Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Мануил Панселин – легендарный византийский иконописец, афонский монах XI в., родом из Фессалоник. По словам позднейшего афонского предания, Мануил, «блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев». Его произведения стали образцами для последующих поколений афонских изографов.
Мануил Стравороман – византийский чиновник и писатель XI – XII вв.
Мануил Фока – византийский полководец, патрикий, сын Льва Фоки, дяди императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.). Обладал горячим нравом и был подвержен безрассудным порывам. Повелением своего двоюродного брата-императора Мануил был назначен командующим конным войском, отправленным на кораблях на Сицилию в октябре 964 г. для борьбы с арабами, разорявшими своими набегами Южную Италию. Мануил Фока приступом овладел Сиракузами и крепостью Гимерой (у совр. Буонфорнелло), без кровопролития занял Тавромений и Леонтины (совр. Лентини). Однако затем, преследуя отступающих в глубь острова арабов, византийское войско попало в засаду в горных теснинах у Раметты и понесло сокрушительное поражение. Мануил Фока погиб в бою.
Манускрипт (manuscriptum) – «рукопись»; рукописная книга.
Манцикерт (Маназкерт) – город и крепость в Малой Азии близ озера Ван, на восточной границе Византийской империи, современный Мелязгирд в Турции. Основан в начале I тыс. до Р.Х. Среди жителей города преобладали армяне. Название города предположительно связано с именем Менуа, урартского царя VIII в. до Р.Х. У стен Манцикерта, входившего в то время в византийскую фему Тарон, в августе 1071 г. произошла битва между армиями византийского императора Романа IV Диогена и сельджукского султана Алп-Арслана.
Манцикертская битва – важнейшее сражение между византийцами и турками-сельджуками, имевшее катастрофические последствия для империи. Битва между армией императора Романа IV Диогена (1068 – 1072 гг.), командовавшего не менее 100 тыс. человек, и сельджуками султана Алп-Арслана, в количестве до 40 тыс. человек, состоялась близ города Манцикерт 19 августа 1071 г. В ходе войны в Армении, Роман IV предпринимал энергичные усилия для изгнания с этой территории Византийской империи захватчиков-сельджуков. В состав его войска входили гвардейские тагмы, ополчения западных и восточных фем, а также многочисленные вспомогательные отряды русских воинов, алан, узов, куман, грузин, армян, «франков», печенегов, болгар. Летом 1071 г. Роман IV вступил в Армению. Наступление византийцев, сдерживалось огромным обозом и низкой дисциплиной в отдельных воинских подразделениях, что дало время Алп-Арслану привести свои отряды из Сирии в Армению. Роману пришлось разделить свою армию и направить несколько крупных отрядов для выполнения других боевых задач и заготовки продовольствия. В результате численность его войска сократилась, хотя оно, по-прежнему, значительно превосходило силы сельджуков. Утром 19 августа Роман построил свою армию в две боевые линии. Первой командовал сам император, вторую, составлявшую резерв, возглавлял Андроник Дука. После полудня византийцы двинулись вперед, не встречая серьезного сопротивления противника. Лишь на флангах произошли незначительные стычки с конными лучниками сельджуков. Ближе к вечеру византийцы заняли вражеский лагерь, но Роман, опасаясь попасть в засаду, отдал приказ о возвращении армии на исходные позиции. В ходе отступления координация действий центра и фланговых подразделений была нарушена, в боевом построении образовались разрывы. В то же время Андроник Дука объявил, что передовые части отступают потому, что император погиб. После этого в войске вспыхнула паника, и некоторые отряды обратились в бегство. Воспользовавшись этим замешательством, Алп-Арслан бросил в бой десять тысяч всадников из своего резерва. Правый фланг византийской армии был разгромлен. Попытки левого фланга прийти на помощь центру были сорваны сельджуками. В центре Роман IV упорно оборонялся, но, в конце концов, был ранен и попал в плен. После этого все еще сражавшиеся отряды византийцев обратились в бегство, сельджуки преследовали их всю ночь. Условия мирного договора, предложенные Алп-Арсланом плененному императору Роману, оказались довольно тяжелыми. В их числе были уплата дани и передача сельджукам ряда важных крепостей. Последовавшая затем смута в империи привела к тому, что Византия лишилась большинства своих малоазийских владений, на территории которых сельджуки основали собственное государство – Румский султанат со столицей в городе Конья (Иконий).
