Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Монастырь Иакинфа (Успения Богородицы) – монашеская обитель, основанная неким священником по имени Иакинф в Никее на рубеже VI – VII вв. О начальном периоде истории монастыря сохранились лишь отрывочные сведения. В 727 г. монастырь серьезно пострадал от землетрясения и был перестроен, в 787 г. его игумен Григорий присутствовал на Седьмом Вселенском соборе в Никее, в середине IX в. монастырь получил в качестве реликвии руку святого Парамона. С начала XIII в. монастырь Иакинфа получает особое значение, поскольку в 1209 г. туда была переведена резиденция константинопольского патриарха. Приблизительно в это же время приобретает свой окончательный вид и монастырский храм Успения Богородицы, знаменитый своими мозаиками VII в., девяностых годов VIII в. и XI в., сохранившимися только на фотографиях, поскольку в 1922 г. храм был полностью разрушен артиллерийским огнем турецких войск во время греко-турецкой войны. Часть мозаик несли на себе следы послеиконоборческой реставрации и частично перекликались со столичными мозаиками храма Святого Николая в Фанаре, что позволяет предполагать причастность к их созданию либо одного мозаичиста, либо представителей одной художественной школы. Сохранились замечательные цветные фотографии мозаик, сделанные Русским археологическим институтом в Константинополе в конце XIX в. В монастыре Иакинфа был похоронен первый никейский император Феодор I Ласкарь (1205 – 1221 гг.), его первая жена Анна и его тесть, бывший византийский император Алексей III Ангел (1195 – 1205 гг.), которого Феодор заключил в обители в 1203 г., и где бывший автократор пребывал до своей кончины, случившейся после 1211 г. Позднее в этом монастыре был погребен константинопольский патриарх Мефодий II (1240 г.), который ранее был игуменом этой обители. После занятия Никеи турками в 1331 г., монастырь еще некоторое время продолжал существовать, а монастырский храм оставался действующим плоть до его разрушения в XX в.

Монастырь Липса – константинопольская монашеская обитель, основанная в 907 г. патрикием Константином Липсом в XI регионе столицы, на левом берегу реки Ликос, юго-западнее колонны императора Маркиана. В июне 907 г. в присутствии императора Льва VI (870 – 912 гг.) был освящен главный собор монастыря, посвященный Богородице Всенепорочной. В числе реликвий в обители хранилась оправленная в золото голова святого апостола Филиппа, перенесенная в Липс из столичного Филипповского монастыря у цистерны Мокия, а также камень с отпечатками стоп святого апостола Павла. После захвата города крестоносцами, в 1245 г., мощи апостола Филиппа были вывезены во Францию. В освобожденном от латинской оккупации в 1261 г. Константинополе, монастырь начал восстанавливаться на средства императорской казны. Большой вклад в его возрождение сделала вдова императора Михаила VIII (1259 – 1282 гг.) Феодора Палеолог, превратившая при этом обитель в женский монастырь. Феодора содействовала возведению второго монастырского храма во имя Иоанна Предтечи и капеллы, пристроенной к храму Богородицы с южной стороны, а также строительству небольшой больницы на двенадцать коек. Северный храм монастыря сложного крестово-купольного типа, с удлиненным интерьером восточной части здания. Диаметр купола – 3,7 метра. Тонкие колонны соединены со смежными стенами высокими арками. Аркады и окна рассекают плоскости стен фасада. В нишах храмового перестиля погребались тела усопших важных персон. В 1303 году в капелле была похоронена сама Феодора, перед смертью принявшая постриг в восстановленном монастыре. Затем в монастыре Липса упокоились два сына Феодоры: Константин Палеолог в 1306 г. и император Андроник II (1272 – 1328 гг.) в 1332 г. Последней в монастыре Липса упокоилась умершая от чумы в 1417 г. русская княжна Анна, невеста будущего императора Иоанна VIII (1421 – 1448 гг.). Женский монастырь Липса просуществовал до захвата Константинополя турками в 1453 г. Еще в восьмидесятых гг. XIX в. сквозь обвалившиеся толстые куски побелки проглядывали великолепные фрески и мозаики интерьера.

