Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Монастырь Христа Пантократора – монашеская обитель, игравшая важную роль в духовной и политической жизни византийской империи в XII – XV вв. Основные здания монастыря построены до 1136 г. архитектором Никифором по заказу византийского императора Иоанна II Комнина (1091 – 1143 гг.) в X регионе Константинополя, северо-восточнее начала акведука Валента, на холме. Перед началом строительства этот холм был выровнен и укреплен контрфорсами. Восточная часть поддерживающей стены с двенадцатью слепыми арками сохранилась до сегодняшних дней. По некоторым данным инициатива строительства принадлежит жене Иоанна II – императрице Ирине, дочери венгерского короля Ласло. Комплекс монастыря включал в себя храм Христа Пантократора в его северной части и храм Богоматери Элеуссе в южной, несколько часовен, а также больницу, дом престарелых, психиатрическую лечебницу, баню, медицинскую школу, приют для странников, несколько цистерн и кельи насельников. Однокупольный храм Христа Пантократора – самая древняя постройка обители, зато пятинефный, с двумя куполами храм Богородицы значительно больше по размеру и был рассчитан на посещение императора со свитой. Часовня Михаила Архангела была самым поздним строением монастыря. Изнутри и снаружи она была богато украшена мозаиками, изображавшими мифологические и библейские сюжеты. Первым настоятелем монастыря патриарх по воле императора назначил Иосифа Агиогликерия. Первоначально монастырь Христа Пантократора насчитывал немногим более восьмидесяти монахов, позже, во время своего расцвета, количество насельников достигало семисот. Оставаясь формально независимым, монастырь, фактически, подчинялся императору и являлся местом погребения членов императорской фамилии Комнинов. В 1134 г. там похоронена императрица Ирина, в 1143 г. – основатель обители Иоанн II, в 1158 г. монастырь стал местом упокоения Ирины (Берты), супруги императора Мануила I (1143 – 1180 гг.), а в 1180 г. там погребли тело и самого покойного императора Мануила I. В 1143 г. по приказу императора Мануила I в монастырь Христа Пантократора был заточен неудачливый претендент на престол – севастократор Исаак, брат императора Иоанна II. Среди монастырских реликвий в разное время находились: столб, у которого бичевали Иисуса Христа (к 1204 г. он оказался в Храме Святых Апостолов); Камень помазания, на котором Иосиф Аримафейский омывал, умащал и облачал в погребальные одежды тело Христа, вывезенный из Эфеса Мануилом I около 1170 г.; столб, орошенный слезами апостола Петра; икона святого Димитрия Солунского, привезенная Мануилом I в 1149 г. из Фессалоник; голова святого Власия. После захвата Константинополя латинянами в 1204 г., монастырем овладели венецианцы, которые его полностью разграбили, не пощадив и императорских могил, сняли даже мраморную облицовку стен. В числе святынь, вывезенных в Италию, оказалась и золотая часть фриза одного из храмов монастыря, украшенная фигурами Михаила Архангела и праведников, которую венецианцы сделали составной частью уникального позолоченного иконостаса собора Святого Марка («Пала д'Оро»). Позже венецианцы превратили монастырь в хранилище оставшихся в городе константинопольских реликвий. С 1206 по 1261 гг. в нем хранилась икона Богоматери Одигитрии, взятая из храма Святой Софии и возвращенная обратно в 1261 г., после освобождения города. В том же году император Михаил VIII (1259 – 1282 гг.) назначил настоятелем монастыря Феодосия Виллегардуэнского, после 1277 г. ставшего антиохийским патриархом. В правление императора Андроника II (1272 – 1328 гг.) монастырь использовался как тюрьма для знатных особ. В разное время в его стенах были заточены: Стефан Деканский, сын сербского короля Стефана Уроша II, двое его сыновей, а также, вероятно, ослепленный Алексей Филантропин. С этого же времени монастырь вновь стал императорской усыпальницей. В 1317 г. там была погребена Ирина, вторая жена императора, а затем еще восемь членов правящей династии Палеологов, в том числе императоры Мануил II (1392 – 1425 гг.) и Иоанн VIII (1421 – 1448 гг.). Между 1422 и 1425 гг., по протекции придворного и историка Георгия Сфрандзи, император Мануил II назначил настоятелем монастыря Макария Макрея. Монастырь тогда переживал трудные времена: количество монашествующих сократилось до шести человек, постройки обветшали и многие из них пришли в полную негодность. Усилиями Сфрандзи и Макария строения были частично восстановлены, количество иноков возросло до двенадцати. Около этого времени в монастыре принял постриг, а затем в 1426 г. скончался Андрей Палеолог, деспот Фессалоник. В 1431 г., после кончины Макария Макрея, настоятелем стал Геронтий, один из участников Ферраро-Флорентийского Собора (1438 – 1439 гг.). В 1453 г. монастырь был разграблен турками, императорские усыпальницы осквернены. В турецкий плен тогда попал один из его монахов – Геннадий, будущий константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий (1453 – 1456 гг.), вскоре назначенный на патриаршую кафедру османским султаном Мехметом II Завоевателем. Первоначально султан отдал монастырь патриарху, но позже турки превратили храм Христа Пантократора в медресе. Храм Богородицы Элеуссе был превращен в мечеть Зейрек Джами, сохранившуюся до наших дней. Камень помазания был возвращен турками в здание бывшего храма Христа Пантократора. В напольной мозаике «космотеско» было специально выдолблено небольшое углубление и в него сбросили святыню. Там Камень находится и по сей день. Из других основных реликвий монастыря Христа Пантократора уцелели только голова святого Власия, подаренная императором Латинской империи Болдуином II (1228 – 1261 гг.) французскому королю Людовику IX, а также мраморный столб, у которого бичевали Спасителя, хранящийся ныне в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Стамбуле. В настоящее время постройки монастыря находятся под охраной ЮНЕСКО, проводящей там реставрационные работы.