Маппа (mappa) – белый сигнальный платок, который бросал на поле ипподрома византийский император, давая старт забегу колесниц.
Мардаиты – воинственные племена, жившие в горах Ливана и исповедовавшие христианство. Во второй половине VII в. от Р.Х. вели активную партизанскую войну против арабских завоевателей. В конце VII в. император Юстиниан II, по соглашению с Арабским халифатом, переселил мардаитов в пределы империи, большей частью в фему Кивирреотов. Мардаиты стали служить империи, в основном на флоте. Возглавлял их катепан мардаитов; в его обязанности входил и сбор налогов, часть которых предположительно расходовалась на содержание воинов.
Мариан Апамбас – талантливый византийский полководец X в. Происходил из знатного рода Аргиров. В 955 г. был назначен стратигом фемы Лонгивардия в Италии и успешно воевал там с арабами. В 959 г. получил пост катепана Запада. В 961 г. разгромил венгров. Был сторонником влиятельного евнуха Иосифа Вринги, паракимомена при дворе императора Романа II (959 – 963 гг.). Во время мятежа полководца Никифора Фоки в Малой Азии, возглавил оборону столицы. В начале августа 963 г. в бою с жителями Константинополя, поддержавшими притязания Никифора Фоки на престол, Марианн получил тяжелое ранение в голову от брошенного с крыши одного из домов глиняного горшка с землей, и на следующий день скончался.
Марий Авентик – бургундский епископ VI века, родом из города Авентик – столицы римской провинции Гельвеция (Швейцария), автор хроники. В своем историческом труде описал события лангобардского завоевания Италии.
Марий Викторин – См. Викторин.
Мария Аланская – византийская императрица, супруга императора Михаила VII (1060 – 1078 гг.), а затем – Никифора III Вотаниата (1077 – 1078 гг.), старшая дочь грузинского царя Баграта IV от Борены, его второй жены, дочери правителя Алании. Ее настоящее имя – Марфа, но в византийских источниках она именовалась Марией. Еще ребенком в 1056 г. побывала в Константинополе, некоторое время жила при дворе императрицы Феодоры. Десять лет спустя ее вновь привезли в столицу империи и в 1071 г. выдали замуж за наследника императора Константина X – Михаила VII. Свадьба состоялась одновременно с коронацией; известно, что невеста отличалась красотой и величественным обликом. После свержения ее первого мужа с престола узурпатором Никифором III Вотаниатом, Мария вышла замуж за Никифора III, с условием, что наследником престола будет провозглашен ее с Михаилом сын – Константин Дука. Сохранилась легенда, будто Мария, недовольная аскетизмом своего мужа, сама подстрекала Никифора к перевороту. Однако брак императора с супругой его предшественника, еще остававшегося в живых, вызвал недовольство многих византийцев. Когда Никифор отказался от планов со временем передать престол сыну Марии, она вступила в связь с Алексеем Комниным с целью свержения вероломного супруга. После восшествия Алексея I на престол в 1081 г., Константин Дука был обручен с его дочерью Анной Комниной и провозглашен престолонаследником. Мария переселилась из Большого дворца во дворец, построенный императором Константином IX Мономахом (1042 – 1055 гг.) вблизи Манганского монастыря великомученика Георгия в восточной части Константинополя. В 1087 г., когда у Алексея I родился сын-наследник, помолвка Константина и Анны была расторгнута, Константина Дука был лишен прав на престолонаследие, а Мария Аланская вынуждено приняла монашеский постриг. О ее дальнейшей судьбе мало известно, но в 1105 г. Марфа-Мария была еще жива. Умерла она, вероятно, во Фракии, в византийском монастыре на горе Папикион, находящейся на полпути между Константинополем и Фессалониками, к северо-западу от современного г. Комотини в Греции.
Мария Амнийская – августа, супруга императора Константина VI, армянка, внучка святого Филарета Милостивого (Амнийского), первая императрица армянского происхождения на византийском престоле. Родилась в 770 г., умерла в 821 г. После трагической смерти своего мужа, Мария приняла монашеский постриг и остаток жизни провела в монастыре.
