Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.7 [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Мовсес Хоренаци - святой, известный как отец армянской историографии, родился (полагают, что он родился в 370 г.) в провинции Тарон, в селе Хореанк. Он также был одним из лучших учеников свв. Саака Партева и Месропа Маштоца. Проходил учебу в лучших философских и богословский школах Византии, - Александрия, Афины, Константинополь. Он прославился своими познаниями в философии, а также как духовный руководитель, известный своим благочестием. Его талант писателя и ученого вскоре стал известен и князь Саак Багратуни поручил ему написать историю Армении. Плодом его трудов стала "История Великой Армении", которую он составлял несколько лет. Первая часть этого уникального произведения содержит историю с IV тысячелетия по I в. до Рождества Христова. Вторая часть посвящена истории дохристианской Армении. Третья, последняя часть излагает историю Армении от принятия христианства до создания армянской письменности. Позже св. Мовсес создал также ряд других важных трудов, среди которых исторические книги (в том числе житие св. Рипсимэ), поэмы, гимны, молитвы. Он прожил праведную жизнь и умер на вершине славы в 493 г.

По преданию, св. Мовсесу принадлежит один из величайших литургических гимнов Армянской Церкви: "О глубокое таинство, непостижимое, безначальное, Господь облек Свое вышнее Царство в свет неприступный, подобно брачному чертогу, и украсил сияюшей славой чины огненных духов".


(Добавление)
кстати признан святым Вселенским православием ..

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 09:18:17
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял.

Подробности канонизации и дни памяти святых мы не указываем. Просто если православный святой - местночтимый, нужно упомянуть где именно он почитаем. И, разумеется, нужно оговаривать особо, если некто был призан святым инославной церковью (католиками, монофизитами, несторианами и др.). Кроме того, желательно указывать чин святости (преподобный, мученик, исповедник, святитель и т.п.).

То есть по умолчанию предполагается, что если кто-то - святой, то он признан святым Вселенским Православием.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 09:39:42
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Мовсес Хоренаци – святой, отец армянской историографии. Родился, вероятно, в 370 г. в провинции Тарон, в селе Хореанк, умер в 493 г. Был одним из лучших учеников святых Саака Партева и Месропа Маштоца. Обучался в лучших философских и богословских школах Александрии, Афин и Константинополя. Еще при жизни Мовсес прославился своими познаниями в философии, а также как благочестивый духовный наставник. Как талантливому писателю и ученому, князь Саак Багратуни поручил Мовсесу Хоренаци написать историю Армении. Плодом нескольких лет его трудов стала «История Великой Армении», первая часть которой рассказывает о событиях с IV тыс. по I в. до Р.Х., вторая часть посвящена истории дохристианской Армении I – III вв., а третья, последняя часть описывает период от принятия армянами христианства до создания армянской письменности. Позже Мовсес написал и ряд других важных трудов, среди которых исторические и агиографические произведения, в том числе житие святой Рипсимэ (Рипсимии), а также поэмы, гимны и молитвы. По преданию, святому Мовсесу принадлежит один из величайших литургических гимнов Армянской Церкви: «О глубокое таинство, непостижимое, безначальное, Господь облек Свое вышнее Царство в свет неприступный, подобно брачному чертогу, и украсил сияющей славой чины огненных духов». Мовсес Хоренаци прожил долгую жизнь и умер на вершине своей славы.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2008 - 16:31:03
христич


