|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые ромеи, кто-нибудь знает еще об армянском (халкидонитском) происхождении св. Ефрема, епископа Переяславского (11 в.), кроме того, что сообщает нам в своей научной работе Хрусталев "Разыскания о Ефреме Переяславском"?
Спасибо! |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 13:12:47 |
|
|
|
|
|
|
Это откровенная ерунда. В книжке Хрусталева это самый слабый раздел, где полностью отсутствует критика источников, зато вовсю разгул фантазии. |
|
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Pantoja Цитата:это самый слабый раздел, где полностью отсутствует критика источников |
В какой книге Вы встречали ссылку на источники, а потом ссылку на ... критику этих источников?
Цитата:зато вовсю разгул фантазии |
Ну, во-первых, он упоминает, что нет источников, свидетельствующих о точном происхождении Ефрема. Однако, специфическая направленность его деятельности требует этого разбора. Ведь книга о нем, о Ефреме. Во-вторых, кроме исторического анализа, он приводит лингвистический анализ, так нелюбмый историками. В-третьих, Хрусталев достаточно подробно все описывает. Он подчеркивает, что версия об армянском происхождении Ефрема оч-чень слабая. Фактически выдвигая, автохонную. т.е. "русскую версию" за основу. Тем самым снимет с повестки дня будущие возможные измышления "о папском шпионе Ефреме".
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 13:59:47 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:ссылку на источники, а потом ссылку на ... критику этих источников? |
Речь о другом - о том, что не нужно сваливать в одну кучу все упоминания о Ефреме и выбирать из них понравившиеся, что делает Хрусталев.
Цитата:специфическая направленность его деятельности требует этого разбора. Ведь книга о нем, о Ефреме |
Существование этой книги вообще удивительно, поскольку известий о Ефреме наберется на страницу.
Цитата:он приводит лингвистический анализ |
Ничего такого в книге нет. Более того, Хрусталев местами заставляет усомниться в правильном понимании им древнерусских текстов. |
|
|
|
|
|
|
|
Карамзин (по Хрусталеву) говорит о родине св. Ефрема - Милитине, что в Малой Армении (по сути - Византийской Армении), насколько мне известно в средних веках существовало два города с похожим названием, это Мелитина (она же Милитина) и Митилина, город на о. Лесбос. Но как я понял тут идет речь о Мелитине в Армении. Какой, конкретно, средневековый источник говорит о Мелитине, как о родине св. Ефрема?
Хотелось бы убедиться, что это ерунда, или, что это близко к действительности.
(Отредактировано автором: 23 Марта, 2009 - 14:46:41) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 14:43:54 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Какой, конкретно, средневековый источник говорит о Мелитине, как о родине св. Ефрема |
Никакой.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда что же получаетя, что Карамзин с пальца высасал эту Мелитину-то, как родину св. Ефрема? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 15:27:39 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Кстати, у "Лесбоской версии" тоже слабенькие потуги.
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 15:52:01 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Карамзин с пальца высасал эту Мелитину-то |
Нет. Никоновская летопись указывает, что Ефрем якобы устроил в "своем граде Милитине" и по другим митрополичьим городам "безмездное врачевание".
И Карамзин походя отождествил "град Милитин" с Милитиной в Малой Армении. |
|
|
|
|
|
|
|
Pantoja
А Вы что думаете, что это за город? И можно ли его отождествить с Милитиной Армянской? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 23:13:08 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:что это за город? И можно ли его отождествить с Милитиной Армянской? |
Дело в том, что проблема источников уникальных известий Никоновской летописи, составленной в 16 веке (http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4286), на сегодняшний день не разрешена.
С исторической точки зрения невозможность того, что митрополит Переяславский мог в конце 11 века владеть городами, заставляет усомниться в известии как таковом. Вполне возможно, это отповедь секуляризационным поползновениям власти и нестяжательскому направлению в монашестве.
А вот с названием сложнее. Что автор летописного свода знал это название из святцев - несомненно. А вот почему он поселил туда Ефрема - неизвестно.
Но любопытно вот что. В послании Спиридона-Саввы имеется легенда о том, как Константин Мономах отправил якобы императорские регалии Владимиру Всеволодовичу (Мономаху), и в числе послов были названы митриполиты "милитинский и митилинский". Владимир Мономах - современник Ефрема. |
|
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Главная аргументация в пользу Мелитены - это близкая лексическая и фонетическая тождественность "граду Милитину". К сожалению, довод единственный для этой версии.
Усугубляют проблему то, что оба города были митрополиями ()Милитена и Митилена), т.е. митрополит любого из них легко становился митрополитом Переяславля.
