Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.6 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Статуя императора Феодосия Великого – 1) скульптура императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), изготовленная из серебряных листов на бронзовом каркасе в технике «сфирелатос», стоявшая на площади Августеон в Константинополе. Обветшавшая и поврежденная в результате землетрясений статуя была убрана в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.), обломки собраны и из них отлита статуя императора Аркадия (383 – 408 гг.), отца Феодосия II, которую установили на колонну на холме Ксиролоф в 421 г. На месте же демонтированного памятника Феодосия Великого в 543 – 544 гг. была поставлена колонна Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.); 2) серебряная скульптура императора Феодосия I в натуральную величину, выполненная в технике «сфирелатос», венчавшая собой шестиметровую колонну из красного египетского гранита на форуме Константина в Константинополе. Памятник являлся посвятительным. К 532 г., в результате землетрясения, статуя обрушилась и погибла; 3) бронзовая позолоченная скульптура, установленная в 388 – 391 гг. на триумфальной арке, позже ставшей Золотыми воротами стены Феодосия. Обрушилась и погибла во время сильнейшего землетрясения в 739 – 740 гг.

Статуя императора Маврикия – памятник императору Маврикию (582 – 602 гг.), вероятно из серебра, установленный посреди построенной им же Магнаврской ротонды на территории Большого дворца в Константинополе. Статуя Маврикия была уничтожена в 602 г., после захвата власти узурпатором Фокой (602 – 610 гг.).

Статуя императора Феодосия Великого – 1) скульптура императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), изготовленная из серебряных листов на бронзовом каркасе в технике «сфирелатос», стоявшая на площади Августеон в Константинополе. Обветшавшая и поврежденная в результате землетрясений статуя была убрана в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.), обломки собраны и из них отлита статуя императора Аркадия (383 – 408 гг.), отца Феодосия II, которую установили на колонну на холме Ксиролоф в 421 г. На месте же демонтированного памятника Феодосия Великого в 543 – 544 гг. была поставлена колонна Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.); 2) серебряная скульптура императора Феодосия I в натуральную величину, выполненная в технике «сфирелатос», венчавшая собой шестиметровую колонну из красного египетского гранита на форуме Константина в Константинополе. Памятник являлся посвятительным. К 532 г., в результате землетрясения, статуя обрушилась и погибла; 3) бронзовая позолоченная скульптура, установленная в 388 – 391 гг. на триумфальной арке, позже ставшей Золотыми воротами стены Феодосия. Обрушилась и погибла во время сильнейшего землетрясения в 739 – 740 гг.

Статуя калидонского вепря и льва – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Представляла собой нападающего на льва разъяренного вепря, чьи изображения восхищали реалистичностью. К началу X в. скульптура вепря уже была повреждена, однако, по настоянию астролога, убедившего императора Александра (879 – 913 гг.) в том, что она является его воплощением, ей были восстановлены отбитые клыки и половые органы. Позже, по повелению императрицы Евфросинии, жены императора Алексея III (1195 – 1203 гг.), увлекавшейся магией и гаданиями, вепрю отбили кувалдой рыло и изуродовали еще множество статуй на ипподроме и в других районах Константинополя, что вызвало возмущение во всех слоях общества. В 1203 г. по совету предсказателей и астрологов, император Исаак II (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.) приказал выломать бронзового вепря из скульптурной группы, и перенести его в Большой дворец, чтобы унять буйство константинопольской черни. После смерти императора вепрь был возвращен на ипподром. В 1204 г. скульптура была разбита крестоносцами и пущена на монеты.

Статуя капитолийской волчицы – бронзовая скульптурная группа, изображающая волчицу, кормящую своим молоком братьев близнецов Рема и Ромула, основавшего Рим в 753 г. до Р.Х. Создана скульптором Вулкой из этрусского города Вейи около 470 г. до Р.Х. Скульптура хранилась в Риме, как священный символ и оберег «вечного города», а затем в IV – VI вв. была перевезена в Константинополь. Погибла, вероятно, после 1204 г. Сохранились античные и раннесредневековые копии этой статуи.

