Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Аргировул – жалованная грамота, скрепленная серебряной печатью. Чаще всего такая грамота давалась деспотом.

Аргиропраты – влиятельная константинопольская корпорация ювелиров, менял и ростовщиков, игравших роль средневековых банкиров. Из всех византийских ремесленников, только столичным аргиропратам закон разрешал нести государственную службу.

Аргиры – знатный византийский род, известный начиная с X в., происходящий из пограничного византийско-армянского региона.

Ареопагитики – сочинения религиозно-философского характера, включающие трактаты «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие» и десять писем. Ареопагитики подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда название). Идеи Ареопагитик о непознаваемости и неизреченности Божественного существа, об излиянии его в материю в виде световых эманаций, убывающих по мере удаления от Божества и угасающих во мраке и небытии материи, о восхождении к Божеству путем сверхразумного экстаза, о триедином строении мира и церкви оказали большое влияние на религиозно-философскую мысль Византии и Запада. С XIV в. Ареопагитики получили распространение в России.

Аретуза – город в ранневизантийской провинции Вторая Сирия на реке Оронт между Епифанией и Эмесой.

Арефа (Харит ибн Габала) – вождь арабских племен, принявших христианство и находившихся в зависимости от Византийской империи. Сын арабского вождя Гавалы. В 530 г. основал полукочевое царство. От императора Юстиниана I (527 – 565 гг.) получил титул патрикия.

Арефа Кесарийский – византийский церковный и политический деятель, писатель. Родился около 850 г. в Патрах, умер не ранее 932 г., но не позднее 944 г. Последователь Фотия, Арефа Кесарийский сыграл большую роль в собирании и переписывании сочинений античных авторов, их комментировании. Сохранились его схолии (пометки на полях рукописей) к сочинениям Лукиана и других классиков. В 902 г. был поставлен архиепископом Кесарии Каппадокийской. Активно участвовал в политической борьбе, развернувшейся вокруг четвертого брака (тетрагамии) императора Льва VI (870 – 912 гг.); сначала выражал интересы оппозиционной провинциальной знати, поддерживал патриарха Николая I Мистика, затем перешел в лагерь столичной знати, группировавшейся вокруг императора. Написал «Толкование на Апокалипсис», энкомий константинопольскому патриарху Евфимию, «Похвалу мученикам Самону, Гурию и Авиву из Эдессы» и другие сочинения. Он также составлял гомилии и памфлеты, в одном из которых, особенно ядовитом, обвинил видного сановника и дипломата Льва Хиросфакта в языческих убеждениях. Арефа писал вычурным, помпезным языком, обильно украшал свои сочинения пословицами, цитатами, аллюзиями и поэтическими строками. Дошедшие до нас речи и письма Арефы Кесарийского – один из важных источников истории Византии X в. Ряд его неизданных произведений хранится в Москве, в отделе рукописей Государственного Исторического музея.

Ариадна – византийская императрица, августа, старшая дочь императора Льва I и его супруги, августы Верины, мать умершего в детстве императора Льва II. Появилась на свет когда ее отец был еще трибуном. Была в замужестве с Зеноном, полководцем своего отца. Ее брак с Зеноном состоялся в 466 или 467 г. После смерти Льва I, когда Зенон взошел на престол, боролась с вельможей и военачальником Иллом за влияние на императора. Организовала неудачное покушение на Илла, послужившее причиной его мятежа. После смерти своего мужа Зенона, вышла замуж за шестидесятилетнего силенциария Анастасия, сделав его императором. Поддерживала промонофизитскую политику Анастасия I. Умерла в 515 г. До наших дней сохранилось довольно много ее изображений.

