучеников, а также пророков и патриархов заполнял весь храм своими ликами и делал его прекрасным». 25 декабря 820 г. в его алтаре был убит заговорщиками – сторонниками Михаила Травла – император Лев V Армянин (813 – 820 гг.), отбивавшийся от убийц священными сосудами. После перестройки при императоре Василии I Македоняние (866 – 886 гг.) храм представлял собой относительно небольшое однокупольное трехапсидное здание с четырьмя колоннами в интерьере подкупольного пространства. Имел сложную систему естественного освещения. В этом храме было сосредоточено более двух десятков наиболее значимых христианских реликвий: части Святого Креста, Тернового венца, Святого Копья и Трости, один из Гвоздей, Багряница и Погребальные пелены Спасителя, Мандилий, Святое Чрепие и другие. Все святыни, за исключением Мандилия и Святого Чрепия, подвешенных в реликвариях на серебряных цепях в арках подкупольного пространства, хранились в южном пределе в специальном прозрачном хранилище-витрине из ценных пород дерева и полированных пластин горного хрусталя. В 1201 г. скевофилаксом Николаем Месаритом святыни храма были дважды в один день спасены от разграбления восставшей чернью, ворвавшейся на территорию Большого дворца. Первый раз – его красноречием, второй – силой оружия дворцовой гвардии, которой он руководил в храме. В 1204 г. храм Богоматери Фаросской был дочиста ограблен крестоносцами. В 1247 г. святыни за колоссальную сумму были проданы императором Латинской империи Болдуином II французскому королю Людовику IX Святому, и помещенны в 1248 г. в специально возведенную в Париже часовню-реликварий Сент-Шапель, являющуюся репликой храма Богоматери Фаросской. В 1793 г., по указу революционного правительства, реликвии были изъяты и частично переданы для изучения в Национальную библиотеку. Остальные, выброшенные на одну из городских помоек, бесследно исчезли.

Храм Богоматери Халкопратийской – одно из важнейших богородичных святилищ Константинополя, построенное в середине V в. при попечительстве старшей сестры императора Феодосия II (402 – 450 гг.) августы Пульхерии в квартале медников (халкопратов), в ста пятидесяти метрах от храма Святой Софии. Храм служил местом хранения ряда святынь, в том числе Пояса Богородицы. Первоначально здание было чуть больше часовни. Позже, перестроенное императором Василием I (866 – 886 гг.), стало представлять собой трехнефную базилику с трехгранной апсидой без приалтарных помещений, однако в здании имелись дополнительные проемы, обращенные к Святой Софии и Большому дворцу. На северо-западном краю атриума располагалось шестигранная пристройка, служившая, вероятно, баптистерием. Перед апсидой имелась маленькая крестообразная крипта с лестницей на восток. Неизвестно какая реликвия там хранилась, поскольку Пояс Богородицы помещался в реликварии на самом алтаре, над криптой. Храм Богоматери Халкопратийской и Святая София имели единый причт. После падения Константинополя в 1453 г., храм был почти полностью разрушен, а строительный материал использован турками для возведения близлежащих зданий: мечети, школы и жилых домов. В настоящее время здание находится в крайне ветхом состоянии и частично используется под жилье со стороны северного фасада.

Храм Великой Матери (Реи) – языческое святилище древнего Византия, постройку которого историк Зосим ошибочно приписывал императору Константину Великому (306 – 337 гг.), также как и установку в нем медной статуи богини Реи. На самом деле, статуя Кибелы (Реи), привезенная в столицу из города Кизик, была переделана в христианском духе и только после этого установлена в здание древнего храма, потерявшего свое религиозное значение в новой христианской столице Римской империи.

Храм Всех Святых – один из самых значимых храмов Константинополя, возведенный в 896 – 897 гг. императором Львом VI (870 – 912 гг.) в память его почившей и канонизированной супруги Феофании. Храм Всех Святых был сооружен из материала разобранного для этого храма Святого Стефана в Сигме, его купол позже был украшен бронзовой группой, изображающей, императора Михаила VII (1060 – 1078 гг.), вручающего модель столицы архангелу Михаилу. До разрушительного землетрясения в 1206 г., в храме хранилась голова апостола Филиппа, перенесенная затем в монастырь Богородицы Панахранты, а в 1245 г. вывезенная в Западную Европу. Разбитую скульптурную группу крестоносцы пустили на монеты, а остатки храма затем были разобраны и использованы для восстановления сильно пострадавшего от землетрясения южного участка стен Феодосия, в том числе левого фасада Золотых ворот.

