Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Третий Рим » Древняя Русь » Крещение Руси [Страниц (4): « 1 [2] 3 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Дима



Откуда: Москва


Цитата:
Ладно, откажемся от воздержания.




-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 11:09:03
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Этточно
Драться желания не возникло


-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 11:21:55
Роман


Спафарий


Цитата:
Драться желания не возникло


То есть по существу написанного добавить нечего и возражения отсутствуют? Добро. Я тогда попозже еще одно «опровержение» запостю, по поводу Кирилла и Мефодия, хорошо?
А пока: когда все-таки было крещена Русь? Официальная дата крещения – 989 г. Все правильно. Однако ясно, что вся Русь не стала одномоментно крещеной на следующий день после «днепровской киевской купели».
Нужно было время, чтобы христианство распространилось из Киева по всей Руси. Вопрос – когда это произошло?
Далее, официально крещение принято. Однако это формальное крещение вряд ли было для людей фактическим, реальным приятием новой веры «всем сердцем и душой». Наверняка даже те киевляне, которых Владимир искупал в Днепре, в дальнейшем преспокойно сочетали поклонение Христу с поклонением «злому балтийскому богу» Перуну. Добавление в пантеон еще одного бога с непонятным именем ничего для них не изменило. Для язычества подобное пополнение «божественных рядов» вообще не проблема.
Нужно было время, чтобы христианство достучалось до людей, чтобы проросли в них слова Евангелия. Вопрос – когда это произошло?
Фактически, в Киеве в 989 г. лишь было положено начало процессу христианизации Руси. А когда он завершился? Когда Русь стала христианской официально и фактически?



(Отредактировано автором: 15 Декабря, 2005 - 18:47:20)

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 18:41:30
Дима



Откуда: Москва


Цитата:
Нужно было время, чтобы христианство достучалось до людей, чтобы проросли в них слова Евангелия. Вопрос – когда это произошло?

Не знаю, как на всей Руси, но у нас в Залесье (Владимирско-Московская Русь) наверное при Сергии Радонежском окончательно. Потому он особо и почитается здесь.


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 18:50:40
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Читал я такую книжицу (Моця+Ричка), про Русь від язичництва до християнства...
А вообще, по-моему, вникнуть в процесс христианизации и на "бытовых" знаниях можно. В сельской глубинке он, разумеется, затянулся надолго (условно считается до Батыя, может и больше, особенно если про Залесье), да и оформился в результате в виде тесного переплетения христианства и язычества - и все это подогнано под годовой хозяйственный цикл. Все в общем также, как и при христианизации Римской империи происходило, кое что об этом и у Брауна имеется...


(Отредактировано автором: 15 Декабря, 2005 - 19:18:16)

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 19:14:00
Роман


Спафарий


То есть, ориентировочно, века на два процесс растянулся.

Цитата:
оформился в результате в виде тесного переплетения христианства и язычества


Ага. А если заострить? Была ли Русь вообще когда-нибудь христианской?
Оставляли ли когда-нибудь люди до конца свои языческие пережитки? Не оставляли. «В подпочвенных слоях» просто развилась «вторая культура, сложился новый и своеобразный синкретизм, в котором местные языческие переживания сплавились с бродячими мотивами древней мифологии и христианского воображения. Эта вторая жизнь протекает под спудом и не часто прорывается на историческую поверхность. Но всегда чувствуется под ней, как кипящая и бурная лава...».
Но можно ли "тесное переплетение христианства и язычества" считать "истинной христианизацией"? А ведь наверняка, если прикинуть в процентном соотношении, то тех, кто "переплетал" христианство с язычеством в своей душе, окажется больше. Если на половину язычников большинство, а право верующих меньшинство... то как это называется?


Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 19:31:57
Дима



Откуда: Москва


Может быть первым водоразделом была Батыева рать. До неё языческих имен в княжеских рядах очень много. Соответственно и влияние язычества было и на высшем уровне. После получения карт-бланш от ханов Православие стало усиливаться. Конечно процесс был долгий и продлился до середины 14 в. Тогда уж Алексий сосредоточив в своих руках и светскую и духовную власть смог добиться "государственности" религии. Может быть для укрепления авторитета Православия и произошел переворот в отношениях с Ордой. Но для конечного утверждения нужен был Святой, им и стал Сергий. А рецедивы язычества никуда и сейчас не делись, одни наши поминки многого стоят, но традиция есть традиция.

