Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.3 [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Мария Амнийская (р. 770- ум. 821 гг.), армянка, внучка (по дочери Ипатии) св. Филарета Милостивого († 793), супруга императора Константина VI, впоследствии приняла монашество и удалилась в монастырь (первая императрица армянского происхождения на византийском престоле) (см.: Roderick W. Stuart, Royalty for Commoners: The Complete Lineage of John of Gaunt, Son of Edward III, Kings of England, and Queen Philippa (.: ., 3rd Ed., 1998), 322B-41,42; Карташев «Вселенские Соборы» Москва, 1994; Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава IV. Императрица Ирина).

(Добавление)
Св. Мария Новая, блаженная († 903); происходила из знатного армянского рода выходцев во Фракии (Балканы). Житие преподобной Марии Новой дает интереснейшие сведения о знатных армянах, жителях Византийской Империи, и о существовании значительной армянской колонии во Фракии. В царствование Василия I Македонянина (867-886 гг.), читаем мы, из Армении Великой в Константинополь переселилось несколько вельмож, которые, представившись царю, получили от него большие чины и подарки. У одного из этих вельмож были три дочери, которые вышли замуж за богатых фракийских князей-армян, владевших неподалеку друг от друга деревнями. Младшая из дочерей была св. Мария, а ее муж Никифор служил в византийском войске, имел чин турмарха Фракии и не раз сражался с болгарами, нападавшими на Империю. Житие св. Марии Новой написано около XI в. и содержит интересный рассказ как о добродетелях святой, так и о чудесах на ее гробе при болгарских нашествиях 913-927 гг. Анализ содержания жития сделан Г. Баласчевым («Изв. Рус. Арх. Инст. в К-поле», 1899, сс. 190-202), а отрывки из жития напечатаны у Гедеона, В. Е., сс. 296-301 (см.: Եջմիածին. Ч.1.№ 12 (1975); Ч.2.№1 (1976); Ч.3. №2 (1976); Византийская Библиотека «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» А.П. Рудаков, Санкт-Петербург, 1997, сс. 72, 235).

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 02 Марта, 2008 - 18:45:05
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Это интересное дополнение. Но отредактирую завтра. У нас уже 22.11 - пора отдыхать...

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 02 Марта, 2008 - 19:14:30
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Мария Амнийская – августа, супруга императора Константина VI, армянка, внучка святого Филарета Милостивого (Амнийского), первая императрица армянского происхождения на византийском престоле. Родилась в 770 г., умерла в 821 г. После трагической смерти своего мужа, Мария приняла монашеский постриг и остаток жизни провела в монастыре.

Мария Новая – блаженная, добродетельная женщина из знатного армянского рода, переселившегося из Великой Армении во Фракию в царствование императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). Дата рождения неизвестна, умерла в 903 г. Никифор, муж Марии, служил в византийском войске, имел чин турмарха и не раз сражался с болгарами, нападавшими на Византийскую империю. Житие Марии Новой, созданное в XI в., содержит рассказ о ее прижизненных добрых делах и многочисленных чудесах на ее могиле во время болгарских нашествий 913 – 927 гг., служит важным источником сведений о существовании значительной армянской колонии во Фракии.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 08:22:01
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Мжеж (Μεζέζιος – византийский полководец середины VII в., происходил из древнего армянского княжеского рода Гнуни. Мжеж – имя очень часто встречающееся в истории Византии. Князья Гнуни постоянно оставались верны грекам. Полководец Мжеж в походах императора Ираклия I командовал армянскими войсками, был любимцем императора и участвовал главным образом при очищении сирийских городов от персидских гарнизонов после окончания персидских походов.