Статуя калидонского вепря и льва – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Представляла собой нападающего на льва разъяренного вепря, чьи изображения восхищали реалистичностью. К началу X в. скульптура вепря уже была повреждена, однако, по настоянию астролога, убедившего императора Александра (879 – 913 гг.) в том, что она является его воплощением, ей были восстановлены отбитые клыки и половые органы. Позже, по повелению императрицы Евфросинии, жены императора Алексея III (1195 – 1203 гг.), увлекавшейся магией и гаданиями, вепрю отбили кувалдой рыло и изуродовали еще множество статуй на ипподроме и в других районах Константинополя, что вызвало возмущение во всех слоях общества. В 1203 г. по совету предсказателей и астрологов, император Исаак II (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.) приказал выломать бронзового вепря из скульптурной группы, и перенести его в Большой дворец, чтобы унять буйство константинопольской черни. После смерти императора вепрь был возвращен на ипподром. В 1204 г. скульптура была разбита крестоносцами и пущена на монеты.

Статуя капитолийской волчицы – бронзовая скульптурная группа, изображающая волчицу, кормящую своим молоком братьев близнецов Рема и Ромула, основавшего Рим в 753 г. до Р.Х. Создана скульптором Вулкой из этрусского города Вейи около 470 г. до Р.Х. Скульптура хранилась в Риме, как священный символ и оберег «вечного города», а затем в IV – VI вв. была перевезена в Константинополь. Погибла, вероятно, после 1204 г. Сохранились античные и раннесредневековые копии этой статуи.

Статуя лучника – мраморная античная статуя стреляющего лучника, находившаяся в бане Большого императорского дворца. Возможно, изображала Аполлона. Лук и стрела были сделаны из бронзы. После захвата Константинополя в 1204 г., голова скульптуры была отбита, а бронзовые элементы выломаны. Последнее упоминание об этом изваянии, все еще стоявшем на своей базе среди руин здания, относится к началу XIV в.

Статуя морского чудовища – бронзовая скульптурная группа на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Представляла собой ужасного вида женщину, нагую по пояс. Ее нижняя часть состояла из множества щупалец, которыми она хватала людей с проходящего мимо корабля. Разбита крестоносцами в 1204 г. и пущена на монеты.

Статуя невзнузданного коня – бронзовая скульптура на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Разбита крестоносцами в 1204 г., а металл пущен на монеты.

Статуя Ники – бронзовая скульптура, размещавшаяся, вероятно, на Гиролимниевых воротах влахернского участка стен. Богиня была изображена стоящей на позолоченном шаре в позолоченной накидке, которую она придерживала рукой. В эту статую много раз били молнии во время гроз, но не причиняли ей никакого вреда. В связи с этим константинопольцы считали, что Ника защищает город от молний.

Статуя Никиты Патрикия – бронзовая, позолоченная конная статуя патрикия Никиты на колоннах, установленная в Константинополе в 613 г. его двоюродным братом императором Ираклием (610 – 641 гг.) в благодарность за помощь в борьбе против узурпатора Фоки (602 – 610 гг.).

Статуя нильской лошади – бронзовая скульптура на разделительном барьере константинопольского ипподрома, изображающая лошадь, у которой вместо крупа и задних ног был рыбий хвост. Возможно, являлась одной из лошадей аллегорической скульптурной группы квадриги Нила – бога реки. Привезена в Константинополь в IV в., в 1204 г. разбита крестоносцами и пущена на монеты.

Статуя осла и погонщика – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображала кричащего осла и стоящего за ним погонщика. Первоначально была установлена в эпирском городе Никополь у мыса Акций императором Августом (27 год до Р.Х. – 14 год), в память одержанной победы над египетским флотом Марка Антония. В 31 г. до Р.Х., в ночь перед битвой с Антонием Август, обходя посты, наткнулся на человека гнавшего перед собой осла. На вопрос кто он и куда направляется, погонщик ответил, что зовут его Никоном (греч. «Победитель»), осла – Никандром (греч. «Победитель людей»), и направляются они в лагерь Августа. Император счел это добрым знамением и позже приказал поставить в основанном им городе Никополе соответствующую статую. В IV в. изваяние было перевезено в Константинополь и установлено на ипподроме. В 1204 г. крестоносцы, захватив столицу империи, разбили эту скульптуру и переплавили на бронзовые монеты.

