Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Давид – сын императора Ираклия I (610 – 641 гг.) и Мартины. Родился 7 ноября 630 г. Был удостоен звания кесаря в июле 638 г. В ноябре 641 г. малолетний Давид был низложен вместе со своим братом императором Ираклием II (638 – 641 гг.) и матерью августой Мартиной, а затем оскоплен и сослан на остров Родос, где и скончался в 642 г.
Давид III Куропалат – правитель Тао-Кларджетского княжества в Юго-Западной Грузии во второй половине X в. Год рождения неизвестен, умер в 1000 г. За участие в подавлении восстания полководца Варды Склира в 979 г. получил от Византии Эрзерумскую область и другие земли, а также титул куропалата. В союзе с Византией вел борьбу против арабских завоевателей и освободил большую часть грузинских и часть армянских и азербайджанских земель. Не имея наследников своего престола, завещал свое царство империи после своей смерти.
Давид Великий Комнин – последний император Трапезундской империи в 1460 – 1461 гг. Получил власть после смерти своего брата Иоанна IV. Пытался сформировать военную коалицию против османского султана Мехмета II, с участием европейских и азиатских государей под эгидой папы римского. Однако эти дипломатические маневры не остались секретом для турок и ускорили нападение войск султана на Трапезунд. Агент султана и казначей Трапезундской империи Георгий Амируци снабжал Мехмета II всеми необходимыми сведениями, что позволило сделать военный поход турок совершенно неожиданным для трапезундцев. Турецкий флот насчитывал более 100 кораблей, и 150 тыс. человек составляли сухопутное войско султана. Трапезунд пал 26 октября 1461 г. Давид был лишен трона и несколько лет прожил в ссылке, затем он был арестован и перевезен в Константинополь, поскольку султан подозревал его в связях со своими врагами. Давиду было предложено принять мусульманство, но он ответил отказом. После этого бывший трапезундский император вместе со своими шестерыми сыновьями был осужден на смерть.
Давид Комнин – наместник Фессалоник в XII в. По сообщениям, современников, был плохим наездником и предпочитал разъезжать на осле. Проявил себя как бездарный руководитель обороны Фессалоник при нападении норманнов в 1185 г.: во время боя прятался от стрел и огня пожаров, позорно бежал, даже не прикоснувшись к мечу.
Давид Комнин – правитель Пафлагонии и части Вифинии в 1204 – 1208 гг. Родился в 1183 или в 1184 гг., умер в 1212 г. вероятно в Ватопедском монастыре на Афоне. Сын севастократора Мануила, внук византийского императора Андроника I. После гибели своего деда и отца в результате политического переворота в Константинополе в 1185 г., малолетний Давид и его брат Алексей были тайно вывезены в Грузию к их тетке, царице Тамаре. Захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. дал возможность политическим изгнанникам попытаться вернуть себе императорскую власть. При помощи грузинских военных сил, Давид утвердился в нескольких городах Пафлагонии и Вифинии, а его брату Алексею досталась прибрежная полоса от Лазики до Синопа. В 1205 – 1208 гг. отряды Давида с переменным успехом вели бои с войсками никейского императора Феодора I Ласкаря, пытаясь закрепиться в Вифинии и пробиться к Константинополю. В 1208 г. после неудачной осады и последующего бегства никейцев из под принадлежащего Давиду города Ираклии, установилось временное военно-стратегическое равновесие в Малой Азии. Предположительно в это время Давид попытался провести государственный переворот против своего старшего брата Алексея, объявив себя императором, но потерпел поражение, был арестован, возможно, ослеплен, насильно пострижен в монахи и сослан в Ватопедский монастырь на Афоне. Владения Давида в Вифинии и Пафлагонии стали легкой добычей Никейской империи. В официальных хрониках Трапезундской империи имя Давида никогда не упоминалось.
Давид Сааруни – выходец из знатного армянского рода Сааруни, в 601 г. поставленный правителем Персидской Армении шахом Хосровом II. Когда война между шахом Хосровом и византийским императором Ираклием приняла угрожающий для персов характер, Давид бежал в Константинополь. В последние годы правления императора Ираклия, в 635 – 638 гг., Сааруни был правителем византийской части Армении, имел титул куропалата. Вместе с византийским полководцем Валентином Аршакуни воевал против арабов в Сирии. Точная дата его смерти неизвестна, полагают, что он умер в 639 г.
