Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Николай II Хрисоверг – константинопольский патриарх с апреля 979 г. по 16 декабря 991 г. До патриаршества был митрополитом Адрианопольским. Известен своими письмами.

Николай III Грамматик – константинопольский патриарх в 1084 – 1111 гг. До интронизации был монахом константинопольского монастыря Иоанна Предтечи. Был известен добродетельной жизнью и не чужд образованности, хотя и не слишком опытен в науках. Избегал суровых мер наказания в отношении грешащей паствы, считая бессмысленной борьбу со всеобщим духовным оскудением своего времени.

Николай IV Музалон – константинопольский патриарх в 1147 – 1151 гг., писатель. До патриаршества занимал архиепископскую кафедру на Кипре, потом оставил ее и управлял монастырем Космидия в Константинополе. Возведен на патриаршую кафедру по воле императора Мануила I (1143 – 1180 гг.) и с согласия епископов. Однако вскоре у архиереев возникли сомнения, насколько законно было возведение в сан того, кто ранее сам отказался от архиерейской власти. Этот затянувшийся канонический спор в итоге решился не в пользу Николая Музалона, и он был вынужден покинуть константинопольскую кафедру. В целом его патриаршество было ничем не замечательно.

Николай Артавазд Равда – византийский математик и грамматик, армянского происхождения. Родился в Смирне, жил в Константинополе в XIV в. Равда был современником Мануила Мосхопула, который посвятил ему трактат о магических квадратах. В 1341 г. Равда адресовал Феодору Цабухису Клазоменскому свое наиболее тщательно проработанное письмо об арифметических вычислениях: о дробях, квадратных корнях из неквадратных чисел, о дате Пасхе, о прикладных и других математических задачах. Также Николаю Равде принадлежит письмо о греческих алфавитных числах, о вычислении на пальцах, о четырех арифметических действиях и о порядке чисел в десятизначной системе. В этом втором письме Равда ссылался на «Великое индийское исчисление» Максима Плануда. Николай Равда также занимался вычислением даты Пасхи и составил небольшой трактат по грамматике для своего сына Павла Артавазда.

Николай Исповедник – преподобный, монах и игумен Студийского монастыря в IX в., церковный поэт. Родился в 793 г., умер в 868 г. Как защитник иконопочитания пострадал в ходе иконоборческих гонений, был изгнан из столицы. С восстановлением Православия в империи возвратился в Студийский монастырь и был избран его игуменом.

Николай Кавасила Хамает – святой, византийский богослов, философ и ученый-энциклопедист. Родился около 1320 г. в Фессалониках, умер около 1398 г. в Манганском монастыре Константинополя. Выходец из аристократического рода, представители которого играли важную роль в светской и духовной жизни Византии начиная с XI в. Мать Николая Кавасилы была сестрой трех архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский в 1361 – 1363 гг. и учитель своего племянника Николая. В 1335 – 1340 гг. Николай Кавасила в Константинополе изучал богословие, философию, астрономию и естественные науки. С юношеских лет, несмотря на диаметрально противоположные взгляды на жизнь, дружил с латинофилом Димитрием Кидонисом, ставшим впоследствии государственным сановником и известным писателем. Уже с тридцатых гг. Николай принадлежал к исихастскому движению, в рамках которого всю жизнь разрабатывал и обосновывал вариант «лаического» (светского, народного) исихазма, неразрывно связанного с его монашеской разновидностью общей целью и аскетическими методиками. С 1341 г. Николай Кавасила активно участвовал в политической и религиозной жизни Византии, служил при константинопольской патриархии в должности сакеллария. На протяжении многих лет Кавасила был другом и советником императора Иоанна VI Кантакузина (1341 – 1354 гг.). В 1348 г. император поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру, но горожане не приняли святителя, и Григорий с Николаем около года после этого прожили на Афоне. После 1349 г. Николай Кавасила сосредоточил свою деятельность на церковной политике, в 1351 г. участвовал во Влахернском соборе, осудившем антипаламитов. В 1353 г. он был одним из кандидатов на константинопольское патриаршество, при этом Николай всю жизнь оставался мирянином. В шестидесятых гг. XIV в. Николай Кавасила отошел от активных занятий политикой и посвящал свое время написанию богословских трудов, которых известно более полутора десятков, а также писем. После публичного диспута между главным теоретиком исихазма Григорием Паламой и его оппонентом Никифором Григорой в 1355 г., Николай Кавасила написал прославивший его псогос «Слово против нелепостей Григоры». Николаю принадлежит также пролог к выдающемуся полемическому трактату «Об исхождении Святого Духа», направленному против латинян, автором которого был его дядя и предшественник на кафедре фессалоникийского архиепископа – Нил Кавасила. Однако дарование Кавасилы как богослова-мистика раскрылось, прежде всего, в трех других его сочинениях. В трактате «О жизни во Христе» в семи главах (словах) Кавасила подверг глубокому изучению природу православной духовной жизни. Не менее значимы его работы: «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии», в которых разъясняется символический смысл богослужебных действий и молитв, и подробно изучается возможность соединения человеческой воли с волей божественной на примере «лучшей Матери в человеческом роде», и тем самым обосновывается принципиальная разрешимость проблемы сообразности человеческой воли божественному замыслу. В 1982 г. Николай Кавасила был канонизирован Греческой Православной Церковью.