Статуя Париса Александра и Афродиты – бронзовая скульптурная группа, изображавшая Париса Александра передающего Афродите золотое яблоко богини Раздора. По мнению очевидцев, относилась к скульптурным шедеврам. Разбита крестоносцами в 1204 г. и пущена на монеты.

Статуя слона – бронзовая скульптура, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображала разъяренного слона с открытой пастью, угрожающе поднятыми хоботом и хвостом, оттопыренными в ярости ушами. Разбита крестоносцами в 1204 г., бронза пущена на монеты.

Статуя Справедливого – весы в виде бронзовой статуи мужчины, находившиеся на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Роль чаш выполняли ладони скульптуры. Со временем, после того, как весы вышли из строя, среди константинопольцев распространилось поверье, что раньше с помощью статуи можно было узнать соответствие товара его цене: стоит лишь покупателю положить в ее правую руку необходимую сумму денег. Подразумевалось, что в случае жульничества высшие силы наказывали нечестного продавца. К началу XV в. скульптура лишилась части правой руки-коромысла. Статуя уничтожена турками после 1453 г.

Статуя Урания – золотой памятник возничему Уранию в честь одержанных им побед в начале VI в. в правление императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), установленный димами на ипподроме Константинополя. Примечательно, что сам император такой чести не удостоился, ему был установлен памятник из железа. Статуя Урания была уничтожена мародерствующей толпой во время восстания Ника в 532 г.

Статуя Фортуны – бронзовая позолоченная статуя, установленная на триумфальной арке – Золотых воротах стен Константина в 324 – 330 гг. при императоре Константине I Великом (306 – 337 гг.). Общая высота скульптуры составляла около шести метров. По уровню художественного исполнения относилась к шедеврам мирового искусства. Богиня была изображена с вытянутой вперед правой рукой в направлении на северо-запад. При императоре Феодосии I Великом (379 – 395 гг.) скульптура была лишена Рога изобилия и Колеса удачи. На лбу скульптуры появилось изображение креста. Все это отражало дух времени перехода от языческого мировоззрения к христианскому в Римской империи. После возведения стен Феодосия в V в., несмотря на постепенное обветшание, разрушение и разборку на сполии стен Константина, эта триумфальная арка сохранялась вплоть до 1204 г. и в народе именовалась «Храмом Фортуны». При появлении крестоносцев под стенами Константинополя среди населения распространилось мнение, что скульптура указывает направление прихода захватчиков, и что об этом сказано в посвятительной надписи на арке. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. скульптура была разбита и переплавлена на монеты.

Статуя химеры – полая бронзовая скульптура мифического чудовища с головами змеи, козла и льва, с телом собаки, стоявшая на разделительном барьере ипподрома в Константинополе. Привезена, вероятно, из Истмийского святилища Посейдона в IV в. При императоре Феофиле (821 – 842 гг.), при угрозе вторжения славян, эта статуя была использована для магических действий против врагов. Головы химеры были заговорены на трех славянских вождей и одновременно разбиты кувалдами. При этом две меньшие головы: змеи и козла были отбиты полностью, а львиную голову с одного удара отбить не удалось. По сообщениям византийских летописей этим был достигнут соответствующий магический результат. Главный вождь славян расправился с двумя другими вождями, получил рану в голову и отвел своих воинов от стен Константинополя. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. статуя химеры была переплавлена на монеты.

Статуя Христа – бронзовое скульптурное изображение Спасителя, установленное императором Константином Великим (306 – 337 гг.) между 325 и 330 гг. в триклинии Халка на территории Большого императорского дворца в Константинополе. По свидетельству очевидцев, статуя являлась шедевром мирового искусства. При императрице Ирине (797 – 802 гг.) статуя была перенесена в храм Во Имя Девяти Сил Небесных в одноименном монастыре во Влахернах. Взамен скульптуры, Халка была украшена великолепной мозаичной иконой Христа. Вероятно, после захвата Константинополя латинянами в 1204 г., статуя Христа была вывезена в Западную Европу.