Давид Философ (Непобедимый) – святой, известный философ и богослов V – VI вв., армянин, живший в Александрии. Родился он около 370 г. в деревне Нергин, в области Тарон, в Великой Армении, умер в Грузии. Обучался у просветителей армянского народа Саака Партева и Месропа Маштоца, а затем в числе шестидесяти их лучших учеников был отправлен в Александрию для продолжения образования. В Александрии Давид был учеником философа Олимпиодора, много писал и занимался переводами на армянский язык. Ему приписывают трактат «Введение в философию» и комментарии на «Введение» Порфирия. Давид много раз участвовал в научных диспутах в Александрии, Афинах и Константинополе, и всегда выходил победителем, за что и получил свое прозвище в армянской среде. Он не только перевел некоторые труды Платона и Аристотеля, но и оставил комментарии на книги Святого Писания и другие произведения церковного характера. Кроме того, сохранились приписываемые Давиду средневековые описания его защиты армянского монофизитства против постановлений Халкидонского собора, вероятно сфальсифицированные монофизитами уже после смерти философа. Ему также приписывают армянские переводы двух вышеназванных греческих сочинений по философии, а также греческих комментариев на «Категории» и «Аналитику» Аристотеля. Переводы этих основополагающих философских текстов были чрезвычайно важны для становления армянской философии, а сам Давид Непобедимый считается основоположником философской науки в древней Армении, одним из величайших армянских мыслителей золотого века армянской культуры и духовности, наряду с Моисеем Хоренским и Егише. В XIII – XIV вв. были написаны многочисленные армянские комментарии на работы Давида Философа.
Давинус Армянин – святой, прославленный паломник первой половины XI в., уроженец византийской Армении. Дата рождения неизвестна, умер в 1051 г. В зрелом возрасте Давинус распродал все свое имущество, а все полученные деньги роздал бедным. Затем он отправился странствовать по святым местам христианского мира, решив не возвращаться более на родину. Давинус посетил Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, а оттуда морем переправился в Константинополь – средоточие многочисленных реликвий христианства. Через некоторое время Давинус оказался в Риме, и молился на могилах апостолов Петра и Павла. После этого он через Северную Италию и Южную Францию прибыл в испанский город Компостеллу для поклонения местным святыням. Затем он вновь вернулся в Италию, остановился в городе Лукка из-за случившейся болезни и прожил там последние годы жизни. За смиренный, кроткий нрав и подвижнический образ жизни Давинус прославился среди горожан как святой праведник. Умерев, он был погребен в храме Святого Михаила (Сан-Микеле ин Форо).
Дагисфей – один из государственных дворцов в Константинополе, расположенный в центральной части города к северо-западу от ипподрома.
Дазимон – крепость в Каппадокии, на востоке Малой Азии, близ которой 22 июля 838 г. произошло сражение между византийской армией императора Феофила и войском арабского полководца Афшина Хайдара ибн Кауса. В IX в. военные действия между Византией и Халифатом в основном велись в виде рейдов (иногда весьма крупными силами) на территорию противника с целью разорения его владений, захвата пленных и добычи. В 837 г. император Феофил во главе стотысячной армии вторгся в Месопотамию. Византийцы разгромили ряд приграничных крепостей арабов. Год спустя халиф Мутасим отправил против империи в ответный поход своего полководца Афшина, который несколькими колоннами вторгся в Малую Азию. Его главными целями были города: Анкира и Аморий, родина предков Феофила. Получив известия о нападении двадцатитысячного войска противника, Феофил лично повел ему навстречу гвардейские тагмы и фемные войска из Фракии и Македонии, усиленные отрядами союзников-персов, боровшихся против арабов. Утром 22 июля Феофил приказал атаковать неприятеля. Первоначально персы смяли арабов и нанесли им серьезный урон, однако их дальнейшее наступление было остановлено стрелами конных лучников-угров, входивших в войско Афшина. Затем император предпринял сложный маневр, переводя части из центра на один из флангов. Воспользовавшись ослаблением византийцев в центре, арабы нанесли новый удар и вынудили ромеев к отступлению, которое вскоре превратилось в бегство. Феофил, вместе с находившимися при нем гвардейскими тагмами и отрядами персов, занял круговую оборону на холме и его отряд нес тяжелые потери от вражеских стрел, пока хлынувший дождь не сделал стрельбу невозможной. С наступлением ночи сражение прервалось, а к утру Феофилу с небольшим числом воинов удалось вырваться из окружения. Остальные сдались в плен. После сражения при Дазимоне, мусульмане разгромили Анкиру, а затем осадили и штурмом взяли Аморий, нанеся византийцам одно из самых тяжелых поражений за все время боевых действий между арабами и византийцами. Только известие о раскрытии заговора врагов Мутасима в Халифате заставило Афшина закончить поход и покинуть пределы империи.