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 19:32:31
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Цитата:
Но можно ли "тесное переплетение христианства и язычества" считать "истинной христианизацией"?

Когда ж она была-то, чистая "истинная христианизация"? В катакомбах осталась...

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 19:37:24
Роман


Спафарий


Цитата:
Когда ж она была-то, чистая "истинная христианизация"? В катакомбах осталась...


Вот и я о том же. Ясно, что если подходить формально, то, скажем так, есть все основания Русь христианской не считать. Однако на того, кто станет такое утверждать, я изничтожу в своем опровержении. Тут нужен какой-то другой критерий, позволяющий утверждать, что Русь страна христианская, несмотря на "преплетение" Божьего дара с яичницей.


(Отредактировано автором: 15 Декабря, 2005 - 19:46:18)

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 19:43:50
Дима



Откуда: Москва


Цитата:
что Русь страна христианская

Ну, не все христианские страны одинаковы. У каждой свои обычаи и отличия. Как нет одинаковых народов. Вон сирийские христиане в Храме галдят и ничего- обычай такой, а они-то из первых.


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 20:30:18
ald


Куропалат


Крещение Руси стало во время Владимира. Тогда християнство стало государственая религия. И прежде св. Константина в Римский империи было християн, но после Миланский едикт оно стало официальной религии.

Так и у нас - первые ханы были християн - Кубрат и Тервел, но ето было религия только некоторых. За то крещение у нас стало не в 7, а в 9 веке.

-----
ALD

Всего записей: 907 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 22:24:08
Незнакомец


УДАЛЁН


Конечно, ни хан Куврат, ни хан Тервель христианами не были. Все это фантазии болгарских историков - этакий междусобойчик.

Отправлено: 15 Декабря, 2005 - 23:44:19
Роман


Спафарий


Предлагаю такой вариант критерия. Можно сказать, что страна христианская, если: христианство является господствующей религией;
Если православным является «религиозное ядро» народа.
(«Религиозное ядро» - это те 10-15% населения, которые способны на «личную религиозную жизнь, личный религиозный выбор, личное религиозное творчество… Это люди, изначально более религиозно одаренные, чем другие… Остальные 85% в религиозной сфере готовы быть ведомыми… Судьбы народов в религиозной сфере зависят от того выбора, что сделают 10-15% религиозно самостоятельных граждан. А значит миссионеру для обращения народа в свою веру не нужно обращать большинство населения. Достаточно притянуть к себе умы и внимание тех, кто сам ищет религиозную истину. А затем эти 10-15% уже передадут свой опыт и свои убеждения остальным…»).

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 16 Декабря, 2005 - 05:24:21
Роман


Спафарий


Как известно, «Добрыня крестил огнем, «а Путята мечом». А может, не надо было огнем и мечом крестить? Может, «нежнее» надо было? Убеждением там, просвещением масс, положительным примером. Вон, наши возрожденные новоязычники все время выступают: «эх, вы, христиане, все о любви к ближнему толкуете, а сами то Русь огнем и мечом крестили, прям противно, честное слово».

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 16 Декабря, 2005 - 19:53:45
Дима



Откуда: Москва


Новгородцам надо было кровя пустить, чтоб много о себе не думали...
У меня в этой связи другой вопрос: откуда взялось столь много "честных християн" у Путяты, аж 500, т.е. географически ясно - с Ростова, но ведь они уж все православными были, потому столь истово и действовали. Ростов- древнейший город Залесья, созданный варягами, вполне возможно, что многие служили у ромеев в свое время и возвратились уже крещеными. Ещё одно доказательство существования большой христианской общины до "Официального Крещения"????

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 16 Декабря, 2005 - 20:15:51
ald


Куропалат


Цитата:
Конечно, ни хан Куврат, ни хан Тервель христианами не были. Все это фантазии болгарских историков
Скорее Ольга не приняла християнство - о ней только позные истоки.

