Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Г" Ч.4 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Григорий – антиохийский патриарх в 570 – 593 гг. В Антиохии против него было возбуждено обвинение в безнравственно¬сти и недостойном расходовании государственных средств. Местные димы требовали смещения Григория с патриаршей кафедры. Однако в Константинополе, где рассматривалось это дело, Григорий сумел оправдаться с помощью раздачи больших даров влиятельным лицам в столице, в том числе и патриарху. Вернувшись в Антиохию, чтобы расположить к себе население, Григорий исхлопотал у императора пособие на постройку городского ипподрома, и даже сам привез из Константинополя мимов, чтобы веселить народ в дни игр. Через четыре месяца после возвращения Григория в Антиохию случилось страшное землетрясение, было много человеческих жертв, а сам он чудом остался жив. Затем, выполняя поручение императора Маврикия воздействовать на взбунтовавшуюся на Востоке имперскую армию и примирить ее с главнокомандующим, Григорий созвал в апреле 588 г. представителей войска в местечке Литавры в 55 км. от Антиохии, где и произошло покаяние воинов и примирение их с полководцем Филиппиком. После заключения мира с Ираном, Григорий вел активную миссионерскую деятельность в пустынных областях на византийско-персидской границе среди арабских племен, вразумляя яковитов. Скончался патриарх Григорий в начале 593 г. от мучительной болезни.

Григорий – экзарх Африки в 642 – 647 гг., патрикий, сын Никиты, двоюродного брата императора Ираклия I. В его правление, в июле 645 г. в Карфагене состоялся знаменитый публичный диспут между советником экзарха по религиозным вопросам монахом Максимом Исповедником и главным теоретиком монофелитства, бывшим константинопольским патриархом Пирром, находящимся в ссылке в Карфагене. В результате диспута Пирр признал себя побежденным и публично отрекся от монофелитства. После этого в Нумидии, Бизацене, Мавритании и Карфагене состоялись Поместные Церковные соборы единодушно осудившие как ересь монофелитство, на позициях которого стоял тогдашний константинопольский патриарх Павел II. Григорий решил воспользоваться всеобщим религиозным возбуждением в Африке, поднял восстание против малолетнего императора Константа II (641 – 668 гг.) и объявил себя императором. Он привлек на свою сторону племена соседних мавров и, в расчете на их поддержку в предстоящей войне с войсками Константа II, перенес свою резиденцию из Карфагена на юг провинции Бизацена, в город Суфетлу. Однако до военных действий против правительственных войск дело не дошло. В 647 г. двадцатитысячная армия арабов сделала набег на Африку. Григорий выступил против них из Суфетлы, вступив в битву, потерпел поражение и сам пал в бою. Затем арабы приступом взяли Суфетлу и разграбили город.

Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) (Gregorius Magnus) – римский папа в 590 – 604 гг. Родился около 540 г. в знатной римской семье Анициев, умер в 604 г. С молодых лет отрицательно относился к светской науке и литературе, но старательно изучал труды отцов Западной Церкви: Августина, Амвросия и Иеронима. В 573 г. византийским императором Юстином II (565 – 578 гг.) был назначен на должность префекта Рима, но тяготился мирской жизнью, и после смерти своего отца, унаследовав его имущество, в 574 г. основал на эти средства шесть монастырей на Сицилии и седьмой в Риме, монахом которого сделался сам. В 577 г. стал диаконом, в 579 – 585 гг., исполняя волю римского папы Пелагия II (579 – 590 гг.), был апокрисиарием (папским послом) в Константинополе, где добился признания законности избрания Пелагия на престол римского первосвященника, но не смог получить помощи Риму против лангобардов в Италии. Вернувшись на родину, сделался аббатом своего монастыря, продолжал принимать участие в делах Церкви, а после смерти Пелагия II, в 590 г. клир и народ пораженного голодом и чумой Рима, избрали его римским папой. На престоле Григорий I проявил себя выдающимся администратором, организовал оборону Рима и Южной Италии от вторжений лангобардов, с которыми в 592 – 593 гг. заключил мир без согласования с византийским наместником – равеннским экзархом. Окончательный мир с лангобардами империя заключила только в 599 г. Папа Григорий I укрепил влияние римского престола на Западе, в том числе в варварских королевствах германских племен, был вдохновителем христианизации Англии. Громадные доходы позволяли ему содержать большую администрацию, оказывать поддержку другим Церквям, влиять на политические отношения, основывать монастыри и благотворительные учреждения. Его попечением в Риме была создана школа пения. Все это укрепляло материальные основы идеи главенства римского папы во Вселенской Церкви. Григорий продолжал римскую политику борьбы с Константинополем за церковную власть в Иллирии, а также энергично протестовал против введения титула «Вселенского патриарха» для предстоятеля Константинопольской Церкви, считая, что это унижает достоинство других патриархов. Проявив себя выдающимся дипломатом («двоесловом»), он лестью и неумеренным славословием в адрес византийского узурпатора Фоки (602 – 610 гг.) добился от императора санкции на изъятие титула «вселенский» у константинопольского патриарха и признание Рима «главой всех Церквей» («caput omnium ecclesiarum»). Своими сочинениями Григорий оказал огромное влияние на развитие западной богословской мысли. Славу писателя ему принесли комментарии на библейские книги, сочинения: «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Литературная деятельность Григория I знаменует окончательный разрыв с античной традицией, связь с которой еще сохранялась у представителей латинской патристики. Григорий также положил начало теологическому обоснованию учения о чистилище. В католической традиции Григорий считается святым учителем церкви.