Дакия – диоцез (имперский округ) префектуры Иллирик, объединявший пять придунайских римских и ранневизантийских провинций: Средиземную и Побережную Дакию, Первую Мезию (Верхнюю Мезию), Дарданию и Превалитану.
Дактиль (палец) – византийская мера длины, равная 1,95 см.
Далассины – известный византийский род армянского происхождения, из местности Далас на Евфрате, представители которого играли заметные роли при византийском дворе.
Далматика (dalmatique) – узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшалась оплечьем, передником и подольником.
Далмаций Младший – племянник римского императора Константина I Великого (306 – 337 гг.), старший сын Флавия Далмация Старшего, сына императора Констанция I Хлора от второго брака с Феодорой. В 335 г. Константин Великий провозгласил Далмация Младшего цезарем и отдал ему в управление Фракию, Македонию и Грецию. После смерти Константина в 337 г., в результате заговора сыновей Константина от Фаусты и придворных, во главе которого стоял Констанций II (337 – 361 гг.), было учинено избиение побочных родственников Константина I. В том числе был казнен и Далмаций Младший, вместе со своим отцом Флавием Далмацием Старшим и братом Аннибалианом Младшим.
Далмация – регион на Адриатическом побережье от озера Шкодер до Руекского залива. С начала I в. Далмация была провинцией Римской империи, после разделения империи надвое – отошла к владениям императора Запада. Под власть Византии Далмация попала при императоре Юстиниане I, однако со времени славянских вторжений VI – VII вв. византийское господство сохранялось лишь в узкой прибрежной полосе этой области. В первой половине IX в. в Далмации была образована особая административная единица – архонтия, в которой византийский суверенитет сочетался с традициями местного самоуправления. Архонтия Далмация существовала до конца шестидесятых гг. IX в., после чего в период между 867 и 879 гг. она была преобразована в фему. Но Византийское господство упрочилось здесь ненадолго; с 988 г. фема Далмация попала под власть Венеции. Венеция вела борьбу за Далмацию с хорватами, но проиграла. После завоевания Византией Болгарии и упрочения власти империи на Балканском полуострове, император Василий II восстановил фему Далмация на территории от Рагузы на юге до Задара на севере. Но после смерти Василия II влияние Византии в Далмации быстро начало слабеть. К семидесятым гг. XI в. власть Византии над Далмацией прекратилась.
Дамаск – древнейшая столица Сирии, расположенная в самой южной ее части. С 66 г. до Р.Х. город находился под властью Римской империи, а затем Восточной Римской империи. В 636 г., после нескольких месяцев осады, Дамаск был захвачен арабами.
Дамаский Диадох – философ-неоплатоник, последний глава (схоларх) афинской Академии, один из последних представителей Второй софистики. Родился в Дамаске около 460 г., умер после 538 г. Изучал философию Платона под руководством Аммония в Александрии, затем там же занимался преподаванием риторики. Переехав в Афины, под руководством Марина изучал несколько предметов, включая математику. Впоследствии возглавил высшую школу философов-неоплатоников. После закрытия Академии императором Юстинианом I в 529 г., переселился вместе с шестью собратьями-философами в Иран, где некоторое время жил при дворе персидского шаха. Вскоре разочаровавшись, в 532 г. неоплатоники вернулись на византийскую землю, получив от византийского правительства обещание, что на Родине они сохранят личную свободу и будут иметь право на выражение собственного мнения. Написанная им в Эмесе эпиграмма показывает, что в 538 г. Дамаский был еще жив. Принадлежащее Дамаскию жизнеописание его коллеги Исидора, сохранилось во фрагментах в «Мириобиблионе» у Фотия и в словаре «Суда». Из платоновских комментариев Дамаския целиком сохранился комментарий на «Филеб», комментарии же на «Парменид» и «Федон» – лишь частично. Сохранился также трактат «О первых началах». Остальные работы Дамаския полностью утрачены.
