Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Кавадий – стегано-набивной доспех византийской пехоты из дешевого шелка и грубого хлопка, доходящий до колен, с короткими откидными рукавами до локтя.

Кавалларий (caballarius) – рыцарь.

Кавказские ворота – горный перевал на Северном Кавказе (совр. Дарьяльское ущелье), соединявший Сарматию и Ивирию.

Кадастр – податный список (села, владения, округа, фемы), куда заносились сведения о налогоплательщиках: число членов семьи, площадь и количество им принадлежавших угодий, поголовье их скота, недоимки и другие сведения.

Кадило – металлический сосуд, висящий на длинных цепочках, в котором на горящих углях воскуривается ладан или смирна. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

Калаврия (Калабрия) – византийская фема на крайнем юге Италии, созданная в восьмидесятых гг. IX в. До этого была дукатом фемы Сицилия, созданной в 718 г. и просуществовавшей до 902 г., пока большая часть острова не была захвачена арабами из Северной Африки. С этого времени ставка стратига Сицилии находилась в Калаврии.

Калам – тростниковое перо для письма.

Калиптра – высокая шапка императора из дорогой материи, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

Каллиграф – профессиональный переписчик книг.

Каллиграфия – «красивописание»; искусство красиво переписывать рукописи, традиции которого бережно хранились в византийском монашестве. Каллиграфия считалась делом святым и богоугодным, поскольку переписывались главным образом Священные тексты и творения отцов Церкви. В некоторых монастырях существовали особые каллиграфические школы во главе с протокаллиграфами, подчинявшимися непосредственно игуменам. Наиболее известны были каллиграфические школы в Студийском монастыре в Константинополе, Криптоферратском монастыре и монастыре Николая Казолы близ Отранто в Южной Италии, в Афонской лавре святого Афанасия и ряде других обителей.

Каллиник – (совр. Ракка в Сирии) укрепленный город на реке Евфрат, близ которого 19 апреля 531 г. произошло сражение между двадцатитысячной византийской армией и пятнадцатитысячным персидско-арабским войском. Через год после поражения при Даре, персы, под командованием опытного иранского военачальника Азарета, неожиданно вновь вторглись в Месопотамию, намереваясь напасть на Антиохию на реке Оронт. Магистр Велизарий двинулся им наперерез, и Азарет не принимая боя, повернул назад. Велизарий рассчитывал изгнать врагов за пределы империи, не вступая в бой, но в его войске раздавались настойчивые требования навязать персам сражение, и полководец, в конце концов, подчинился. Готовясь к битве, Велизарий выстроил пехоту левым флангом к реке, а размещенную в центре кавалерию прикрыл от возможного обхода с правого фланга отрядами союзных конных арабов-гассанидов. Вероятно, построение византийцев не предусматривало никакого резерва. Сражение началось перестрелкой лучников вдоль всей боевой линии, но главный удар Азарет нанес по слабо защищенному правому флангу Велизария. Персы обратили в бегство иррегулярные формирования арабов, а затем атаковали во фланг и тыл кавалерию Велизария в центре. Ромейская конница была смята. Тогда византийская пехота перестроилась тылом к реке, и за ней смогли укрыться остатки конницы. Позиция Велизария оказалась крайне опасной, поскольку новый натиск персов мог сбросить его войска в Евфрат. Тем не менее, плотные боевые порядки византийской пехоты сумели отразить все атаки врага. С наступлением темноты персы ушли в свой лагерь, и Велизарию удалось переправить остатки своей армии за реку, потеряв в сражении около трех тысяч человек. По возвращении Азарета в Персию шах Кавад подверг военачальника опале за неисполнение его приказа, поскольку до Антиохии иранское войско так и не дошло, и за большой урон, понесенный в сражении при Калиннике. Однако точные цифры потерь персов – неизвестны.

Каллиник (Калинник) – сирийский механик и архитектор, уроженец города Гелиополис, изобретатель «греческого огня». В эпоху арабского натиска на Византийскую империю, бежал из Баальбека в Константинополь и предложил в 673 г. византийскому императору изобретенное им новое эффективное оружие – горючую смесь на нефтяной основе, позже получившую название «греческий огонь». Использование византийцами «греческого огня» сыграло решающую роль в защите столицы империи от арабского нашествия 674 – 678 гг.

