Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.3 [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Св. Никон Армянин, Метаноит (от греч. - «покайтесь»), - родился в феме Армениак, в семье богатых армянских землевладельцев. Св. Никон с самого детства вел подвижнический образ жизни, не имея никакого желания принять управление богатством его состоятельной семьи. Обременяясь великой суетой мира, преподобный поступил в монастырь Хрисопетра, где воспринял славу великого молитвенника и аскета, полностью посвятившего себя любви Господней, где и подвизался в течении 12 лет. Преподобный Никон был наделен Господом даром проповедования покаяния: когда святой говорил о достоинстве духовной жизни и беседовал на духовные темы, слушатели его преисполнялись великим сердечным раскаянием и любовью к Богу; его слова производили такой духовный плод в тех, кто его слушал, что просили его пуститься в путешествие чрез восточные страны, дабы проповедовать покаяние Господне. Итак, пустившись в путешествие с проповедью покаяния, св. Никон сначала проповедовал покаяние в Армении, после отправился на остров Крит, где обратил к христианству многих мусульман, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времен христианства. Прожив на Крите таким образом 20 лет, преподобный Никон с той же проповедью покаяния прошел затем остальные греческие города и области: Спарту, Ахайю, Эпир, Пелопоннес, Коринф, Мессинию, проповедывал также на острове Эвбея. Куда бы преподобный Никон не приходил с проповедью покаяния, люди обращали на него свой взор, ибо видели его великое подвижничество, его удивительное самоотречение, заставлявшее людей задуматься над жизнью своей, и его слова проповеди Евангелия, которые преподобный Никон исполнял на деле. После, обосновавшись в городе Спарта, усилиями св. Никона была построена церковь во имя Спасителя, которая впоследствии разрослась до размеров значительного монастыря. Многое множество людей приходило к блаженному отцу, дабы поучиться у преподобного духовной мудрости и изменить свою жизнь к лучшему. Преподобным Никоном было совершено много чудес и исцелений. Среди исцеленных им был и знатный византийский патриций Василий Апокавк (в 981 г.). Св. Никон также некоторое время подвизался в Дамале, в округе Тризинийском, проповедуя общее покаяние. Скончался преподобный в Лакедемоне в 998 г. Блаженный Никон Армянин - небесный покровитель города Спарты. Преподобным Никоном были также написаны книги: «О нечестивом служении армян», чин «Отречения от армянства» и «Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении». Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, написано в классическом стиле, некоторое время спустя по смерти его игуменом основанного св. Никоном монастыря, Григорием, в 1142 г., издано Ламбросом («Νέος Ελληνομνήμων», 1906, сс. 131-222). Греческая Православная Церковь причислила св. Никона Армянина Метаноита к лику святых, и память его празднует ноября 26 (9).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона «Христианство» Москва, 1995, т. II, с. 214; т. III, с. 659; из серии Византийская Библиотека «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» А.П.Рудаков, Санкт-Петербург, 1997, с. 240; Benedictine Monks of St. Augustine Abbey, Ramsgate. (1966). The book of saints: A dictionary of persons canonized or beatified by the Catholic Church. NY: Thomas Y. Crowell. Benedictine Monks of St. Augustine Abbey, Ramsgate. (1947). The book of saints: A dictionary of servants of God canonized by the Catholic Church extracted from the Roman and other martyrologies. NY: Macmillan;

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 04 Марта, 2008 - 17:57:45
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 05 Марта, 2008 - 07:32:35
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Никон Армянин (Метаноит) – преподобный, аскет, проповедник и церковный писатель X в. Родился в феме Армениак, в семье богатых армянских землевладельцев; с самого детства вел подвижнический образ жизни. Принял монашеский постриг и в течение 12 лет жил в монастыре Хрисопетра, прославившись там как выдающийся аскет и проповедник, приведший к покаянию множество грешников. Затем Никон путешествовал и проповедовал в Армении, обращал в Православие критских мусульман, после завоевания острова византийским полководцем Никифором Фокой. На Крите Никон прожил около 20 лет, после чего с проповедью покаяния посетил ряд греческих городов на Пелопоннесе, в Эпире и острове Эвбея. Усилиями Никона Армянина в Спарте был построен храм Спасителя, вокруг которого вскоре появился значительный мужской монастырь. В этот период, согласно житийным свидетельствам преподобным Никоном были совершены многие чудеса и исцеления. В том числе в 981 г. им был излечен знатный вельможа, патрикий Василий Апокавк. Скончался преподобный в Лакедемоне в 998 г., и после канонизации был признан небесным покровителем города Спарты. Преподобный Никон был автором ряда сочинений, среди которых трактат «О нечестивом служении армян», чин «Отречения от армянства» и «Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении». Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, было написано в классическом стиле, некоторое время спустя после смерти святого Никона игуменом основанного им монастыря, Григорием, в 1142 г.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 15 Марта, 2008 - 08:34:26
христич


Севаст
Откуда: Москва


НОВАЯ ЦЕРКОВЬ (ХРАМ В ЧЕСТЬ ИИСУСА ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ, ПРОРОКА ИЛИИ, Св. НИКОЛАЯ И АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА) - находилась в юго-восточной части комплекса Большого дворца, I городской регион.