Даматрий (Даматри) – предместье Константинополя на азиатском берегу Босфора, где находился монастырь Спира.
Дамиан – предместье Константинополя на европейском берегу Боспора, на территории которого находилось одно из императорских имений.
Дара (Анастасиополь) – (совр. Огуз в Турции) важнейший стратегический пункт на границе Византии с Ираном на расстоянии 18 км. к северо-западу от Нисибиса. До осени 505 г. Дара была деревней на холме в 5 км. от границы. В 505 – 507 гг. на этом месте императором Анастасием был построен и укреплен город, названный Анастасиополем, однако это название не прижилось. Новый город стал резиденцией дукса Месопотамии, главной византийской твердыней на Востоке, где собирались войска и хранилось военное снаряжение. С высокой крепостной башни Геракла были видны Нисибис и Амида. Строительные работы по укреплению оборонительной системы Дары продолжались в царствование императора Юстиниана I (527 – 565 гг.). В ходе ирано-византийской войны 527 – 532 гг. у стен Дары в июле 530 г. произошло сражение между двадцати пятитысячной армией византийского полководца Велизария и пятидесятью тысячами персов под командованием полководца Пероза (Фируза). Персы напали на Дару, прикрывающую византийские владения в Малой Азии, Сирии и Месопотамии. Магистр Велизарий занял оборону, усилив позиции своей пехоты выкопанным перед ними рвом, а на флангах разместил кавалерию. Отборные отряды в центре составляли его резерв. Иранское войско, построившееся в две боевые линии, провело разведку боем на левом крыле в первый день битвы, закончившуюся безрезультатно. На следующий день персы, к которым подошли подкрепления, повторили атаку на том же участке, подготовив ее действиями своих лучников. Они опрокинули левый фланг византийцев, но затем сами были взяты в клещи герульской и гуннской конницей Велизария и в беспорядке отброшены на исходные позиции. После этого Пероз атаковал правый фланг противника крупными силами. Ромеи не выдержали удара и побежали, но Велизарий успел перебросить на угрожаемый участок свой резерв. Ударами с флангов свежие силы византийцев рассекли массу вражеских воинов и частично окружили их. Попытка персов прорвать окружение ударом своих резервных сил оказалась безуспешной и в битве произошел перелом в пользу византийцев. Иранские военачальники начали возвращать увлекшиеся преследованием части назад, а ромеи прекратили отход и снова вступили в бой. Создав на правом фланге перевес сил, Велизарий разгромил окруженного противника. Уцелевшие персы обратились в бегство, в ходе которого также понесли большие потери. Персы потеряли убитыми около восьми тыс. человек, урон византийцев оказался незначительным. Сражение при Даре стало первым ярким проявлением полководческого искусства Велизария, одержавшего убедительную победу над численно превосходящим противником. В ранневизантийское время Дара играла важную роль в государственной торговле Византийской империи, была местом оптовой скупки шелка-сырца, поступавшего из Китая через территорию Ирана. При императоре Юстиниане I, комит царских щедрот Петр Варсима, ввел государственную монополию на торговлю шелком, ставшую важным источников доходов казны. В царствование императора Юстина II (565 – 578 гг.), в ходе войны с персидским царем Хосровом, Дара зимой 573 – 574 гг. после осады была захвачена персами и разграблена. Жителей Дары, спасшихся от истребления в ходе штурма, Хосров I увел в плен, оставив в крепости сильный гарнизон. Только в 591 г. византийцам удалось вернуть Дару, когда ее сдал империи персидский царь Хосров II за помощь византийцев в отвоевании ему престола у мятежного полководца Бахрама. Дарственную грамоту и ключи от города персидский посланник доставил в Константинополь императору Маврикию (582 – 602 гг.). Смерть Маврикия в результате мятежа сотника Фоки в 602 г., дала повод Хосрову начать новую войну против империи. Войска Хосрова I разгромили две византийских армии и осадили Дару. Гарнизон Дары упорно оборонялся, осада затянулась на полтора года; но летом 604 г. персы сумели с помощью подкопа обрушить несколько участков крепостной стены и ворвались в город, произведя страшное кровопролитие. Мощные стены Дары были срыты, и как пограничная твердыня империи Дара окончила свое существование. Через тридцать лет, после разгрома персидской державы императором Ираклием I, укрепления Дары были частично восстановлены, но уже в 640 году Дара была штурмом захвачена арабами.