Григорий II (Gregorius) – святой, римский папа в 715 – 731 гг. Выходец из зажиточной римской семьи, с детства воспитывался в папском Латеранском дворце. Выдвинулся при папе Сергии I (687 – 701 гг.), и в 715 г. был избран папой в опасное для Италии время возобновления лангобардами завоевательной политики. В тоже время эдикт императора Льва III Исавра (717 – 741 гг.), направленный против иконопочитания, поднял возбуждение по всей Италии. Григорий II был далек от всяких мятежных настроений; он написал императору письмо с призывом не вмешиваться в дела Церкви, приостановил выплату податей с Италии в имперскую казну. Ограничиваясь пассивной оппозицией византийскому экзарху, он стремился сохранить церковную и политическую связь с Константинополем, в расчете на поддержку империи в борьбе против захватчиков-лангобардов. В 727 г. в Равенне случилось восстание против власти византийцев, в ходе которого экзарх Павел был убит. Лангобардский король Лиутпранд немедля явился с войском к городу, занял его беспрепятственно, а затем двинулся на Рим. Григорию II, однако, удалось путем переговоров с королем лангобардов не только вернуть земли римского престола около города Генуи, но даже получить в дар от Лиутпранда Сутри, укрепленный городок на дороге между Равенной и Римом. Затем папа помирился с греками, и для войны византийцев с лангобардами организовал содействие флота Венеции имперским войскам. Византийцы с помощью папы сумели изгнать лангобардов из Равенны и восстановить Равеннский экзархат. Когда в Тоскане появился самозваный император Тиверий (Петасий), Григорий послал свои военные отряды на помощь силам экзарха Евтихия против мятежников; Петасий был разгромлен и казнен. При этом Григорий II, как защитник Православия и выразитель настроений итальянского клира и паствы, на Римском соборе в 729 г. торжественно высказался против иконоборчества. После неудачной попытки византийцев арестовать папу, экзарх Евтихий вступил в соглашение с королем Лиутпрандом и с его помощью вошел в Рим. Впрочем, арестовать папу экзарх все же не смог, поскольку 11 февраля 731 г. Григорий II скончался. В свое правление ему удалось значительно упрочить положение римского престола в Италии. Среди германских народов, по сообщению хронистов, его «чтили как Бога». Он первым из пап определенно встал на сторону бенедектинского монашеского устава, много сделал для распространения монашества в Италии.