Cтатуя Эроса (Эрота, Купидона, Амура) – мраморная статуя, изображающая крылатого бога любовного влечения в виде подростка с луком и стрелами, стоявшая в одноименном триклинии Большого императорского дворца в Константинополе. Эта скульптура, вероятно, была работой известного греческого ваятеля Праксителя (390 – 330-е гг. до Р.Х.), в общих чертах повторившего собственное более раннее изваяние Эрота (первый «Эрот» погиб в римском пожаре в 80 г. от Р.Х.). Долгое время статуя Эрота находилась во владении предков обедневшего сицилийского патриция Гая Гея в городе Мессине, но в семидесятые гг. I в. до Р.Х. Гай был вынужден продать статую за ничтожную сумму в 1600 сестерциев римскому наместнику Сицилии, взяточнику и казнокраду Гаю Верессу, и она была перевезена в Рим по окончании службы Вересса на острове. Позже статуя Эрота оказалась в Константинополе, где была установлена в триклинии, получившем от нее свое название. Вероятно, она погибла во время одного из многочисленных землетрясений в столице империи. При императоре Феофиле (821 – 842 гг.), между 830 и 841 гг., триклиний был восстановлен и стал использоваться как дворцовый арсенал, однако сохранил при этом свое название. Внешний вид статуи Эроса описать невозможно, поскольку ни одна из сохранившихся до нашего времени многочисленных греческих и римских скульптур Эроса не является достоверно известной копией произведения Праксителя.

Стела – «надгробие»; вертикально установленная, как правило, прямоугольная каменная плита, украшенная орнаментом, рельефами, иногда живописными изображениями и надписями.

Стемма – венец деспота, севастократора и кесаря; узкий металлический украшенный жемчугом обруч. Стемма севастократора была похожа на стемматогирон деспота с одной дужкой, но украшавшие ее драгоценные камни были непременно голубого цвета.

Стемматогирон – стемма деспота, украшенная драгоценными камнями и жемчугом; известна с XIV в. Если деспот был сыном императора, то его стемматогирон имел две дужки с четырех сторон короны, если же он был зятем императора – только одну дужку спереди, от лба к затылку.

Стена Анастасия – См. Длинные стены.

Стена Ираклия – крепостные сооружения Константинополя, расположенные на крайнем правом северном фланге стен Феодосия. К началу VII в. в результате высыхания болота, примыкавшего к заливу Золотой Рог, образовался незащищенный подход к столице империи. Положение осложняла угроза вторжения авар. Поэтому, для укрепления безопасности города, в 627 г. при императоре Ираклии I (610 – 641 гг.) был возведен стометровый участок стены, прикрывавший северную часть Влахерн (XIV регион). Укрепления, высотой от двенадцати до пятнадцати метров, начинались от Деревянной башни на крайнем левом фланге участка морских стен Феодосия вдоль залива Золотой Рог и упирались в еще непроходимую тогда часть болота. Толщина стены Ираклия в основании превышает пять метров. В связи с невозможностью выкопать ров перед стеной, на этом небольшом участке были выстроены три мощных шестиугольных башни, две из которых фланкировали вновь построенные Влахернские ворота. Между правой фланкирующей башней и крайней правофланговой (северной) дополнительно была возведена меньших размеров башня, квадратная в плане. Стена Ираклия относительно хорошо сохранилась до наших дней и в настоящее время охраняется ЮНЕСКО.