Николай Калликл – византийский ученый XI – XII вв., знаменитый врач и поэт. Носил звание архиатра, то есть был врачом высокого ранга и состоял на государственной службе. Современники считали его «наставником врачей». Николай Калликл жил во время правления императоров Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.) и Иоанна II Комнина (1118 – 1143 гг.). Есть достоверные сведения о том, что он лечил первого, проявив при этом большие познания во врачебном искусстве. Так, Анна Комнина – старшая дочь Алексея Комнина, одна из образованнейших женщин своего времени, одаренная писательница, упоминает Николая Калликла в числе трех корифеев медицины, приглашенных к больному императору, и называет его «замечательным врачом». Известно также, что у него была обширная медицинская библиотека. Литературное наследие Николая Калликла – 33 стихотворных произведения. Предположительно Калликл является автором диалога «Тимарион».

Николай Канаб – византийский военачальник среднего звена. Дата рождения неизвестна, умер в 1204 г. 28 января 1204 г., в осажденном крестоносцами Константинополе, на собрании части членов столичного синклита и представителей горожан Николай Канаб был провозглашен императором. Венчался на царство в храме Святой Софии. 30 января 1204 г. отправился на переговоры с претендентом на трон – Алексеем Дукой Мурцуфлом, но был вероломно схвачен и убит.

Николай Катаскепин – монах, талантливый агиограф и плодовитый гимнограф Византийской Церкви XII в., автор «Жития святого Кирилла Филеота».

Николай Керкирский – митрополит острова Керкира в XII в., писатель. Осмеивал лицемерные нравы константинопольского двора того времени, где, по его словам, пустословие заменило деятельность, где нет места ни знаниям, ни воспитанности, ни чести и прямоте, где обезьяны прикидываются львами, где царят угодничество и лесть.

Николай Ласкарь – сын и номинальный соправитель никейского императора Феодора I Ласкаря (1204 – 1222 гг.). Коронован в 1208 г. в малолетнем возрасте, но вскоре умер.

Николай Малакс – протоиерей в Навплии в XV в., гимнограф.

Николай Месарит – митрополит Эфесский, византийский писатель и церковно-политический деятель. Родился в 1163 или в 1164 гг., умер после 1217 г. Начиная с 1204 г., Месарит активно участвовал в церковно-политических отношениях между латинянами и греками, возглавлял представителей Православной Церкви на диспуте с латинским патриархом Константинополя Томмазо Морозини. Позже в Никейской империи достиг места патриаршего референдария, затем стал митрополитом Эфеса и экзархом «всей Азии», выполнял различные дипломатические поручения как «никейского» синода, так и императора Феодора I Ласкаря (1204 – 1222 гг.). Николай Месарит был автором ряда полемических речей и писем, датируемых 1206 – 1208 гг., эпитафии своему брату Иоанну Месариту, умершему в 1207 г., поучительного слова, произнесенного публично в 1215 г., экфразы храма Святых Апостолов в Константинополе и «Слова повествовательного» о мятеже Иоанна Комнина Толстого в 1201 г.

Николай Мефонский – митрополит города Мефона на Пелопоннесе, богослов, критик ереси Сотириха Пантевгена и латинского догмата об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque). Дата рождения неизвестна, умер около 1165 г.