Монастырь Мирелейон (Мирилейон) – «мирровое масло»; монашеская обитель в ХI регионе Константинополя. Время возникновения этого монастыря неизвестно, но появился он не позднее VII в. вокруг круглого в плане храма с пирамидальной крышей, крытой черепицей, построенного в IV в. по образцу римского Пантеона. Диаметр купола этого здания составлял почти 42 метра. В VIII в. монастырь Мирелейон пострадал от гонений императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.), его насельники были разогнаны за приверженность к иконопочитанию, а сама обитель в насмешку переименована императором в Псарелейон («рыбий жир») и вскоре пришла в запустение. Между 920 и 925 гг. император Роман I Лакапин (920 – 944 гг.) на расчищенном от руин храма месте соорудил дворец и храм крестово-купольного типа, использовав старый фундамент. После свержения династии Лакапинов дворец был передан монастырю, восстановленному как женский, а его католикон стал усыпальницей рода Лакапинов. Там были перезахоронены останки Романа I, перенесенные с острова Проти, его жены Феодоры, сына Христофора и дочери Елены. В этот же храм из монастыря Святого Маманта были перенесены останки императора Маврикия и его сыновей. Насельницами монастыря в разное время были: Агата, сестра императора Романа II, Екатерина и Мария, жена и дочь императора Исаака Комнина. Пожар 1204 г., возникший во время разграбления Константинополя крестоносцами, нанес большой ущерб храму монастыря, и повреждения были устранены лишь в конце XIII в. После захвата Константинополя турками, храм около 1500 г. был превращен в мечеть Бодрум Джами. Неоднократные пожары в мечети привели к практически полному исчезновению внутренней отделки византийского времени. Колоссальный ущерб был нанесен зданию «восстановительными» работами 1964 – 1966 гг., который был частично компенсирован реставрацией 1986 г.

Монастырь Неа Мони (Новый монастырь) – монашеская обитель в центре острова Хиос, посвященная Успению Богородицы. Неа Мони построен на месте обретения чудотворной иконы Девы Марии в горящем миртовом кусте; еще до появления монастыря на его месте стояла небольшая часовня и несколько келий. Между 1045 и1054 гг., по инициативе императора Константина IX Мономаха (1042 – 1055 гг.), был основан монастырь в знак признательности хиосским монахам, предсказавшим окончание лесбосской ссылки Мономаха и его последующее восшествие на престол. В завершенном виде Неа Мони представлял комплекс сооружений, включавший католикон, посвященный Успению Богородицы, два небольших храма (Святого Пантелеимона и Святого Креста), трапезную, монашеские кельи, полуподземную цистерну для воды и сторожевую башню. Довольно большой купол католикона покоится на восьми опорах, являющихся усиленными элементами стен, эффектно расчленяющих фасады. Интерьер этого храма – двухъярусный, украшенный великолепными мозаиками. Храм Святого Креста служил преимущественно местом захоронения мучеников. Территория монастыря была окружена массивной каменной стеной. При основании Неа Мони получил от императора и его жены императрицы Зои обширное имущество, ему были дарованы привилегии и стабильные источники доходов, в том числе опсоний – ежемесячная выплата продовольствием и материальными ценностями из государственной казны. Последующие византийские императоры продолжали покровительствовать этому монастырю, в результате чего он сделался одним из богатейших и известнейших в регионе Эгейского моря. Численность монахов Неа Мони во времена его наибольшего процветания достигала 800 человек. Упадок монастыря начался с 1346 г., когда остров перешел во владение Генуи. В 1566 г. Хиос был захвачен турками. В сентябре 1821 г., во время общегреческого восстания за независимость, практически все население острова, включая и монашествующих, было вырезано турками и египтянами, а монастырь разграблен и осквернен. В настоящее время действующий монастырь Неа Мони населяют две инокини.