Храм Гроба Господнего – 1) христианское святилище в Иерусалиме, сооруженное в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.) в 325 – 335 гг. на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Перед строительством этого храма, по инициативе иерусалимского епископа Макария, на Никейском Вселенском соборе в 325 г. император Константин Великий дал разрешение на снос храма Венеры на горе Голгофа, построенного после 134 г. от Р.Х., и проведение там раскопок для поиска христианских святынь. В ходе раскопок был обнаружен Животворящий Крест и Гроб Спасителя, от которых немедленно начались чудеса и исцеления больных. В том же 325 г. началось строительство мартирия над местом погребения Христа. Это сооружение представляло довольно обширную базилику с ротондой, имевшей полусферический купол, над Гробом Господним. Богатство интерьера сооружения соответствовало его священному значению. Двойные колонны, капители которых были покрыты золотом, рассекали базилику на три нефа. Квадры (пластины) потолка также были золочеными. Базилика сообщалась тройными воротами с храмом Вознесения (Анастисисом). Интерьер Анастасиса украшали плиты из разноцветного мрамора, а внешние стены были облицованы белым полированным мрамором. Сам Гроб Господень был окружен двенадцатью великолепными колоннами по числу апостолов. На колоннах стояли чаши из серебра, подаренные храму Константином Великим. Этот храм был разрушен персами и иудеями в 614 г.; 2) второе христианское святилище, построенное на месте разрушенного первого храма после 629 г., в правление императора Ираклия I. Первоначальное восстановление Святых мест в Иерусалиме началось между 616 и 626 гг., под патронажем жены-христианки шаха Хосрова II, дочери императора Маврикия. Под непосредственным руководством преподобного Модеста, настоятеля монастыря Святого Феодосия Киновиарха, позже ставшего иерусалимским патриархом, были возведены три здания: храм Воскресения, храм Креста и Голгофский храм. В 629 г. началось воссоздание самого храма Гроба Господнего. Вероятно, второе зданиея, в основном, соответствовало плану первого. В 746 г. в результате сильнейшего землетрясения произошло обрушение купола восстановленного храма, но до 747 г. повреждения были устранены. В 967 г. мусульманские и иудейские фанатики вновь разграбили и сожгли храм, но через девятнадцать лет, в 976 г., он был восстановлен в прежнем великолепии на средства императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). При халифе аль-Хакиме (996 – 1021 гг.) христиане, находящиеся на контролируемых мусульманами территориях, подверглись жесточайшим гонениям. Почти все храмы были снесены или превращены в мечети. Храм Гроба Господнего по приказу халифа был снесен в 1009 г., что стало одним из поводов для организации Первого крестового похода; 3) третье христианское святилище, возведенное на месте разрушенных первых двух в 1036 – 1048 гг. Строительство началось после достижения договоренности с арабами императора Михаила IV (1034 – 1041 гг.), и закончилось уже при императоре Константине IX Мономахе (1042 – 1055 гг.). На последнем этапе работ была проведена перестройка ротонды над Гробом в полноценный храм с прибавлением галереи и апсиды. Однако захватившие в 1099 г. Иерусалим крестоносцы посчитав, что здание не соответствует своему значению, начали его капитально перестраивать. Основной объем строительной деятельности пришелся на сороковые гг. XII в.; завершенный храм был освящен 15 июля 1149 г. До наших дней практически без изменений сохранились: предел Ротонды Святого Гроба на восточной стороне и три нефа с хорами в виде амфитеатра – на западной стороне. С 1100 по 1187 гг. в храме производились захоронения монархов Иерусалимского королевства, а с 1136 г. там проходили церемонии их коронации. В 1244 г. хорезмийская армия под предводительством монголов подвергла Храм Гроба Господнего разграблению и частичному разрушению. Восстановление храма после этого, в условиях мусульманского господства на Святой Земле, продолжалось на протяжении нескольких веков и было завершено лишь к 1719 г., и в том же году здание было частично перестроено. В 1808 г. храм вновь сильно пострадал от пожара и был восстановлен к 1810 г. Значительные пожары с последующими восстановительными работами происходили также в 1868 г. и в 1947 – 1949 гг.