Николай Мирепс – актуарий (главный медик) при дворе никейского императора Иоанна III Ватаца (1221 – 1254 гг.) в сороковых гг. XIII в. Прозвище его означает «изготовитель мазей». Николай был автором известного сборника «Динамерон» («Dynameron»), содержащего 2656 фармакологических рецептов и составленного по примеру гораздо более скромного рецептурного справочника «Антидотариум» («Antidotarium») итальянского профессора медицины Николая Салернского, в котором было описано менее 150 рецептов. В «Динамероне» рецепты распределены по сорока восьми классам, на основании фармакологических свойств: в том числе 87 глазных мазей, 51 рецепт клизм, 98 притираний, 12 рецептов снотворного и 15 рецептов порошков и мазей для отпугивания насекомых. Как и в трактате «Свойства пищи» медика Симеона Сифа, в «Динамероне» наблюдается арабское влияние: часто упоминаются мускус, камфара и александрийский лист (сенна). «Динамерон» был основным руководством в византийском аптечном деле и фармакологии. Этот трактат Николая Мирепса был хорошо известен и в Западной Европе, поскольку в XIV в. Николай из Реггио перевел его на латынь.

Николай Мирликийский – святитель, епископ города Миры в малоазийской провинции Ликия в первой половине IV в. от Р.Х. Родился около 270 г. в Патаре Ликийской, умер около 350 г. При жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову, много занимался благотворительной деятельностью, предположительно, был участником Первого Вселенского собора в Никее в 325 г. После смерти стал одним из самых почитаемых святых во всем христианском мире, в том числе, в России, как покровитель земледельцев, моряков и странствующих. В 1087 г. мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари на юге Италии, где пребывают по сей день.

Никомедия – древняя столица Вифинского царства на азиатском берегу Пропонтиды, основанная в 264 г. до Р.Х. царем Никомедом I. В византийское время Никомедия (совр. Измит) была главным городом провинции Вифиния.

Никон Армянин (Метаноит) – преподобный, аскет, проповедник и церковный писатель X в. Родился в феме Армениак, в семье богатых армянских землевладельцев; с самого детства вел подвижнический образ жизни. Принял монашеский постриг и в течение 12 лет жил в монастыре Хрисопетра, прославившись там как выдающийся аскет и проповедник, приведший к покаянию множество грешников. Затем Никон путешествовал и проповедовал в Армении, обращал в Православие критских мусульман, после завоевания острова византийским полководцем Никифором Фокой. На Крите Никон прожил около 20 лет, после чего с проповедью покаяния посетил ряд греческих городов на Пелопоннесе, в Эпире и острове Эвбея. Усилиями Никона Армянина в Спарте был построен храм Спасителя, вокруг которого вскоре появился значительный мужской монастырь. В этот период, согласно житийным свидетельствам преподобным Никоном были совершены многие чудеса и исцеления. В том числе в 981 г. им был излечен знатный вельможа, патрикий Василий Апокавк. Скончался преподобный в Лакедемоне в 998 г., и после канонизации был признан небесным покровителем города Спарты. Преподобный Никон был автором ряда сочинений, среди которых трактат «О нечестивом служении армян», чин «Отречения от армянства» и «Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении». Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, было написано в классическом стиле, некоторое время спустя после смерти святого Никона игуменом основанного им монастыря, Григорием, в 1142 г.

Никон Черногорец – монах XI в., церковный писатель и историк. Жил на горе близ Антиохии Великой. Известен как автор двух произведений: «Пандекты» и «Тактикон». Первое из них содержит нравственные наставления, а второе рассказывает о борьбе христиан и мусульман на Востоке.

Никопея – См. Кириотисса.

Никополь (Никополис) – 1) «город победы»; название ряда городов, основанных римлянами. Наиболее крупными из них были: Никополь в Каппадокии, созданный Гнеем Помпеем в ознаменование победы над Митридатом VI Евпатором в 66 г. до Р.Х.; Никополь в Эпире на западном побережье Греции, основанный императором Августом в память победы при Акции в 31 г. до Р.Х., и ставший позднее центром провинции Старый Эпир; Никополь в Нижней Мезии (Никополь на Истре), в 20 км. к востоку от современного города Велико-Тырново в Болгарии, заложенный императором Траяном после победы над даками в 102 г. от Р.Х. (в начале VII в. разрушен аварами); Никополь на Дунае, у которого 25 сентября 1396 г. армия крестоносцев из Франции, Польши, Чехии, Англии, Венгрии, Хорватии, Германии, Венеции и Валахии под общим командованием венгерского короля Сигизмунда I была наголову разбита турками под командованием султана Баязида I в Никопольской битве. Провал антиосманского крестового похода повлек за собой опустошение Фессалии и Мореи, временный захват турками Афин и многолетнюю безуспешную осаду ими Константинополя, продолжавшуюся до 1402 г.; Никополь в феме Колония в Малой Азии; 2) Византийская фема с центром в городе Никополь в Старом Эпире. В XI в. резиденция стратига этой фемы была перенесена в город Навпакт, и сама фема стала именоваться Навпактом.