Мария Венгерская – византийская императрица, дочь венгерского короля Белы III (1172 – 1196 гг.), супруга императора Исаака II Ангела (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.), затем супруга выходца из Ломбардии маркиза Бонифация Монферратского, основателя и первого правителя латинского Фессалоникийского королевства (1204 – 1207 гг.). Венгерская принцесса Маргарита в десятилетнем возрасте в 1186 г. была выдана замуж за императора Исаака II, приняла Православие и получила имя Мария. Овдовев в тридцать лет, Мария вышла замуж за неудачливого претендента на императорский престол в Константинополе – маркиза Бонифация Монферратского. Этим браком, а также провозглашением своим наследником Мануила, сына Марии, маркиз надеялся привлечь греков на свою сторону и укрепить свои позиции в дальнейшей борьбе за императорскую власть в Латинской империи. Мария вместе со своими детьми от первого брака сопровождала своего второго мужа во всех его походах и передвижениях на Балканах.
Мария Новая – блаженная, добродетельная женщина из знатного армянского рода, переселившегося из Великой Армении во Фракию в царствование императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). Дата рождения неизвестна, умерла в 903 г. Никифор, муж Марии, служил в византийском войске, имел чин турмарха и не раз сражался с болгарами, нападавшими на Византийскую империю. Житие Марии Новой, созданное в XI в., содержит рассказ о ее прижизненных добрых делах и многочисленных чудесах на ее могиле во время болгарских нашествий 913 – 927 гг., служит важным источником сведений о существовании значительной армянской колонии во Фракии.
Мария Склирена – севаста, официальная любовница византийского императора Константина IX Мономаха (1042 – 1055 гг.), племянница или двоюродная сестра покойной второй жены Константина, умершей до его восшествия на престол. Происходила из знатного рода Склиров, отличалась незаурядной красотой, и спокойным нравом. Склирена была склонена к незаконному сожительству Константином, после смерти его супруги в середине тридцатых гг. XI в. После коронации Константина IX, выбранного овдовевшей императрицей Зоей в мужья, Мария Склирена была вызвана в столицу ко двору. Через некоторое время ее отношения с императором приобрели совершенно открытый характер, и престарелая Зоя, третья жена Константина, не выражала никакого неудовольствия по этому поводу. Между императрицей и любовницей императора сложились вполне дружеские отношения, от Зои Мария Склирена получила придворный титул севасты (августы), до того в Византии даровавшийся только женщинам царского достоинства. Константинопольцы заподозрили в действиях императора попытку устранить от власти и умертвить Зою и ее сестру Феодору, законных представительниц Македонской династии, и 9 марта 1043 г. в столице случился бунт против Склирены. Только появление на дворцовом балконе цариц смогло успокоить разъяренную толпу. Константин IX действительно вынашивал планы по наделению Склирены царской властью, но около 1045 г. она заболела и умерла.
Марк – малолетний император Восточной Римской империи, сын императора Василиска (475 – 476 гг.) от Зенониды и его формальный соправитель. Василиск, захватив власть, короновал своего сына в январе 475 г. кесарем, а осенью того же года сделал его августом. В 476 г. Марк, вместе со своим отцом-императором, был свергнут вернувшимся к власти императором Зеноном, а затем со всей семьей заточен в крепость в каппадокийском городе Кукуз. Там все царственные узники, в том числе и Марк, были заморены голодом в 477 г.