Севаст
Откуда: Москва


МОНАСТЫРЬ Святой Божьей Матери Сумела (Панагия Сумела) - находится в 42 километрах от Трапезунда на обрывистом склоне горы Сумелы на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине совр. реки Алтындере у села Мацука.
При императоре Феодосии Великом (379 - 395 гг.) Богоматерь явилась некому Василию и повелела принять ему монашество вместе со своим племянником. Приняв постриг Варнава (Василий) и Софроним посетили один из афинских храмов, в котором хранилась икона Богородицы руки Евангелиста Луки. Явление Богородицы повторилось и им было сказано следовать за ней на восток к горе Мела (гр. - "черная"). При этом на их глазах икона была взята двумя ангелами и унесена.
После некоторых поисков Варнаве и Софрониму удалось добраться до горы Мела и обнаружить в гроте, который находится высоко на обрывистом склоне, чудотворную икону.
По другой версии эти события произошли при императоре Валенте (364-378 гг.), перед его поражением от вестготов при Адрианополе 8 -го августа 378 года, либо после этого трагического события, когда над Аттикой нависла реальная угроза вторжения варваров.
Со временем монастырь приобрел громкую славу среди множества обителей Понта и всей империи.
Возводятся: уникальный скальный кафоликон в гроте- храм Успения Святой Божьей Матери; монастырские постройки, архитектура которых диктуется его расположением: многоярусный комплекс, сочетающий жилые и хозяйственные помещения и соответствующий изгибам склона горы.
После 635 года монастырь подвергается набегу арабов. Здания осквернены и сожжены, насельники частично перебиты, частично уведены в рабство.
В 664 году, при императоре Константе II (641-668 гг.), под руководством Св. Христофора, обитель восстанавливают, а спасенная реликвия вновь располагается в кафоликоне.
Расцвет монастыря приходится на период Трапезундской империи (1204-1261 гг.). Кроме иконы Богородицы в обители хранятся: мощи Свв. Варнавы, Софроника и Христофора; часть древа Креста Спасителя, инкрустированного в резной деревянный крест. Обитель получает массу привилегий от монархов.
В 1349 году в монастыре коронуется, в качестве императора Трапезундской империи, Алексей II Комнин.
После падения Трапезундской империи в 1461 году, начиная с султана Селима I Явуза (1512-1520 гг.), около 1514 года, обитель начинает получать подтверждения своих привелегий и от турецких монархов.
Монастырь продолжает процветать. Но, несмотря на охранные фирманы, сохраняется регулярная угроза со стороны исламских разбойничьих шаек.
В XVII веке возводятся дополнительные укрепления - т.н. "замок" и монастырь приобретает примерно тот вид, в котором он дошел до наших дней: пятиярусный комлекс с 72 кельями. Верхний, пятый ярус, выполнял и фортификационные функции.
После 4 марта 1918 года, когда остатки русской Кавказской армии окончательно эвакуировались с территории Понта, наступают черные дни в истории обители.
Неудачная для Греции греко-турецкая война (1919-1922 гг.) и поражение восстания понтийских греков против турок в 1922 году, а также прямое предательство держав стран-членов Антанты, включая и тогдашнее правительство Греции, христианского населения (армян, ассирийцев и греков-понтийцев), вынуждает насельников покинуть обитель. Реликвии укрываются, а икону Божьей Матери вывозят в Грецию.
Несмотря на Лозаннский мирный договор 1923 года, к 1924 году монастырский комплекс был осквернен и разграблен.
В 1931 году икону Богоматери передают на хранение в музей Бенаки, находившуюся там до 1952 года, включительно. В том же 1931 году из Турции возвращают сохраненные в тайнике реликвии.
В 60-е годы в 130-ти километрах от Салоник, на границе Западной Фракии у городка Верия у села Кастанья, возводится храм Святой Божьей Матери Сумелы, куда и переносится чудотворная икона. Средства на его постройку были собраны среди общин греков-понтийцев, в т.ч. проживавших на территоррии СССР.
В настоящее время, несмотря на монастырский статус, и массовое паломничество к святыням, насельников нет.
День памяти иконы Панагия Сумела - 15 августа.
День памяти основателей - 18 августа.
Монастырский комплекс Святой Божьей Матери Сумела (в Понте) внесен в список наиболее охраняемых памятников ЮНЕСКО. Фактически, охранные мероприятия на гранты сводятся к содержанию неэффективной турецкой охраны, т.к. имеются современные факты надругательства над сохранившимися фресковыми изображениями.



(Добавление)
Филин
На всякий случай буду и впредь что-нибудь сбрасывать в Словарь.

Если Вас не затруднит: продолжайте отсылать этот дополнительный материал в редакцию. Успеют взять - и слава Богу, а нет - так нет. Пусть материал, в виде дополнения, будет находиться здесь. В любом случае ВСЕ охватить мы не сможем.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Июля, 2008 - 20:53:57
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял монастырь.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Июля, 2008 - 07:40:38
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Монопиргий. Однобашенное пограничное укрепление с небольшим гарнизоном. В ранневизантийский период монопиргии служили опорными пунктами в борьбе с варварскими племенами, не умевшими вести осадные работы.
Упоминается у Прокопия, "О постройках".


-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 16:05:38
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Мовсес Хоренаци = Моисей Хоренский?

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 18:54:21
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял монопиргий.
Мовсес - армянская форма имени Моисей.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Января, 2009 - 06:24:04
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Монастырь Парадейсион в одноименном квартале на западе Константинополя. Единственное его упоминание содержится в актах VII-го Вселенского собора (Никея, 787 г.), что позволяет относить его существование уже к VIII в.


-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 29 Апреля, 2009 - 22:58:04
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Парадейсион – монашеская обитель, существовавшая в VIII в. в одноименном квартале в западной части Константинополя. Единственное упоминание этого монастыря содержится в актах Седьмого Вселенского собора (г. Никея, 787 г.).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Апреля, 2009 - 06:56:56
христич


Севаст
Откуда: Москва


МОНАСТЫРЬ МИРЕЙЛЕОН - в IX (девятом) регионе, не в XI (одиннадцатом)....

Мой "косяк": ошибочно знаки поставил не совсем верно.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 13:38:38
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял поправку, сейчас перешлю Абышко.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Мая, 2010 - 09:25:34
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.7 [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0151 ]   [ Gzip выкл. ]