Никтофилакс – полицейский ночной стражи.

Никтэпарх – См. Ночной эпарх и Друнгарий.

Никулица Дельфин – могущественный аристократ и землевладелец Фессалии, предводитель антиправительственного восстания 1066 г.

Нил Анкирский (Синайский) – преподобный, аскет и церковный писатель конца IV – первой половины V вв. Был учеником Иоанна Златоуста и автором нравственных наставлений. О жизни его почти ничего неизвестно.

Нил Доксопатр – ученый грек, архимандрит и протосинкелл Константинопольской Патриархии, церковный историк XII в. Родился в 1101 г., умер в 1154 г. Служил при дворе сицилийского короля Рожера II и по его просьбе написал в 1144 г. сочинение по церковной географии «De majorum Patriarch. sedibus», до сих пор непереведенное на русский язык. Нил также был автором трактата «О Божественной Икономии» и других трудов; по воле императора Иоанна II Комнина Нил Доксопатр написал «Номоканон».

Нил Кавасила – фессалоникийский архиепископ, византийский богослов и полемист. Выходец из аристократического рода Фессалоник. Был прекрасно образован, принимал участие в исихастских спорах на стороне Григория Паламы. Написал обличительный трактат против противников исихазма Варлаама Калабрийского и Георгия Акиндина. После смерти Григория Паламы в 1360 г. был назначен его преемником по кафедре, но скончался, не успев прибыть в Фессалоники. Николай Кавасила, племянник Нила, написал предисловие к выдающемуся полемическому трактату против латинян «Об исхождении Святого Духа», автором которого был его дядя. Нилу Кавасиле принадлежат и другие сочинения, сыгравшие важную роль в богословских спорах византийцев с латинянами.

Нил Калабрийский (Пещерник, Новый, Младший, Крипто-Ферратский) – монах Крипто-Ферратской обители, гимнограф, основатель православного монастыря в Южной Италии. Дата рождения неизвестна, умер в 1005 г. Был осужден Церковным собором как еретик.

Нил Керамевс – константинопольский патриарх в 1379 – 1388 гг., выдающийся византийский проповедник. До патриаршества был монахом, учеником подвижника Марка. Патриарху Нилу принадлежат 43 беседы, которые считаются равными по красоте, глубине и силе мысли проповедям знаменитого патриарха Иоанна Златоуста (398 – 404 гг.). Также Нил был автором трактата об исихазме и энкомия святому Григорию Паламе.

Нимб (nimbus) – «облако, ореол»; золотой круг или кольцо вокруг головы изображенного человека или священного существа, иконографический способ передачи ореола славы и священной сущности образа, его богоизбранности. В Византии нимб изображался не только на иконах Господа, ангелов и святых, но нередко и на портретах императора.

Нимфей – 1) святилище, посвященное нимфам, низшим божествам вод. В античное время нимфеи сооружались преимущественно над источниками и состояли из алтаря и открытого водоема или здания, иногда грота, с фонтаном или бассейном. Служили местом поклонения, отдыха и забора воды. К началу I в. до Р.Х. распространились нимфеи в виде архитектурно обработанной стены с нишами, статуями и фонтаном, лишенные культового значения. Такие нимфеи могли быть общественными или домашними. Нимфеи возводились и в поздний римский период. Например, при императоре Валенте (364 – 378 гг.), в результате грандиозных работ по улучшению водоснабжения Константинополя в 368 – 378 гг. был сооружен Великий Нимфей с огромным бассейном, питавшийся от акведука Валента. Однако этот нимфей сильно пострадал в результате землетрясений и был снесен в правление императора Феодосия I (379 – 395 гг.); 2) небольшой город в Лидии (совр. Кемальпаша в Турции), в пятнадцати км. восточнее Смирны, расположенный на дороге в Сарды. До 1225 г. ничем не выделялся, но в правление никейских императоров Иоанна III Дуки Ватаца (1221 – 1254 г.) и Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.) стал неофициальной резиденцией никейских государей. Там был возведен четырехэтажный императорский дворец, остатки которого сохранились до наших дней. В этот период он также был резиденцией архиепископа.