Храм Диоскуров – языческое святилище древнего Византия, после основания Константинополя ставшее составной частью Большого ипподрома, перестроенного императором Константином I Великим (306 – 337 гг.). Конные статуи молодых воинов Диоскуров, оказавшиеся в аркадах ипподрома, сделались его естественным украшением.

Храм Иоанна Крестителя (Предтечи, Продрома) – 1) октогональное святилище в константинопольском предместье Евдом, на седьмой миле от центра города. С V в. в нем хранилась верхняя часть головы Иоанна Крестителя, обретенной незадолго до строительства храма в городе Эмеса. Несколько раз храм подвергался разрушениям в результате землетрясений и к середине VI в. находился в плачевном состоянии. По инициативе императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) храм Иоанна Крестителя был практически отстроен заново. Затем это здание восстанавливалось при императоре Василии I (866 – 885 гг.). После его очередного обрушения, мощи Иоанна Крестителя перенесли в Студийский монастырь; 2) мартирий в сирийском городе Эмеса (совр. Хомс), сооруженный около 341 г., в правление императора Констанция II (337 – 361 гг.), на месте снесенного храма Аполлона. При императоре Феодосии II (402 – 450 гг.) мартирий стал храмом во имя святого пророка Иоанна Крестителя и местом хранения его головы, обретенной в Эмесе. Здание представляло собой базилику площадью 85 на 20 метров, рассеченную на три нефа двумя рядами двойных пятиметровых колонн из красного гранита. Внутреннее пространство храма, скорее всего, охватывала галерея для женщин (гинекей) на втором ярусе. В 636 г., после арабского завоевания, храм Иоанна Крестителя был превращен в мечеть и позже, после землетрясения, перестроен. К настоящему времени от первоначальной постройки частично сохранилась западная часть с нарфиком (притвором); 3) мартирий в сирийском городе Дамаске, сооруженный на рубеже IV – V вв. на месте грандиозного языческого храма Юпитера (постройки III в. от Р.Х. частично сохранились) и первоначально посвященный святому Захарию. В правление императора Ираклия I (610 – 641 гг.) мартирий был капитально перестроен, переименован во имя святого Иоанна Дамаскина и стал местом хранения его мощей. С того времени сооружение представляло собой базилику, рассеченную на три нефа двумя рядами аркад на колоннах-сполиях коринфского ордера из храма Юпитера. На аркадах первого яруса находились меньшие колонны коринфского ордера, также несущие аркады, а на них стены второго яруса, прорезанные оконными проемами. Храм имел деревянные перекрытия и черепичную кровлю. Первоначально внутри боковых нефов, вероятно, имелась галерея для женщин (гинекей). Верхние части северной и южной стен были прорезаны оконными проемами. После захвата Дамаска арабами в 635 г., христианские мозаики храма были срублены со стен. Западную часть здания превратили в мечеть, а восточную оставили христианам. В 705 или в 709 гг. по приказу халифа Халида ибн аль-Валида арабы отобрали и восточную часть храма у христиан. К 715 г. здание было перестроено в мечеть и украшено исламскими мозаиками, созданными приглашенными византийскими мастерами. Под арабским владычеством здание стало называться «храмом Иоанна Крестителя», поскольку там хранилась часть мощей этого святого пророка, почитаемого и мусульманами. Крипта с мощами Иоанна Крестителя в центральном молельном зале сохранилась до наших дней, к ней разрешен доступ христианам.

