Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Евстафий Севастийский – епископ города Севастия, родом из Каппадокии. Дата рождения неизвестна, умер около 380 г. С 355 г. занимал епископскую кафедру в Севастии, главном городе византийской провинции Вторая Армения, ревностно распространял монашество в своей епархии и близлежащих провинциях. Основанная им секта монахов-евстафиан отличалась строгим аскетизмом; они отвергали брак, мясную пищу, не причащались у женатых священников. Эта секта исчезла вскоре после осуждения учения Евстафия Севастийского на Гангрском Поместном Церковном соборе, состоявшемся в середине IV в.
Евстафий Солунский (Фессалоникийский) – святой, византийский филолог и писатель, церковный деятель. Родился около 1115 г. в Константинополе, умер в 1196 г., вероятно, в Фессалониках. Евстафий получил образование в столице империи, начал карьеру с должности писца канцелярии патриарха Михаила III (1170 – 1178 гг.), затем получил сан диакона и дослужился до сакеллия. После 1166 г. стал магистром риторов, и около 1178 г. архиепископом Солуни (Фессалоник). В целом поддерживал политику императора Мануила I (1143 – 1180 гг.), но иногда дерзал критиковать императора, особенно, за его попытки примирения с исламским учением. Автор комментариев к трудам Гомера, Пиндара, Аристофана, географа Дионисия Периэгета и богослова Иоанна Дамаскина; написал памфлет об упадке нравов монашества. Евстафий Солунский – единственный византийский филолог, который не только воспроизводил оригинал, но и делал конъектуры – восстановление испорченного текста на основании догадок. Подлинным шедевром византийской мемуарной литературы стало повествование Евстафия Солунского «Взятие Солуни», посвященное предыстории и событиям завоевания Фессалоник в 1185 г. норманнами, и написанное «по горячим следам» – в феврале следующего года. При этом, он был чужд животной ненависти к «латинянам», и сочувственно описал страдания латинского населения столицы, во время антилатинских погромов и насилия, учиненных константинопольской чернью. Евстафий Солунский стоял в центре научно-литературного кружка, и учениками его были известные деятели византийской культуры: Михаил Хониат, Григорий Антиох, Евфимий Малак. Ему покровительствовали патриарх Михаил III и Никифор Комнин, внук Анны Комнины.
Евстратий Гарида – константинопольский патриарх с 1081 г. до августа 1084 г. До патриаршества был монахом в Константинополе.
Евстратий Никейский – византийский философ и богослов XI – XII вв., ученик Иоанна Итала. Пользовался покровительством императора Алексея I (1081 – 1118 гг.), которого поддерживал в его столкновении с митрополитом Львом Халкидонским. Около 1116 г. Евстратий получил должность «вселенского учителя» и стал митрополитом Никейским. Вместе с греческим богословом Иоанном Фурном Евстратий участвовал в диспуте о филиокве с миланским архиепископом Петром Гроссолано, прибывшим в Константинополь 1112 г., отстаивая монархический принцип в противоположность латинскому «двоебожию». В 1114 г. Евстратий Никейский полемизировал в Филиппополе с армянами-монофизитами. В богословской полемике он, как правило, пренебрегал ссылками на отцов Церкви и авторитет Библии. Евстратий Никейский составил комментарии на труды Аристотеля и провозглашал важность логики для богословия. Он писал, что даже Христос выдвигал свои аргументы с помощью аристотелевских силлогизмов. Евстратий подчеркивал ограниченность искусства, считая, что художник не может воспроизвести сущность, но лишь внешний вид человека и животных; ангелы же, по его мнению, могут изображаться только символически. В 1117 г. Церковный собор объявил его учение ересью. Хотя император Алексей I и константинопольский патриарх Иоанн IX Агапит (1111 – 1134 гг.) пытались спасти Евстратия, он был осужден и вынужден отречься от своих взглядов, несмотря на свои заявления в ходе собора о том, что обвинение было основано на украденных у него незаконченных черновиках. После смерти Евстратий был оправдан, его сочинения цитировали как авторитетный источник на Церковном соборе 1157 г.