Монастырь Святого Далмата – одна из монашеских обителей в Константинополе, нередко служившая местом заключения для важных государственных преступников. В 913 г., после подавления восстания Константина Дуки, там был заточен один из руководителей восстания патрикий Константин Элладик.

Монастырь Святого Евгения – монашеская обитель близ города Трапезунд, основанная не позже первой половины IX в. Святой Евгений считался покровителем Трапезунда и, вероятно, в алтаре монастырского храма хранились его святые мощи. Первое упоминание об этом монастыре в письменных источниках относится ко второй половине IX в., когда в царствование императора Василия I (866 – 886 гг.) игумен Антоний провел большие строительные работы в обители. Следующий игумен Ефрем продолжил обустройство и расширение монастыря. По его инициативе был заведен обычай каждый год отправлять караван в Байбурт на реке Чорох для сбора доходов с земельных владений монастыря в этом регионе. Эта традиция продолжалась до конца XI в., когда во внутренние районы Малой Азии проникли турки-сельджуки. Монастырь смог восполнить потерю этого источника дохода благодаря материальной поддержке влиятельного семейства Гавров. В 1021 – 1022 гг. Трапезунд и монастырь Святого Евгения посетил византийский император Василий II (960 – 1025 гг.). По его указанию была перестроена монастырская базилика по образцу трапезундского крестово-купольного храма Хрисокефалос: добавлены две большие апсиды и две западные колонны, возведен купол над зданием. Во время правления трапезундского императора Алексея II Великого Комнина (1297 – 1330 гг.) монастырь Святого Евгения приобрел особую важность из-за учреждения ежегодного государственного праздника Святого Евгения, расходы на организацию которого стали покрываться из императорской казны. В этот же период иеромонах Григорий Хиониад открыл в монастыре образовательные курсы. О большой роли монастыря в жизни Трапезундской империи свидетельствует и то, что в 1350 г. в нем венчался на царство император Алексей III Великий Комнин (1349 – 1390 гг.), а год спустя там же он сочетался браком с Феодорой Кантакузиной. С приходом турок в 1461 г. монастырь прекратил свое существование, а монастырский храм был превращен в мечеть.

Монастырь Святого Иоанна Богослова – монашеская обитель на острове Патмос, основанная в 1088 г. Христодулом Латриносом, бывшим игуменом монастыря Стилос на Латре. Монастырь возник на базе старой часовни Иоанна Богослова, сооруженной в свое время на руинах храма богини Артемиды, считавшейся покровительницей острова в языческие времена. Патмос был передан императором Алексеем I Комнином (1081 – 1118 гг.) Христодулу по ходатайству матери императора Анны Далассины в обмен на монашеские владения на острове Кос и в городке Стробел на побережье Эгейского моря. Строительство монастыря началось под руководством Христодула, однако в 1092 г. он был вынужден покинуть остров, спасаясь от набегов турок-сельджуков. В 1093 г. Христодул скончался на Эвбее. В 1095 г., после прекращения турецких нападений, некоторые ученики и единомышленники Христодула возвратились с его останками на Патмос и продолжили прерванное строительство. Ими был достроен католикон – храм Святого Апостола Иоанна, под престол в котором был приспособлен пилон разрушенного храма Артемиды, а также трапезная, цистерна под католиконом и множество келий. Обитель была окружена мощной пятнадцатиметровой каменной стеной. Позднее константинопольский патриарх наделил монастырь ставропигиальным статусом, даровав ему, таким образом, независимость от местных властей. Весь XII в. стал для монастыря Иоанна Богослова веком процветания, налоговых и таможенных льгот, появлением собственного торгового флота, ростом доходов от земельных владений в Малой Азии, на Крите и ближайших островах. В конце XII в. в монастыре продолжились масштабные строительные работы: трапезная была снабжена сводами и куполом, построены часовни Девы Марии и блаженного Христодула, к католикону пристроены внутренний и внешний нарфики, а его интерьеры украшены великолепными фресками. В 1176 г. игумен обители Леонтий занял престол иерусалимского патриарха, в 1192 г. монастырь посетил французский король Филипп II Август. Обширная библиотека монастыря к 1200 г. насчитывала более трехсот ценнейших рукописей. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., остров с 1207 г. находился под властью Венецианской республики, и вплоть до сороковых гг. XIV в. между венецианцами и византийцами шла борьба за господство над ним. Несмотря на частые вооруженные столкновения вокруг острова, монастырь ни разу не был разграблен. В 1340 г. патмосские монахи признали власть рыцарей-иоаннитов над своим островом. В 1537 г. монастырь сдался без боя турецкому султану и благодаря этому продолжил свое существование. Турки оставили за монастырем право собирать налоги на Патмосе в монастырскую казну, обеспечили защиту острова от пиратов, а также позволили монастырю беспрепятственно торговать по Средиземноморью. В 1659 г. венецианцы, разграбив остров, не тронули обители. В 1912 г., после итало-турецкой войны, остров отошел к Италии, и вплоть до 1948 г. находился под ее властью. Затем Патмос был возвращен Греции. С 2006 г. действующий монастырь, где хранится одно из крупнейших собраний византийских манускриптов, охраняется ЮНЕСКО.

Монастырь Святого Рената – См. Обитель Армян.

Монастырь Святого Симеона Столпника – монашеская обитель в Сирии, в 40 км. к северу от Алеппо, на дороге в Антиохию, на холме Калат-Семан. Инициатива строительства монастыря принадлежит последователю знаменитого святого Симеона Столпника, святому Даниилу Столпнику, обратившемуся к византийскому императору Льву I (457 – 474 гг.) с просьбой увековечить память своего учителя. Однако строительство монастыря началось лишь в правление императора Зенона (474 – 491 гг.) и длилось с 476 по 490 гг. Первоначально на вершине холма был построен мартирий, бытовые постройки и странноприимный дом. Мартирий Симеона Столпника стал самым грандиозным культовым сооружением той эпохи, и лишь столичный храм Святой Софии, завершенный в 537 г., превзошел его по величине. Мартирий Симеона был выстроен вокруг места свершения подвига святого (его столпа) и не являлся собственно надгробным сооружением, что было редчайшим исключением в культовой практике того времени. В плане мартирий представлял восьмиугольное здание диаметром около тридцати метров с экседрами (полукуполами во внутренних углах для перекрытия многоугольных в плане сооружений), в центре которого находился столп подвижника высотой в сорок локтей (около 18,72 метра). Здание было перекрыто куполом из дерева под черепичной кровлей в виде правильной восьмигранной пирамиды высотой около сорока трех метров. К восточному, северному, южному и западному фасадам примыкали трехнефные базилики, придавая зданию крестообразную форму. Восточная базилика была католиконом монастыря и посвящалась Святому Симеону Столпнику. У восточного фасада южной базилики, которая образовывала с монастырскими постройками внутренний двор, возвышался еще один столп, принадлежность которого не ясна. В этом ранневизантийском сооружении ярко проявилась архитектурная идея крестообразного храма с куполом, позже развившаяся в крестово-купольных храмах империи. От своего основания монастырь Святого Симеона Столпника стал местом массового паломничества христиан, привлекаемых прижизненной славой святого подвижника и чудесами, свершавшимися у столпа Симеона после его смерти. Пожертвования, а также ухоженные виноградники и сады плодовых деревьев приносили монастырю постоянный доход. Вблизи монастыря появились целые поселения паломников. В середине VII в. Сирию захватили арабы-мусульмане, однако они оставили монастырь христианам. Арабское владычество привело к прекращению потока паломников в монастырь и с течением времени он пришел в запустение. Три века спустя, после возвращения Алеппо под власть Византии, монастырь Святого Симеона пережил новое возрождение и паломники вновь стали стекаться в него со всех концов восточно-христианского мира. Вероятно, при содействии императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.), монастырь, как стратегически важный пункт, был окружен оборонительной стеной, а позднее, в правление императора Иоанна I Цимисхия (969 – 976 гг.), к стенам были дополнительно пристроены тринадцать башен. С тех пор монастырь фактически превратился в пограничную византийскую крепость, которую арабы называли Калат-Семан («Крепость Симеона»). В 985 г. обитель захватил эмира Алеппо и разорил ее, после чего Калат-Семан продолжал существовать исключительно в качестве крепости. В XX в. ряд международных организаций и правительство Сирии провели работы по частичной реставрации памятника.