(Добавление)
тут смайлик выпал какой-то по случайности)))

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 12:00:22
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Может лучше его Мизизием именовать (в скобках - Мжежем)? Ведь его тезок Кулаковский и Успенский Мизизиями называли в греческой транскрипции.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 13:35:45
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


ну конечно можно!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 13:55:07
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Хорошо.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 04 Марта, 2008 - 09:13:29
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Маруф - святой, родом сириец, был епископом армянского города Тигранакерт (греч. Мартирополис), в то время входившего в состав Восточно-Римской Империи Это был главный город месопотамо-софаненской области: эта местность находилась на границах Восточно-Римской Империи и языческой Персии; в ней благочестивый епископ, как светильник, сиял светом своего богопознания: язычников-персов он своею проповедью обращал в Христианство, ходатайствовал за христиан пред персидскими царями и всюду старался ввести мир и безмятежие. Так, при императоре Феодосии Младшем св. Маруф два раза был посылаем к Иездигерду (с 399 по 420 гг), для заключения мира между двумя Империями, и своим благочестием и умом приобрел полное уважение у Иездигерда. Персидским магам это расположение царя к св. Маруфу очень не понравилось, и вот они решили погубить благочестивого епископа; после того, как Маруф исцелил Иездигерта от опасной головной болезни, которой не могли исцелить маги, решено было употребить меры против него. Однажды, когда царь по обыкновению взошел в храм для поклонения огню, он услышал голос:
-«Вон царя, -нечестива любовь его к христианскому священнику!».
После этого изумленный Иездигерт хотел удалить от себя Маруфа, но обман скоро был обнаружен, и маги были наказаны; после этого между огнепоклонниками стала распространяться христианская вера.
В 414 г. св. Маруф в другой раз исполнял должность посла при дворе Иездигерта. Маги снова было восстали на святого епископа, но умысел их был опять неудачен, и Маруф еще более приобрел доверия пред персидским царем. В это же время св. Маруф вместе с епископом Авдою молитвою веры исцелил бесноватого сына Иездигерта; после этого Иездигерт намеревался даже принять крещение и дозволил свободно исповедывать христианскую веру в Персии.
Пользуясю таким расположением персидского царя, св. Маруф всюду распространял Христово учение, восстановлял храмы, ниспровергнутые во время гонения Шапуха (310-381). , созывал соборы.
В это же время он собрал останки святых мучеников, пострадавших при царе Шапухе4, и перенес их в город Тигранакерт, где он и сам скончался около 422 года. Память св. Маруфа Тигранакертского Православная Церковь празднует февраля 16 (20).


(Добавление)
это короткая памятка о св. Маруфе, Вы уж сами ее как-то оформите...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 08 Марта, 2008 - 12:01:18
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Мизизий (Мжеж) – византийский полководец первой половины VII в., происходивший из древнего армянского княжеского рода Гнуни, известного своей верностью империи. Мизизий командовал армянскими войсками императора Ираклия I и был его любимцем, участвовал в операциях по очищению сирийских городов от персидских гарнизонов после окончания византийских походов в Иран.

Маруф (Маруфа, Марута) – святой, епископ Мартиропольский, церковный историк и поэт IV – V вв., сириец по происхождению. Дата рождения неизвестна, умер в 422 г. в Мартирополе (Тигранакерт). Участвовал в работе Второго Вселенского собора и Антиохийского собора 383 г. Много сделал для защиты христианского вероисповедания на территории Ирана, был посредником на переговорах между персидским шахом и императором Восточной Римской империи. Кроме того, Маруф был известен как выдающийся врачеватель; он успешно лечил иранского шаха Йездигерда (399 – 420 гг.) и его родственников. Наиболее известный труд Маруфа Мартиропольского – «История мучеников персидских» – отличается высокой достоверностью. В честь персидских мучеников Маруф создал также священные песнопения. Его перу принадлежат тексты ряда правил Церковных соборов и толкования на Евангелия.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 09:00:19
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