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 24 Марта, 2009 - 00:25:16 |
|
|
|
|
|
|
И все же, если в документе стоит "граду Милитину", должно быть это в Малой Армении, мне так кажется просто, раз нет др. версий. А в источниках этот армяно-византийский город иногда наз. Милитиной, а иногда и Мелитиной, в отличии от Митилены Лесбосской и Милета Малоазийского.
Кстати, а где можно Житие скачать? В инете оно есть? И говорится ли что-либо о родине св. Ефрема в его Житии?
И совсем не объязательно, чтобы св. Ефрем был армянского происхождения (если даже учесть, что арм. версия действительна). Изначально это был армянский город, захваченный и перестроенный римлянами под свой военный гарнизон, где впоследствии были разселенны римские ветераны; тут жило и много сирийцев и греков. Просто в период армяно-персидских, армяно-арабских войн в течении с 6 по 10 вв. из коренной Армении на запад ее бежало огоромное множество армян и расселялось в восточной части Византии (Мелитина, Севастия, Колонна, Халдия, Каппадокийские города...). А к 11 в., в период турецкой експансии на армянские земли, этот поток стал значительно расти и привел к тому, что армяне, вначале создали свои княжества, а потом и Киликийское царство. Учитывая эти исторические коллизии, можно предполагать что святой был армянского происхождения.
Как раз в 11 же в. (кроме св. Ефрема) были и др. епископы и проповедники из Малой (византийской) Армении: это св. Григорий Макар, еп. Никополя Армянского, затем, взяв на себя миссионерскую деятельность, он перебрался во Францию и проповедовал там; это и св. Симеон Армянин, монах из той же части Армении, проповедавший в Италии, Испании, на Ближнем Востоке, умер в Падолиронском монастыре в Италии; это и св. Давинус Армянин миссионерствовавший в Европе, умер также в Италии и нект. др. канонизированные и Восточной Православной и Западной Церквами. Все эти святые были армянами-халкидонитами. В документах монастыря Эсфигмен есть акт от 1037 г. игумена монастыря и прота Афона Феоктиста, армянина-халкидонита, который подарил своему «духовному брату» монаху Никифору имение Селина на Афоне в вознаграждение за тридцатишестилетнюю миссионерскую деятельность в феме Харсианы. Армяне-халкидониты вели активную миссионерскую деятельность в византийских провинциях и самом Константинополе, на Балканах и в Малой Азии, в Армении и Грузии. Был еще и св. Никон Метаноит (988 г.), просветитель армянских городов и греческих городов и островов (обращавший население от монофизитства и ислама), он был родом из Армениака. В монастыре у св. Никона Черногорца в 11 в. подвизались армяне-халкидониты, которые посредством полемики с монофизитами обращали их в православие. и т.д. Он же дает нам сообщение о том, что у армян-халкидонитов северной Месопотамии имелось митрополитство, главу которой ставил патриарх Антиохийский.
10-11 вв. - были веками миссионерской деятельности для армян-халкидонитов под главенском Константинополя. И Константинопольская кафедра делала на них ставку, как на хороших проповедников и отличных сотрудников и в политическом отношении. Особенно с продвижением Византии на Восток в Армению, Месопотамию и Сирию, византийское привительства основывало в этих областях до нескольких десятков халкидонитских епархий, что укрепляло ее присутствие в этих регионах.
Может все сказанное выше не имеет прямого отношения к теме, но оно некоторым образом, может говорить в пользу армянской версии о св. Ефреме.
(Отредактировано автором: 24 Марта, 2009 - 14:22:35) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 24 Марта, 2009 - 10:23:01 |
|
|
|
|
|
|
Еще раз, доступно: "град Милитин" - выдумка близкого митрополичьей кафедре составителя Никоновской летописи (16 век), сделанная, видимо, на основе легендарных свидетельств Послания Спиридона-Саввы и Сказания о князьях Владимирских о визите византийского посольства, в том числе "митрополитаи милитинского и митилинского", к Владимиру Мономаху. Цель - идеологическое противодействие секуляризаторским стремлениям великого князя и нестяжательскому течению в монашестве.
Никакого отношения эта выдумка к реальному Ефрему не имеет. Нет никаких оснований полагать, что Ефрем не был коренным русином. |
|
|
|
|
|
|
|
Мне интересно, какой источник говорит об этой выдумке? И почему лендарных? Мне нужны ссылки, чтобы разрешить окончательно этот вопрос, т.к. для меня это - пока еще вопрос.
Цитата:Цель - идеологическое противодействие секуляризаторским стремлениям великого князя и нестяжательскому течению в монашестве. |
Это Ваше личное мнение или чье-то из исследователей?
А где говорится о славянском происхождении св. Ефрема? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 24 Марта, 2009 - 17:50:19 |
|
|
|