Дардания – римская и ранневизантийская провинция с главным городом Скупы, в диоцезе Дакия префектуры Иллирик. Выделена в начале IV в. из более обширной римской провинции Верхняя Мезия. Занимала территорию современных Юго-Восточной Сербии и Северной Македонии.
Дафна – «лавр»; 1) дворец, входивший в комплекс сооружений Большого дворца в Константинополе. Был построен императором Константином I Великим (306 – 337 гг.) в 324 – 330 гг.; примыкал к храму Святого Стефана. Получил свое название от стоявшей в его центральном зале статуи нимфы Дафны, изображенной в момент ее превращения в лавровое дерево; 2) богатый, красивый южный пригород Антиохии Великой, получивший свое название от рощи благородного лавра, посвященной Аполлону. В этой роще находился храм этого бога с оракулом. Там же были расположены: ипподром, театр, роскошные термы, множество дорогих публичных домов, многочисленные виллы аристократов и несколько дворцов, в том числе комита Востока (Comes Orientis), управляющего диоцезом Восток. Позднее там же были построены два храма Архангела Михаила. Одна из часовен Дафны стала местом хранения мощей священномученика Вавилы. В 363 г. языческие жрецы пожаловались императору Юлиану Отступнику (360 – 363 гг.), что оракул, предрекший ему верховную власть, перестал вещать из-за соседства с этой христианской святыней. По указу императора мощи были удалены из Дафны, и оракул вновь заговорил, но прорицания его стали лживыми. В Дафне круглосуточно кипела праздная жизнь, в ночное время – в ярком освещении специальных уличных светильников. Название этого пригорода приобрело в империи нарицательное значение, как место «сладкой жизни».
Две Колонны – мраморное сооружение, в виде двух колонн перекрытых балкой, стоявшее рядом с бронзовой статуей волчицы и гиены на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Первоначальное назначение сооружения неясно. Возможно, оно имело сакральный характер, размещалось в одном из языческих храмов, а после окончательного утверждения христианства при императоре Феодосии I (379 – 395 гг.) выставлено на всеобщее обозрение. Но, возможно, что эти колонны были трофеем, захваченным в войне с персами, и символизировали созвездие Арктура, которому поклонялись персы; персидские трофейные колонны в 537 г. были установлены в храме Святой Софии, а позже перенесены на разделительный барьер ипподрома. Доподлинно известно, что в сентябре 1185 г. избитого и изуродованного, обнаженного и измазанного нечистотами свергнутого императора Андроника I (1182 – 1185 гг.) разъяренная чернь повесила на балке Двух Колонн за ноги, а затем добила. После 1453 г. Две Колонны были разрушены турками.
Дворец Пиги – императорский дворец в предместье Константинополя, на южном берегу Мраморного моря, построенный императором Василием I (866 – 886 гг.). Это местечко назвалось Пиги (Источники), поскольку в этом месте находилось несколько родников; такое же наименование получил и дворец.
Дворец Плакиллианы – один из государственных дворцов Константинополя, находившийся в XI регионе столицы. Дворец получил свое название по имени построившей его августы Элии Флациллы (Плакиллы), первой жены императора Феодосия I (379 – 395 гг.).