Евтихий – святой, константинопольский патриарх в 552 – 565 гг., а также в 577 – 582 гг. Родился около 512 г., умер в 582 г. Происходил из Фригии, его отец Александр служил в войске Велизария. Евтихий принял монашеский постриг в Амасии в возрасте тридцати лет, около 542 г. Был архимандритом в Константинополе и возвысился при поддержке патриарха Мины (536 – 552 гг.). Получил известность, как строгий монах и аскет, и, после смерти патриарха Мины, был поставлен в патриарший чин императором Юстинианом I (527 – 565 гг.). Председательствовал на Пятом Вселенском соборе в 553 г. Однако после 12 лет служения Евтихий был низложен, поскольку посмел опротестовать императорский эдикт о нетленности тела Христова. Годы изгнания провел сначала на острове Принкип в Пропонтиде, а затем в монастыре в городе Амасии. Возвращен на патриаршую кафедру императором Тиверием II (578 – 582 гг.), через два месяца после смерти патриарха Иоанна III Схоластика. Приказал уничтожить все портреты предыдущего патриарха и отправил в отставку всех его родственников с постов церковного управления. Писал и рассылал свои сочинения о двух естествах во Христе, но они не находили понимания даже в среде епископата. Не смотря на запрещения императора, не мог остановить враждебность православных против монофизитов, и сам подвергался нападкам фанатичной толпы. Неудачно пытался внести новшества в догматическое богословие, сочинил трактат о новых телах, которые должны получить люди, воскресшие для вечной жизни. Это вносило раздоры в церковных кругах Византии, и поэтому император Тиверий распорядился сжечь сочинение патриарха, что стало страшным ударом для Евтихия. Он заболел и скончался 5 апреля 582 г.
Евтихий – равеннский экзарх в 710 – 713 гг. и в 727 – 751 гг., последний правитель Итальянского экзархата. С поставлением в должность на второй срок Евтихий имел строгое предписание покончить с сопротивлением римского папы Григория II иконоборческой политике императора Льва III Исавра, и безуспешно пытался заключить союз против папы с королем лангобардов Лиутпрандом. Затем в 732 г. войска лангобардского короля атаковали и захватили столицу экзархата – Равенну, и удерживали ее в течение двух лет, а Евтихий был вынужден бежать в Венецию. Венецианцы, по инициативе римского папы, не желавшего чрезмерного усиления лангобардов в Италии, внезапно напали на Равенну и отвоевали ее для Евтихия. Однако дальнейшие боевые действия византийцев успеха не имели. В войне с лангобардами Евтихий уповал в основном на авторитет и дипломатическое влияние римских пап, не имея достаточного количества боеспособных воинов для успешного сопротивления агрессии. Однако со вступлением на престол лангобардского короля Айстульфа, дипломатические усилия перестали приносить какие-либо плоды. В 750 г. лангобарды начали решительное наступление на Равенну и захватили город в первой половине 751 г. Другие города экзархата, захваченные в 751 – 752 гг., Айстульф передал папскому престолу. Так завершилось правление экзарха Евтихия и история Равеннского экзархата. После этого империя еще некоторое время сохраняла номинальный суверенитет над Венецией и Неаполем, но практически осуществляла власть лишь в областях Южной Италии и в Сицилии.
Евтокий – византийский ученый, комментатор математических трудов древних авторов. Родился в Аскалоне около 480 г., был современником философа Аммония и архитектора Анфимия Траллского. Жил и работал в Александрии и, возможно, в Константинополе в начале VI в., читал лекции по философии. Евтокий написал комментарии на три работы Архимеда: «Об измерении круга», «О сфере» и «О равновесии плоских фигур». Первые два из этих комментариев использовались архитектором Исидором Милетским. Евтокий также написал комментарии на первые четыре книги «Конических сечений» древнегреческого математика Аполлония Пергского, посвятив эту свою работу Анфимию Траллскому. Его перу принадлежит и «Введение в Великое сочинение Птолемея». Как математик Евтокий не был оригинален, но, тем не менее, он хорошо разбирался во всем комментируемом им материале. Он также сохранил в своих сочинениях множество объяснений более ранних математиков, чьи работы не сохранились.
Евтропий (Eutropius) – римский историк. Дата рождения неизвестна, умер около 370 г. Около 367 г. по поручению императора Валента написал «Бревиарий» – сокращенную историю Рима в десяти книгах. «Бревиарий» в краткой форме излагал события от основания Рима до начала правления в 364 г. Валентиниана I. Сочинение Евтропия долго служило школьным учебником. Представляет в основном ценность для изучения периода III – IV вв., скудно отраженного в других источниках.