Монастырь Святой Екатерины на Синае – монашеская обитель, расположенная у северного подножья горы Моисея (библейская гора Хорив) на высоте около 1500 метров над уровнем моря. Монастырь заложен в тридцатых гг. VI в. императором Юстинианом I (527 – 565 гг.) на месте библейской Неопалимой Купины по просьбе монашеской общины Синая, нуждавшейся в укрытии от набегов кочевников. Ранее на этом месте находился небольшой, защищенный укреплениями храм Неопалимой Купины, возведенный в 330 г. заботами святой равноапостольной императрицы Елены. Строительство основных сооружений монастыря было завершено между 548 и 565 гг. К этому времени были возведены крепостные стены из гранита (высотой от 9 до 18 метров), католикон в виде базилики в честь Преображения Господня, часовня Неопалимой Купины, непосредственно примыкающая к католикону, и монашеские кельи. На вершине горы была возведена часовня Святой Екатерины, позже туда были принесены ее мощи. К монастырю было приписано двести семей вольноотпущенников, получивших свободу с условием переселиться на Синай. Часовня Неопалимой Купины, являющаяся по сути заалтарным пределом храма, в качестве основания престола имеет корни самой Купины, которая растет снаружи. В храме Преображения два ряда массивных колонн по шесть в каждом, рассекая интерьер, делят его на три нефа с боковыми пределами, алтарной апсидой и притвором. В боковых притворах находятся погребения иноков, закрытые бронзовыми пластинами-щитами с христианской символикой. В 565 – 566 гг. алтарная апсида храма была украшена величественной мозаикой Преображения Господня. Конец VI в. и самое начало VII в. стали для Синайской обители знаменательны благодаря деятельности выдающихся настоятелей монастыря: Иоанна Лествичника и Анастасия Синаита (Киновита). Когда Синайский полуостров в 641 г. был захвачен арабами-мусульманами, единственным местом, где сохранилось христианство, оставался Синайский монастырь, поскольку он имел охранную грамоту от самого пророка Мухаммеда («ахтинаме»), пожалованную в 624 г. Тогда ворота обители были наглухо замурованы и в монастырь стало возможным попасть лишь посредством специального ручного лифта (много позже в стене была пробита калитка). За высокими стенами монашествующие продолжили вести привычную жизнь и в мусульманской среде, но число монахов стало постепенно сокращаться: одни принимали ислам, другие бежали. Во враждебном исламском окружении монастырь пришел в запустение и к началу IX в. в обители осталось всего 30 монахов. В X – XI вв. одна из христианских часовен внутри монастыря, по требованию одного из мусульманских правителей, была преобразована в мечеть. Однако эта мечеть не могла должным образом использоваться, поскольку была неправильно ориентирована на Мекку. Еще в конце VII в. монахи монастыря, повинуясь видению, поднялись на гору, носящую теперь имя Екатерины (высочайшую из вершин горного массива Синая и всего Египта), нашли там мощи святой великомученицы Екатерины, принесли их в обитель и поместили в золотую раку в монастырском храме. В связи с этим, с XI в. монастырь получил повсеместную известность под именем Святой Екатерины. В 1027 г. инок Симеон взяв часть мощей святой Екатерины отправился на Запад за сбором пожертвований и добился значительных успехов. Позже подобное хождение на Запад и с той же целью повторил епископ Синайский Иорий. В 1063 г. был образован рыцарский орден Святой Екатерины, который взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло с образованием христианских государств на Ближнем Востоке после Первого крестового похода. Западные паломники шли сюда, чтобы приложиться к мощам прославленной святой, особенно почитаемой в средневековой Европе. Несмотря на непреодолимые разногласия, имевшиеся между Православной Церковью и западными