Арианство – ересь от имени священника Ария, не принимавшего догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Христос, как творение Бога, по учению Ария, существо нижестоящее, подобосущее Богу Отцу. Это учение впервые было сформулировано Арием в 318 г. во время его споров с александрийским архиепископом Александром. Арианство осуждено Вселенскими соборами 325 и 381 гг. Однако в период от смерти императора Константина Великого в 337 г. до Второго Вселенского собора в 381 г. арианство, по сути дела, было преобладающим учением во Вселенской Церкви. При этом разногласия в арианской среде привели к расколу противников Никейского символа веры на несколько группировок: крайних ариан (аномеев), умеренных ариан, полуариан (омусиан) и партию омиев – сторонников изъятия из Символа веры упоминаний о сущности Божией. Императоры Констанций II (337 – 361 гг.) и, особенно, Валент (364 – 378 гг.) открыто покровительствовали арианам. Только в правление императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) положение в империи бесповоротно изменилось в пользу никейцев, и, после сорокалетнего господства, арианство потеряло перевес в Константинополе. Но еще в V – VI вв. арианство оставалось господствующим учением в среде крещеных германских народов: остготов, вестготов, вандалов. Вандалы в Северной Африке угнетали православных до своего поражения от византийской армии Велизария в 533 г., бургунды были арианами до присоединения их к королевству франков, остготы в Италии оставались арианами до своего полного разгрома от византийцев в 553 г., вестготы в Испании – до собора в Толедо в 589 г., а лангобарды пребывали в арианстве до середины VII в.

Арий – александрийский священник, основатель еретического арианского учения. Родился около 260 г. в Ливии, умер в 336 г. в Константинополе. Служил пресвитером в Александрии, был прекрасным оратором, писал стихи. Полагал, что Сын Божий был лишь совершенным творением, но не Богом. Арий и арианство были осуждены на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. Из литературного наследия Ария сохранилось только небольшое произведение, написанное частично стихами, частично прозой под названием «Пир», выражающее его теологические взгляды.

Аристакес I – святой, второй армянский архиепископ в 333 – 340 гг., родившийся в Каппадокии младший сын первого архиепископа, святого Григория Просветителя. По повелению армянского царя Тиридата III, Аристакес был вызван из Каппадокии и рукоположен во епископы, так как святой Григорий в то время удалился в горы для совершения молитв и духовных подвигов. В 325 г. Аристакес представлял Армянскую Церквь, на Первом Вселенском Соборе в Никее, подписался под Никейским символом веры, который получил одобрение и у его отца. Аристакес мученически погиб в 340 г. от руки язычника Архелая, одного из областных армянских правителей, и был похоронен в селении Тил, где ранее упокоился его отец.

Аристин – канонист Православной Церкви XII века, по поручению императора Иоанна II Комнина (1091 – 1143 гг.) написавший толкования церковных канонов (правил) и освободивший их от ошибок, вкравшихся в тексты списков. Труд Аристина получил широкое признание и распространение в православном мире.

Аристон – завтрак, первая трапеза дня.

Аристы – «благородные»; представители родовой аристократии в Византии, высшего сословия империи.

Арифмос – «число»; распространенная в X – XII вв. налоговая льгота, заключавшаяся в пожаловании византийским императором в качестве привилегии духовным или светским крупным собственникам права поселить на своей земле определенное, точно обозначенное в дарственной грамоте, число не подлежащих налогообложению крестьян, не имевших ни своей земли, ни домохозяйств и поэтому не числящихся в государственных налоговых кадастрах.

Арифмы – «числа»; воины одной из гвардейских тагм императорского войска.

Аркада – ряд одинаковых арок, составляющих архитектурное целое.

Аркадий (Arcadius) – византийский импе¬ратор в 383 – 408 гг., старший сын императора Феодосия I. Родился в 376 г., умер в 408 г. Первый константинопольский император, после окончательного разделения Римской империи на Восточную Римскую империю (Византию) и Западную Римскую империю. В шестилетнем возрасте, 16 января 383 г., был объявлен августом и соправителем своего отца Феодосия I. Получил образование от знаменитого в то время греческого ритора Фемистия, а религиозное воспитание от дьякона Арсения, который впоследствии был причислен к лику святых. Сухощавый и слабосильный, вялый и болезненный, Аркадий был смугл лицом и имел малый рост. В семнадцать лет стал формально самостоятельным императором, но полностью находился под влиянием своих придворных фаворитов, сменяющих друг друга: префекта претория Руфина, препозита царской опочивальни Евтропия, комита Иоанна. Последний был интимным другом Аркадия, а в столице ходили слухи о близких отношениях комита Иоанна и с супругой императора Аркадия – августой Элией Евдоксией. Весной 408 г. Аркадий заболел и 1 мая умер, оставив регентом малолетнему сыну Феодосию II префекта претория Анфимия.