Евтропий (Eutropius) – глава правительства Восточной Римской империи в 395 – 399 гг. Евнух, родом с Востока, в детские годы был продан как раб в столицу империи, где сумел выдвинуться при императоре Феодосии I, и занял влиятельный пост препозита царской опочивальни. Интриговал против Руфина, руководителя юного императора Аркадия, и, возможно, был причастен к его убийству. После смерти Руфина, Евтропий стал первым лицом в Восточной империи, и пользовался безграничным влиянием на слабого и безвольного Аркадия. Стал первым евнухом в истории Византии, удостоенным звания патрикия. Евтропий конфликтовал с константинопольским патриархом Иоанном Златоустом, хотя сам был инициатором его избрания на этот пост. В 398 г. Евтропий во главе военных сил изгнал гуннов из Армении и оттеснил их за Кавказ, за что был также первый среди евнухов удостоен звания консула. Накопил огромные богатства, в том числе, путем конфискаций имущества своих репрессированных политических противников. В 399 г., в результате заговора с участием вандала Стилихона, опекуна малолетнего императора Западной империи Гонория, магистра армии восточного двора готского происхождения Гайны и константинопольской императрицы Евдоксии, могущественный временщик был отправлен в ссылку на остров Кипр, а его имущество было конфисковано. Вскоре Евтропий был отдан под суд и по его приговору казнен в Халкидоне.
Евфалий – греческий церковный поэт V в.
Евфимий – константинопольский патриарх в 490 – 496 гг. Был образован и добродетелен. До интронизации был пресвитером в Константинополе, заведовал лечебницей для бедных в Неаполе. Получив патриарший престол в столице империи, вел борьбу с Петром Монгом, александрийским патриархом-монофизитом, собственноручно вычеркнул имя Монга из поминальных табличек (диптихов). Однако Евфимий отказался предать анафеме своих предшественников причастных к евтихианской ереси – патриархов Акакия и Фравиту, конфликтовавших с римским престолом, и потому папа римский Феликс III не вступил в церковное общение с патриархом Евфимием и не признал за ним официально патриарших полномочий. Занимая в год смерти императора Зенона кафедру столичного патриарха, Евфимий выступил против кандидатуры силенциария Анастасия на императорский пост, считая его еретиком. Однако императрица Ариадна и сенат вынудили патриарха Евфимия дать согласие на коронацию Анастасия, которому, однако, пришлось письменно подтвердить свое православие. Склонный к монофизитству Анастасий позже просил возвратить ему этот документ и освободить от налагаемых им обязательств, но патриарх наотрез отказался это сделать. Его не испугали даже совершенные на его жизнь два неудачных покушения. Взаимная неприязнь между императором и патриархом, в конце концов, привела к смещению Евфимия с кафедры. Выдвинув против патриарха обвинения о связях с восставшими исаврами, Анастасий добился созыва Поместного собора в Константинополе в 496 г., который низложил Евфимия и избрал на его место пресвитера Македония. Евфимий был отправлен в ссылку в Евхаит. В 515 г. он скончался в Анкире, где спасался от нашествия гуннов.
Евфимий – воинский начальник среднего звена (турмарх) византийской фемы Сицилия, поднявший восстание в конце правления Михаила II Травла (820 – 829 гг.). Был провозглашен императором в Сиракузах в 827 г. Убедившись, что собственными силами ему не справиться с правительственными войсками, Евфимий призвал на помощь в Сицилию африканских арабов. Арабы прибыли в Сицилию и начали овладевать островом, но Евфимий в 828 г. был убит византийскими послами.
Евфимий I – святой, константинопольский патриарх в 907 – 912 гг. До патриаршества был монахом одной из обителей на горе Олимп в Вифинии, потом подвижником константинопольским и патриаршим синкеллом. Был кандидатом монашеской партии и занял престол при горячем сочувствии и содействии иноков. Основатель и игумен Псамафийского монастыря. Умер в 917 г. Сохранилось его анонимное «Житие» («Псамафийская хроника»), представляющее исторические мемуары из эпохи императора Льва VI, написанные по личным воспоминаниям.
Евфимий II – константинопольский патриарх с октября 1410 г. по март 1416 г. До патриаршества был монахом. Защищая Православие, вел полемику с латинянами и призывал их возвратиться к древнему учению Вселенской Церкви.