Стена Константина – фортификационные сооружения Константинополя, возведенные по плану императора Константина I Великого, который лично копьем очертил их на местности при основании новой государственной столицы в 324 г. Новая стена была построена на 2,8 километра западнее стены древнего Византия, возведенной около 203 г. в правление римского императора Септимия Севера. Строительные работы завершились лишь к 340 г., уже после смерти Константина Великого. Сухопутные стены представляли собой укрепления в одну линию, общей протяженностью 3 км. 688 метров. Они начинались от ворот проездной башни Эмилия в морских Пропонтидских стенах юго-западнее гавани Феодосия и примыкали к Платейским воротам проездной башни морских стен над заливом Золотой Рог. Стена имела более пятидесяти квадратных в плане башен, расположенных на расстоянии 54 метров друг от друга. Из них не более восьми имели ворота, включая Золотые ворота Константина. Стеновые пролеты и верхние площадки башен не имели шатровых покрытий. Высота стен достигала десяти с лишним метров, а высота башен – до четырнадцати с половиной метров. Толщина кладки в основании стен – около трех метров. Высота морских стен колебалась от 6 до 10 метров. На участке вдоль залива Золотой Рог, в связи с особенностями грунта в этом районе, стена отстояла на сорок метров от берега. Пропонтидский участок, напротив, проходил практически по кромке воды. Стенами был защищен и периметр гавани Константина. После возведения стены Феодосия, стена Константина еще какое-то время поддерживалась в исправном состоянии. Например, после землетрясения 447 г., на ней были произведены восстановительные работы в 448 г. Но позже стена Константина, за исключением ее морских участков, совершенно потеряла оборонительное значение и пришла в запустение, а ее обветшавшие участки были частично разобраны на строительный материал для других построек. Последние остатки сооружений сухопутных стен (руины Золотых ворот Константина) были уничтожены землетрясением в 1509 г. В настоящее время сохранились лишь фрагменты стены Константина вдоль Золотого Рога и, в несколько лучшем состоянии, несколько ее Пропонтидских участков.

Стена Льва – фортификационные сооружения Константинополя, расположенные на крайнем правом (северном) фланге сухопутных стен. Несмотря на прикрытие региона Влахерн стеной Ираклия в VII в., этот участок обороны столицы продолжал оставаться одним из самых уязвимых. Сложные гидрогеологические условия на месте бывшего болота не позволяли выкопать там ров, а болгарская угроза создавала настоятельную необходимость укрепления оборонительной системы. Поэтому в 814 г. в правление императора Льва V Армянина (813 – 820 гг.) была возведена новая стена на 25 метров дальше прежней. Она представляет собой барбакан (от иранского термина – «балкон для стрельбы над входом») с четырьмя небольшими башнями – фортификационную постройку, прикрывающую внешний подход к крепостным Влахернским воротам. Стена Льва начиналась, как и стена Ираклия, от Деревянных ворот морских стен Феодосия, тянувшихся вдоль залива Золотой Рог. В плане она образовывала литеру «П» и смыкалась со стеной Ираклия левее фланкирующей шестиугольной башни Влахернских ворот. В сравнении со стеной Ираклия, стена Льва на два – три метра ниже и тоньше; до настоящего времени она сохранилась достаточно хорошо, не смотря на последствия многочисленных пожаров, землетрясений, перестроек и разрушений в ходе осад. Охраняется ЮНЕСКО.