О крещение Кубрата говорит Иоанн Никиуски. Имп. Ираклий дал ему титла патриций. Ето потверждает Пересчепиский клад - на золоные колцов и на меч - кресты.

На печат Тервела надпис: "Богоматер помоч кесаря Тервела". Титла кесар он получил от имп. Юстиниан ІІ.

-----
ALD

Всего записей: 907 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 16 Декабря, 2005 - 20:54:00
Роман


Спафарий


Цитата:
Новгородцам надо было кровя пустить, чтоб много о себе не думали...


Согласен. Однако получается, что крещение было использовано как повод, чтобы разобраться с новгородцами?
Ну а если бы не нужно было им "кровя пустить", их бы тогда "вежливо" покрестили?
"А ну ка по-активнее товарищи, по-активнее, не стесняйтесь... Эй, Святослав! Чего стоишь, рот раззявил? А ну ка живо убрал бутылку. И пни идолищу то поганую, нехай поплавает"...


(Отредактировано автором: 17 Декабря, 2005 - 05:28:36)

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 17 Декабря, 2005 - 05:23:54
Дима



Откуда: Москва


Близко к теме: вышла книжка-
А.Е.Мусин "Milites Christi Древней Руси"- Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета.
Автор, как говорят, священник, сам себя называет "науч-поп". Пока только полистал, но по-моему интересно, там как-раз в начале предыстория и само Крещение Руси.


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 17 Декабря, 2005 - 13:12:58
Незнакомец


УДАЛЁН


Цитата:
Скорее Ольга не приняла християнство - о ней только позные истоки.

О крещение Кубрата говорит Иоанн Никиуски. Имп. Ираклий дал ему титла патриций. Ето потверждает Пересчепиский клад - на золоные колцов и на меч - кресты.

На печат Тервела надпис: "Богоматер помоч кесаря Тервела". Титла кесар он получил от имп. Юстиниан ІІ.


Как раз с Ольгой-то все ясно, и источники там - вихзантийские и германские - очень даже современные.

А вот Иоанн Никиусский никоим образом не упоминает Куврата. Скоро на эту тему выйдет статья, к-я, надеюсь, окончательно развеет этот миф. В оригинальном (т.е. переводном, конечно) эфиопском тексте нет ни Куврата, ни Органы

Перещепинский клад вряд ли имеет отношение к Куврату: даже монограммы имеют массу трактовок, не говоря обо всем остальном.

Тервель, конечно, получил титул кесаря за содействие Юстиниану в возвращении на престол, однако что из этого следует? Ничего. Мусульмане-сельджуки тоже чеканили монету с христианскими изображениями и надписями.