Евфимий Акмонийский – монах константинопольского монастыря «Святой Богоматери Перивлепты». Родился в конце X – начале XI вв. Автор двух посланий против богомилов.
Евфимий Великий (Евфимий Благодушный, Евфимий Схимник) – преподобный, прославленный палестинский монах, подвижник и проповедник. Родился в армянском городе Мелитине в 376 г., умер в 477 г. в пустыне Зиф. Юношей принял монашеский постриг, был посвящен в пресвитеры и служил в монастырях Мелитины. В возрасте двадцати девяти лет вместе со своим другом Феоктистом удалился от мира и поселился в пещере близ Иерусалима; там и возникла потом знаменитая Евфимиева лавра. В местах, где обитал Евфимий, скоро отстраивались обширные монастыри. Тогда он удалялся дальше, но и там собирались вокруг него толпы учеников. Последним местом его пребывания была пустыня Зиф, близ Мертвого моря, где преподобный и скончался, прожив 101 год. Он служил образцом для аскетов и оказывал большое воспитательное влияние на народ, которому раздавал хлеб во время голода. Евфимий Великий сумел привлечь много людей к христианству, но из его наставлений сохранилось очень немногое.
Евфимий Зигавин (Зигабен) – византийский богослов и экзегет времени правления императора Алексея І Комнина. Жил в Константинополе, получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако покинул мир и принял постриг в одном из константинопольских монастырей. Став монахом, Евфимий Зигавин продолжал заниматься литературным трудом. По свидетельству дочери императора Анны Комнины, Евфимий отлично владел грамматикой и риторикой, прекрасно разбирался в догматических вопросах. Написал «Догматическое всеоружие» («Паноплия догматика») – историю всех ересей начиная от Симона-волхва до магометанства, с их краткими опровержениями, заимствованными из произведений отцов Церкви. Кроме того, он был автором толкований на Четвероевангелие, Псалтырь и все Послания апостолов. Умер после 1118 г.
Евфимий Малак – византийский ученый, митрополит Новых Патр в конце XII в., автор сохранившихся до наших дней писем митрополиту Афинскому Михаилу Хониату, с которым он находился в дружеских отношениях.
Евфимий Сардский – святой, митрополит города Сарды, ревностный защитник иконопочитания, участник Седьмого Вселенского собора. За отказ поддержать государственную политику иконоборчества византийского императора Михаила II Травла (820 – 829 гг.), Евфимий был арестован и сослан на остров Святого Андрея, где подвергся бичеванию, а затем был брошен в тюрьму. Умер, скорее всего, в 831 г. Сохранилось неопубликованное житие блаженного Евфимия Сардского, написанное константинопольским патриархом Мефодием I (843 – 847 гг.).
Евфратисия – римская провинция на северо-востоке Сирии с центром в Иераполе, в диоцезе Восток префектуры Восток. Ее территорию составляла историческая область Коммагена.
Евхаит – город в Малой Азии (совр. Меситезю), в 55 км. к западу от Амасии. Место ссылки нескольких смещенных церковных иерархов в V – VI вв. Резиденция митрополита с конца IX в.
Евхаристия – «благодарение»; главнейшее таинство Церкви, на котором верующему под видом хлеба и вина подается Тело и Кровь Христовы. В Древней Церкви этим термином могли называть и просто молитву как определенное действие; очень рано Евхаристией стали называть такую службу или священнодействие, на котором христиане причащались, как это заповедовал им Христос на Тайной Вечере.
Евхологий – богослужебная книга Византийской Церкви содержащая чинопоследования и молитвословия Божественной литургии, а также Таинств. На русской почве эта книга разделилась на две части: Служебник и Требник.
Егерия – богатая европейская монахиня IV в., проживавшая где-то на западе Середиземноморья (возможно, в Испании), совершившая первое в истории (после святой Елены) документально засвидетельствованное паломничество на Святую Землю в 381 – 384 гг. Ее детальный отчет о путешествии сохранился примерно на треть. Записки Егерии содержат наблюдения и впечатления от ряда святых мест в Палестине, Сирии и Египте. Подробно описаны различные достопримечательности: деревья, посаженные патриархами, гробницы и дома, связанные с жизнью героев Ветхого и Нового Заветов, храмы, построенные в правление императора Константина I. Большое место посвящено рассказу об особенностях жизни египетских, палестинских и сирийских религиозных общин, об их литургическом своеобразии. Отчет Егерии ценен также своими топографическими указаниями.