Григорий II Кипрский – константинопольский патриарх с 1283 по 1289 гг. Родился на острове Кипр и в миру носил имя Георгий, в ряду своих современников выделяясь высокой образованностью. До патриаршества известный богослов своего времени Георгий Кипрский не был ни монахом, ни клириком, но перед посвящением в патриархи принял монашеский постриг и наскоро прошел все иерархические степени. Приверженец Православия император Андроник II (1282 – 1328 гг.) остановил на нем свой выбор, поскольку Георгий твердо высказывался против унии с латинянами. Первое время Григорий II правил Церковью достаточно спокойно, но затем недруги патриарха припомнили ему вынужденную поддержку унии при императоре Михаиле VIII Палеологе (1261 – 1282 гг.) и его пастырский авторитет пошатнулся. Затем Григорий II Кипрский допустил серьезные оплошности в литературной полемике со своим опальным предшественником на патриаршей кафедре – Иоанном Векком, и большой урон понесла его репутация ученого богослова. К тому же Векк не брезговал и распространением слухов против своего оппонента, в частности утверждал, что Григорий Кипрский не грек, а латинянин по происхождению и языку. В результате даже друзья отшатнулись от патриарха. Григорий II обращался за политической поддержкой к императору, но не получил ее и вынужден был сложить с себя полномочия архипастыря и удалиться в монастырь. Сохранилось известное «Изложение томоса веры против Векка», трактат «Об исхождении Святого Духа», «Автобиография» и другие многочисленные сочинения Григория Кипрского.

Григорий III Мамм – константинопольский патриарх с 1443 по 1450 гг. До патриаршества был духовником и протосинкеллом патриархии. Как сторонник унии с католической церковью, присутствовал на Ферраро-Флорентийском соборе и активно выступал за необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его измена Православию и Церкви возбудила против него сильное недовольство, и он вынужден был удалиться в Рим, где и умер в 1459 г. Из трудов Григория III Мамма изданы: «Апология против исповедания Марка Ефесского» и «Ответ на окружное послание того же Марка». В них он пытался доказать, что определения флорентийского собора согласны с учением древних отцов Церкви. Известно также послание Григория к трапезундскому императору: «О прибавке в символе веры», сходное по содержанию с аналогичными произведениями других, склонных к унии, греческих богословов. Неизданными остаются сочинения Григория III об опресноках, о блаженстве святых и о власти римского папы.

Григорий Акиндин – византийский ученый родом из Болгарии, рационалистический мыслитель и борец с исихазмом, соратник богослова Варлаама Калабрийского. Учение Варлаама и Акиндина было осуждено Церковью как ересь на Поместном Церковном соборе в 1341 г. и на ряде последующих соборов. После отъезда в Италию Варлаама в 1341 г. и его перехода в католичество, Григорий Акиндин оставался в Византии главным рационалистическим критиком учения исихазма и неоднократно анафематствовался высшим православным духовенством. При этом Акиндин, в конце концов, разошелся во взглядах с Валаамом, и продолжал писать полемические трактаты как против Паламы, так и против своего бывшего единомышленника. Тем не менее, под влиянием Варлаама, Григорий Акиндин продолжал придерживаться основ западной схоластики. Первые две книги его сочинения «О сущности и энергии», в котором делается попытка разрешить вопрос о существе и свойствах Бога, представляют буквальный перевод трактата католического теолога XIII в. Фомы Аквинского «De veritate catholicae fidei».

Григорий Антиох – византийский писатель и видный чиновник XII в., автор речей и писем. Родился около 1130 г., умер после 1196 г.

Григорий Богослов (Назианзин) – святой, архиепископ Константинополя в 379 – 381 гг., византийский поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, один из виднейших представителей патристики. Родился около 330 г. близ города Назианза в Каппадокии в Малой Азии, умер около 390 г. там же. Получил блестящее риторическое и философское образование, завершенное в языческой высшей школе в Афинах, где Григорий Назианзин подружился с Василием Великим. В 379 г. был призван православной общиной на кафедру в Константинополе для борьбы с арианством и в 381 г. председательствовал на Втором Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя епископский сан и вернулся на родину. Как богослов Григорий Назианзин принадлежит вместе с Василием Великим и Григорием Нисским к так называемому каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистической диалектики. Высшее достижение прозы Григория Назианзина – надгробные панегирики отцу и Василию Великому. Лирика Григория Назианзина отличается интимностью тона и разнообразием интонаций. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина.

Григорий Декаполит – святой, византийский монах, агиограф. Родился между 780 – 790 гг. в Иринополисе, одном из десяти городов, составлявших комплекс Десятиградья Исаврийского во внутренней Сирии. Умер 20 ноября 842 г. В юности принял монашеский постриг, жил в монастырях и странствовал как отшельник и миссионер, проповедуя иконопочитание в годы правления последнего иконоборческого императора Феофила (821 – 842 гг.). Григорий Декаполит был автором широко известного «Исторического сказания о видении, которое видел сарацин, уверовал и стал мучеником за Господа нашего Иисуса Христа».