Марк Евгеник (Эфесский) – святой, митрополит Эфесский, богослов, исихаст, гимнограф, один из лидеров «партии» греческих патриотов – противников унии с католиками, брат писателя Иоанна Евгеника. Родился около 1392 г. в Константинополе. Был сыном диакона Георгия Евгеника, сакеллия храма Святой Софии. Крещен с именем Мануил. Начальное образование получил под руководством своего отца, после его смерти в 1406 г. продолжил свое обучение в частной школе Иоанна Хортасмена, где обучался риторике. Затем изучал догматику у Макария Макра и философию у Георгия Гемиста Плифона. Вскоре Мануил и сам стал одним из ведущих преподавателей Константинополя. В числе его учеников были Феодор Агаллиан и Георгий Схоларий. В период между 1418 – 1420 гг. Мануил принял монашеский постриг, вероятно, в Преображенском монастыре на острове Антигона в Мраморном море, и стал именоваться Марком. Из-за нападения турок Марк был вынужден переселиться в константинопольский Манганский монастырь Святого Георгия, где прожил семнадцать лет и в котором написал большую часть своих сочинений. В то время он познакомился с богословом-паламитом Иосифом Вриеннием, который оказал на Марка сильное влияние. Вскоре Марк приобрел славу большого знатока православного учения. После 1426 г. Марк был рукоположен в сан иеромонаха, а в середине 1437 г. – в сан епископа. Вместе с Виссарионом Никейским и Дионисием Сардским он был назначен представителем Византии на Ферраро-Флорентийский собор. На соборе он практически один отстаивал вероучительные основы Православия в спорах с латинянами и остался непоколебим до конца, не согласившись подписать декрет об унии. Возвратившись в Константинополь в феврале 1440 г., он снискал в народе большое уважение, как защитник веры. Под давлением новоизбранного патриарха – сторонника унии Митрофана, Марк был арестован и провел два года в тюрьме на острове Лемнос. Лишь в 1442 г. он получил возможность вернуться в столицу, где продолжал активную борьбу с насаждением унии на территории Византийской империи. 23 июня 1445 г. Марк умер и был похоронен в константинопольском Манганском монастыре Святого Георгия. В 1456 г. Марк Евгеник был канонизирован Православной Церковью, его брат Иоанн Евгеник написал житие святого. Литературное наследие святителя Марка обширно и разнообразно; в том числе полемические сочинения против латинян, трактаты догматического содержания, последования в честь святых, философские и литургико-экзегетические произведения, экфразы на живописные изображения. Большое количество его работ до сих пор не опубликовано.
Марк Подвижник (Пустынник, Аскет) – преподобный, один из наиболее прославленных Восточных старцев IV в., автор мистических и аскетических сочинений.
Марк Савваит (Отрантский, Идрунтский) – греческий монах и церковный поэт начала X в.
Маркелл Анкирский – епископ Анкиры в римской провинции Галатия, активный борец с арианской ересью в тридцатых гг. IV в., один из верных соратников александрийского архиепископа Афанасия. В начале тридцатых гг. Маркелл написал большой трактат в опровержение арианства, но в нем высказал ряд новаторских идей, за которые подвергся осуждению на Константинопольском соборе 336 г. и был лишен кафедры. Затем это осуждение было подтверждено на соборах в Филиппополе в 343 г., в Риме в 380 г., и на Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. Умер Маркелл в Риме в 375 г.
Маркеллы – крепость на южном склоне Балкан (совр. Карнобат в Болгарии), вблизи которой 20 июля 792 г. произошло сражение между византийской армией императора Константина VI и болгарским войском хана Кардама. В конце VIII в. византийцы взялись за восстановление разрушенных крепостей в предгорьях Балкан, преграждавших путь набегам болгар на земли империи, что было расценено ханом Кардамом, как военная угроза его державе. В июле 792 г. византийские войска встали лагерем у крепости Маркеллы, контролировавшей горный проход через Балканские горы, и приступили к ее укреплению. Кардам стянул свои военные силы в этот район и беспокоил противника нападениями кавалерийских отрядов. Император приказал армии построиться к сражению и атаковать врага. Неожиданно легко отбросив конницу Кардама (возможно, болгары применили ложное отступление), византийцы перешли к преследованию, но затем их смешавшиеся боевые порядки попали под удар главных сил неприятеля, скрытно сосредоточенных на обратных склонах близлежащих высот. Среди византийцев вспыхнула паника и они обратились в беспорядочное бегство. Не исключено, что болгары предприняли глубокий обходной маневр, так как византийцы не стали защищать ни свой лагерь, ни крепость. Сведения о численности противоборствующих армий и потерях сторон неизвестны; предположительно, византийцы понесли значительный урон убитыми и пленными. Кроме того, болгарам достались многочисленные трофеи, включая армейскую казну и личный обоз императора. После понесенного поражения Константин VI был вынужден вступить в переговоры с ханом Кардамом и согласился на возобновление выплаты Болгарии ранее установленной дани.