Египет – 1) римская, а затем византийская территория со столицей в Александрии, расположенная по берегам Нила в дельте, среднем и нижнем течении. Служила хлебной житницей Византийской империи, снабжала зерном Константинополь. Александрия Египетская была не только главным городом провинции Египет, но и центром одноименного диоцеза, в который входили также провинции: Верхняя и Нижняя Ливии, Фиваида, Аркадия и Августамника. Египет был навсегда потерян для Византии в VII в., когда в результате арабского нашествия была захвачена Александрия в 646 г.; 2) римская и ранневизантийская провинция с центром в Александрии в Нижнем Египте, в диоцезе Египет префектуры Восток.
Егише (Елисей) – святой, прославленный армянский подвижник, богослов и историк V в. По преданию, в молодости Егише служил в войске у знаменитого армянского полководца Вардана Мамиконяна, был его секретарем и воевал с персами. После кровавой Аварайрской битвы 451 г., в которой погиб Вардан Мамиконян, Егише удалился с военной службы, принял монашество и поселился в Моккских горах Армении. Там он написал несколько своих первых сочинений, в том числе сочинение «О Вардане и войне армянской» – историю Армении со времени падения династии Аршакидов до 464 или 465 гг. Этот труд считается одним из шедевров мировой исторической литературы. Затем на некоторое время Егише вернулся к мирской жизни, но позже вновь отправился в горы, но уже в другой армянской провинции. Егише был одним из наиболее известных учеников Саака Партева и Месропа Маштоца. Позже Егише вместе с Моисеем Хоренским и Давидом Непобедимым учился в Египте, в знаменитой богословской школе у Кирилла Александрийского, совершил паломничество по святым местам Палестины. Вернувшись в армянские горы, Егише вел образ жизни отшельника, но, в конце концов, слава о нем широко распространилась среди местных крестьян. В поисках уединения Егише ушел в область Рштуник, в провинции Васпуракан, где и скончался в 480 г. Пещера, в которой Егише провел последние годы жизни, с тех пор именуется «Пещерой святого Егише». Там он написал ряд своих работ, в числе которых толкования на некоторые книги Ветхого Завета, трактаты «О человеческой душе», «Назидательное слово об отшельниках», «Явление Господа на горе Фаворе», «Учение о Страдании, Распятии, Погребении и Воскресении Христовом», «О человеческой душе» и другие. Исторические и богословские произведения Егише оказали большое влияние на средневековую армянскую мысль.
Езник – поместный святой Армянской церкви, епископ областей Багреванда и Аршаруник, один из знаменитых учеников просветителей армянского народа Месропа Маштоца и Саака Партева, выдающийся армянский философ-апологет первой половины V в. В молодые годы Езник учился в Византии и Сирии. Его перу принадлежит жемчужина армянской церковной литературы – сочинение «Опровержение ересей», посвященное философскому обоснованию христианских догматов, написанное в опровержение дуалистического зороастрийского понимания добра и зла, против персидской религии маздеизма, против греческого политеизма, стоического пантеизма, атеизма Эпикура и других философов, против гностического дуализма, и целого ряда еретических учений. Необходимость написания этой книги обусловило политическое положение Армении в первой половине V в. В это время самостоятельности армянского народа угрожал Иран, использовавший свою официальную религию зороастризма в качестве мощного средства своей ассимиляторской политики. Целью епископа Езника было философское опровержение учения зороастрийцев, различных языческих религий и ересей, а также обоснование истинности веры во Христа, объединяющей армян в борьбе против персидского ига. Езник составил также сборник цитат и нравственных правил, извлеченных из Священного Писания и творений отцов Церкви.
Ектения – «усердие»; молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносятся диаконом или священником, заключительный возглас только священником. Употребление в богослужении ектений начинается со II – III вв.
Елевферий (Елефтерий) – византийский экзарх в Италии в 616 – 619 гг., евнух. Назначен на должность после смерти Иоанна Лемигия, предыдущего главы Равеннского экзархата, убитого в результате военного мятежа. Прибыв в Италию, Елевферий овладел Равенной и покарал виновников бунта. Ему также удалось справиться с Иоанном Компсином, захватившим власть в Неаполе. Одновременно с подавлением бунтов, Елевферий вел войну с лангобардами, потерпел поражение и купил мир обязательством ежегодной уплаты 500 литр золота. Вскоре после заключения мира, в 619 г. Елевферий затеял государственный переворот и намеревался отторгнуть Италию от Византийской империи. Из Равенны он отправился на собственную коронацию в Рим, но по дороге вблизи городка Луциолы был убит своими воинами. Голову мятежного евнуха отослали в Константинополь.