Каллиник I – святой, константинопольский патриарх в 694 – 705 гг. Принимал невольное участие в заговоре против императора Юстиниана II (685 – 695 гг. и 705 – 711 гг.) и венчал на царство узурпаторов: Леонтия (695 – 698 гг.) и Тиверия Апсимара (698 – 705 гг.). За это императором Юстинианом II, вернувшимся на престол, был ослеплен и сослан в Италию к папе Римскому. Умер в 706 г.

Каллист I Тиликуд – святой, константинопольский патриарх с 10 июня 1350 г. до 1353 г., а затем повторно с 1355 г. по август 1363 г. До патриаршества был подвижником Иверского монастыря на Афоне. Примыкал к группе защитников Православия против еретического движения Варлаама Калабрийского. В его правление были созваны Церковные соборы 1351 и 1352 гг., осудившие Варлаама, Акиндина и их сообщников. Каллисту I принадлежит авторство жития основоположника исихазма святого Григория Синаита, чьим учеником он был в молодости, а также разнообразных бесед, поучений и молитв.

Каллист II Ксанфопул – константинопольский патриарх в 1397 г. Родом из Константинополя, где и получил первоначальное образование. До патриаршества был иеромонахом на Афоне. Занимал престол всего три месяца. Отказавшись от власти, поселился в константинопольском монастыре Ксанфопулов.

Калогер – «прекрасный старец»; почетное монашеское звание.

Калокер – император-узурпатор на острове Кипр в 333 – 334 гг. Будучи начальником стад верблюдов, Калокер организовал мятеж и провозгласил себя императором. В 334 гг. отряды узурпатора были разбиты посланными на Кипр экспедиционными силами под командованием Далмация Цензора. Захваченного Калокера и его сообщников пытали, а затем казнили в городе Тарсе в Киликии.

Калокир – византийский дипломат, сын стратига Херсонеса, патрикий с 967 г., претендент на византийский престол в 969 – 972 гг. В связи с обострением отношений Византийской империи с Болгарией, Калокир в 967 г. был отправлен императором Никифором II Фокой (963 – 969 гг.) в Киев с посольской миссией к великому князю Святославу. Весь период «болгарской войны» Святослава находился в русском лагере. В связи с отказом византийцев от союзнических отношений с русскими, Калокир стал вести самостоятельную политику; претендуя на престол в Константинополе, склонял Святослава к войне с империей. После поражения Святослава в Болгарии, судьба Калокира остается неясной. Возможно, позднее он вернулся на службу империи и в 996 г. был одним из двух руководителей греческого посольства к германскому императору Оттону III для ведения переговоров о брачном союзе двух императорских дворов.

Калоподий – евнух, придворный императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). В 532 г. злоупотребления служебным положением Калоподия, имевшего тогда титул спафария и занимавшего должность кувикулярия, стали формальным поводом для направленных против императора протестных аккламаций болельщиков ипподрома. Словесная перепалка с прасинами и венетами Юстиниана, чьи слова громко выкрикивал императорский мандатор, была записана дословно, сохранилась до нашего времени и носит название «Актов по поводу Калоподия». Конфликт императора с димами (партиями ипподрома) в итоге вылился в крупнейшее, кровопролитное восстание населения Константинополя, получившее название Ника, которое едва не свергло Юстиниана с трона. Однако все это не помешало Калоподию продолжить придворную карьеру, и к концу пятидесятых гг. он уже занимал пост препозита.

Калофонический стиль – «прекраснозвучная» певческая манера исполнения духовных песнопений, которая вошла в византийский церковный обиход со второй половины XIII в., после освобождения Константинополя от полувековой латинской оккупации. Калофонический стиль зародился как праздничный, радостно-эмоциональный напев, отражавший настроение населения возрожденной Византийской империи и надолго сохранился в греческой церковной музыке. Если в более ранние времена в литургической традиции строго соблюдался принцип «один слог – один звук» и музыкальное сопровождение текста песнопения было не более чем звуковой оберткой, ритмическим обрамлением слов, то в калофонических произведениях мелодия стала превалировать над словесным содержанием.