Аркадий Кипрский – архиепископ Кипра в первой половине VII в., участник монофелитских споров. Автор сохранившегося похвального слова «На обновление храма Святого Победоносца и Великомученика Георгия». Это сочинение является ценным источником для истории Церкви, содержит важные указания на исторические события и внутренний быт Византии в годы последней ирано-византийской войны и оккупации части территории империи войсками шаха Хосрова II Парвиза (591 – 628 гг.).

Аркадиополь – небольшой укрепленный город (совр. Люлебургаз в Турции) во Фракии, построенный императором Аркадием (383 – 408 гг.) в 396 г. на месте небольшого античного города Бергула, и располагавшийся в ста с небольшим километрах к северу от Константинополя.

Аркадиопольская битва – сражение между войсками киевского князя Святослава и византийской армией под командованием магистра и стратилата Варды Склира, произошедшее в окрестностях города Аркадиополь весной 970 г. Воспользовавшись как поводом дворцовым переворотом в Константинополе и убийством императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.) в декабре 969 г., Святослав разорвал союзнические отношения с империей и объявил войну новому императору Иоанну I Цимисхию (969 – 976 гг.), намереваясь утвердиться в Подунавье. В Болгарию для войны с русско-варяжским войском и союзниками Святослава – венграми и печенегами, император Иоанн I направил двенадцатитысячное войско. В это время сам Святослав отбыл по делам в Киев, а войском оставил командовать воеводу Свенельда (Сфангел – у византийских историков) и патрикия Калокира, сына протевона Херсонеса. Общее количество воинов у Свенельда и Калокира составляло от тридцати до тридцати восьми тысяч по разным сообщениям. Прибыв к Аркадиополю, византийцы заняли укрепленную позицию в его окрестностях и разослали разъезды для наблюдения за противником. Русские воины и их союзники проявляли беспечность, уверенные в своем превосходстве в силах. Большая часть войска пьянствовала и занималась мародерством в округе, печенеги и венгры стояли отдельными станами. Варда Склир удачно воспользовался этой ситуацией. Высланный им на лагерь печенегов конный отряд Иоанна Алакаса навязал противнику бой, а затем заманил в засаду притворным отступлением. Около трех тысяч печенегов попали в полное окружение и были перебиты почти поголовно. Затем византийцы двинулись на русско-варяжский лагерь, куда уже успела подтянуться венгерская конница. Венгры первыми атаковали ромеев, но были отбиты и укрылись за линиями русско-варяжской пехоты. Судьбы этого сражения решилась в поединке Варды Склира с каким-то богатырем от войска противника, которого стратилат разрубил до пояса. После этого русско-варяжские силы отступили к Преславе, болгары, имевшиеся в их войске, в большинстве своем разбежались. Победители заняли Аркадиополь и разбитого врага не преследовали. Потери византийцев в этой битве составили всего пятьдесят пять убитых воинов, но многие были ранены, кроме того пало множество коней. Потери их противников исчислялись тысячами. В результате этого поражения князь Святослав потерял всех союзников, военная слава русско-варяжского войска в Болгарии значительно померкла. Неудачное начало русско-византийской войны вынудило Святослава вновь оставить Киев и лично возглавить военные действия против Византийской империи.

Аркадия – 1) историческая область на севере Пелопоннесского полуострова; 2) византийская провинция в Нижнем Египте с центром в городе Кино, в диоцезе Египет префектуры Восток.

Аркарий – финансовый имперский чиновник в ранней Византии, собиравший денежные налоги в кассу ведомства префекта претория или комита «священных щедрот».

Армаментарий (Armamentarium) – «арсенал»; предместье Константинополя на восточном берегу Золотого Рога.