Строительству Новой церкви предшествовало расширение пределов территории комплекса Большого дворца вплоть до морских стен над Пропонтидой, что сопровождалось выкупом за крупные суммы частных землевладений.
На искусственную терассу, возведенную на новой территории, в частности, был перенесен Циканистр, а на месте старого, в 867 году, развернулось строительство наиболее крупного и роскошного храма из всех возведенных императором Василием I Македонянином (867-886 гг.) в пределах комплекса Большого дворца.
Освящен в 881 году.
Храм представлял собой крестово-купольную тетраконховую постройку. Т.е. к барабану купола примыкали, с ориентацией на части света, четыре конхи. Т.о., храм носил ярковыраженное обратное влияние армянской архитектуры на греческую.
В плане здание представляло собой, вероятней, квадрат.
По периметру его опоясывали аркады с колоннами.
Эстерьер храма, его внешние стены, были полностью облицованы мраморами. Кровля была выполнена из широких прокованных бронзовых позолоченных полос.
Конхи и барабан купола между ними рассекались оконными проемами, закрытыми витражами, и служившими для освещения интерьера.
Пол был выполнен из цветных поделочных камней в технике opus sectile ( или, как ее называют ныне "флорентийской мозаики"). Рисунок пола представлял собой геометрические фигуры и изображения животных, а каменные элементы изображений разделялись прокладками из черненного серебра. По периметру opus sectile, вдоль стен, шел широкий мозаичный бордюр из смальты. Все полы были покрыты роскошными, т.н. молельными, коврами, в чем тоже ясно видно восточное влияние.
Стены интерьера были облицованы мрамором, швы плит которых были проложены не только серебром, но и золотом, а каждая стена, в дополнение, имела по периметру еще и декоративную рамку из этих благородных металлов. Ближе к подкупольному пространсту мрамор уступал место мозаикам, занимавших всю их верхнюю часть, включая аркады, опиравшиеся на колонны, потолок и подкупольное пространство.
Мозаики представляли собой иконы Спасителя, Богородицы, пророка Илии, Св. Николая и Архангелов Михаила и Гавриила на золотом фоне. Пространство аркад было задрапировано шелковыми занавесями.
Мраморный алтарь был полностью покрыт листовым серебром со вставленными многочисленными драгоценными камнями и перегородчатыми эмалями по золоту.
Алтарная преграда, ее колоннада, ступени перед алтарем и кресла в его пределе были выполнены из серебра и богато изукрашены узорами и каменьями.
Весь архитрав алтарной преграды был золотой. Кроме драгоценных камней его также, как и алтарь, украшали эмали по золоту.
В алтарном пределе хранились реликвии, связанные с пророком Илией.
Двери для нартекса были взяты из сгоревшего и невосстановленного Большого здания сената на форуме Константина и, первоначально, являвшихся главными храма Дианы в Эфесе. На литых барельефах створок была изображена Гигантомахия работы скульптора Апеллеса, IV в. до Р.Х.
Перед нартексом располагался прямоугольный обширный двор, охваченный портиком, который имел, в частности, южные ворота, ведущие в сторону Нового Циканистра. Во дворе была установлена статуя Асклепия со змеей в руке, незадолго до этого по указанию Василия I, перемещенная в Малое здание сената на форуме Августеон.
Кроме Новой церкви и портика, в комплекс входили два фонтана, располагавшиеся с северной и южных сторон храма.
Северный фонтан был выполнен из резного сагарийского мрамора.
Южный - из египетского порфира, либо красного египетского гранита. На внешней стороне чаши были вырезаны изображения драконов.
Центральный источник был выполнен в виде огромной шишки с многочисленными отверстиями, через которые испускалась вода.
По периметру чаши, по ее краям, находились беломраморные колонки, охваченные сверху бронзовым венком. На венке находились бронзовые же изображения петухов, козлов и баранов. И колонки, и венок, и изображения животных также имели водопропускные отверстия и испускали струи в чашу.