христианами, Синайский монастырь со времен крестовых походов находился одновременно под патронажем как византийских императоров, так и европейских властителей, включая королей Иерусалима, римских пап и венецианских дожей. В монастыре появились франкские часовни, в западном стиле были перестроены некоторые помещения, появились фрески западных художников. Монастырь Святой Екатерины в эпоху крестовых походов был обязательной достопримечательностью в западноевропейских описаниях Святой земли и маршрутах паломников. С XIII в. наступил тяжелый для монастыря период правления мамлюков в Египте. Однако с 1368 г. началось регулярное поступление материальной помощи обители от великого князя Московского, а русские паломники посещали Синай с первой половины IX в. В 1517 г., после захвата Синая турками, монастырь был на грани закрытия. Но, турецкие власти, благодаря «ахтинаме», все же не тронули монастырь и даже предоставили особый статус его игумену в сане архиепископа. Оригинал «ахтинаме» турки вывезли в Стамбул, а для братии была сделана юридически заверенная копия. К этому времени уже сформировалась большая часть уникальной монастырской коллекции рукописей и икон. В XVI в. в монастыре принял постриг крещенный Иерусалимским патриархом Иоакимом (1486 – 1564 гг.) султан Египта Мелек-Миназа. В 1575 г. Константинопольский Собор положил конец длительному спору между Александрийским и Иерусалимским патриархатами о принадлежности монастыря в пользу последнего. В 1797 г. северную стену монастыря восстановили саперы Наполеона, который предоставил обители свой «Охранный эдикт». В 1865 г. под поручительство русского императора Александра II, из монастыря, с целью изучения, был вывезен через Каир в Санкт-Петербург знаменитый Синайский кодекс. В 1933 г. Синайский кодекс был незаконно продан Британскому музею. С шестидесятых гг. XX в. в действующем монастыре под эгидой ЮНЕСКО проходят реставрационные работы. В настоящее время библиотека монастыря считается второй после библиотеки Ватикана по богатству своего фонда древних рукописей. Наиболее ценные святыни монастыря хранятся в капелле Неопалимой Купины.

Монастырь Хора (Христа Сотера, Христа Спасителя) – «монастырь округи»; крупный монастырь в Константинополе, основанный в конце IV в. Находится в XIV регионе столицы, южнее Влахернского участка стен. До 413 г., оставался вне городской черты (отсюда и название) и представлял собой часовню, либо небольшой храм. Впервые о монастыре Хора упоминает Симеон Метафраст в связи с переносом туда мощей святого Вавилы в конце IV – начале V вв. Святой Феодор, дядя императрицы Феодоры, прибывший в столицу в 553 г. на Пятый Вселенский собор, вначале поселился, а затем и монашествовал в нем. При столь значимых покровителях монастырь стал бурно развиваться, но сильно пострадал от землетрясения 557 г., после которого был отстроен заново. Тогда были построены: купольный храм Девы Марии и три парекклесии в честь Святого Анфимия, Сорока Севастийских мучеников и Архангела Михаила. Возведены были кельи, монастырские бани, приют и больница для бездомных и престарелых. В 610 г. император Ираклий I Великий (610 – 641 гг.) отправил в этот монастырь на постриг патрикия Приска, зятя свергнутого императора Фоки (602 – 610 гг.). Приск умер в 612 г., но успел многое сделать для обители за короткий срок пребывания в ней. В 711 г., перед изгнанием, в монастырь был заключен низложенный святой патриарх Кир. В 740 г. там был похоронен константинопольский патриарх Герман I (715 – 730 гг.), позже канонизированный. В середине VIII в. настоятелем монастыря был игумен Симеон, участник Седьмого Вселенского собора (Второго Никейского). Во второй половине этого столетия монастырь Хора вновь серьезно пострадал от землетрясений, но позже, в 843 г., его