Елей – оливковое масло, используемое в Церкви для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.
Елена – святая равноапостольная императрица, первая жена Констанция Хлора, дочь трактирщика, родом из Британии. Родилась в 248 г., умерла в 327 г. В 274 г. родила Констанцию Хлору единственного сына, будущего первого христианского императора Константина Великого. Констанций Хлор вынужден был развестись с Еленой в 293 г., когда по настоянию августа Максимиана Геркулия он принял титул цезаря и взял в жены Феодору, приемную дочь Максимиана. Несмотря на это, Елена всю свою жизнь пользовалась большим влиянием на Константина и, вероятно еще в молодости приняв крещение, определила интерес и уважение сына к христианству. Получив единоличную власть в Римской империи в 324 г., Константин Великий призвал Елену ко двору. Он даровал матери титул августы, в ее честь Еленополем был назван город в малоазийской провинции Вифиния, имя Августеон получила главная площадь Константинополя, новой столицы империи. Эта площадь была украшена статуей матери императора. Елена обличала перед своим сыном предосудительное поведение, интриги и преступные умыслы своей невестки Фаусты, погубившей ее внука Криспа, и добилась справедливого возмездия в 326 г. Затем, на семьдесят девятом году жизни Елена совершила паломничество в Иерусалим, где организовала поиски Святого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Для проведения раскопок пришлось разрушить храм Венеры на Голгофе, к тому времени построенный язычниками. Заботами Елены в Палестине были заложены два христианских храма: храм Рождества Христова в Вифлиеме и храм Вознесения Христова на горе Елеонской. Гвозди из обретенного Креста и часть Святого Древа Елена отправила императору Константину. Скончавшись в Палестине, Елена была похоронена в Риме, но через два года ее тело было торжественно перенесено в Константинополь.
Еленополь – город в провинции Вифиния диоцеза Понт, названный в честь августы Елены, матери римского императора Константина Великого.
Еленопонт – византийская приморская провинция с главным городом Амасия, на севере Малой Азии в одноименном диоцезе Понт.
Елеуса – «милующая»; иконографический тип Богоматери с младенцем Иисусом Христом, нежно прижимающимся к Ней щекой. Этот тип, аналогичный образу Богоматери Гликофилусы (сладколюбящей), сложился в византийском искусстве в XI – XIII вв. В русской иконописи такой тип икон именовался «Умиление»; самый известный образ такого типа на Руси – чудотворная икона Владимирской Богоматери.
Елпидий – стратиг фемы Сицилии, патрикий. Возглавил антивизантийское восстание на Сицилии и был провозглашен августом в Сиракузах в 781 г. При приближении к острову императорского флота во главе с евнухом Феодором в 782 г., Елпидий с ближайшим окружением и казной бежал к арабам в Африку. Там он был принят с почетом как император и торжественно коронован, но его дальнейшая судьба неизвестна.
Епархия – церковный округ во главе с архиереем.
Епискептит – См. Эпискептит.
Епископ – «надзиратель, блюститель»; младший архиерейский сан в Православной Церкви.
Епитимия – церковное наказание в виде поста, длительных молитв и тому подобного. Налагается исповедующим священником и добровольно исполняется верующим.
Епитрахиль – «ошейник»; принадлежность богослужебного облачения, длинная украшенная лента, надеваемая на шею поверх одеяния.
Епифаний – знаменитый армянский игумен греческого происхождения, подвижник и целитель IV в., ученик святителя Даниила, епископа Тарона Армянского. Во время гонений на христиан Великой Армении вероотступника, армянского царя Папа Аршакуни, Епифаний примерно с пятьюстами своими учениками перешел в пределы Восточной Римской империи. Они обосновались на одном из пустынных островов Средиземного моря, где Епифаний вскоре скончался. После смерти он был признан святым Армянской Церкви.