Армат (Арматий) – военный магистр с резиденцией в Константинополе во второй половине V в. Выходец из готского аристократического рода: сын Арматия, полководца Феодосия II, командовавшего византийским войском во время войны в Ливии, внук Плинты, консула 419 г. Предположительно был братом правителя Италии Одоакра. Имел репутацию столичного щеголя и прекрасного наездника, был смел и честолюбив, пользовался расположением у константинопольского населения и состоял в любовной связи с Зенонидой, женой Василиска, родного брата августы Верины и будущего византийского императора. Армат, тем не менее, оказался одним из главных действующих лиц заговора Василиска против императора Зенона в 475 г. После бегства из столицы Зенона и провозглашения новым императором Василиска, Армат спас от казни августу Верину, также замешанную в заговоре, но обманутую своим коварным братом, желавшим ее смерти. Император Василиск доверил магистру армии Армату ведение войны против войск, оставшихся верными императору Зенону, взяв с него клятву верности на Древе Животворящего Креста в храме Святой Софии. Состоявшая в основе своей из готов, армия Армата нанесла поражение исаврам императора Зенона, но Армат вступив в переговоры с Зеноном, дал соблазнить себя обещаниями почестей и щедрыми дарами. В частности, Зенон пообещал провозгласить кесарем и наследником византийского престола малолетнего сына Армата – Василиска. Свои обещания Зенон исполнил, но, помня о нарушении Арматом священной клятвы, опасался его и не имел никакого доверия к своему полководцу. Вернувшись на трон, Зенон решил от него избавиться. По его приказу в 477 г. сын царя скиров Онульф, магистр армии Иллирика, заколол мечом Армата, когда тот шел из Большого дворца на ипподром по крытой галерее. Имущество Армата император конфисковал и раздал народу. Юного Василиска, сына Армата, Зенон низложил и хотел также казнить, но по просьбе своей супруги Ариадны оставил ему жизнь, принудив стать клириком.

Арматы (armati) – щитоносцы, прикрывавшие боевые порядки наиболее опытных воинов – оптиматов.

Армениак – одна из первых и важнейших византийских фем, созданная на северо-востоке Малой Азии в VII в., с центром в городе Амасия. К XI в. ее размеры значительно сократились; южные территории фемы вошли в состав новообразованной фемы Севастия.

Армения – 1) Армения Великая – древнее государство, территория которого охватывала основные области Армянского нагорья. Начало его сложения относится к VI в. до Р.Х. В дальнейшем эти земли стали сатрапией персидской державы Ахеменидов. В конце IV – начале III вв. до Р.Х. Великая Армения вновь стала самостоятельным царством. Наивысшего могущества Великая Армения достигла при Тигране II (95 – 56 гг. до Р.Х.), основавшем новую столицу – Тигранакерт. При нем границы Великой Армении значительно расширились, в состав государства вошли Мидия, Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей; оно стало самым обширным, но внутренне непрочным государством эллинистического Востока, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на Восток. Вскоре в войне с Римом Великая Армения потеряла почти все свои завоевания, и в начале I в. от Р.Х. попала под влияние более сильных держав; там царствовали ставленники то Рима, то Парфии. В 114 г. Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но позже царская власть там была восстановлена. В результате связей с Парфией усилилось персидское влияние на социально-политической строй, язык, религию и культуру. Чтобы обезопасить себя от посягательств Ирана, Великая Армения пошла на сближение с Римом. Тиридат III в 287 г. получил титул царя Великой Армении от императора Диоклетиана, который был его другом, союзником и покровителем. Однако в 305 – 306 гг., под воздействием проповеди святого Григория Просветителя, Армения приняла христианство, что осложнило ее отношения с одним из римских императоров Востока – Максимином Дазой и привело армян к военному столкновению с войсками империи в 311 г. В 387 г. страна была разделена между иранскими Сасанидами и Византией, усилившейся в IV в. Император Юстиниан разделил византийскую Армению на несколько провинций: Армению Первую (включавшую в себя Внутреннюю Армению к востоку от Евфрата и часть Малой Армении) с центром в Визане (Леонтополе), Армению Вторую (часть малой Армении и прилегающие к ней понтийские области) со столицей в Севастии, Армению Третью (оставшаяся часть Малой Армении) со столицей в Мелитине и Армению Четвертую (объединившую территории сатрапий) с центром в Мартирополе. В Восточной Армении, после заключения Каринской Церковной унии в 633 г., стало распространяться Православие, но в арабское нашествие VII в. на два столетия прервало отношения империи с населением армянских земель, и на соборе в Манцикерте восточные армяне, поощряемые арабами, вновь отвергли халкидонский символ веры и вернулись к монофизитству. В тоже время западные армяне оставались халкидонитами до начала XX в., когда они были вынуждены покинуть территорию Турции, спасаясь от геноцида. Армянское царство было восстановлено в 885 г. с именем Великая Армения. Во второй половине X в. Византия в результате упорных войн потеснила на Востоке Арабский халифат и начала наступление на земли своих союзников в антиарабских войнах: Армению и Грузию. К середине XI в. большая часть армянских земель вошли в состав восточных провинций империи как византийская фема «Великая Армения и Ивирия». Однако после поражения византийцев от турок-сельджуков у армянского города Манцикерт в 1071 г., Византия вскоре утратила почти все свои владения в Малой Азии. В дальнейшем термин «Великая Армения» употреблялся только для обозначения коренного ареала обитания армянского народа; 2) Армения Малая – горная область в верховьях рек Евфрата, Ликуса и Галиса. С ее территорией, называемой в хеттских источниках страной Хайаса, связано складывание армянского народа и древнеармянского языка. Там создался союз племен во главе с хаями, этноним которых и теперь служит самоназванием армянского народа. Малая Армения входила в державу Ахеменидов, при Александре Македонском оказалась властью македонян. С 322 г. до Р.Х. Малая Армения стала самостоятельным царством со столицей в г. Ани-Камах. В конце II в. до Р.Х. Малая Армения перешла во владения понтийского царя Митридата VI Евпатора, который построил там 75 крепостей. После его гибели Малая Армения управлялась различными римскими правителями, ее административные границы неоднократно менялись. При римском императоре Веспасиане (69 – 79 гг. от Р.Х.) она вошла в состав римской провинции Каппадокия. При императоре Диоклетиане в конце III в. от Р.Х. выделена в самостоятельную провинцию; при императоре Юстиниане территория Малой Армении была поделена между тремя византийскими провинциями.