Монах – «одинокий, единственный, отшельник»; человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов, сопровождающееся постригом волос в знак служения.

Монголы – объединение родственных центрально-азиатских племен монголоидной расы. Первые упоминания о монгольских племенах появились в китайских исторических хрониках в VII – X вв. В XI – XII вв. монголы занимали примерно ту же территорию, что и ныне. Каждый монгольский мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечом, луком и копьем. Основным их занятием было кочевое скотоводство, охота и разбой в степях на пути китайских торговых караванов. В начале XIII в. ряд племен объединились под властью Чингисхана (Тэмуджина) и образовали единое монгольское государство. К этому времени кочевое скотоводство стало малопродуктивным из-за изменения климата, и мечты монголов о богатой и сытой жизни оказались целиком связаны с ограблением не воинственных, но богатых соседних народов. Вскоре после образования Монгольского государства начались военные походы кочевников, продолжавшиеся около двух столетий. Чингисхану удалось создать высокобоеспособное, дисциплинированное и маневренное конное войско, равных которому не было ни в Азии, ни в Европе. К 1211 г. Чингисхан подчинил все основные племена Сибири и обложил их данью. В 1218 г. монголы покорили Корею. К 1234 г. они завершили завоевание Северного Китая. В процессе завоевания монголы заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. В 1219 – 1221 гг. войска Чингисхана прошлись огнем и мечом по территориям центрально-азиатских государств и разграбили множество богатых городов, в том числе Бухару, Самарканд, Мерв и Ургенч. После разгрома войск хорезмшаха Мухаммеда, монгольские отряды вторглись в Северный Иран, а затем разбили грузинское воинство и разрушили несколько древних торговых городов на Кавказе. Проникнув на Северный Кавказ через Ширванское ущелье, монголы столкнулись с половцами и истребили их значительную часть используя хитрость и коварство. Продолжив движение к Днепру, монголы впервые встретились с русскими воинами и победили их в битве на реке Калке в 1223 г. К концу жизни Чингисхана в 1227 г. в руки монголов попали огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе. Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы, которые оставались в составе единого государства еще сорок лет после его смерти. Улус Угедэя – собственно Монголия и Северный Китай, улус Чагатая – Средняя Азия, улус Джучи – пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор до Аральского и Каспийского морей. В сороковых гг. XIII в. выделился еще один улус, охватывавший часть Ирана и Закавказье, который был отдан внуку Чингисхана – Хулагу. Монгольская династия Хулагидов правила на Ближнем и Среднем Востоке с середины XIII до середины XIV вв. Ее представители носили титул ильханов. Государство Хулагидов включало Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак и восточную часть Малой Азии до реки Кызыл-Ирмак. Среди вассалов и данников Хулагидов были Трапезундская империя, Грузия, Конийский султанат, Киликийское армянское царство, Кипрское королевство. Руководящей силой государства Хулагидов была монгольская знать, но чиновничий аппарат состоял в основном из представителей иранских аристократических родов. Ильхан Газан-хан (1295 – 1304 гг.) сблизился с мусульманской чиновной и духовной знатью, принял ислам и сделал его государственной религией. Однако в середине XIV в. государство Хулагидов вследствие народных восстаний, сепаратизма монголо-тюркских феодалов, упадка городов и торговли распалось на несколько частей. Процесс распада великой монгольской империи шел и в других монгольских владениях. В начале XIV в. улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне рек Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды.