Стена Феодосия – фортификационные сооружения Константинополя в полутора км. западнее стены Константина. Стена Феодосия возведена в начале V в., когда в связи с возросшей угрозой варварских вторжений, а также бурным развитием и территориальным ростом города возникла необходимость расширения его границ и укрепления обороноспособности. Строительство началось в 405 г., в правление императора Восточной Римской империи Аркадия (383 – 408 гг.), под руководством префекта претория Востока Анфимия, ставшего после смерти Аркадия регентом при малолетнем императоре Феодосии II (402 – 450 гг.). Колоссальные по своему объему работы были закончены только в 423 г., в пятнадцатилетие самостоятельного царствования Феодосия II. На мощнейших фундаментах, равных по объему наземной части сооружения, стены укреплений были возведены в традиционной технике чередования кладки из камня и плинфы. Новая стена протянулась от Пропонтиды до болота лиманного типа у залива Золотой Рог на своем северном участке; общая длина сухопутной стены Феодосия составила 5 км. 630 метров. Общее количество башен Константинополя достигло ста десяти, семнадцать из них имели ворота. В плане они были квадратными, шести и восьмиугольными, а их высота колебалась от 17,37 метра до 18,29 метра. Эти башни имели, как правило, три яруса, из которых два верхних были боевыми площадками, а в нижних ярусах башен размещались караульные помещения, казармы, склады и тому подобное. Растояние между башнями, по краям кладки, составляет от 53,34 до 55,17 метра. Высота стен между башнями – до 18 метров, а ее толщина достигает 5 метров. Составной частью стены сделалась триумфальная арка в честь Феодосия I, которая стала главными воротами в Константинополь, получившими название Золотых ворот. В тоже время, кроме строительства сухопутных стен, морская стена города вдоль берега залива была продлена от Платейских ворот до болота. Эти новые стены имели верхнюю и нижнюю боевые площадки. На побережье Пропонтиды новый участок морских стен прикрыл южную часть района Эксакионий (от проездной башни Эмилия), который в связи с этим вошел в городскую черту. Высота стен там колебалась от двенадцати до пятнадцати метров. Несколько позже были возведены стены на пристанях Пропонтиды общей длиной более километра. В 448 г. Константинополь дополнительно был прикрыт со стороны материка протехисмой – второй, внешней линией стен, высотой до 8,5 метров. Она, как и основная стена имела 96 башен, расположенных в шахматном порядке по отношению к башням внутренней стены. В плане эти башни, высота которых достигала четырнадцати метров, а толщина до двух метров, представляли собой либо квадрат, либо «U»-образные сооружения открытого типа, обращенные округлыми сторонами к фронту. В их нижних ярусах имелись боевые калитки для выхода воинов на площадку перед внешней стеной (паратехион). Внутренняя площадка между стенами (периволос), имела ширину от 15,24 метра до 19,51 метра, и была на пять метров выше уровня паратехиона за внешней стеной. Паратехион шириной 18,59 метра ограничивался невысоким боевым парапетом над заполненным водой рвом, который имел ширину в двадцать метров и глубину в зависимости от рельефа местности от шести до десяти метров. Стенки, дно, заплоты и контрфорсы рва были выложены из камня на водонепроницаемом пуццолановом растворе. Ров наполнялся водой из реки Ликос и городского водопровода, уровень воды регулировался сложной плотинной системой. Через ров было перекинуто пять деревянных мостов, ведущих к пяти воротам, используемым в мирное время, в том числе к укрепленным пропилеям Золотых ворот. Всего сухопутная стена Феодосия имела десять ворот, но пять из них использовались только в военное время. В мирное время все военные ворота были всегда заперты, использовались они только для боевых вылазок в ходе осад города. На стене Феодосия несла постоянную службу особая тагма столичного гарнизона – тагма Стен. На реставрацию стены Феодосия тратились огромные средства на протяжении всего существования империи, поэтому они оставались непреодолимым препятствием для врагов вплоть до 1453 г. В настоящее время стена Феодосия является наиболее хорошо сохранившимся фортификационным сооружением поздней античности. Охраняется ЮНЕСКО, ведется ее реставрация.

Стенон (Боспор) – византийское название пролива Босфор.

Стены Мануила Комнина и Исаака Ангела – участок крепостных сооружений на крайнем правом (северном) фланге сухопутных стен Константинополя, построенный в правление императора Мануила I Комнина (1143 – 1180 гг.) и прикрывавший Влахерны. Стена Мануила начинается от дворца Порфирогенита (тур. Текфур Сарай), выгибаясь на фронт дугой по западному краю бывшего болота, и переходит в стену Исаака Ангела. Общая длина стены Мануила составляет около 220 метров. Она имеет девять «U»-образных башен открытого типа, обращенных на фронт закругленными частями фасада. Между второй и третьей башнями в стене была сделана боевая калитка («Керкапорта»); за шестой башней имеются «Ворота четырех сапожников» (совр. Изогнутые ворота). Позднейшее название связано с тем, что дорога, ведущая к воротам, огибает могилу сподвижника пророка Мухаммеда Назрета Хафиза, погребенного там во время первой арабской осады Константинополя в 674 – 678 гг. Стена императора Исаака II Ангел (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.) возведена в 1188 г., продолжает дугу стены Мануила Комнина, охватывающую бывшее болото с внешней стороны, и упирается в Анемскую башню, использовавшуюся как тюрьму XIV региона Константинополя. Общая длина стены Исаака Ангела около 180 метров. Она укреплена четырьмя квадратными в плане башнями закрытого типа. Между второй и третьей башнями устроены Гиролимские ворота, получившими свое название по имени пригородных императорских дворцов Серебряного озера, куда вела дорога от этих ворот. Стены Мануила Комнина и Исаака Ангела не были защищены рвом, в связи со сложной гидрогеологической ситуацией в этом месте, этим и объясняется постройка тринадцати башен на небольшом четырехсотметровом участке обороны. Несмотря на многочисленные позднейшие перестройки и восстановительные работы эти стены хорошо сохранились, и в настоящее время охраняются и реставрируются под руководством ЮНЕСКО.