Храм Панагии Перивлепты – христианское святилище в Мистре, построенное в середине XIV в. на частные пожертвования. В архитектурном отношении храм принадлежит к двухколонному крестово-купольному типу, он не имеет нарфика, а западная ветвь креста (в плане) значительно удлинена. Изнутри храм украшен хорошо сохранившимися фресками, которые по своим художественным достоинствам причисляются к выдающимся памятникам поздневизантийского изобразительного искусства. Одной из самых замечательных фресок Панагии Перивлепты является изображение Божественной литургии на северной стене. В центре композиции Христос Первосвященник, стоящий под балдахином; перед ним проходит процессия ангелов, несущих предметы, необходимые для совершения евхаристического жертвоприношения. В центре алтарной апсиды изображена Богоматерь Платитера, а в верхней части свода представлена сцена Вознесения. Храм Панагии Перивлепты обладает единственной сохранившейся в Мистре купольной фреской, на которой в центре изображен Христос Пантократор, а по бокам от него, по нижней окружности купола, расположены херувим, Дева Мария с двумя ангелами, два пророка и сцена Этимасии. Стены храма внутри украшены картинами Страстей Христовых, из которых наиболее выразительны композиции: Снятие с креста (на южной стене) и Сошествия во Ад (на западной стене). Кроме того, практически по всему периметру стен идет канва со сценами из жизни Богоматери, включающая и знаменитое изображение Успения Богородицы на северной стене, непосредственно над входом в храм. В художественном отношении фрески Панагии Перивлепты были предвестниками иконографического стиля Критской школы, который стал преобладать в поствизантийской православной церковной живописи.

Храм Святого Аполлинария Нового (Сан-Аполлинаре Нуово) – христианское святилище в Равенне, основанное королем Теодорихом Великим вблизи его резиденции в первой четверти VI в. Изначально храм принадлежал арианской церкви и был посвящен Христу Спасителю, однако в 561 г., после изгнания готов из Равенны, его переименовали в честь святого Мартина Турского. Имя святого Аполлинария храм получил в 856 г., когда в него перенесли мощи этого святого из базилики Святого Аполлинария в Классе. Внешний вид святилища со времени его основания претерпел ряд существенных изменений, затронувших портик, фасад, апсиду и атриум, и в результате современный облик храма весьма далек от первоначального. Изнутри храм Святого Аполлинария Нового, представляющий собой базилику, разделенную на три нефа двадцатью четырьмя колоннами коринфского ордера; средний неф намного шире боковых. Первоначально весь интерьер, включая апсиду, был украшен мозаиками на арианские сюжеты. Еретические мозаики апсиды частично были переложены в VI в. На сегодняшний день в удовлетворительном состоянии сохранились лишь мозаики на боковых стенах большого нефа, расположенные в три ряда, хотя и они подвергались изменениям. Из сцены поклонения волхвов, например, удален король Теодорих, возглавлявший процессию. В верхнем ярусе изображены двадцать шесть сцен из жизни Христа, расположенные в хронологическом порядке. Ниже, между окнами, представлены фигуры шестнадцати пророков и святых, идущих ко Христу за мученическими венцами, а еще ниже, над аркадой, на левой стене изображен дворец Теодориха и порт Классе на правой стене. Там же процессия из двадцати шести мучеников, включающая святого Аполлинария и возглавляемая святым Мартином, идет к восседающему на троне Христу в императорских одеждах. На противоположной стороне, двадцать две святые жены, ведомые тремя волхвами, направляются к Богоматери с младенцем Христом. Как показали исследования, на фоне дворца и стены порта Классе находились фигуры, которые были уничтожены при переделке мозаик епископом Аньелло в шестидесятых гг. VI в. Эти фигуры изображали людей из свиты Теодориха.