восстановили. В 846 г. в монастыре был похоронен, незадолго до того вернувшийся из ссылки и монашествующий в нем, Михаил Синкелл, известный богослов, бывший секретарем иерусалимского и константинопольского патриархов. К началу правления династии Комнинов обитель вновь представляла собой руины. Ее восстановление и перестройку начала Мария Дукена, теща императора Алексея I (1081 – 1118 гг.); затем попечителем монастыря стал ее внук – севастократор Исаак Комнин, сын Алексея I, принявший значительное участие в реставрации храма Девы Марии. После захвата Константинополя латинянами в 1204 г. монастырь был разграблен. В частности, мощи святого Германа были расчленены и увезены во Францию. В 1245 г. в монастыре был похоронен один из представителей византийской аристократической династии Торников. После освобождение города в 1261 г., император Михаил VIII (1259 – 1282 гг.) предпринял работы по восстановлению обветшавшей обители. В 1302 – 1321 гг., под покровительством великого логофета Феодора Метохита, в монастыре проведены масштабные реставрационные работы, и сооружения того времени, в целом, сохранились до наших дней. Особенно знамениты великолепные мозаики, украшающие интерьер храмов, в том числе знаменитое изображение Христа в куполе. В 1316 – 1321 гг. стены монастырских храмов были украшены фресками. В 1332 г., в восстановленном монастыре был похоронен сам Феодор Метохит. При взятии Константинополя турками в 1453 г., монастырь Хора был разграблен, а позже превращен в мечеть Карие Джами. При этом фрески и мозаики были аккуратно замазаны и заштукатурены, без нанесения им повреждений. В настоящее время монастырь Хора является музеем.

Монастырь Хосиос Лукас (Святого Луки) – монашеская обитель у западного подножья горы Геликон в Беотии, около древнего города Стейры. Монастырь назван в честь местного святого чудотворца Луки, жившего в первой половине X в. Еще при жизни этого святого дукс фемы Эллада начал на свои средства возводить храм Святой Варвары, ставший первым зданием монастыря. Этот крестово-купольный храм «сложного» типа имеет крестовые своды в углах с изящными тонкими колоннами, один купол и три трехгранные апсиды. Спустя два года после кончины святого Луки, строительство и отделка храма были завершены при участии его учеников и аскетов-последователей. Тогда же были отстроены монашеские кельи и трапезная, а скит, в котором покоился прах чудотворца, был превращен в часовню. В 955 г., по завершении всех строительных работ, был основан монастырь Хосиос Лукас. Позднее храм Святой Варвары получил название Панагии, а часовня стала криптой. В 1012 – 1018 гг., в дополнение к имеющимся сооружениям, по распоряжению императора Василия II (960 – 1025 гг.) архитектор Филофей, вероятно являвшийся послушником этой обители, возвел величественный католикон на территории монастыря. Это пятинефный храм, огромный шестнадцатиметровый купол которого покоится на восьмиграннике. К центру обращены три глубокие апсиды. С западной стороны имеется сводчатая галерея, выше – хоры по трем сторонам храма, нарфик примыкает к галерее. Позже, в 1030 – 1040 гг. интерьер храма был украшен мозаиками. Чудотворные мощи святого Луки привлекали в монастырь множество православных паломников, Хосиос Лукас славился благочестием и подвижничеством своих монахов. В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, латинский король Фессалоник изгнал из монастыря Хосиос Лукас всех православных монахов и передал его католическому духовенству, разграбившему реликвии обители. Мощи святого Луки были вывезены в Рим. Позднее разорение обители довершили воины ахайского князя Готфрида II Виллегардуэнского.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:27:59
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0052 ]   [ Gzip выкл. ]