Григорий Коринфский (Пардос) – митрополит Коринфа, богослов и ученый. Родился в 1070 г., умер в 1156 г. Его перу принадлежат толкования на каноны великих праздников и труды по греческому языку.

Григорий Макар – святой, епископ Никопольский в X в., армянин по происхождению. Родился в византийской Армении, но дата его рождения точно неизвестна; умер в 1010 г. В зрелом возрасте принял монашеский постриг, жил в монастыре близ города Никополя Армянского и прославился как подвижник и великий проповедник. После смерти епископа Никополя, Григорий был единодушно избран на архиерейскую кафедру этого города. Однако через некоторое время, тяготясь заботами и суетой правления, он тайно оставил город и отправился в Италию в поисках отшельнической жизни. Оттуда он попал во Францию, в Орлеанскую епархию, где как монах-отшельник прославился своими подвигами и великими чудесами. На протяжении семи последних лет жизни святого Григория, толпы людей приходили к нему за исцелением от недугов и в поисках духовной мудрости.

Григорий Мамиконян – византийский патрикий и правитель Армении в 661 – 685 гг., сын Давида Мамиконяна, преемник и брат Амазаспа. Погиб в войне с хазарами в 685 г.

Григорий Нисский – церковный писатель, богослов и философ, один из виднейших представителей греческой патристики. Родился около 335 г. в Кесарии, умер около 394 г. в городе Ниса. Брат Василия Великого, друг Григория Назианзина, входил с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь; с 371 г. епископ города Ниса в Малой Азии. Участвовал во Втором Вселенском соборе в 381 г. Философское мировоззрение Григория Нисского сложилось под определяющим влиянием Платона и христианского платонизма, в лице Оригена. Это влияние и тяготение в философские спекуляции нередко подводило Григория Нисского к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церковной доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая Сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Григорий Нисский широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте. Труды Григория Нисского оказали сильное влияние на Максима Исповедника.

Григорий Пакуриан (Бакуриан, Бакуриани) – прославленный византийский полководец XI в., армяно-грузинского происхождения. Родился в империи, куда незадолго до этого переселилась его знатная семья из закавказского княжества Южное Тао, вошедшего в состав Византии в 1000 г. Сделал блестящую военную карьеру, завершив ее на посту доместика схол Запада. Служил в Армении, Иверии, Сирии и на Балканах, имел земельные владения в фемах Ивирия, Армениак и на Балканском полуострове. Основал иверский Петриционский монастырь во Фракии (совр. Бачковский монастырь). Пал в битве с печенегами в 1086 г.

Григорий Палама – святой, византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор мистического учения исихазма, давший ему философское оформление. Родился в 1296 г. в Константинополе, умер 14 ноября 1357 г. в Фессалониках, где занимал архиепископскую кафедру. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога – Фаворский Свет, который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор. Отмежевываясь от пантеизма, развил в духе идеалистической диалектики Аристотеля учение о различии сущности Бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что «простота» и неделимость Божества при этом не нарушаются и единство сущности остается единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 г. признано официальной доктриной Православной Церкви на Константинопольском Церковном соборе. Антропология Григория Паламы, подчиненная практическим целям аскетической работы над собой, включает сложные психологические наблюдения. Идеал Григория Паламы – такое просветление духа, которое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Григорий Палама оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. В 1368 г. причислен к лику святых.

Григорий Просветитель – святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати. По преданию, отец младенца Сурена (в крещении – Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286 – 342 гг.), сыну погибшего царя Хозрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он погиб там от голода. Но Григорий сумел прожить во рву около 13 – 14 лет, прокармливаемый некой благочестивой женщиной. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и около 305 – 306 гг. провозгласил христианство – государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа святым Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийским, и принялся деятельно крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в городе Вагаршапате – столице царя Тиридата. Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына. Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. Около 318 – 319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело святого Григория было перенесено в селение Тил, и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука святого Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают мирро в процессе его приготовления. Житие святого Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историю обращения Армении к христианской вере.