Стены Феофила – участки морской стены Константинополя вдоль Мраморного моря и залива Золотой Рог, перестроенные императором Феофилом (821 – 842 гг.). Взамен обветшавших морских стен императора Константина I Великого (306 – 337 гг.), были от основания возведены новые крепостные сооружения, выше и неприступнее прежних. Однако некоторые участки не сносились, а лишь подверглись капитальной реконструкции. До наших дней сохранились некоторые надписи, сделанные на стенах Феофила в ходе строительства.

Стефан I – константинопольский патриарх с декабря 886 г. по май 893 г., четвертый и младший сын императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.), младший брат императора Льва VI Мудрого (870 – 912 гг.). Родился в 868 г., умер 17 мая 893 г. От самого рождения отцом-императором ему была уготована церковная карьера. До патриаршества был клириком и синкеллом патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). В восемнадцатилетнем возрасте стал патриархом по назначению своего брата Льва VI, после того как патриарх Фотий был смещен императором и отправлен в ссылку. По приказу братьев Льва VI и Стефана I из монастыря Филиппика в Хрисополе в столицу в 867 г. было доставлено тело императора Михаила III (840 – 867 гг.), убитого их отцом, и торжественно перезахоронено. Стефан имел заметное влияние на своего брата-императора в вопросах церковного законодательства. Скончался он молодым и был похоронен в монастыре Святого Георгия Сикеота.

Стефан II – константинопольский патриарх с августа 925 г. по июль 928 г., евнух. В преклонном возрасте стал преемником скончавшегося патриарха Николая I Мистика (901 – 907 гг. и 912 – 925 гг.). До патриаршества был митрополитом в городе Амасия в малоазийской провинции Понт. Вопреки второму канону Константинопольского Церковного собора 880 г., запрещающему ставить епископами лиц, отрекшихся от архиерейского сана и принявших монашеский постриг, Стефан назначил митрополитом Фессалоник бывшего епископа Лемноса. Стефан II умер 18 июля 927 г.

Стефан Айохристофорит – влиятельный вельможа при дворе византийского императора Андроника I Комнина (1182 – 1185 гг.). Дата рождения неизвестна, умер 11 сентября 1185 г. в Константинополе. По происхождению был сыном сборщика налогов. После антилатинского восстания в Константинополе в 1181 г. усердно агитировал в синклите и в низах за коронацию Андроника Комнина. От Андроника I получил пост логофета и титул севаста. Славился своей жестокостью и самодурством, за что его втайне называли «Антихристофоритом». Исполняя приказ Андроника I, лично участвовал в убийстве его соправителя – юного императора Алексея II. Настойчиво предлагал Андронику I казнить проживавшего в столице дальнего родственника императора – Исаака Ангела, безосновательно, на основе туманных пророчеств, подозревая его в стремлении захватить власть. Во время неудавшегося ареста Исаак Ангел зарубил мечом Стефана Айохристофорита.

Стефан Александрийский – профессор Константинопольского университета, философ, математик и врач VI – VII вв. Родился, скорее всего, в Афинах между 550 и 555 гг., умер в Константинополе после 620 г. Вероятно, тоже лицо, что и ученый Стефан Афинский. Преподавал в Александрии, был близок к кружку Иоанна Филопона. Императором Ираклием I Стефан Александрийский был вызван в столицу империи и назначен «вселенским учителем». Стефан написал комментарии к нескольким трактатам Аристотеля и, вероятно, к «Введению» философа Порфирия, а также «Объяснение» к астрономическому комментарию Теона и комментарии на сочинения Птолемея. Его главными сохранившимися произведениями считаются комментарии к «Прогностикону», «Афоризмам» Гиппократа и к «Терапевтике» Галена, в названиях которых автор именуется Стефаном Афинским. Спорным остается принадлежность Стефану нескольких алхимических работ, сохранившихся под его именем.



Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 12:00:03
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.6 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0136 ]   [ Gzip выкл. ]