|
|
|
|
|
|
|
Цитата:Ну конечно были. Вы затронули очень обширную тематику. По этому вопросу надо бы открыть новую тему, если, конечно, она будет поддержанна обществом. Есть научные монографии таких выдающихся ученных как Н.Марр, Лидов, Харанис, Рансимен, Арутюнова-Фиданян, Мурадян, Абуладзе, Каждан, тот же самый Бартикян и т.д., которые работали в сфере изучения общин и церковных организаций армян-халкидонитов Византии, Грузии и Армении. Их общины и церковные организации существовали до конца 19 столетия (о чем и пишет Бартикян в своей работе о Гаврасах) и геноцида армян в 1915 в Турции. До нас дошли армяно-халкидонитские богослужебные книги и даже фотографии.
Вот один пример:
до нас дошла и одна из богослужебных книг православных армян, - это «Требник», составленный по порядку греков, у армян называющийся – «Маштоц»ем («՚ի մեծ Մաշտոցէն յունաց որ կոչի Էֆխօլօյօն»). В начеле этой книги помещено послание греческого Константинопольского патриарха Агафангела (1826-1830 гг.), датированное годом 1830-ым месяцем апрелем («Յամի Փրկութեան 1830 յԱպրիլի»), направленное его армянской пастве по случаю создания данной книги. Требник этот был переведен (и издан в Константинополе) с древнегреческого на древнеармянский язык при содействии некоего знатного Акнийского (город в зап. Армении)армянина-халкидонита Анастасия («Անաստաս աղային, որ ՚ի ս՟բ Գէորգայ վանից գիւղէն՝ Ակնայ քաղաքին»), по распоряжению патриарха Агафангела («Հրամանաւ Տեառն Ագաթանգեղոսի սրբազան Արքեպ՟սի և տիեզերական Պատրիարգի յունաց») и в архиерейство армяно-халкидонитского архиепископа Карапета («Եւ ՛ի Պատրիարգութ՟ե Հայոց Տեառն Կարապետի ամենապատիւ և Վեհափառ Արքեպ՟սի»). Это послание патриарха Агафангела - является одним из немногих документов дошедших до нас, и свидетельствующих о существовании армянских православных епископств на территории западной части Армении в XIX в., во главе которых стоял архиепископ («Արքեպ՟ս»), подчиняющийся Константинопольскому Патриархату (см.: См.: «Մաշտոց». 1831 ՏՊԱԳՐԵԱԼ ՟ռմ՟ձ: ՅՕՐԹԱՔԻՒՂ (՚Ի ՏՊԱՐԱՆԻ ՊՕՂՈՍԻ ԱՐԱՊԵԱՆ Ա ՊՈՒՉԵԽՑՒՈՅ: Թթ: 1-4 (1831, Константинополь; на древнеарм. яз.)
Это весьма коротко.
| Огромное спасибо!
А в какие моменты своей истории общины армян больше всего переходили в Православие?
Или люди этих общин - восновном потомки не перешедших в Православие позже, а тех, кто выбрал дифизитство ещё в 5 веке, при расколе между дифизитами и монофизитами?
|
|
Всего записей: 115 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2009 - 19:20:40 |
|
|
|
|
|
|
Alexy
Там были и те и другие. По причине Халкидона АЦ разделилась в самой себе, часть епископата приняла орос Халкидона, а др. часть отвергла его; окончательный разрыв произошел на 2 Двинском соборе в 554 г. В результате такого раздвоения западные арм. епископии (в основном это те, что примыкали к Византии) отошли под юрисдикцию Константинополя, а восточные епархии во главе с двинским католикосатом (находившиеся под властью персов) подтвердили веру в "едино естество" и открыто осудили Халкидон. Так что раскол произошел не в 5, а в 6 в. Но до 554 г. в Армении были созваны два всекавказских собора, которые были по сути подготовительным этапом к принятию восточными армянами догмата монофизитов.
Цитата:А в какие моменты своей истории общины армян больше всего переходили в Православие? |
Тогда, когда усиливалось влияние Византии или Грузии в Армении. Т.к. армяне-халкидониты (армяне-ромеи) подданные Византии всегда использовали подобные случаи, чтобы воссоединять своих соотечественников-антихалкидонитов с Вселенской Церковью; это было выходно и с церковной и с политической точки зрения.