Кальдарий (caldarium) – парильное отделение в термах.

Камара – лавка-склад, в полуподвальном помещении, для торговли продовольствием, например, рыбой.

Каменная кладка – технология строительства из каменных блоков, широко применяемая в древности и в меньших объемах в средние века при возведении оборонительных стен, культовых и общественных сооружений, дворцов и домов знати. Кроме точнейшей притески камней, античные и византийские зодчие для увеличения прочности кладки иногда применяли металлические загнутые штыри (пироны) для крепления соседних блоков в кладке. Бронзовые или железные соединительные элементы, удерживающие блоки от расхождения, закладывали в специально вырубленные в камнях гнезда, которые затем заливались свинцом. При отсутствии металла, использовались менее надежные клинообразные деревянные скрепы («ласточкин хвост»). В византийское время каменная кладка часто сочеталась в одном сооружении с кладкой из плоского обожженного кирпича (плинфы), где определенное число рядов камней перемежалось кирпичными рядами. Таким образом, например, были построены стены Феодосия в Константинополе. Многослойная кладка могла быть цельной, либо панцирной, когда пространство между внешним и наружным рядами стен из камней и кирпичей, заполнялось в ранневизантийское время пуццолановым бетоном, а позднее известковой смесью и камнями.

Камень помазания (Камень умащения, Камень миропомазания, Доска Господня) – плоский красный Камень длиной в человеческое тело, на котором по преданию после снятия с Креста тело Христа умащал и облачал в погребальные одежды Иосиф Аримафейский. На Камне имелись пятна как от воска, которые считались застывшими слезами Богоматери. Первоначально эта святыня хранилась в одном из храмов Эфеса, затем на двадцать седьмом году правления византийского императора Мануила I (1143 – 1180 гг.) она была торжественно перенесена в Константинополь. Сам император в гавани Вуколеон встретил прибывший на корабле Камень помазания и на своих плечах отнес его в храм Богородицы Фаросской. Там он хранился около десяти лет, а после смерти Мануила I был установлен на шести металлических четырехгранных штырях над могилой императора в фамильной усыпальнице Комнинов в столичном монастыре Христа Пантократора. О Доске Господней, в числе прочих реликвий Царьграда, упоминали почти все «хождения» русский паломников со второй половины XII в. до падения Константинополя в 1453 г. Захватившие столицу Византии турки перенесли Камень из монастыря в Сераль (дворец султана). Венецианцы предлагали султану Мехмету II (1451 – 1481 гг.) продать им Камень за 30 тыс. дукатов, но ревниво относившийся к захваченным христианским святыням турецкий владыка ответил, что не расстанется с ним и за 100 тысяч. Позже Камень помазания был возвращен турками в здание бывшего храма Христа Пантократора, превращенное в медресе. В напольной мозаике было специально выдолблено небольшое углубление и в него сбросили святыню. Там Камень находится по сей день. «Двойник» этой святыни (Камень умащения) имеется в храме Гроба Господнего в Иерусалиме, по утверждению иерусалимского духовенства, эта реликвия хранится там с IV в.

Камея – вид геммы, драгоценный или полудрагоценный камень, чаще всего оникс или агат, с выпуклым рельефным изображением. Геммы с врезанным внутрь изображением назывались инталиями.

Камилавка (камелавкия) – 1) головной убор священнослужителей цилиндрической, слегка расширяющейся кверху формы. Первоначально изготовлялась из верблюжьей шерсти, отсюда и название. Камилавка монаха, прикрытая крепом, называется клобуком; 2) толстый войлочный колпак византийского пехотинца, часто обернутый вокруг куском ткани, наподобие тюрбана; 3) корона византийского императора в виде роскошно отделанной золотом и драгоценными камнями шапки, типа митры.

Камилопард – «верблюдобарс»; римское и византийское наименование жирафа.

Кампидуктор (campidoctor) – военный инструктор, помощник командира пехотной тагмы. В ранней Византии первым действием обряда провозглашения нового императора было возложение на голову избранника золотой шейной цепи кампидуктора полка ланциариев (копейщиков), после чего нового императора поднимали на щите над головами воинов. Традиция эта имела, вероятно, готское происхождение.