Отправлено: 17 Декабря, 2005 - 15:13:38
Роман


Спафарий


Как и обещал, постю новое «опровержение» по вопросу о Кирилле и Мефодии. С братьями-крестителями «наш Сварог» пробует провести ту же нехитрую операцию что и с Ольгой: пытается доказать, что они были католическими миссионерами, и крестили славян по «латинскому обряду». И понятно почему. Именно с ними связано распространение христианства на Руси и в сопредельных с ней славянских державах. Братьев не зря именуют «просветителями славянскими».
И вот Бушков пытается доказать, что Кирилл и Мефодий крестили и просвещали славян по «римскому обряду», что «вся жизнь и деятельность братьев свидетельствует о том, что они в первую очередь были посланцами Рима. Судите сами. Сначала Константин и Мефодий в самом деле жили в Константинополе – и были пока что не священниками, а учеными книжниками-мирянами. В 862 г. князь Ростислав, правивший Великой Моравией, прибыл к византийскому императору Михаилу и поведал ему, что Моравия отреклась от язычества, стала соблюдать христианский закон, но не имеет учителей, которые проповедовали бы христианскую веру на славянском языке.
Тогда то император и поручил братьям ответственную миссию. Составив новую азбуку, Константин с Мефодием прибыли в Моравию и более трех с половиной лет проповедовали там христианство, распространяя Священное Писание…
После чего намеревались вернуться в Константинополь…, но, встретив в Венеции папского гонца, приглашавшего их в Рим, последовали за ним. Именно в Риме папа Адриан II рукоположил братьев в сан священников! Сохранилось письмо папы моравским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу, где, в частности, говорится: мы же, втройне испытав радость, положили послать сына нашего Мефодия, рукоположив его и с учениками, в ваши Земли, дабы учили они вас, как вы просили, переложив Писание на ваш язык, и совершили полные обряды церковные… сиречь службу Божию, и крещение, начатое Божьей милостью философом Константином.». Что ж, давайте будем судить. Точнее рассуждать.
Прежде всего, следует уточнить следующее. Мефодий и Кирилл не просто «сначала жили в Константинополе». Они родились там и выросли. Мефодий в царствование Феофила (правившего с 829 по 842 г.) принимает монашество на горе Олимп. В это же время Константин «стал священником и библиотекарем при церкви Святой Софии». То есть ко времени возложения на них миссии по просвещению славян в 862 г. они не были «книжникам-мирянинами» уже более двадцати лет. Но как же тогда папа Адриан II мог рукоположить их в сан священников, особенно Константина, который уже был священником? Дело было так. «Устрояя [в Моравии] училища для славянских отроков, они [Кирилл и Мефодий] приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. С этою целию, чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья задумали отправиться в Рим». В Риме «папа велел двум епископам посвящать учеников-славян, прибывших вместе с Константином и Мефодием». Сам папа лично рукоположил во пресвитера лишь одного из братьев, Мефодия. Что вполне естественно, ибо Константин был хиросанитан еще в начале 40-х годов в Византии. Такие вот поправки.
Далее, как и в случае с крещением Руси и Ольги, Бушков, строя свою версию, начинает рассказ о просветительской деятельности братьев с 862 г., то есть опять же далеко не с начала. Начало ей было положено в 851 г. когда по заданию царя и патриарха Константин был направлен в Сирию, к «сарацинам». (Сии «сарацины» прислали в Константинополь хулящую христианство грамоту и предложили послать к ним знающих мужей, «которые могли бы побеседовать с нами о вере, и убедить нас»). Там он состязался с «умными и книжными людьми», искушенными не только в богословии, но и в геометрии, астрономии и других науках, причем, судя по всему, весьма успешно, ибо хотя и никого не переубедил, однако под конец (когда его оппоненты, видимо, исчерпали логические аргументы), была предпринята попытка его отравления. Это было первое путешествие Константина с целью просвещения людей христианскими истинами и апологетики православия (византийского обряда). «В Константинополе царь и патриарх встретили блаженного Константина с похвалою за тот богоугодный труд, который он выполнил».
Второе путешествие Константина и Мефодия состоялось в 860 г. И куда бы вы думали? На Русь. Правда, согласно «официальной версии» братья были направлены не на Русь, а в Хазарию, но это наверняка недоразумение. Ежели рассуждать логически. Судите сами.
