|
|
|
|
|
|
|
Когда русы первый раз на Царьград ходили? Да и вобще сколько раз Русь воевала с Ромейской державой?
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 03 Мая, 2005 - 10:02:27 |
|
|
|
Вадим
Куратор Откуда: Москва
|
|
|
|
При патриархе Фотии году примерно в 860. А насчет войн - посчитаем. До 860 г. - 1 набег на Амастриду. 2. Поход 860-861 г. 3. При Олеге - 1 или 2 похода. 4. При Игоре - 2 похода. 5. При Святославе - одна война. 6. При Владимире - взятие Херсона. 7. При Ярославе - поход 1043 г. 8. При Владимире Мономахе - поход 1116 года в Подунавье. Итого - 8 - 9 раз воевала, не считая войн с отдельными князьями, например, с тьмутараканскими. (там было 2-3 крупных столкновения, во соновном на территории самого княжества). |
|
Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 03 Мая, 2005 - 12:13:27 |
|
|
|
|
|
|
Аварский период отметаем. как недоказуемый: славяне были, но вряд ли русы там присутствовали. Про Олега и Игоря, сдаётся мне, что это одно и тоже. Наши летописцы писали по устной традиции и ромейским хроникам. У ромеев отдельно походы Олега не указаны, всё даётся с привязкой к Игорю, т.е. 940-944, да и в восточных Олег засветился на Кавказе в 944. |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 03 Мая, 2005 - 12:56:09 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Когда русы первый раз на Царьград ходили? | - как солдаты или как купцы. Если второе, можно и побольше. К. Порфирогент описывает путь из России к Византий.
----- ALD |
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 03 Мая, 2005 - 21:44:47 |
|
|
|
|
|
|
Да нет, именно войной, хотя можно посмотреть и когда нанимались служить, кажется в 911 около 700 русов были на Крите в составе ромейских сил. |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 03 Мая, 2005 - 21:57:03 |
|
|
|
|
|
|
Интересно, а чем были эти военные походы вызваны? Вот 860 г., к примеру. Вспомним посольство 838 г. И Фотий туманно так на какие-то прегрешения ромеев против приезжих намекает... Обычно это интерпретируют как общие фразы о греховности византийцев, а ведь можно и к торговле русов, к примеру, привязать... Был договор 838 г., его нарушили... Плюс вспомним о 30-летнем сроке, на который распространялись автоматически мирные соглашения византийцев... Дуйчев об этом хорошо писал. И тезисы Попелхова я где-то встречал такие себе, и сам кое-что писал... В общем, мне лично точка зрения Литаврина импонирует, а не Петрухина.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 04 Мая, 2005 - 10:02:30 |
|
|
|
|
|
|
Конечно ромеев 9-го века ангелами не назавёшь, но по-моему походы русов обычные грабительские рейды "за зипунами", никаких великих целей они не преследовали. А причитания "о каре Божьей" и "по грехам нашим" не более как оправдание не совсем удачных попыток противостоять им. Вобщем попытка обелить власть от обвинений в неумении защитить подданных от "варваров". |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 04 Мая, 2005 - 10:48:16 |
|
|
|
|
|
|
Все может быть, все может быть... Как любит говорить мой научный руководитель (уж не помню, кого цитируя...): "Прекрасная гипотеза была убита мерзким фактом..." Вот только здесь не фактом, а его отсутствием на фоне общих соображений. Так что будем считать - серьезно ранена.
(Отредактировано автором: 04 Мая, 2005 - 11:15:14)
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 04 Мая, 2005 - 11:14:38 |
|
|
|
|
|
|
В тему:
У кого-нибудь есть под рукой (с возможностью отсканировать) или уже в электронном виде следующая статья:
Сергеев Ф. П. Из истории изучения договоров русских с греками Х в. // Palaeobulgarica. - 1985. - 9. 2. - C. 112-115.
Буду очень благодарен, если откликнитесь.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 13 Мая, 2005 - 13:44:33 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
В тему. Статья "Русь" из словаря ждет своих критиков.