можете добавить о Мартирополе -----

Тигранакерт (греч. Мартирополь) - древний армянский город, находился в провинции Ахцник, в Великой Армении. Основан в 77 г. до Р.Х. армянским царем Тиграном II Великим Аршакуни (95-56 гг. до Р.Х.), и стал одной из трех столиц Армянского государства; также один из центров эллинистической культуры, искусства и литературы. В Тигранакерте жил выдающийся ритор той эпохи Амфикрат, изгнанный из Афин. Кроме армян, в Тигранакерте жили пленные греки, сирийцы и др., город был окружен стеной высотой 25 метров. Плутарх описывает театр и приглашенную в Тигранакерт греческую труппу. Философ Метродор из Скепсиса, названный Плинием «ненавистником римлян», был ближайшим советником Тиграна Великого. Эллинизм и греческий язык проникли в армянскую аристократию настолько, что сын Тиграна и преемник его – Артавазд, писал, по свидетельству Плутарха, свои речи и трагедии на греческом языке. В 69 г. до Р.Х. Тигранакерт был взят и разорен римлянами, однако, как город существовал и в последующие времена. Ко времени епископства в Тигранакерте знаменитого византийского епископа св. Маруфа, этот город был главным городом Месопотамо-Софаненской области и до времени императора Юстиниана Великого принадлежал к Восточно-Римской (Византийской) Империи, был также пограничным ее городом с Персией. Ныне же на месте Тигранакерта деревня Фаркин (Турция).


(Добавление)
теперь почему город этот назван Мартирополем-----

В 344 г. персидский шах Шапух 2 Сасанид поднял жестокие гонения на армянских, персидских и месопотамских христиан, во время которых было замученно огромное множество христиан, останки которых св. епископ Маруфа собрал и перенес в город Тигранакерт, или как его иначе называли древние христиане - Мартирополь, т. е. – «город мучеников», от греч. «мартирий» - мученик.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Марта, 2008 - 10:53:35
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Марта, 2008 - 05:21:07
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Мартирополь – армянский город Тигранакерт (совр. Хильван в Турции) на берегу Евфрата в Месопотамии, в провинции Ахцник, в Великой Армении. Основан в 77 г. до Р.Х. армянским царем Тиграном II Великим Аршакуни (95 – 56 гг. до Р.Х.), был одной из трех столиц Армянского государства и значительным центром эллинистической культуры, искусства и литературы. Кроме армян Тигранакерт населяли сирийцы и греки, там жил выдающийся ритор Амфикрат, изгнанный из Афин, философ Митродор, греческие драматические актеры выступали в местном театре. Городская территория была окружена стеной, высотой в 25 метров. В 69 г. до Р.Х. Тигранакерт был взят и разорен римлянами, однако продолжал существовать как город и в последующие века. Ко времени епископского служения в Тигранакерте знаменитого византийского святителя Маруфа, этот город стал центром Месопотамо-Софаненской области. В 344 г. иранский шах Шапур II Сасанид провел жестокие гонения на армянских, персидских и месопотамских христиан, во ходе которых было убито огромное множество мучеников, останки которых епископ Маруф собирал и переносил в город Тигранакерт, ставший общим мартирием для усопших и получивший в следствие этого свое греческое наименование Мартирополь – «город мучеников». До времени императора Маврикия Мартирополь принадлежал Восточной Римской империи, оставаясь важным стратегическим пунктом на границе с Ираном, но к маю 589 г. он был захвачен персами в ходе очередной войны Ирана с Византией. Однако вскоре Мартирополь был возвращен империи по условиям мирного договора 591 г. Во время последней ирано-византийской войны Мартирополь был вновь завоеван Ираном, но после поражения персов от византийцев снова ненадолго вернулся в состав империи, а затем был надолго захвачен арабами.

По нескольким свидетельствам, Тигранакерт - совр. Хильван в Турции. В частности, это утверждается в комментариях к "Истории" Льва Диакона.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Марта, 2008 - 11:17:41
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.3 [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0106 ]   [ Gzip выкл. ]