В конце июня 860 г. Аскольд предпринимает поход на Константинополь и возвращается из него христианином. Поскольку железо надо ковать, пока оно горячо, естественно предположить, что в самом скором времени императором на Русь должны быть посланы христианские миссионеры и священники. И они были посланы, осенью этого же года. Только почему-то не на Русь, а, как утверждают, в Хазарию. Но почему же в Хазарию? Почему христианские проповедники Кирилл и Мефодий были отправлены не просвещать и укреплять в вере оставивших вроде бы языческие суеверия русов, а во враждебную, иудаистскую Хазарию, не испытывавшую к христианству никакой симпатии? Как это может быть: «святые Кирилл и Мефодий, посланные вслед за нападением Руси на Константинополь в 860 г. в Хазарию …». Ерунда, какая-то.
Версия о том, что «хазарская» миссия Кирилла и Мефодия на самом деле была «русской» (или как минимум русско-хазарской) миссией не так уж невероятна и отнюдь не нова. Многие историки высказывали мнение, что Кирилл и Мефодий побывали не только в Хазарии, но и на Руси. Уже давно «широко распространена точка зрения, согласно которой Русь крестили ближайшие друзья и ученики патриарха Фотия святые Кирилл и Мефодий сразу же после похода Аскольда во время своей так называемой хазарской миссии 860-861 гг… Полная уверенность в том, что святые Кирилл и Мефодий первыми проповедали христианство на Руси выражена в сочинении одного из крупнейших русских славистов В.И. Ламанского (1833-1914). Уже в наше время это мнение высказал видный филолог славист А.С. Львов. Убедительно говорится об этом в труде знаменитого историка Русской Церкви А.В. Карташева (1875-1960)… Главное доказательство А.В. Карташев усматривает в самом тексте древнего жития святого Константина-Кирилла, созданного еще в 870-х годах, но позднее не раз переработанного. В содержащемся здесь достаточно пространном рассказе о миссии к хазарам как будто две разные миссии слиты в одну и смешаны до непонятности.».
Примечательно так же (на это обращали внимание многие), что Константин, получив от императора задание идти и просвещать «козар», «умоли брата своего Мефодь идти с собою, яко умеяше язык словенск». И прежде чем направиться непосредственно в «Хазарию», братья усердно штудируют славянский язык в Херсоне. Интересно, зачем это для просветительской миссии у хазар необходимо знание славянского языка? Это знание было бы необходимо, если бы братья направлялись на Русь, а не в Хазарию. Для проповеди в Хазарии надо знать хазарский язык, а не славянский. Все это так, но дело в том, что «козары», по утверждению жития, являются… скифами, и говорят по-славянски! «Коразы бяше народ скифский, языка же словенскаго или руськаго». Как известно, под общим именем скифов в то время были известны как раз славяне и русы. Ну и естественно, «признание истинности сообщений о русской миссии Кирилла не противоречит сведениям о позднейших событиях», наоборот, только подтверждают их.
Итак, второе путешествие святых братьев состоялось в 860 г. на Русь (или в Хазарию и на Русь), по распоряжению императора византийского.
В 861 г. Мефодий отправляется в Болгарию, где состоялось крещение царя болгарского Бориса (крещение самой Болгарии произошло в 869 г.).
И только четвертой миссией Кирилла и Мефодия стало путешествие в Великую Моравию в 862 г., по поручению, опять же, императора Византии. Длилась эта миссия более трех с половиной лет.
Затем братья из Моравии отправились в Рим, по дороге зашли в Паннонию (нынешнюю Венгрию), и Венецию. В Риме они пребывали до 869 г. В этом году скончался Кирилл. И только в этом году один Мефодий и становится, по выражению Бушкова, «посланцем Рима». «По смерти святого Кирилла пришли послы от Коцела, князя паннонскаго, прося его отпустить к ним блаженнаго Мефодия. Папа так отвечал послам: не одним только вам, но и всем славянским народам посылаю его, как учителя от Бога и святаго Петра, перваго настольника и ключедержца небеснаго царства». С 869 г. Мефодий трудится на ниве просвещения славян в Паннонии, Моравии, Чехии, и отходит к Богу в 885 г.
Теперь, имея более полное представление о деятельности святых просветителей славянских, мы видим, что невозможно утверждать, будто бы «вся жизнь и деятельность братьев свидетельствует о том, что они в первую очередь были посланцами Рима». Кирилл вообще никогда не был посланцем Рима. Мефодий стал «посланцем Рима» в 869 г., и как посланец Рима трудился в разных странах, но не на Руси. На Руси Кирилл и Мефодий побывали как посланцы Византии в 860 г.
Бушков делает вывод: «в конце IX века в славянских землях с благословления римского папы трудами Константина и Мефодия распространялось христианство апостольское, то есть римского канона». Ну, во-первых, мы видели, что в конце IX века с благословления римского папы христианство в славянских землях распространялось трудами одного Мефодия. И не стоит забывать, что христианство в славянских землях начало распространяться с середины IX века, с благословления византийского императора и патриарха.