Монемвасия – греческий город, возникший из укрепления, воздвигнутого в ранневизантийское время на скалистом островке у восточных берегов Лаконии, соединяющемся с материком узкой дамбой (отсюда и название – «место с единственным доступом»). Во время славянского вторжения на Пелопоннес, Монемвасия стала приютом для беженцев из Лаконии, а позднее сделалась одним из сильнейших береговых укреплений Мореи и главным перевалочным, складским пунктом левантийской (восточно-средиземноморской) торговли. В Западной Европе славились мальвазийские вина Пелопоннеса и греческих островов, называемые так по имения этого города в итальянском произношении (Malvasia).

Монеры – небольшие суда с одним рядом гребцов, находящиеся в распоряжении командующего флотом и используемые главным образом для патрульной службы и специальных заданий.

Монетарий (monetarius) – работник монетного двора.

Монодия – траурная ода, жанр византийской литературы. Как обязательные составные части включает в себя: энкомий оплакиваемому и завершающий утешительный пассаж.

Монозевгараты – податная категория крестьян, владельцы одной упряжки волов.

Моноксил – лодка однодревка. Так греки называли древнерусские ладьи с дощатыми бортами, надставленными внахлест на толстый выдолбленный дубовый киль, длиной до семнадцати метров. Сходные типы кораблей изготавливались и в Скандинавии. В моноксил (ладью), предназначенный для плавания по морю, помещалось около сорока человек.

Монопиргий – однобашенное пограничное укрепление с небольшим гарнизоном. В ранневизантийский период монопиргии служили опорными пунктами в борьбе с варварскими племенами, не умевшими вести осадные работы.

Моностратиг – командующий войском нескольких фем.

Монофелитство – еретическое учение VII в., согласно которому Христос якобы обладал двумя природами, но одной волей и богочеловеческой энергией. Осуждено на Шестом Вселенском соборе в 680 – 681 гг.

Монофизитство – еретическое учение V в., появившееся как реакция на несторианство. Соединение двух природ во Христе рассматривало как поглощение человеческого начала божественным. Осуждено Халкидонским Вселенским собором в 451 г. Ересиарх – константинопольский архимандрит Евтихий.

Моноэнергизм – еретическое учение VI в., созданное константинопольским патриархом Сергием I (610 – 638 гг.) и его единомышленниками, как возможная основа для примирения православных (диофизитов) и монофизитов в Византийской империи. Утверждало единство действий Христа как богочеловека, отстраняя на задний план вопрос наличия во Христе двух природ – божественной и человеческой. Учение моноэнергизма было первым этапом развития ереси монофелитства до издания патриаршего указа «Псефос» в 633 г.

Мопсуестия – (совр. Мисис) город в Равнинной Киликии, на правом берегу реки Пирам (совр. Джейхан), на границе провинций Первая и Вторая Киликии в диоцезе Восток. Был захвачен арабами в VII в., в 965 г. освобожден императором Никифором II Фокой (963 – 969 гг.). Во второй половине XI в. занят турками-сельджуками.

Морея – византийское наименование Пелопоннеса.

Морта – десятина урожая.

Мортит – крестьянин, арендующий надел за морту.

Мосинополь – древний город на прибрежной равнине Южной Фракии, у подножья горы Папикион в Родопах. До IX в. именовался Максимилианополем. С XI в. центр фемы Волерон. Руины этого города сохранились в 6 км. от современного города Комотини в Греции, около деревни Месинкале.

Мощи – останки святых, почитаемые Церковью как святыня, исполненная благодати и обладающая даром чудотворения.