Остальную территориию Старого Циканистра занял дендропарк - Месокипий (Срединный сад), в котором была представлена уникальная коллекция растений из всех уголков известного тогда мира.
В 1204 году, после захвата Константинополя латинянами, храм подвергся беспощадному разграблению, включая мраморное покрытие стен, полов и кровлю.
Тем не менее, после освобождения Города в 1261 году, само здание сохранилось хорошо и было включено императором Михаилом VIII Палеологом (в Константинополе 1261-1282гг.) в список немногих объектов получавших субсидию на восстановление из казны. Разумеется, полностью восстановить прежнеее великолепие не удалось.
В османский период, ориентировочно в XVI веке, здание было превращено турками в пороховой склад, который взорвался от попадания молнии в XVII веке.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 15 Мая, 2009 - 00:10:13
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Новая Церковь – храм в честь Иисуса Христа, Богородицы, пророка Илии, святого Николая и архангелов Михаила и Гавриила, возведенный в юго-восточной части комплекса Большого дворца в Константинополе императором Василием I (867 – 886 гг.). Строительству предшествовало расширение пределов дворцовой территории до морских стен над Пропонтидой, для чего за большие деньги были выкуплены частные землевладения в этом городском регионе. На искусственную террасу, созданную на новой территории, был перенесен Циканистр, а на месте старого, в 867 году, развернулось строительство самого крупного и роскошного дворцового храма, завершенное его освящением в 881 г. Храм представлял собой крестово-купольную постройку, к барабану купола которой примыкали ориентированные по частям света четыре конхи, что указывает на определенное влияние армянской храмовой архитектуры на греческое зодчество в этот период. В плане храм был, вероятно, квадратным. По периметру его опоясывали аркады с колоннами. Внешние стены храма были полностью облицованы мрамором. Кровля была выполнена из широких прокованных бронзовых позолоченных полос. Оконные проемы барабана купола несли витражи и служили для освещения интерьера. Пол был выполнен из цветных поделочных камней в технике «флорентийской мозаики». Рисунок мозаики представлял геометрические фигуры и изображения животных, а каменные элементы изображений разделялись прокладками из черненого серебра. Вдоль стен шел широкий мозаичный бордюр из смальты. Все полы были покрыты роскошными коврами, видимо также под влиянием восточных традиций. Стены интерьера были облицованы мрамором, швы плит были проложены не только серебром, но и золотом, и, кроме того, каждая стена по периметру была облицована благородными металлами. Купол, потолок и всю верхнюю часть стен, включая аркады, украшали мозаики, представлявшие собой иконы Спасителя, Богородицы, пророка Илии, святого Николая и архангелов Михаила и Гавриила на золотом фоне. Пространство аркад закрывали шелковые занавесы. Мраморный алтарь был полностью покрыт листовым серебром, инкрустированным многочисленными драгоценными камнями и перегородчатыми эмалями на золотой основе. Алтарная преграда, увенчанная золотым архитравом, ее колоннада, ступени перед алтарем и кресла в его пределе – все это было выполнено из серебра и богато изукрашено узорами, самоцветами и эмалями. В алтарном пределе хранились реликвии, связанные с пророком Илией. Дверной проем нарфика закрывали литые, бронзовые двери, покрытые барельефами Гигантомахии работы древнегреческого художника и скульптора Апеллеса (IV в. до Р.Х.); ранее эти двери последовательно украшали храм Артемиды в Эфесе и здание Сената в Константинополе (уничтоженное пожаром в IX в. и не восстановленное). Перед нарфиком располагался обширный прямоугольный двор, охваченный портиком; во дворе стояла статуя Асклепия со змеей в руке. От южных ворот портика лежал путь в сторону Нового Циканистра. Кроме Новой Церкви и портика, в храмовый комплекс входили два фонтана, располагавшиеся с северной и южной сторон храма. Северный фонтан был выполнен из резного сагарийского мрамора, южный – из красного камня египетского происхождения (порфира либо гранита). В 1204 г., после захвата Константинополя латинянами, храм подвергся беспощадному разграблению, было похищено даже мраморное покрытие стен и полов, а также бронзовая кровля. Тем не менее, к 1261 г. здание храма сохранилось относительно неплохо, и после освобождения столицы империи Новая Церковь была включена императором Михаилом VIII Палеологом в список немногих объектов столицы, получивших из казны субсидию на восстановление. Разумеется, воссоздать прежнее великолепие храма в полном объеме не удалось. После падения Константинополя под натиском турок, здание было превращено турками в пороховой склад (ориентировочно в XVI в.), который взорвался от попадания молнии в XVII в.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 14 Октября, 2009 - 07:20:32
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.3 [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0073 ]   [ Gzip выкл. ]