Храм Святого Виталия (Сан-Витале) – христианское святилище в Равенне, заложенное епископом Экклесием в 525 г., во время остготского господства, на предполагаемом месте мученичества святого Виталия. Основные строительные работы начались в 538 г. и закончились в 547 г., уже при византийских властях. Законченный храм был освящен епископом Максимианом. Главным ктитором возводившегося храма был византийский магнат Юлиан Аргентарий, но при этом официальным куратором строительства, скорее всего, выступал сам император Юстиниан Великий. Храм, сохранившийся до наших дней, представляет собой восьмиугольный купольный мартирий византийского типа с внешним нарфиком, расположенным под углом к оси здания. Центральное подкупольное пространство базилики охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресвитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Храм Святого Виталия знаменит своими мозаиками – одними из лучших сохранившихся образцов изобразительного искусства эпохи Юстинина Великого. Мозаики покрывают апсиду, арки и пресвитерий. В конхе апсиды представлен восседающий на земной сфере Христос Эммануил. Левой рукой Он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы святому Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар Христу модель основанного им храма. Мозаики боковых стен апсиды изображают императора Юстиниана (слева) и императрицу Феодору (справа) в окружении придворных. В свите императора находятся полководец Велизарий и епископ Максимиан. На своде пресвитерия изображен медальон с мистическим Агнцем, который поддерживают четыре ангела, а на стенах – парящие ангелы, несущие медальоны с крестами, сцены Гостеприимства Авраама, Жертвоприношения Авраама, Авеля и Мелхиседека, фигуры пророков Иеремии и Исайи, а также три сцены из жизни Моисея. На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, двенадцати апостолов и сыновей святого Виталия: святых Гервасия и Протасия. Наконец, на триумфальной арке представлены два летящих ангела, которые несут медальон с крестом, и два града: Иерусалим и Вифлеем.

Храм Святого Димитрия – главный храм Фессалоник, посвященный святому покровителю этого города, основанный в середине V в. Леонтием, префектом Иллирика, на месте терм. По окончании строительства в храмовой крипте была помещена рака с мощами святого (его кровью в сосуде или на куске материи), а в левой части центрального нефа был сооружен мраморный киворий с шестиугольной крышей, в котором стояло серебряное ложе с ликом святого Димитрия. Позже мраморный киворий был замен на посеребренный. Вследствие пожаров храм неоднократно перестраивался и свой окончательный вид обрел только после масштабной реставрации во второй половине VII в., получив форму эллинистической базилики с пятью нефами, атриумом, нарфиком и трансептом. Нефы были отделены друг от друга рядами из пятнадцати колонн. С X в. мощи святого Димитрия стали источать мирро, которое своей исцеляющей силой привлекало в храм множество верующих. Благодаря этому храм Святого Димитрия стал известен далеко за пределами Фессалоник. В 905 г. он серьезно пострадал при нападении на город арабских пиратов. В 1185 г. храм был разорен сицилийскими норманнами, но впоследствии большая часть ценностей была возвращена. Значительные ремонтные работы в здании проводились в 1319 – 1320 гг. по поручению императора Михаила IX, посетившего перед этим Фессалоники. Тогда была заново сделана крыша и подновлены колонны. После перехода Фессалоник под власть турок, храм Святого Димитрия был оставлен христианам. В это время к нему был пристроен сводчатый перистиль, с фиалом для святой воды. Однако в 1493 г. здание было отобрано у христиан и превращено в мечеть. Базилика возвратилась к Православной Церкви только в 1912 г., когда греки заняли Фессалоники, однако в 1917 г. в храме произошел сильнейший пожар, уничтоживший большую часть его внутреннего убранства, в основном, в верхней части здания. Оставшиеся зарисовки утраченных фресок и мозаик, а также их сохранившиеся фрагменты позволяют говорить о большом мастерстве их создателей. Мозаиками были украшены боковые нефы и алтарь, при этом самые ранние датируются V – VI вв., а самые поздние – XII в. По большей части они посвящены сценам из жизни святого Димитрия, хотя традиционными для украшения храмов уже в то время были сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Из ранних мозаик уцелели картины, изображающие святого Димитрия в окружении различных персонажей: двух детей, двух ангелов, четырех священников, двух архиереев, курировавших реставрацию VII в., и других фигур, а кроме того два портрета святого. В ходе ремонта после пожара 1917 г. были открыты более поздние мозаики, изображающие, в частности, святого Луку Фокидского из города Стейры, Григория Паламу и святого Иоасафа, а также несколько сцен из жизни святого Димитрия.