Григорий Синаит – преподобный, основоположник византийского мистического учения исихазма. Родился в шестидесятые гг. XIII в. в селении Кукуль близ города Клазомены в малоазийской феме Фракисий, умер в сороковых гг. XIV в. в Парорийской пустыне во Фракии. В молодости был захвачен в плен турками, выкуплен, а затем вступил в монашество и был одно время насельником монастыря Святой Екатерины на Синае. На острове Крит Григорий повстречался с отшельником, старцем Арсением, научившим его умной молитве. После этого Григорий Синаит поселился на Афоне, где прославился духовными подвигами, стал руководителем движения исихастов и воспитал множество учеников. Позже он перебрался во Фракию, граничившую с Болгарией, куда к нему для обучения стекалось множество болгарских и сербских иноков. Григорий Синаит написал религиозно-философские произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцательной мистики. Источниками его работ были труды предшествующих мистиков: Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита и других. Из представителей исихазма он оказал наибольшее влияние на религиозно-психологического учения Древней Руси. Житие Григория Синаита написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом.

Григорий Таронит – военачальник византийского императора Василия II, армянин из рода Таронский Багратидов. Дата и место рождения неизвестны, умер в 996 г. Во главе сильного войска сдерживал натиск на Византию болгарских сил царя Самуила. Сын Григория Таронита Ашот, воевавший под началом отца, во время разведывательной операции летом 996 г. попал в засаду и был пленен болгарами. Бросившийся ему на помощь Григорий Таронит погиб в битве с болгарами у Фессалоник.

Григорий Таронит – византийский полководец, родственник Комнинов, армянин из рода Таронский Багратидов, правитель Трапезунда с 1103 г. Родился во второй половине XI в., умер после 1106 г. Принял участие в заговоре военной аристократии против императора Алексея I, но был разоблачен и заключен в тюрьму.

Григорий Турский (Георгий Флоренций) – святой, епископ города Тур (совр. Тур во Франции) с 567 г., латинский христианский писатель, выходец из аристократической семьи. Родился в 538 г., умер в 594 г. Перу его принадлежат несколько агиографических и исторических трудов, в том числе «История франков» в десяти книгах, где описываются события, начиная с библейских времен до времени жизни автора. Этот труд самый известный и самый достоверный источник по истории Западной Европы в VI в. Примечательны также его сочинения: «Восемь книг о чудесах», повествующее о деяниях Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов и галльских святых, а также «Комментарий к псалмам».

Григорий Хиониад – епископ, астроном, врач, преподаватель. Родился в Константинополе между 1240 и 1250 гг., умер в Трапезунде около 1320 г. При крещении был наречен Георгием. Приняв монашество, Хиониад отправился из Константинополя в Трапезунд, где, возможно, создал свои заметки о «Диалектике» и «О православной вере» Иоанна Дамаскина. В начале девяностых гг. XIII в. он отправился ко двору Иль-Хана в Тавриз, где изучал астрономию и астрологию, и написал трактат под названием «Персидское сочинение по астрономии». Весной и осенью 1296 г. он переработал свое сочинение; эта редакция условно называется «Исправленный канон». В то время Хиониад уже был хорошо знаком с сокращенной арабской версией «Таблицы Санджари» аль-Хазини и с персидской версией «Таблицы Иль-Хани» ал-Туси, которые он впоследствии перевел на греческий язык. В этот период он также перевел различные короткие сочинения, в том числе трактат об астролябии, написанный его наставником персидским ученым Шамсом ад-Дином ал-Бухари, и «Введение в астрономию» из сборника ал-Туси. Этот сборник ал-Туси в конце концов стал известен в Европе благодаря рукописям Хиониада и, возможно, другим источникам; он был использован Коперником при создании его планетарной модели. В сентябре 1301 г. Хиониад возвратился в Трапезунд, а затем, в апреле 1302 г. прибыл в Константинополь. В столице Византийской империи он преподавал персидскую астрономию и медицину. В эти годы Хиониад перевел на греческий язык небольшой персидский трактат о противоядиях. Вследствие своего долгого пребывания среди персов и интереса к астрологии, Григорий Хионаид был заподозрен в ереси, и, в качестве оправдания, написал свое исповедание веры. В 1308 г. он стал епископом Тавриза и оставался на этом посту в течение последующих пяти лет, после чего возвратился в Трапезунд как простой монах. Умирая, оставил часть своих книг трапезундскому чиновнику и астрологу Константину Лукиту.