Маркиан – византийский император в 450 – 457 гг. Родился во Фракии около 390 г., начал службу рядовым воином, вышел в отставку в звании трибуна. До вступления на престол, не занимал никаких видных постов. Маркиан был решителен и опытен, имел внушительный вид и отличался суровой мужской красотой, однако при этом он был необразован и почти не умел писать. В преклонном возрасте Маркиан был избран в качестве преемника Феодосием II, за два дня до трагической смерти императора в результате несчастного случая. Феодосий тогда сказал Маркиану: «Мне открыто свыше, что тебе должно стать царем после меня». Маркиан взял в жены сестру покойного императора августу Пульхерию. Отличался благочестием, издал закон, запрещавший продажу варварам панцирей, щитов стрел, мечей, всякого иного оружия и железа вообще. Прекратил выплату дани Аттиле и ужесточил политику в отношении гуннов. На требования варваров о выплате дани, обещанной им Феодосием, Маркиан ответил достойно и остроумно: «Золото у меня для друзей, для врагов – железо». Только внезапная смерть Аттилы в 453 г., в день его свадьбы со своей новой женой Ильдиконой, предотвратила новую войну Восточной империи с гуннами. Самым важным событием внутренней жизни империи в правление Маркиана стал Халкидонский Вселенский Церковный собор 451 г., за беспрецедентную представительность прозванный Собором 630 отцов. Скончался Маркиан в конце января 457 г., после тяжелой болезни, окончившейся гангреной ноги.
Маркиан – старший сын западного императора Прокопия Анфимия, грека по национальности, погибшего в Риме от руки бургундского принца Гундебальда в июле 472 г., когда Рим был захвачен объединенными силами варваров и мятежных войск западной империи под командованием магистра армии Рехимера. Императору Восточной Римской империи Маркиану он приходился внуком по материнской линии. После смерти Анфимия, его дети жили в Константинополе, пользуясь почетом и высоким положением, благодаря своей знатности и богатству. Там Маркиан, женился на порфирородной Леонтии, младшей дочери императора Льва I, и сделался зятем восточного императора Зенона. Маркиан стал главой заговора по захвату власти в империи и вовлек в него своих братьев: Ромула и Прокопия, а также Бусальба и Никиту, двух командиров тагм, расположенных в Константинополе. В конце 479 г. заговорщики внезапным нападением захватили столичный дворец Кесарий, оттуда выступили на штурм Большого дворца и в сражение с войсками Илла, полководца императора Зенона. При поддержке горожан, ненавидевших Зенона и его исаврийскую гвардию, мятежникам удалось выбить из Большого дворца экскувитов, и только счастливый случай помог сбежать императору Зенону. Победители, немедленно принялись праздновать свой успех, но в следующую ночь Илл на лодках переправил в столицу свежие воинские отряды, арестовал всех высших сановников в городе, а затем выбил мятежников из города. Маркиан был схвачен, пострижен в монашество и сослан в Кесарию Каппадокийскую. В монастырь была отправлена и его жена. По дороге к месту изгнания Маркиан бежал, собрал шайку и безуспешно пытался захватить город Анкиру в Галатии. Вновь был пойман и сослан в одну из крепостей Исаврии. Поссорившийся с императором Зеноном полководец Илл освободил Маркиана из заключения и отослал в Италию в поисках союзников. Дальнейшая судьба Маркиана неизвестна.
Маркиан – византийский полководец, патрикий, племянник императора Юстина II. В 563 г. возглавлял экспедицию в Африку против нумидийцев и заключил с ними мир. В 572 г. император Юстин II назначил его главнокомандующим византийских войск на восточной границе для ведения войны против Ирана. Не обладая значительными силами, Маркиан в первый год ограничился грабительскими набегами на близлежащие персидские земли. Весной 573 г. он разгромил большой вражеский отряд у крепости Саргаф, где погибло 1200 персов и 70 попало в плен, при этом Маркиан потерял только 7 человек. После этого Маркиан безуспешно осаждал крепость Фебеф, а затем, подчиняясь желанию императора, с малочисленным войском осадил мощную крепость Нисибис – главную опору персидской армии в пограничных землях. Однако в разгар осады мнительный Юстин II заподозрил Маркиана в измене и послал другого полководца на замену. Лишение Маркиана полномочий состоялось в грубой форме: с него сорвали пояс, он получил удар в лицо, его знамя было сброшено со штабной палатки в византийском лагере. Возмущенные этими действиями воины Маркиана отказались подчиняться новому начальнику и стали готовиться к отходу. Замешательством в стане императорских войск воспользовались защитники Нисибиса, сделали вылазку, перебили много византийской пехоты и обратили в бегство конницу. После такого разгрома, византийские земли на востоке сделались легкой добычей персидского царя Хосрова, который зимой 573 – 574 гг. захватил Дару, важнейший укрепленный имперский город-крепость на границе. Причем персы для штурма Дары использовали осадные машины, которые византийцы бросили во время бегства из-под Нисибиса.