Арменопул Константин – византийский юрист, судья в Фессалониках. Родился в 1320 г., умер в 1380 или 1383 гг. Автор краткого практического руководства по римскому праву под названием «Руководство к законам, или Шестикнижие» Арменопула.

Армяне – одна из крупнейших и наиболее влиятельная национальная группа среди негреческого населения Византийской империи. До первой половины VII в., когда Византия контролировала большую часть Армении, армяне жили преимущественно на восточных рубежах империи. Под натиском арабов началось переселение армян в глубь империи, где наибольшее их количество сосредоточивалась на севере Малой Азии – в фемах Армениак и Халдия, однако их колонии были и в других малоазийских фемах. Тогда же империя начала переселять армян на Балканский полуостров, преимущественно во Фракию, в район Филиппополя. Переселение армян на Запад продолжалось в VIII – IX вв. и особенно в X в. и не только во Фракию, но и в Македонию, Элладу и Пелопоннес, на острова, а также в Калабрию и Сицилию. Армянские колонии были во всех крупных византийских городах. Армянская знать, переселявшаяся в империю, принималась с большими почестями и наделялась плодородными землями. Начиная с царствования Юстиниана I, армяне играли большую роль в византийской армии, а в IX – X вв., в период правления Македонской династии, влияние лиц армянского происхождения на политическое и военное управление в империи было первостепенным. Однако в целом, политика расселения армян в империи была недальновидной, поскольку армяне в своей основной массе не приняли Православие и их отношения с местными греками и Православной Церковью были враждебными.

Арнобий (Arnobius) – латинский писатель начала IV в., учитель риторики в городке Сикка в африканской провинции Нумидия. Дата рождения неизвестна, умер около 327 г. Около 300 г. сделался христианином; желая изложить епископу свое христианское вероисповедание, написал апологетический трактат «Против народов» («Adversus nationes») в семи книгах, в котором опровергал обвинения язычников против христианства. В своем сочинении Арнобий к христианским догматам добавил кое-какие платонико-гностические идеи.

Арнобий Младший – монах из Северной Африки, после нашествия вандалов бежавший в Рим. Дата рождения неизвестна, умер около 455 г. Арнобий Младший был автором полемического сочинения против монофизитов, выступал с критикой учения Августина Блаженного о благодати, комментировал псалмы и евангельские тексты.