Нипсистиарий – придворный, ведавший умыванием императора. Его обязанностью было подавать императору золотой таз для умывания рук перед торжественными выходами из дворца.

Нисибис – город в Северной Месопотамии к юго-западу от озера Ван, один из крупнейших городов Ближнего Востока в VI – VII вв. от Р.Х., центр пограничной с Византией персидской провинции Бет-Арабайе. В позднеримский период этот город принадлежал империи, но после неудачной войны римлян с персами был в числе нескольких пограничных территорий и городов сдан персам на 120 лет по условиям мирного договора 363 г. между императором Иовианом (363 – 364 гг.) и шахом Шапуром II (309 – 379 гг.). В 483 г. византийцы отправили специальное посольство к персам, пытаясь добиться возвращения Нисибиса, но этот дипломатический ход оказался безуспешным.

Нитрия – пустынная возвышенность в 40 км. к югу от Александрии, свое название получила от селитры (нитры), которая там добывалась с древности. С IV в. Нитрийская пустыня стала одним из центров египетского монашества. Первым отшельником, который поселился там около 330 г., был святой Аммон, друг молодости святого Антония. Аммон стал основателем так называемого анахоретского монастыря, который являлся переходной ступенью от отшельничества к строгому общежитию. В начале V в. в Нитрийском монастыре в отдельных домах (кельях) жили до пяти тыс. иноков. Примерно в пятидесяти жилых зданиях размещалось от одного до нескольких сотен монахов. Иноки вели трудовую жизнь и находились под руководством одного отца (аввы), избираемого пожизненно из восьми пресвитеров храма обители. В числе хозяйственных построек монастыря были пекарни, готовившие хлеб не только для его нужд, но и для отшельников, удалившихся во внутреннюю пустыню. Монастырские врачи и аптекари следили за здоровьем насельников обители. Слава нитрийских подвижников широко распространилась в империи и привлекала в пустыню огромное количество мирян-странников. Поэтому уже к середине V в. монахи постепенно покинули Нитрию в поисках молитвенного уединения.

Нифонт – константинопольский монах, приверженец и проповедник богомильской ереси. Отвергал таинство Евхаристии, почитание Святого Креста и икон, порицал употребление в пищу мяса, молока и вина, утверждал, что только в монашестве можно найти спасение души, полагал, что женщины-диакониссы имеют право принимать участие в богослужении. За распространение ереси вместе с другими богомилами был осужден на Соборе при константинопольском патриархе Михаиле II Куркуасе (1143 – 1146 гг.), был лишен бороды, выросшей у него до земли, и заключен в тюрьму на патриаршем подворье. Однако новый патриарх Косьма II Аттик (1146 – 1147 гг.) немедля объявил соборное осуждение несправедливым и незаконным, и освободил Нифонта, который стал вновь свободно распространять свое учение на улицах столицы. Нифонт жил в покоях патриарха Косьмы и пользовался его безграничным доверием. Отношения еретика Нифонта с патриархом вызвали скандал и народный ропот, и для умиротворения положения император Мануил I (1143 – 1180 гг.) приказал арестовать Нифонта и отправить в тюрьму. Попытка патриарха силой отбить Нифонта у стражи не удалась. На специальном Церковном соборе Нифонт был вновь осужден, а патриарх Косьма II Аттик, упорствующий в своей благосклонности к еретику, низвержен с кафедры.

Нифонт – константинопольский патриарх в 1310 – 1314 гг. Был совершенно необразован и даже едва грамотен, но проявлял необыкновенные хозяйственные способности, славился как искусный садовник и виноградарь. До патриаршества был игуменом лавры Святого Афанасия на Афоне. Став патриархом, обнаружил пристрастие к пышности и блеску в одеяниях, дорогим лошадям, роскошному столу, заботам о своей внешности, а также склонность к женскому обществу. Любил заниматься женскими рукоделиями. При всем этом оказался корыстолюбив, завистлив и предрасположен к ненависти. За многочисленные злоупотребления был лишен кафедры по приговору Церковного собора в Константинополе 11 апреля 1315 г. После патриарха Нифонта константинопольская кафедра в течение года оставалась без архипастыря.

Ниш – См. Несс.

Новеллы (leges novellae) – указы императора, дополняющие или изменяющие действующее «базовое» законодательство. Так стали именоваться новые нормотворческие акты, выходящие после завершения кодификации римского права при Юстиниане I.