Маркианополь – главный город провинции Вторая Мезия (Нижняя Мезия), в диоцезе Фракия префектуры Восток.
Мармарика (Marmarica) – историческая область на средиземноморском побережье Северной Африки между Киренаикой и Египтом, территория которой с IV в. составляла римскую провинцию Нижняя Ливия (Libya inferior) с центром в городе Паратоний.
Мартзобабула (мартзобарбула) (martiobarbulus) – легкий дротик с оперением и свинцовым утяжелением.
Мартин – византийский полководец, принимавший участие в войнах в Африке и Италии в первой половине VI в. Тотчас же после возвращения из Италии был направлен на Восток. В 543 г. после опалы Велизария получил пост магистра армии Востока.
Мартин I – святой исповедник и мученик, римский папа с июля 649 г. по 16 сентября 655 г. Итальянец, родом из города Тоди, отличавшийся выдающимися знаниями и непреклонной волей. Избран на римский престол после двухмесячной вакансии, без утверждения византийским императором Константом II. До интронизации был апокрисиарием в Константинополе. В ходе борьбы с монофелитской ересью, организовал Латеранский Поместный Церковный собор в 649 г., который по авторитету приближался ко Вселенскому. Акты собора и энциклику, осуждавшие императорский вероучительный указ «Типос», Мартин I разослал по всей империи. За это в 653 г. он был арестован экзархом Италии Феодором Каллиопой и тайно отправлен морем в Константинополь. Римские клирики немедля предали своего предстоятеля и еще до суда над ним избрали себе нового папу – Евгения I. По надуманному обвинению в поддержке мятежа экзарха Италии Олимпия, папа Мартин I был осужден в 654 г. и в марте 655 г. тайно отправлен в ссылку в Херсонес, где в результате перенесенных страданий и лишений скончался 16 сентября 655 г. и был погребен в храме Богородицы Влахернской.
Мартина – племянница и с 614 г. супруга византийского императора Ираклия I, дочь сестры императора Марии, августа, мать императора Ираклия II. В браке со своим дядей, запрещенном церковными канонами, Мартина родила девять детей, из которых два сына и две дочери умерли в младенческом возрасте. Ираклеон, старший из оставшихся в живых сын Мартины и Ираклия I, получил титул августа и стал соправителем своего отца и сводного брата Константина. Мартина была предана своему мужу, сопровождала его в боевых походах в годы войны с персами, но отношение столичного населения к ней было неизменно враждебным. Народ резко воспротивился последней воле скончавшегося Ираклия I и не пожелал признать Мартину соправительницей ее сына Ираклия II (Ираклеона) и пасынка Константина III. Отношения Мартины с императором Константином III, вскоре испортились до крайности, и когда он умер от чахотки, общественное мнение, вероятно безосновательно, объявило ее отравительницей старшего августа. Масла в огонь подлила и сама властолюбивая Мартина, разогнавшая двор покойного Константина III и подвергнувшая различным карам многих сторонников умершего императора. Однако противники Мартины успели деньгами склонить на свою сторону византийскую армию на Востоке. Войска подошли к столице, заняли Халкидон и требовали от правительства обеспечить безопасность детей Константина III: Ираклия и Феодосия. Было изготовлено подложное письмо Мартины, в котором она якобы давала распоряжение умертвить детей Константина III, вызвавшее страшное возмущение в народе. В результате случившегося переворота Мартина и Ираклий II были отстранены от власти. Мартине отрезали язык, ее сыну – нос. Затем Мартина со всеми своими детьми была сослана на остров Родос, где они и окончили свою жизнь в безвестности.