"Русь (Русская земля) – государственное образование восточных славян в IX – XIII веках. Первоначальными центрами Руси в IX веке были: Киев, Чернигов и Переяславль. Более поздние русские летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Русской земли. По данным XI – XII веков, в состав Русской земли, кроме названных городов, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были бывшие племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, некоторые земли уличей и вятичей. Развитие общественных отношений на Руси и соседних территориях восточнославянских племен, рост местной знати – привели к образованию Древнерусского государства (Киевской Руси), получившего название по имени своего первоначального ядра – Руси, княжества на среднем Днепре. Принадлежность к русской земле дала имя древнерусской народности, стола основой понятия «русский». Первое достоверное известие о Руси сохранилось в так называемых «Бертинских анналах» епископа Труа Пруденция Галиндо, где сообщается о посольстве императора Феофила (829 – 842 гг.) к императору Людовику Благочестивому. Посольство было принято в Ингельгейме 18 мая 839 года. В составе посольства находились послы «народа Рос», прибывшие в Византию от своего повелителя – кагана. Посольская миссия в Константинополь, судя по всему, увенчалась успехом. Феофил просил Людовика помочь росам вернуться домой, так как путь был перекрыт варварским народом (венграми). В 860 году состоялся первый набег русских на Константинополь. 18 июня 860 года русы, приплыв на 360 кораблях, осадили город, что вызвало панику среди населения, которую удалось прекратить только усилиями патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). 25 июня русские воины по неизвестной причине сняли осаду и отбыли на родину. В более поздних сочинениях сообщается о чуде Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого установлен церковный праздник, отмечаемый только в Русской Православной Церкви. После 860 года Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 году. Об отношениях Руси с Византийской империей в X веке свидетельствуют патриарх Фотий в своих письмах и император Константин Багрянородный (911 – 959 гг.) в своем сочинении «Об управлении империей» («De administrando imperio»), а также договоры Руси с Византией X века и сообщения русских летописных сводов XI – XII веков. В 941 году русский князь Игорь предпринял морской поход на Византию во главе десятитысячного войска. Армия и флот империи в то время воевали с арабами. Император приказал срочно отремонтировать имевшиеся в гавани Золотой Рог корабли и вооружить их «греческим огнем», с помощью которого русский флот был сожжен. Лишь нескольким ладьям во главе с Игорем удалось прорваться и уйти. В 944 году Игорь повторил поход, но на этот раз до боя дело не дошло. Был заключен мирный договор, по которому Игорь получил от Византии дань, а взамен обязался не пускать хазар в Крым. В 967 году, по приглашению императора Никифора II Фоки (как сообщает византийский историк Лев Диакон), великий киевский князь Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами Святослав вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970 – 971 годах, закончившуюся подписанием мира. Император Василий II (960 – 1025 гг.) в критический момент восстания полководца Варды Фоки обратился за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, и русский шеститысячный военный корпус сыграл решающую роль в разгроме войск мятежника. За этим последовало взятие русскими Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия II и Константина VIII (962 – 1028 гг.), а затем крещение Руси в 988 году. Вместе с христианской верой на Русь пришла богатейшая византийская культура, многообразное византийское искусство – храмовая архитектура, искусство мозаики и фрески, искусство церковного пения, христианские книги. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь же избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 году были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье стало областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению государственности на Руси. В результате временного ухудшения русско-византийских взаимоотношений в 1043 году состоялся последний русский поход на Константинополь, закончившийся полной катастрофой. Флот, на котором перебрасывалась армия сына князя Ярослава Мудрого Владимира и воеводы Вышаты, был сожжен «греческим огнем». Восемьсот русских воинов были захвачены в плен и по приказу императора Константина IX Мономаха ослеплены. Затем до 1115 года между Киевом и Константинополем сохранялись тесные дружественные связи, заключались династические браки, члены семьи киевского князя путешествовали в Константинополь, ширилось паломничество. Неожиданно в 1116 году войска русского великого князя предприняли поход против Византии на Дунай. Киевский великий князь Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городов