Канализационная сеть – городская система подземных трубопроводов и каналов (клоак) принимающих и отводящих сточные и грунтовые воды, а также излишки атмосферных осадков и жидкие бытовые отходы. Канализационные системы известны с глубокой древности. Наивысшего технического уровня развития они достигли в позднеантичный период, который не был превзойден вплоть до XIX в. В Византии накопленный опыт строительства и эксплуатации канализационных сетей, несмотря на постепенное разрушение водопроводов, сохранялся вплоть до турецкого завоевания.

Кандид Исавр – ранневизантийский историк V в. Написал исторический труд о событиях от царствования Льва I до воцарения Анастасия I, в отрывках дошедший до нашего времени в «Мириобиблионе» и в толковом византийском словаре «Суда».

Кандидаты (candidati) – воины привилегированного дворцового отряда, носившие белые одежды. Возводя в звание кандидатов, император лично вручал каждому из них золотую шейную цепь. Кандидаты подчинялись магистру оффиций, в XI в. относились к IV классу имперских титулов.

Кандиларий (candelarius) – См. Лампадарий.

Каниклий – придворный хранитель красных императорских чернил в золотой чернильнице, украшенной драгоценными камнями. В функции каниклия входило оформление царских грамот.

Канкелларий (cancellarius) – помощник префекта претория в Римской империи, начальник канцелярии; секретарь в учреждении или столоначальник в Византии. Канкеллариями в ранневизантийское время также назывались члены пресвитерского совета при патриархе.

Канон – «норма, правило»; 1) свод положений догматического характера; 2) постановление Вселенского собора об основах вероучения и церковной жизни. 3) совокупность канонических книг Ветхого и Нового Заветов; 4) особый жанр богослужебных песнопений; сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Канон исполняется при некоторых видах богослужений. Делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Темой каждой песни являются библейские сюжеты, которые в древности читались перед песнями канона. Число песен канона может быть три, четыре, восемь или девять. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один – Великий канон святого Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Как жанр канон появился в середине VII в.; 5) основной вид налоговых сборов с сельского населения в Византийской империи (димосий, телос).

Канонарх – церковнослужитель, определявший порядок церковного пения; распорядитель церковного хора, возглашавший, что должно исполнять певчим и на какой глас. Певческие строки за ним повторял весь хор.

Канонизация – «подчинение правилу, узаконивание»; причисление к лику святых. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых – Церковным собором. В Православной Церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и таким образом устанавливается его почитание.

Каноникон – осо¬бый налог с подданных в пользу Церкви, установленный императорским указом в конце Х в. и уплачивавшийся деньгами, зерном, мукой, скотом, вином и птицей подворно, каждой деревней.

Канстризий – член пресвитерского совета константинопольской Патриархии, помощник скевофилакса.

Кантакузины – знатный византийский род, выдвинувшийся в конце XI в. Особенное влияние Кантакузины приобрели в начале XIV в. Им принадлежали владения во Фракии и на Пелопоннесе. Один из Кантакузинов был наместником Пелопоннеса, его сын Иоанн VI Кантакузин стал императором. Сыновья Иоанна VI получили в уделы: Мануил – Пелопоннес (Морею), Матфей – Фракию. После смерти Мануила в 1380 г. Кантакузины некоторое время удерживали Морею, но в 1381 или 1382 гг. были вынуждены уступить ее Палеологам.

Кантатор (cantator) – профессиональный военный оратор, воодушевлявший воинов перед битвой.

Канун – подсвечник, в виде стола с множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

Канфар – керамический или, реже, металлический сосуд для питья в форме чаши с двумя ручками, обычно на высокой ножке.

Капилея – дешевая закусочная. Такие харчевни в основном располагались вблизи городских рынков.

Капилии – торговцы.

Капитон – святой, епископ Херсонеса Таврического в единоличное царствование римского императора Константина Великого (324 – 337 гг.), утопленный в Днепре скифами-язычниками.

Капникарий – См. Актимон.

Капникон – подворный налог с сельского населения Византии, взимавшийся в IX – Х вв. с каждого дома или семьи. В первой трети IX в. он составлял относительно небольшую сумму в один – два серебряных милиарисия.