Храм Святого Павла «за стенами» (Сан-Паоло фуори ле Мура) – христианское святилище в Риме за стенами Аврелиана, возведенная на легендарном месте прощания святых апостолов Петра и Павла в день казни Павла, там, где апостол Павел был впоследствии похоронен, и где была устроена его усыпальница. Первый небольшой храм был построен в этом месте в правление императора Константина Великого и освящен в 324 г., однако в 386 г. по указанию императора Феодосия I его разобрали и начали возведение базилики большего размера. Новое здание было освящено в 390 г., но его отделка продолжалась до 395 г. Храм представляет собой пятинефную базилику. Часть мозаик выполнена в V в., во времена римского папы Льва I, на средства Галлы Плацидии. При папе Григории I (590 – 604 гг.) в храме Святого Павла был поднят пол, чтобы алтарь можно было разместить прямо над гробом апостола. В IX в. здание было серьезно повреждено во время нападения сарацин, в 883 г. папа Иоанн VIII построил вокруг храма и двух соседних монастырей с крестьянскими селениями оборонительные укрепления, простоявшие до землетрясения 1348 г. После этого, в отличие от многих римских храмов, базилика Святого Павла не перестраивалась и сохраняла свой первоначальный вид вплоть до сильнейшего пожара 1823 г., произошедшего из-за халатности кровельщика. Восстановление храма Святого Павла длилось в течение последующих тридцати лет. В результате, от прежнего здания сохранилась лишь внутренняя часть апсиды и ее триумфальная арка, мозаики которой выполнены в V в. На них изображены сцены из Апокалипсиса Иоанна с Иисусом Христом в центре; по обеим сторонам от него расположены двадцать четыре учителя Церкви, над которыми парят символы четырех Евангелистов. На правой и левой частях арки выложены лики апостолов Петра и Павла. Сохранился и храмовый табернакль – башнеобразное украшенное резьбой сооружение для хранения предметов поклонения, созданный в 1285 г. венецианскими мастерами Арнольфо ди Камбио и Пьетро Каваллини. В 2006 г. во время раскопок в крипте храма был обнаружен саркофаг святого Павла.

Храм Святой Ирины – одно из древнейших христианских святилищ Константинополя, располагавшееся во II регионе, к северу от храма Святой Софии, основанное императором Константином Великим около 325 г. во имя Святого Мира, который должен был воцариться в империи после основания новой столицы. Представлял собой классическую базилику с гинекеем – балконом для женщин над боковыми нефами. В начальный период существования Константинополя храм Святой Ирины составлял единый комплекс с храмом Святой Софии, соединялся с ним переходом. Оба здания были заключены в общую изящную ограду. До 360 г., когда было закончено строительство Святой Софии, храм Святой Ирины играл роль кафедрального собора константинопольского архиепископа, и впоследствии был частью Великой Церкви Константинополя, наряду с храмом Святой Софии. Первоначальное здание храма Святой Ирины сгорело во время пожара 532 г., в ходе восстания Ника, и было перестроено императором Юстинианом I (527 – 565 гг.) в 532 – 534 гг. Разрушительное землетрясение 740 г. вновь нанесло храму значительный урон и потребовалось восстанавливать весь верхний уровень постройки. Эти работы были выполнены в правление императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.). Основные черты этой реставрации здание сохранило до нашего времени. Над центральным нефом базилики были надстроены сначала большой Восточный купол, а затем и малый Западный. Из внутренней отделки храма Святой Ирины в настоящее время видны мозаики на куполе апсиды и в нарфике. На мозаике апсиды, выполненной, вероятно, в правление Константина V, на золотом фоне черным контуром выложен большой иконоборческий золотой крест. Мозаики нарфика датируются временем Юстиниана I и подобны тем, что находятся в храме Святой Софии. До второй половины XIX в. весь интерьер храма был скрыт под толстым слоем штукатурки и извести, нанесенным турками, превратившими здание в арсенал янычар. Позже эти наслоения были срублены вместе с находившимися под ними мозаиками. Некоторое время в храме размещался Военный музей, в настоящее время отреставрированное здание используется как концертный зал.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 07:06:44
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Х" Ч.2 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0049 ]   [ Gzip выкл. ]