Аротра Кринит – стратиг фемы Пелопоннес в конце двадцатых и начале тридцатых гг. X в., протоспафарий, армянин по происхождению. Подавил третье восстание славянских племен милингов и езеритов 927 – 930 гг. После смещения с должности предыдущего пелопоннесского стратига Иоанна Протевона, не сумевшего замирить взбунтовавшихся славян, Аротра Кринит был назаначен императором на этот пост и получил приказ от Романа I Лакапина (920 – 944 гг.) «покорить и уничтожить» мятежников. Во главе своего фемного войска и отрядов нескольких близлежащих фем, Аротра в ходе военного похода, продлившегося с марта по ноябрь, сжег посевы и разорил землю милингов и езеритов. После этого славяне пошли на переговоры со стратигом и в итоге согласились выплачивать более крупную дань в казну, чем платили до восстания: каждое племя стало уплачивать по 600 номисм ежегодно. За успехи по службе Аротра Кринит получил повышение и был переведен стратигом в более важную и богатую фему Эллада.

Арсавир – квестор и патрикий, провозглашенный августом в результате заговора против императора Никифора I Геника (802 – 811 гг.) в феврале 808 г. Арсавир (Аршавир) был выходцем из княжеского армянского рода (либо Камсараканов, либо Мамиконянов) и приходился тестем военачальнику Льву – будущему императору Льву V Армянину (813 – 820 гг.). Все замешанные в подготовке восстания Арсавира чиновники, архиереи, пресвитеры и монахи подверглись различным наказаниям. Сам Арсавир был высечен, пострижен в монахи и сослан в один из монастырей в Вифинии. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Арсавир – влиятельный патрикий и магистр армянского происхождения при дворе императора Феофила (821 – 842 гг.) и императрицы Феодоры (842 – 856 гг.), муж Каломарии, сестры Феодоры. У Арсавира было двое сыновей, впоследствии ставших магистрами: Стефан и Варда (зять стратига Сицилии патрикия Константина).

Арсакий – константинопольский патриарх в 404 – 405 гг., брат константинопольского патриарха Нектария (381 – 397 гг.). До интронизации был протопресвитером в Константинополе, принадлежал к противникам патриарха Иоанна Златоуста, и после его низложения был поставлен на патриарший престол в июне 404 г. в возрасте восьмидесяти лет. По отзывам современников, Арсакий был человеком кротким и мягким, «безмолвнее рыбы и бездеятельнее лягушки». Вероятно, он не был причастен к правительственным гонениям на сторонников Иоанна Златоуста.

Арсений Авториан – константинопольский патриарх в 1255 – 1259 гг., и повторно в 1261 – 1265 гг.. Родился около 1200 г. в Константинополе, в семье судьи Алексея Авториана и Ирины Каматириссы. При крещении получил имя Георгий, в монашестве был назван Геннадием. В начале пятидесятых годов XIII в. стал игуменом монастыря Оксия на Принцевых островах в Мраморном море. После того как он отверг предложение никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1221 – 1254 г.) отправиться в составе посольства к папе Иннокентию IV в 1253 г., Арсений сложил с себя обязанности игумена, несмотря на уговоры патриарха Мануила II (1243 – 1254 гг.). До интронизации был монахом обители у озера Аполлониада в Вифинии. При вступлении в патриарший сан взял имя Арсений от отца, также принявшего монашеский постриг. Несмотря на недостаток образованности, в сане патриарха Арсений Авториан проявлял высокую архипастырскую ревность и даже отлучил от Церкви императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.) за отстранение от власти и лишение зрения законного наследника престола Иоанна IV (1258 – 1261 гг.), малолетнего сына императора Феодора II Ласкаря (1254 – 1258 гг.). За свою принципиальность Арсений Авториан был дважды низведен с патриаршей кафедры по воле разгневанного императора Михаила VIII. Однако бескомпромиссность Арсения, в конце концов, довела его до греха гордыни, а Церковь привела к расколу «арсенитов», продолжавшемуся несколько десятков лет. Умер непримиримый Арсений в ссылке на острове Проконнес в Мраморном море в 1267 г.

Арсений Великий – святой, прославленный фиваидский аскет. Родился в 354 г., умер в 450 г. Выходец из знатной римской семьи. До монашеского пострига был знатным константинопольским сановником, воспитателем Аркадия и Гонория, сыновей императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.). В 394 г. тайно удалился в Египет и поселился в Фиваидской пустыне. Его житие составлено святым Феодором Студитом. Изречения Арсения Великого пользовались большой известностью среди восточного монашества.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 06:43:10
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0123 ]   [ Gzip выкл. ]