Во-вторых, не надо забывать, что тогда под «христианством апостольского обряда» понималось совсем не то, что понимается сегодня. Это отнюдь не современный католицизм («латинство»). Тогда еще не было католической и православной церквей. Тогда была единая Вселенская Церковь. Сам Бушков замечает: «о вражде меж западной и восточной церковью пока что нет и речи – в том же послании Адриан именует византийского императора благочестивым». И «христианство апостольского обряда» в то время ничем существенным не отличалось от «христианства византийского обряда».
Мы нигде не видим, чтобы благословление папы противопоставлялось более раннему благословлению, полученному Мефодием и Константином на свою деятельность у императора. Папа замечает моравским послам, что «не только у сего святительскаго стола вы просили учителей, но также и у благовернаго царя Михаила», и отнюдь не корит их этим. А когда Мефодий по приглашению императора в 70-х годах приходит в Константинополь, то «был принят здесь царем и патриархом с великой честию и радостию. Царь похвалил его учение и, удержав двух учеников святаго Мефодия иерея и диакона у себя с славянскими книгами, отправил обратно в Моравию с большими дарами». Согласимся, что если папа римский не ругает моравских послов (Моравия принадлежала апостольскому канону, то есть считалась территорией, «закрепленной» за римской церковью) за то, что они когда то просили учителей у «православных схизматиков», а император и патриарх византийские с великой честью принимают в Константинополе «папистского посланца» и хвалят его учение, то это значит, что католичества и православия тогда не было, а было единое кафолическое православное христианство. И поэтому некорректно выставлять Мефодия распространителем католицизма.
Наоборот, можно предположить, что Мефодий и Константин много пострадали от нарождающегося тогда «латинства», а защищал их от его нападок, как бы это ни было удивительно, сам папа римский. Бушков рассказывает о том, как Кирилл и Мефодий после своей миссии в Моравии отправились в Рим. Однако дело в том, что братьям не просто так вздумалось посетить Рим «по приглашению папского гонца». Они вынуждены были искать там у папы защиты от «латинских и германских архиереев, священников и их учеников», чинивших им всяческие препятствия в деле проповеди среди славян. Эти самые латинские и германские архиереи и их ученики как раз и представляли собой то самое «латинство» в худшем смысле этого слова, которого так и не смог принять православный Восток, которое, в конце концов, и отщепилось от вселенского православного христианского древа.
Позже, уже будучи «посланцем папы», Мефодий постоянно конфликтовал с такими вот латинскими и германскими архиереями. Дело доходило до заключения Мефодия в темнице, и до проклятия (!) папой латинских и германских священников, преследовавших его. В Паннонии, куда папа назначил его епископом, Мефодий был призван на совет некоторыми «латинскими и германскими епископами», на котором они «предложили ему такой вопрос:
- Зачем ты учишь в нашей области?
- Если бы я знал, - отвечал на это святый Мефодий, - что это область ваша, то я не учил бы здесь, но эта область принадлежит святому апостолу Петру. Если же вы ради ссоры и лихоимства будете поступать не по правилам, возбраняя проповедовать учение Божие, берегитесь, чтобы, когда будете пробивать железную гору головною костью, не проломить свою голову».
В конце концов Мефодий был заключен в темницу в Швабии, где провел два с половиной года. «Дошло известие о заключении святаго Мефодия до папы. Узнав об этом, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие на немецких священников и епископов и запрещение совершать им литургию до тех пор, пока не освободят Мефодия. Тогда епископы освободили Мефодия, но сказали Коцелу, панноскому князю: если ты возьмешь к себе Мефодия, не считай нас за доброжелателей». Таких примеров можно насобирать множество, и всегда на защиту Кирилла от латинских и германских архиереев будет вставать папа.
Читая житие Кирилла и Мефодия, а так же и другие источники, можно без труда заметить, что в них четко противопоставляется вселенское учение Божие, проповедуемое Кириллом по заданию папы и византийского императора, и та «отступающая от правил» ересь, запрещающая проповедь Евангелия и совершение треб на славянском языке, насаждающая нетерпимость и латинскую унификацию, поощряющая те притязания латинских и германских священников на абсолютную власть и превосходство, которые позднее и будут называться «латинством» и «папизмом». Папа же противопоставляется этим священникам и помещается по «одну сторону баррикад» с византийским императором и патриархом.

Всего записей: 86 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 17 Декабря, 2005 - 21:35:44
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Третий Рим » Древняя Русь » Крещение Руси [Страниц (4): « 1 [2] 3 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0093 ]   [ Gzip выкл. ]