Губаз I (Гобаз I) – царь Лазики в середине V в. В правление императора Маркиана (450 – 457 гг.) Губаз I попытался воспользоваться внешнеполитическими трудностями Византийской империи, подвергшейся нападениям гуннов, и в нарушение вассальных отношений, без согласия и утверждения византийского императора короновал соправителем своего сына. Этим актом, фактически, Губаз объявил о полной независимости Лазского царства от империи, и его действия были расценены в Константинополе как мятеж. Но лазы недооценили силы Византии, которая сумела справиться с возникшей гуннской опасностью, а затем направила в Лазику войско под командованием полководца Дионисия, ранее занимавшего пост военного магистра Востока. В ходе боевых действий византийцы штурмом захватили и частично разрушили Археополис, столицу лазов, а затем отошли зимовать в пределы империи. Губаз попытался заключить с Ираном военный союз против империи, но персидский шахиншах был занят войной с одним из гуннских племен и ответил отказом. Перед угрозой нового вторжения византийцев Губаз I был вынужден отправить послов в Константинополь, запросив мира и признав верховную власть Византии над Лазикой. По требованию императора Губаз отказался от царской власти в пользу своего сына, оставшегося единственным правителем лазов. Кроме того, Губаз был вызван в столицу империи, но отправился туда не ранее, чем получил от византийцев надежные гарантии своей безопасности. В Константинополь бывший царь лазов прибыл уже после смерти Маркиана, не ранее 465 г., в правление императора Льва I (457 – 474 гг.). Новый император высказал Губазу свое порицание за восстание, но потом «отпустил ласково». Неудачное выступление Губаза против Византии и поражение его политики повлекли за собой заметное ослабление Лазского царства. От него отпала Сванетия, ставшая независимым государством, номинальной сделалась власть царя лазов в Абазгии, а в самой Лазике начался экономический кризис.

Губка крестных мук – одна из главных константинопольских святынь, связанных с земной жизнью Иисуса Христа; кусок губки, которую римские воины, смочив в уксусе, подавали распятому Спасителю. Обстоятельства появления Губки крестных мук в столице империи неизвестны, но в начале XV в., по свидетельству посла кастильского короля Руи Гонсалеса де Клавихо, она хранилась, наряду с другими особо почитаемыми святынями, в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи.

Гумберт – кардинал, папский легат, посланник римского папы Григория VII Гильдебранда к константинопольскому патриарху Михаилу I Кируларию (1043 – 1058 гг.) в середине XI в. Конфликт кардинала Гумберта с патриархом стал важнейшим этапом разделения церквей в 1054 г.

Гунний – просторное верхнее одеяние кавалериста из войлока с широкими рукавами, защищяющее вооружение от непогоды и служащее дополнительной защитой от стрел.

Гунны – кочевой азиатский народ, сложившийся во II – IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших из Центральной Азии, и местных угров и сарматов. Начавшееся в семидесятых гг. IV в. массовое передвижение гуннов на запад дало толчок так называемому Великому переселению народов. Покорив аланов Северного Кавказа, гунны во главе с вождем Баламбером перешли Дон, разгромили в 375 г. готов в Северном Причерноморье, подчинив большую часть остготов и заставив вестготов отступить во Фракию. В 394 – 395 гг. гунны, пройдя через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию, затем, обосновавшись в Паннонии, делали набеги на Восточную Римскую империю. По отношению к Западной Римской империи до середины V в. выступали как союзники в борьбе против германских племен. Подчинив ряд германских и других народов, возглавили мощный союз племен, предпринимавший походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле (434 – 453 гг.). Продвижение гуннов на Запад было остановлено их поражением в Галлии на Каталаунских полях в 451 г. от объединенных сил римлян, вестготов и франков. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась, возникли распри, чем воспользовались гепиды, возглавившие восстание германских племен против гуннского ига. В Паннонии, в битве при реке Недао в 455 г., гунны были разбиты и ушли в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 г. потерпели неудачу. Последние упоминания о гуннах в исторических хрониках относятся к VI в., когда они воевали в войске византийского полководца Нарсеса в Италии. После этого гунны как народ исчезли.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 07:03:38
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Г" Ч.4 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0171 ]   [ Gzip выкл. ]