Каппа (cappa) – форменный плащ с капюшоном начальника тагмы.

Каппадокия – населенная с древнейших времен область в центральной части Малой Азии. Древнейшее население Каппадокии называло себя хаттами. В середине III тыс. до Р.Х. в Каппадокию с северо-запада начали вторгаться индоевропейские племена; к XVIII – XVII вв. до Р.Х. завершилось их смешение с частью хаттов. Народность, образовавшаяся от этого смешения, известна под названием хетты. На территории Каппадокии во II тыс. до Р.Х. находилось основное ядро Хеттского царства. В начале VI в. до Р.Х. Каппадокия была завоевана Мидией, а со второй половины VI в. была частью персидского царства Ахеменидов. В это время Каппадокия делилась на две сатрапии: Великую Каппадокию, занимавшую внутреннюю область с главным городом Мазаком, и Малую Каппадокию по побережью Черного моря, или Понт с главным городом Синопом. Впоследствии название Каппадокии сохранилось лишь за первой. В IV в. до Р.Х. Каппадокия номинально входила в государство Александра Македонского. В конце IV в. подчинена Селевкидам, но в середине III в. до Р.Х. стала самостоятельным царством. С I в. до Р.Х. находилась в зависимости от Рима, а в 17 г. от Р.Х. стала римской провинцией с центром в городе Кесария Каппадокийская (совр. Кейсери), позже входила в состав Византийской империи. Многие города Каппадокии часто упоминаются в церковной истории, как места рождения и пастырского служения отцов Церкви III – IV вв. от Р.Х., называемых «великими каппадокийцами». Например, Кесария – город святителя Василия Великого, Нисса, Назианз и Неокесария – города известные, как места пастырского служения трех отцов Церкви: святого Григория Нисского, святого Григория Богослова и святого Григория Чудотворца Неокесарийского. С сороковых гг. VII в. до середины Х в. в эту пограничную область совершались регулярные арабские набеги. Около 863 г. Каппадокия была преобразована в византийскую фему, а в 1074 г. оказалась захваченной сельджуками.

Каптеру – селение в Западной Армении, у которого 18 сентября 1048 г. византийские войска, предположительно под командованием полководца армянского происхождения Катакалона Кекавмена, нанесли поражение туркам-сельджукам. Захватив в 1046 г. буферное армянское княжество Ани, империя вошла в прямое соприкосновение с турками-сельджуками, стремившимися к захвату христианских земель. После ряда неудач византийцам удалось перехватить инициативу и победой под Каптеру временно приостановить натиск сельджуков до 1054 г.

Карагон (carrago) – полевое укрепление из соединенных вместе обозных повозок.

Кариан – 1) район в северо-западной части Константинополя, недалеко от Влахерн; 2) один из государственных дворцов в одноименном районе. Подарен императором Никифором I (802 – 811 гг.) полководцу Михаилу Травлу в 803 г. в награду за его измену мятежнику Вардану. Император Феофил (821 – 842 гг.) отреставрировал и расширил этот дворец, а затем подарил одной из своих дочерей; 3) вилла в одноименном районе. Возведена императором Феофилом и подарена другой его дочери. К концу X в. оба сооружения были разрушены землетрясениями и пожарами; 4) одно из зданий Большого императорского дворца в Константинополе, построенное при императоре Феофиле. Находилось при входе на дворцовую территорию со стороны храма Святой Софии. Название получило от ведущей в него лестнице из темно-красного карийского мрамора с белыми прожилками. С 856 г. это здание в правление императора Михаила III (840 – 867 гг.) использовалось для содержания знатных узников, а затем служило резиденцией дворцового папия и хранилищем шелковых одежд императоров.

Карин – См. Феодосиополь.

Кария – крайняя юго-западная область Малой Азии, византийская провинция с главным городом Милет, в диоцезе Азия.