Мартирий (мартирион) (martyrium) – мемориальное здание над могилой христианского мученика, либо святого. Среди наиболее ранних сооружений такого типа известен мартирий над могилой апостола Иоанна Богослова в Эфесе, построенный в начале IV в. После 312 г. мартирии в большом количестве возводились по всей территории Римской империи, даже на ипподромах, где принимали мученическую смерть первые христиане. В своей конструктивной основе мартирии повторяли римские погребальные сооружения: ротонды, круглые в плане (Храм Гроба Господня в Иерусалиме); восьмиугольные октагоны (грот Рождества Христова в Вифлееме); крестообразные сооружения (над могилой святого Вавилы в Антиохии); либо в виде базилик (над могилой святого Анастасия в Фессалониках). В VI в. различия между мартириями и храмами постепенно стирались, поскольку храмы становились хранилищами святых мощей. После 787 г. свидетельства о строительстве мартириев прекращаются.
Мартирий святой великомученицы Евфимии Всехвальной (Халкидонской) – культовое сооружение, располагавшееся на азиатском берегу Пропонтиды, на возвышенности у города Халкидона, напротив Константинополя. Мартирий был построен в IV в. над могилой пятнадцатилетней Евфимии, принявшей мученическую смерть за Христа при императоре Диоклетиане (284 – 305 гг.) в 304 г. Представлял в плане круглое здание под конусообразным куполом, крытым черепицей. Стоявшие внутри, вдоль стен колонны, поддерживали хоры, на этом же уровне имелись оконные проемы. Мощи святой хранились первоначально в серебряной раке, а с V – VI вв. – в мраморном саркофаге. К южной части мартирия примыкала обширная трехнефная базилика, имевшая вход со стороны двора, равного площади базилики и окруженного портиком. Весь комплекс мартирия был обнесен оградой. Ежегодно в день поминовения 16 сентября, опускаемая внутрь раки через специальное отверстие губка напитывалась благоухающей кровью святой. Мартирий святой великомученицы Евфимии в 451 г. был местом проведения Четвертого Вселенского собора, осудившего монофизитскую ересь. Император Маврикий (582 – 602 гг.), усомнившийся в чуде и приказавший было опечатать саркофаг, чтобы не допустить возможного обмана, вскоре был наглядно убежден в благодатности святыни. С 13 июля 800 г. саркофаг великомученицы Евфимии Всехвальной находится в городе Ровень, расположенном на полуострове Истрия, в современной Хорватии. В последний раз мартирий упоминался в 1403 г. в путевых заметках испанского дипломата Руи Гонсалеса де Клавихо.
Мартиролог – «слово о мученике»; перечень имен мучеников, содержащий указание мест их почитания, храмов им посвященных, а также кратких сведений о их жизни и подвиге, как правило, составленный в календарном порядке по дням их памяти. Византийскими писателями мартирологи использовались как основа при составлении менологиев, Миней и Синаксарей.
Мартирополь – армянский город Тигранакерт (совр. Хильван в Турции) на берегу Евфрата в Месопотамии, в провинции Ахцник, в Великой Армении. Основан в 77 г. до Р.Х. армянским царем Тиграном II Великим Аршакуни (95 – 56 гг. до Р.Х.), был одной из трех столиц Армянского государства и значительным центром эллинистической культуры, искусства и литературы. Кроме армян Тигранакерт населяли сирийцы и греки, там жил выдающийся ритор Амфикрат, изгнанный из Афин, философ Митродор, греческие драматические актеры выступали в местном театре. Городская территория была окружена стеной, высотой в 25 метров. В 69 г. до Р.Х. Тигранакерт был взят и разорен римлянами, однако продолжал существовать как город и в последующие века. Ко времени епископского служения в Тигранакерте знаменитого византийского святителя Маруфа, этот город стал центром Месопотамо-Софаненской области. В 344 г. иранский шах Шапур II Сасанид провел жестокие гонения на армянских, персидских и месопотамских христиан, во ходе которых было убито огромное множество мучеников, останки которых епископ Маруф собирал и переносил в город Тигранакерт, ставший общим мартирием для усопших и получивший в следствие этого свое греческое наименование Мартирополь – «город мучеников». До времени императора Маврикия Мартирополь принадлежал Восточной Римской империи, оставаясь важным стратегическим пунктом на границе с Ираном, но к маю 589 г. он был захвачен персами в ходе очередной войны Ирана с Византией. Однако вскоре Мартирополь был возвращен империи по условиям мирного договора 591 г. Во время последней ирано-византийской войны Мартирополь был вновь завоеван Ираном, но после поражения персов от византийцев снова ненадолго вернулся в состав империи, а затем был надолго захвачен арабами.
|
|