Дворец Святого Маманта (Мама) – императорский дворец на берегу залива Золотой Рог, в двух км. к северу от Константинополя, рядом с монастырем Святого Маманта, от которого дворец и получил свое наименование. Монастырь уже существовал, когда после пожара 469 г. император Лев I (457 – 474 гг.) воздвиг рядом с ним всего за полгода роскошную загородную резиденцию – дворец с ипподромом, портиками и оборудованной гаванью. Дворец Святого Маманта был местом празднеств и развлечений василевсов до 813 г., когда он был разорен и сожжен дотла по приказу болгарского хана Крума, в ходе наступления болгар на Константинополь. Позже дворец был вновь отстроен императором Михаилом III (840 – 867 гг.), превратившим его в свое почти постоянное место пребывания. Здесь Михаил III и был убит в результате заговора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). В X в. в окрестностях дворца находилось подворье для русских послов и купцов, что было официально зафиксировано в русско-византийских договорах. Свое подворье, размещавшееся в летний период в казармах русско-варяжского корпуса, отбывавшего в походы, русские гости ласково называли «У Мамы». За год в Константинополь прибывали две торговых флотилии: со Среднего Поднепровья и из Северо-Западной Руси. Русские купцы имели право торговать в столице империи в течение трех месяцев, после чего они были обязаны покинуть пределы империи, освободив зимние квартиры для воинов.
Дворец Теодориха Великого – возведенная в г. Равенне в конце девяностых гг. V в. резиденция правителя Италии, остготского короля Теодориха Великого Амала (493 – 526 гг.). Дворец представлял собой подражание дворцам константинопольской знати: двухэтажное здание с перистилем (внутренним квадратным, либо прямоугольным двором), окруженным портиками. В равеннской базилике Святого Аполлинария Нового сохранилось мозаичное изображение заднего фасада этого дворца, на котором первоначально между колонн портика имелись фигуры неких высших сановников остготского королевства (возможно, члены Высшего Готского суда) и самого Теодориха на коне. После завоевания Италии византийцами, в шестидесятых гг. VI в. мозаика была частично переложена, и фигуры были уничтожены, хотя остались их фрагменты на фоне колонн. После захвата Равенны лангобардами в середине VIII в. дворец Теодориха использовался как канцелярия городского эпарха. В XII в. комплекс сооружений дворца был перестроен под храм в честь святого Сальвадора. До нашего времени сохранилась часть главного фасада, носящего следы множественных перестроек, а также фрагменты мозаичных полов и декора.
Дворец Феодоры – небольшой загородный императорский дворец, находившийся на побережье залива Золотой Рог, северо-западнее XIV региона Константинополя. Осенью 922 г. был разграблен и сожжен войсками болгарского царя Симеона.
Дворцовые стены – оборонительные сооружения комплекса Большого дворца в Константинополе, занимавшего около 100 гектаров. Дворцовые стены начали возводиться между 324 и 330 гг. при императоре Константине I Великом (306 – 337 гг.) и позже охватили полностью I регион и V регион частично. Приблизительно повторяя ранние границы комплекса Большого дворца, описывали своей линией форму неправильного семиугольника. Начинались у храма Святой Софии, шли параллельно юго-восточной оконечности площади Августеон и юго-восточному, заднему фасаду бань Завксиппа, затем под прямым углом огибали их и достигали стартовых стойл ипподрома у Регийских ворот. Далее шли вдоль восточной трибуны ипподрома до Сфенды и, поворачивая на юг, выходили к Пропонтиде. Повторяя береговую линию поворачивали на юго-восток, затем – на северо-восток, после чего устремлялись в глубину побережья к Святой Софии. Стены делились на морские (со стороны Пропонтиды) и сухопутные. Морские стены входили в общий внешний оборонительный комплекс фортификационных сооружений имперской столицы. Сухопутные стены отделяли городские кварталы от Большого дворца и являлись, по существу, третьей линией обороны города. По свидетельству современников, дворцовые сухопутные стены доминировали над морскими благодаря тому, что были более высокими и мощными, и располагались выше над уровнем моря. Составной частью фортификационной системы Дворцовых стен была кафизма на ипподроме – выдвинутый за их пределы автономный форт, соединявшийся с территорией дворца переходом внутри трибуны ипподрома. И сухопутные, и морские стены имели проездные ворота. Западная сухопутная стена имела не менее семи башен, часть из которых были проездными (Халка с пропилеями, Слоновые и Железные ворота). Аркудские и Одигитрийские ворота, а также ворота знаменитой гавани Вуколеон, имелись в южной, морской стене. В годы правления императора Феофила (821 – 842 гг.) часть морских стен, в том числе прикрывающих дворцовый комплекс, была капитально отремонтирована, а некоторые участки возведены заново на старых фундаментах стен Константина. При императоре Никифоре II Фоке (963 – 969 гг.) западнее и выше башни Вуколеон, между 963 и 967 гг., был сооружен новый Верхний дворец, ставший автономной частью дворцового комплекса, цитаделью, имевшей все необходимое для жизнеобеспечения императора и его двора, включая тюрьму Вуколеон и дворцовый храм. На этом строительство оборонительных сооружений Большого дворца завершилось. После 1204 г., ремонтные работы проводились лишь на морских стенах Большого дворца, обеспечивавших общую оборону города. Захватившие в 1453 г. Константинополь турки частично использовали сухопутные и морские участки Дворцовых стен как стены сераля. Частично сохранившиеся до наших дней участки морских стен у Вуколеона и со стороны городских кварталов охраняются ЮНЕСКО.