Епифаний – константинопольский патриарх в 520 – 535 гг., преемник патриарха Иоанна II (518 – 520 гг.). С согласия епископов и мирян был избран на столичную кафедру императором Юстином I (518 – 527 гг.), находясь в то время в Фессалониках. Выражал полное послушание светской власти. В его правление император Юстиниан I Великий (527 – 565 гг.) издал указы 528 и 529 гг., урегулировавшие порядок избрания епископов и их обязанности. Сохранились четыре письма патриарха Епифания к римскому папе Хормизду, в которых он сообщает о своем избрании, подтверждает Никейский символ веры и объявляет об осуждении всех тех, чьи имена римский папа запретил упоминать в диптихах. Епифаний принял решения Эфесского, Константинопольского и Халкедонского соборов, а также «томос» римского папы Льва в защиту православной веры. Его второе письмо в Рим сопровождалось драгоценными дарами: золотым потиром, украшенным драгоценными камнями, золотым дискосом, серебряным потиром и двумя шелковыми покровами. Во время визита в Константинополь римского папы Иоанна I в 525 г., патриарх Епифаний скромно уступал ему первое место при пасхальных богослужениях в столичных храмах. Однако в 531 г. разгорелся новый спор между Римом и Константинополем из-за обращения Стефана, епископа города Ларисы, к римскому папе Бонифацию против приговора патриарха Епифания. Епифаний занимал патриаршую кафедру 14 лет и 3 месяцев и умер 5 июня 535 г.
Епифаний Кипрский – святой, епископ острова Кипр в IV – начале V вв., писатель и ересиолог. Родился около 315 г., умер в 403 г. По некоторым сведениям, был выходцем из еврейской семьи, проживавшей в финикийской деревне около Елевферополиса. С юных лет стал христианином и имел призвание к монашеству. Посещал египетских пустынников, был настоятелем в одном из монастырей близ Газы. Знал пять языков: греческий, латинский, еврейский, коптский и сирийский. В 367 г. он был избран на епископскую кафедру города Саламина на острове Кипр. Прославился как писатель, подвижник и целитель. Тесная дружба связывала его с блаженным Иеронимом и преподобным Илларионом. В конце своей жизни посетил Константинополь, где оказался на стороне святого константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, подвергавшегося нападкам со стороны императрицы Евдоксии. Возвращаясь на Кипр, умер в 403 г. Епифаний Кипрский был автором нескольких духовных книг. В их числе особый интерес представляет «О ересях» («Панарий»). В ней перечислено и описано 20 дохристианских и 80 христианских еретических течений, дана их развернутая критика. Также перу Епифания Кипрского принадлежат сочинения: «О мерах и весах», «О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона» и другие.
Епифания – город в провинции Вторая Сирия на реке Оронт.
Еремит – См. Анахорет.
Ересиарх – основатель еретического учения.
Еретик – приверженец ереси.
Ересь – вероучение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины в области догм и культа, утвержденных первыми семью Вселенскими Соборами.
Ефрем Антиохийский – антиохийский патриарх в 527 – 545 гг. Родом из города Амиды в Армении. Сделал блестящую светскую карьеру в правление императора Юстина I (518 – 527 гг.), увенчавшуюся должностью комита Востока. После разрушительного землетрясения в Антиохии 526 г., по требованию оставшихся в живых жителей этого города, Ефрем первым из мирян стал антиохийским патриархом, и пребывал на кафедре до своей смерти в 545 г. Был решительным противником оригенизма, писал против несториан и монофизитов, в защиту Кирилла Иерусалимского, Халкидонского собора и «Томоса» святого римского папы Льва. Сочинения Ефрема известны в пересказе патриарха Фотия.
Ефрем Карийский – греческий церковный и светский поэт XIV в. Описал в стихах жизнь византийских императоров.
Ефрем Сирин – святой преподобный, подвижник и проповедник, учитель Церкви. Родился в начале IV в., умер в 373 г. Происходил из города Нисибис в Месопотамии. Вел подвижническую жизнь в окрестностях родного города под руководством отшельника Иакова Нисибийского, а затем – в пещере близ Эдессы, где проповедовал и обращал язычников в христианство. Незадолго до смерти был рукоположен в диаконы Василием Великим, отказался от епископского сана. Автор ряда богословских и нравоучительных сочинений, а также молитвенных песнопений. Среди его наследия особой популярностью пользовалась группа произведений эсхатологического характера – слова о Страшном Суде, конце мира, пришествии Антихриста и прочем.
|
|