Мунд (Mundo) – вождь гепидов, сын гепидского короля. После 488 г. был союзником короля остготов Теодориха Великого, которому верно служил до смерти Теодориха в 526 г. Затем в 529 г. вместе со своими воинами перешел на службу империи и был назначен стратилатом префектуры Иллирик (magister militum per Illyricum). По отзывам современников, Мунд был исключительно предан интересам императора Юстиниана I и очень сведущ в военном деле. В 531 г. получил должность стратилата Востока, хотя, по всей видимости, ее не исполнял. Со своей дружиной принимал деятельное участие в подавлении народного восстания Ника в Константинополе в 532 г. Погиб в 536 г. под Салоной во время войны с готами, пытаясь в бою отомстить за смерть, своего сына Маври¬кия.

Мундар (Аламундар) – царь византийских арабов-христиан, сын давнего союзника императора Юстиниана I царя Арефы, имел титул патрикия и филарха. Получил власть в 569 г., после смерти своего отца, правившего 40 лет. Узнав о смерти Арефы, царь персидских арабов Кабус сделал набег на кочевья своих христианских соплеменников и угнал табуны их верблюдов. Мундар собрал весь свой род и в свою очередь в 570 г. напал на арабов Кабуса. Кабус бежал, но многие его родственники, старейшины родов и воины были уничтожены, и арабы Мундара вернулись с большой добычей. Собрав остатки сил, Кабус вновь пошел войной на Мундара, но был опять разбит. Мундар известил о своих успехах императора Юстина II и просил его прислать денег, чтобы наградить свое войско. Однако подозрительный император обиделся на эту просьбу и решил устранить слишком предприимчивого шейха. Он приказал своему родственнику Маркиану, главнокомандующему войск на восточной границе империи, убить Мундара, но замысел не удался, а коварные намерения Юстина II стали известны Мундару. Опасаясь за свою жизнь, Мундар откочевал вглубь пустынь и прекратил всякие отношения с византийским двором до смерти императора Юстина II в 578 г. В правление императора Тиверия II Мундар примирился с империей и вновь стал со своими воинами охранять восточные рубежи Византии от набегов персидских арабов. В 579 г. Мундар посетил столицу и с честью был принят императором. Когда монфизитский епископ в Сирии Яков Барадей вошел в религиозный раскол с константинопольским патриархом, Мундар оказался на стороне монофизитов. Он ревностно, но безуспешно пытался внести единомыслие в монофизитский епископат, все более дробившийся на секты. Тем не менее, Мундар убедил императора Тиверия II издать указ о приостановке всяких преследований за религиозные разномыслия. Как христианин Мундар в своих набегах на персидские земли никогда не трогал храмовое и монастырское имущество, часть военной добычи раздавал бедным. Однако совместный поход Мундара с главнокомандующим армии Востока Маврикием, будущим императором, через пустыню в центральные области персидского царства в 581 г. оказался неудачным. Персидские арабы разобрали мосты через Евфрат, и Маврикий, обвинив в неудаче Мундара, повернул войска обратно. Прибыв в столицу, Маврикий сумел убедить императора Тиверия II в виновности Мундара, и Тиверий приказал схватить царя арабов. На церковном торжестве в городе Гурин, между Дамаском и Пальмирой, Мундар был арестован и препровожден в столицу. Став императором, Маврикий сослал Мундара с женой и детьми на Сицилию, где он и дожил свой век. Разгневанные вероломством византийцев арабы-христиане начали делать грабительские набеги на земли империи, и большей частью сблизились со своими персидскими соплеменниками. Так влияние империи в среде арабов было разрушено вследствие недальновидной политики Константинополя.

Мурад I Богоподобный (Худавендигяр) – турецкий султан из династии Османов, правивший с 1359 по 1389 гг. Родился в 1319 или 1326 гг., умер в 1389 г. Внук османа, второй сын Орхана, второго правителя османских турок, от византийской принцессы. Прославился как полководец и завоеватель, справедливый и благочестивый государь. В 1362 г. завладел всей Фракией, в 1365 г. сделал столицей своего государства захваченный им у Византийской империи город Адрианополь и учредил корпус янычар. Принудил сербов, влахов и болгар платить ему дань. В 1383 г. принял титул султана. В 1386 г. разгромил войска иконийского султана Али-Бега, и стал повелителем всей Малой Азии. В 1389 г. на Косовом поле Мурад I разбил объединенные войска сербов, албанцев и влахов, но погиб от руки сербского воеводы Милоша Обилича, пробравшегося в его шатер. Баязид, сын Мурада I, стал его наследником на османском троне.