Дворцы Серебряного озера – несколько небольших загородных дворцов на берегу Серебряного озера недалеко от Влахернской стены Константинополя. Разграблены и разрушены до основания крестоносцами Первого крестового похода в январе 1097 г. во время вооруженного столкновения с византийцами, вызванного резким сокращением поставок греческого продовольствия в рыцарский лагерь.
Двуглавый орел – геральдический символ византийской императорской династии Палеологов, в виде орла с опущенными крыльями и двумя увенчанными короной головами, смотрящими в противоположные стороны. На груди орла в круге изображалась монограмма Палеологов. В последний, палеологовский период существования Византийской империи в XIII – XV вв., двуглавый орел играл роль государственного символа, размещался на знаменах, украшал императорские дворцы, столичные храмы и хрисовулы – императорские жалованные грамоты, а также одежды византийских василевсов и деспотов. Уже в XIV в. двуглавые императорские орлы появились на гербах Сербии и Болгарии, претендовавших на византийское наследство. С племянницей последнего императора Византии Софьей Палеолог, 12 ноября 1472 г. ставшей женой великого московского князя Ивана III, герб Палеологов попал на Русь и вскоре с небольшими изменениями был принят в качестве государственного символа Московского царства. С 1497 г. двуглавый орел присутствует на русских государственных печатях.
Девол – славянский город в Средней Македонии, к юго-западу от Охрида, на реке Девол, вблизи современного города Корча в Албании.
Деисис (деисус) – «моление»; композиция из трех икон, где в центре изображение Иисуса Христа, слева – обращенная к Нему Богородицы, а справа – Иоанн Креститель.
Декан (decanus) – «десятник»; звание командира контуверния, пехотного подразделения из десяти воинов, в позднеримское время.
Декарх – командир низшего звена в византийском войске, десятник.
Декархия – воинское пехотное подразделение из десяти бойцов.
Декурион – 1) командир десятка силенциариев; 2) тоже, что и куриал.
Дема – засека.
Демофил – константинопольский архиепископ в 370 – 380 гг. До интронизации был епископом в Веррии. Придерживался арианского вероисповедания, что и стало причиной его смещения с кафедры в 380 г., по инициативе императора Феодосия I. Умер Демофил в 386 г.
Депутаты – воины, которые должны были следовать за боевым порядком и эвакуировать раненых с поля боя.
Десница Иоанна Крестителя – правая рука пророка Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса Христа, одна из особо почитаемых христианских реликвий Византии. После казни Иоанна, его тело было погребено христианами вблизи Севастии. Когда туда пришел святой евангелист Лука и попросил у жителей Севастии передать ему останки святого пророка, то ему позволили забрать лишь его правую руку. Затем святой Лука перевез эту реликвию в Антиохию, где она находилась вплоть до окончательного завоевания этого города мусульманами в 956 г. После этого христиане перенесли десницу Иоанна Крестителя в Халкедон, а из этого города она в том же X в. была с почестями доставлена в Константинополь. Известно, что в 1200 г. эта святыня хранилась в одном из храмов Большого императорского дворца. После 1204 г., когда столица Византийской империи была захвачена крестоносцами, десница святого пророка была разделена на несколько частей, и у каждой из этих частей сложилась особая история. Кистевая часть десницы Иоанна Крестителя оставалась в Константинополе и после его захвата турками в 1453 г. Локтевая часть была вывезена крестоносцами во Францию в 1263 г. Средний перст десницы был преподнесен никейскому императору Феодору I Ласкарю (1205 – 1221 гг.), а затем оказался в одном из сербских монастырей.
|
|