на Дунае, но безуспешно. Мирные отношения были, вскоре восстановлены и сохранялись почти до середины XII века, когда в сороковых годах этого столетия Русь оказалась втянутой в конфликт между Венгрией и Византией. В 1145 году киевский князь Изяслав прогнал греческого митрополита, и только ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, став великим князем, вернул Русскую Церковь под византийское верховенство. В шестидесятых годах XII века наметился союз между Византией и Киевской Русью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку знаменитому авантюристу Андронику Комнину (1182 – 1185 гг.). Постепенно в тесные отношения с империей втягивались, кроме Киева, и другие русские города: Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Перемышль. В XI – XII веках сложились и окрепли культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий след в духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 году и завоевание европейских владений империи латинянами временно нарушило нормальное развитие русско-византийских отношений. К началу XII века, в результате объединительной политики русских великих князей, «Русской землей», наряду с исконной Русью, считались земли всех славянских племен, населявших Восточную Европу. В начале XIII века русскими землями стали называться преимущественно северо-восточные территории Древнерусского государства: Ростово-Суздальского княжества и Новгородской республики. После монголо-татарского завоевания 1237 – 1241 годов название «Русь» закрепилось за этой территорией, хотя в памятниках XIII – XIV веков оно встречается и со значением более широким, для всех земель восточных славян. С XIII века и позднее, когда связь между различными территориями бывшего Древнерусского государства сильно ослабла, и появились новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь. Центр русской государственности из Киева был перенесен во Владимир, а затем в XIV веке – в Москву. В XV веке усиливающаяся Московская Русь стала продолжателем духовных и государственных традиций Византийской империи, сокрушенной турками, великий князь московский Иоанн III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, и стал первым из русских государей именоваться царем".
(Отредактировано автором: 28 Марта, 2007 - 05:52:18) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2007 - 08:10:27 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:В тему. Стать "Русь" из словаря ждет своих критиков. |
Тема походов руси ина Царьград во времена Аскольда, Олега и Игоря практически не разрешима: так как существуют две взаимоисключающие версии изложенные в "класической" традиции - в ПВЛ и сейчас общепринятой и в "апокрифической" идущей из "Начальной Летописи" и отраженной в 1-й Новгородской. В них разница и в хронологии и в последовательности событий. Если начать копать, то опровергается вся схема "Начала Руси". Оно кому надо?
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2007 - 15:35:58 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Нет, мы занимаемся мелкой вспашкой по огромным площадям. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2007 - 15:41:02 |
|
|
|
|
|
|
Нет, сообщения под 839 и 860 годы неопровержимы. Гораздо сложнее проблема интерпретации первоначальной руси. В любом случае, у нас нет данных относить эти сообщения к какой-либо иной Руси, кроме собственно Русской (северной или южной).
----- С уважением, Геннадий
|
|
Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 19 Марта, 2007 - 22:39:39 |
|
|
|
|
|
|
2Филин Цитата:Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку знаменитому авантюристу Андронику Комнину (1182 – 1185 гг.) |
Стоит ли включать это в статью? Охлаждение в отношениях если и было, то недолговременным, случай с Андроником (вероятно, родственником Ярослава?) без особых проблем был решен полюбовно, в 1167 г. Ярослав вступил в антивенгерский союз. В то же время были определенные трения и с назначением киевского митрополита - так что об абсолютно радужной картине в отношениях с Киевской Русью речь тоже не идет. Т.е. в результате ситуация не выглядит настолько однозначной, как следует из словарной статьи.
----- «Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων. |
|
Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 20 Марта, 2007 - 02:34:20 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
На то и словарная статья, чтобы дать читателю основную информацию по вопросу. Подробности и нюансы нужно искать в монографиях. Эта фраза дает достаточно яркий пример отсутствия единой внешней политики русских княжеств в отношении Византии и сообщает о причастности русских к борьбе за власть в империи. По-моему - это важно, и не думаю, что эта фраза чем-то Галичину обидит. Но это только мое мнение. Пусть и другие выскажутся. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Марта, 2007 - 06:06:02 |
|
|
|