Новелиссим (vir nobilissimus) – «муж благороднейший»; придворный титул высшей категории, зарезервированный для родственников императора с позднеримских времен. По достоинству следовал сразу после титула кесаря до конца семидесятых гг. XI в., когда он был оттеснен вновь введенным титулом севаста. В XII в. титул новелиссима вышел из употребления.

Новые Патры (Неопатра) – город (совр. Ипати) на юге Фессалии, у горы Ине, резиденция митрополита в византийское время.

Новый Эпир – провинция с центром в городе Диррахий, в диоцезе Македония префектуры Иллирик, образованная при императоре Феодосии I (379 – 395 гг.).

Номенклаторы (nomenclatores) – особый разряд чиновников финансового ведомства Византийской империи.

Номик – См. Тавеллион.

Номисма (солид) – основная денежная единица Византии, содержащая около 4,45 гр. золота, которая в IV – XI вв. стала образцом для монет Европы и Востока и почти тысячу лет являлась международной валютой (бизант). Вплоть до 850 г. чеканка византийских золотых монет производилась исключительно в Константинополе. Из литры золота (около 320 гр.) чеканилось 72 номисмы. Номисма или солид разменивалась на 12 серебряных милиарисиев; каждый милиарисий в свою очередь делился на два серебряных кератия. Кератий состоял в VI в. из 7,5 – 8 медных фоллов, а в VII – XII вв. увеличился до 12 фоллов (оболов). Следовательно, средневизантийский солид (номисма) содержал 288 «медяков». Из-за красноватого оттенка золота номисма называлась также иперпир (перпер). Последний термин окончательно утвердился с конца XI в. (по смыслу он соответствует русскому слову «червонец»). В поздней Византии номисмами стали называть серебряные монеты.

Номоканон – византийский сборник церковных правил и императорских постановлений, касающихся Церкви, составленный в VI – VII вв. и впоследствии дополненный. Известны номоканоны в пятидесяти и четырнадцати разделах (титулах). На основе четырнадцатититульного номоканона в XIII в. была создана русская «Кормчая книга», которая долгое время использовалась как руководство по православному церковному праву в России.

Номофилакс – «хранитель законов», глава византийской правовой школы. Должность была учреждена в 1045 г. императором Константином IX Мономахом. Номофилакс причислялся к высшим византийским судьям, пользовался правом личного доклада императору. Его жалованье составляло 4 литры золота в год, а также шелковая одежда, пищевое довольствие и подарок на Пасху. Должность эта, в принципе, была пожизненной, как должность патриарха, но закон оставлял за императором право сместить номофилакса за довольно обширный список возможных прегрешений.

Нонн (Nonnos) – византийский дипломат и писатель первой половины VI в. Его отец и дед несли дипломатическую службу у императоров Анастасия I (491 – 518 гг.) и Юстина I (518 – 527 гг.). По поручению императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), в тридцатых гг. VI в. Нонн дважды посетил Восточную Африку, Центральную и Южную Аравию с дипломатическими миссиями. Особой задачей первого путешествия Нонна было привести в Константинополь некоего Куйса, правителя Кинды. В ходе второго путешествия он побывал в Аксумском царстве. Впоследствии Нонн живописно описал свои приключения в форме воспоминаний, подчеркивая свою храбрость в опасностях. В ходе повествования Нонн дал описания религиозных верований арабов, местных диалектов, африканских слонов и пигмеев. Сама эта книга не сохранилась, но о ней есть упоминание в записках патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). Записки Нонна, возможно, использовались как источник византийскими историками Иоанном Малалой и Феофаном Исповедником.

Нонн Панопольский (Nonnos) – греческий поэт V в., живший в городе Панополь в Египте. В конце жизни стал христианином. Автор «Деяний Диониса» в сорока восьми книгах, обширного эпоса, где собран необычайно богатый мифологический материал, не всегда связанный с основным сюжетом. Нонн реформировал стихотворную форму античного гекзаметра, который еще в IV в. вступил в противоречие с развитием греческого языка, и привел словесные ударения в соответствие с мелодическими. Затем два века обновленный гекзаметр применяли поэты, принадлежавшие к школе Нонна, находившиеся под общим влиянием его творчества. Кроме того, приняв христианство, Нонн Панопольский создал поэтическое переложение Евангелия от Иоанна.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:31:51
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0052 ]   [ Gzip выкл. ]