Мурад II – турецкий султан с 1421 г. по 1443 г., а затем с 1444 г. по 1451 г., сын и преемник султана Мехмета I. Родился в 1404 г., умер в 1451 г. Мурад II продолжал усилия, начатые Мехметом I, по возрождению Османской империи, разрушенной в ходе вторжения Тимура в 1402 г. К концу 1427 г. Мурад завоевал большинство сельджукских бейликов на Анатолийском побережье Эгейского моря. Он окончательно подчинил Фракию, захватив в 1430 г. Фессалоники у венецианцев. С 1440 по 1443 гг. османы вели в Юго-Восточной Европе войну с новой европейской армией крестоносцев во главе с венгром Яношем Хуньяди, закончившуюся заключением мирного договора, давшего возможность туркам закрепить свой контроль над завоеванными землями. Вскоре после этого Мурад II отрекся от престола в пользу своего двенадцатилетнего сына Мехмета II, и государством некоторое время управляли регенты. Молодость и неопытность Мехмета II вкупе с алчностью регентов привели к новым бунтам внутри страны и нападениям извне. После того как Янош Хуньяди с новой огромной европейской армией крестоносцев вторгся в пределы Османской империи, Мурад II вернулся на трон и разбил Хуньяди в битве при Варне в 1444 г. В 1446 г. Мурад восстановил власть Османской империи над Мореей (Пелопоннес), в 1448 г. над Албанией и в 1449 г. над Валахией, разбил объединенную сербско-венгерскую армию во второй битве на Косовом поле в 1448 г. Этим он завершил восстановление османского влияния и могущества на Балканах и обеспечил Мехмету II, который вернулся на трон после смерти своего отца, необходимые условия для завоевания Константинополя и новых земель за Дунаем.

Мученик – святой, претерпевший мучения и принявший смерть ради Иисуса Христа.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:28:40
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Морфия Мелитенская (ум. 1126 или 1127) — супруга Балдуина II, графа Эдессы и впоследствии правителя Иерусалимского королевства. Дочь армянского князя Гавриила (он был армянином-халкидонитом), правителя Мелитены.

Город Мелитена располагался неподалеку от границ графства Эдесского, первого государства, основанного крестоносцами на Востоке во время 1-го крестового похода, и потому, чтобы укрепить свое положение в регионе, Балдуин около 1101 года взял в жены Морфию, за которую Гавриил дал богатое приданое в 50 000 золотых византинов.

В 1118 году Балдуин унаследовал корону Иерусалима, однако Морфия с четырьмя дочерьми осталсь в Эдессе. В 1119 году, после поражения христиан в битве на Кровавом поле, Балдуин отправился на север, дабы восстановить безопасность своих границ, а затем в 1120 году увез семью в Иерусалим, где прошла церемония коронации Морфии. В 1123 году, когда Балдуин попал в плен к мусульманам, Морфия возвратилась в Эдессу и участвовала в переговорах относительно освобождения мужа, предложив в качестве заложницы младшую дочь Иовету.

Согласно Псалтырю Мелисенды Морфия умерла 1 октября 1126 или 1127 года и была погребена в аббатстве Св. Марии, основанном крестоносцами в Иосафатской долине. Так как Морфия не смогла родить мужу сына, Балдуин назначил своей преемницей и наследницей старшую дочь — Мелисенду, и выдал ее замуж за Фулька Анжуйского. Две другие дочери, Алиса и Годерна, тоже были выданы замуж за влиятельных крестоносцев: первая стала женой Боэмунда II, князя Антиохии, а вторая — женой Раймунда II, графа Триполи. Младшая дочь Боэмунда, Иовета, приняла постриг в монастыре.

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F»

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Марта, 2008 - 17:46:08
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Морфия - дама интересная, но какую роль она сыграла в истории Византии? Мы ведь все-таки "Византийский словарь" создаем...

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 06:46:05
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Габриел Мелитинский - ее отец был вассалом императора, он подлчинялся империи (хотя вот уже меня охватили сомнения, может вы и правы!?)), даже исповедовал православие - был халкидонитом, армяне его ромеем называли даже....

но в любом случае он правил этим краем как ромей, был приобщен к культуре Византии,.... ну, я все-таки Вам позже напишу о его принд. к Визант. если она вообще есть...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 09:06:26
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0114 ]   [ Gzip выкл. ]