Карл Великий – франкский король в 768 – 814 гг. из династии Каролингов (751 – 987 гг.), император с 800 г. Основал огромную империю в Западной Европе, в которую входили Северная Испания, Франция, Германия, Северная и Центральная Италия. Коронован как император папой римским в Риме на Рождество 800 г.; тем самым Карл бросил вызов законным наследникам Римской империи – императорам Византии. В 802 г. новый император Запада Карл Великий направил в Византию посольство с предложением византийской императрице Ирине, вдове императора Льва IV, вступить с ним в брак для объединения обеих империй, однако византийские вельможи воспрепятствовали этому. Став императором Карл Великий претендовал на обладание всем Апеннинским полуостровом, в том числе и владениями Византийской империи на юге. То скрытый, то явный конфликт между императорскими дворами продолжался на протяжении всего IX в.

Карпаф – (совр. Скарпанто) остров недалеко от Крита.

Карфаген – «Новый город»; древняя финикийская колония на побережье Северной Африки, затем столица могущественной Карфагенской державы. В 146 г. до Р.Х. Карфаген был разрушен римлянами, но затем восстановлен Цезарем и Августом в качестве римской колонии. В 439 г. этот город был захвачен вандалами и стал столицей их королевства. В 534 г. византийцы разгромили вандальское королевство и заняли Карфаген. При императоре Маврикии в конце VI в. Карфаген стал главным городом новой административной единицы – Карфагенского экзархата. В результате арабских завоевательных походов во второй половине VII в., африканские территории были потеряны для империи; несмотря на ожесточенное сопротивление византийцев и их попытки вернуть свои владения, Карфаген окончательно пал в 698 г.

Карфагенский экзархат (Африканский экзархат) – особая византийская провинция, образованная при императоре Маврикии в конце VI в. в Африке. Управлял ею наместник императора – экзарх. Карфагенский экзархат прославили его знаменитые правители: экзарх Геннадий, победитель мавров и экзарх Ираклий, организовавший свержение тирании кровожадного императора Фоки. К концу VII в. почти вся территория Карфагенского экзархата оказалась захваченной арабами. Укрепленный город Септем, последнее владение Византии на Африканском континенте, пал в 709 г.

Карцеры (carceras) – стойла для лошадей на византийских ипподромах.

Касис (cassis) – византийский железный каркасный шлем сегментно-клепаной конструкции. Дополнительную защиту обеспечивали крепившиеся к нижней части шлема науши и назатыльник. Касис часто имел наверху металлическое кольцо для крепления султана. У воинов первой линии касисы имели решетчатые забрала. У тяжеловооруженных воинов шлемы дополнялись кольчужной бармицей, прикрывавшей шею, плечи, а иногда и лицо воина.

Каспийские ворота – береговая полоса Каспийского моря близ древнего города Дербент, иначе называемая Дербентским проходом.

Кассиодор (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) – политический и религиозный деятель VI в., знатный римлянин по происхождению. Родился около 490 г. в Риме, умер около 575 г. на юге Италии. С 507 г. находился на службе короля остготов Теодориха Великого и его приемников, играл важную роль в управлении королевством в годы царствования королевы Амаласунты. Был консулом в 514 г. Стремился к достижению взаимопонимания между готами и римлянами. В 540 г. ушел в отставку и удалился на юг Италии, где в собственном имении на западном берегу Тарентинского залива основал общежительный монастырь Виварий, ставший благодаря своему скрипторию и богатой библиотеке образцовым научным центром раннего средневековья. Кассиодор обосновал и внедрил в монашескую практику труд переписчика и этим послужил сохранению и усвоению древнего литературного наследия, в том числе и трудов языческих авторов. Написал учебник «Институции», предназначавшийся для совершенствования знаний монахов и содержавший основы духовного и светского образования. Из «Истории готов» Кассиодора сохранились только выписки, сделанные его современником Иорданом. Кроме того, он написал хронику от сотворения мира до 519 г., комментарии к псалмам, сочинения богословского содержания и другие труды.

Кассия – византийская поэтесса, автор светских эпиграмм и литургических гимнов. Родилась около 810 г., умерла в шестидесятых годах IX в. Как одна из самых прекрасных и благородных девиц империи в 830 г. участвовала в смотре невест для императора Феофила (821 – 842 гг.), но была им отвергнута за дерзость и чрезмерный ум. После этого Кассия приняла монашеский постриг и в монастыре занималась литературной деятельностью.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:25:38
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0084 ]   [ Gzip выкл. ]