Цитата:Или люди этих общин - восновном потомки не перешедших в Православие позже, а тех, кто выбрал дифизитство ещё в 5 веке, при расколе между дифизитами и монофизитами? |
Членами армяно-халкидонитских общин и епископств были, в первую очередь, - потомки тех армян, которые в 5 и 6 вв. примкнули к Халкидону, а во вторую, - новооиспеченные халкидониты переходившие в разное время из национаьной Армянской Церкви в Армяно-халкидонитсую Церковь, нах. в составе Константинополя; на эту тему писал Н.Я Марр в своей работе, посвященной армянам-халкидонитам.
Вот список локализации армяно-халкидонитских епархий в разное историческое время:
Местоположения армяно-халкидонитских епископий были установленны исследователями в этой области согласно средневековым епархиальным спискам отдельных поместных Церквей. Уже в VI-VII вв. существовали епархии армян-халкидонитов в Малой Армении, входившей в состав Византии. В списках епископий Константинопольского Патриархата (с нач. X в.) приведены названия православных кафедр на армянских землях. В митрополию Трапезунта (совр. Трабзон, Турция) входили епископии Шариан и Келькит по р. Гайл-гет (совр. Келькит), Сарчамадзор близ Карина, Байберд, Керчанис, Лерион, Мананали, Визана, Дзернак, Мцурн, Хах, Хавчич, Серманц, Еланцберд, Андак, Басен, Сукавет, Хантиерц. Митрополия Екелесены (Екехиац), Хордзена и Тарона включала в себя 21 епископскую кафедру, среди них Хордзен, Тарон, Муш, Хойт, Хацюн, Манцикерт (Маназкерт), Арчеш, Арцке, Амюк, Беркри, Востан. Ликопотамская епархия включала в себя область в долине р. Ликос (совр. Кельхас) в Северной Месопотамии. В епархию Феодосиополя Армянского (Карин), находившуюся в юрисдикции Антиохийского Патриархата, входили епископии Ордуру, Маврак (Маврокастрон), Сурб Мари (св. Марии), Аруч. Антиохии подчинялись также кафедры Панаскерт и Калмах в Северном Тайке. Многие кафедры армян-халкидонитов не поддаются точной локализации. Возможно, они располагались следующим образом: Мастраватц - у горы Мастара на Евфрате в Анзитене; Марментидзур - по р. Мармет-джур, впадающей с востока в оз. Ван; свт. Николая - у монастыря свт. Николая Чудотворца на северном берегу оз. Ван; Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) - в г. Ван; Елиссау - у монастыря св. Егише в Нареке, к югу от оз. Ван.
Таким оразом в XI в., в период наибольшей экспансии Византийской Империи на Востоке, православные армянские епархии, иерархически связанные с Православной Церковью, находились в Малой Армении, в Месопотамии, в Сирии, в Тароне, во владениях Давида Куропалата (Карин, Басен, Чормайри, Мардали, Харк, Апахуник), в Васпуракане, в Багреванде, в Айрарате, в Шираке. На землях, соседствовавших с Византией, общины армян-халкидонитов имели давнюю историю, а в Северной Месопотамии (принадлежавшей кайситским эмирам) и Васпуракане они появились с приходом византийских войск. Общины армян-халкидонитов существовали также в столицах Багратидов - Карсе и Ани. В актах Константинопольских церковных соборов середины XII в. упомянут Иоанн, армяно-халкидонитский епископ Ани. Однако в этих городах, т. е. Ани и Карсе, являвшихся оплотами национальной Армянской Церкви, не могло быть армяно-халкидонитских епархий до тех пор, пока они не вошли в состав Империи (соответственно в 1045 и 1065 гг.).
Увеличение в XI в. числа кафедр армян-халкидонитов – явное свидетельство возросшего количества членов их общины, т. к. епископ мог быть назначен только в многонаселенный город. Можно сказать, что в это время церковная организация армян-халкидонитов вновь начинает на равных соперничать с национальной Армянской Церковью. Нашествие турок-сельджуков во второй половине XI в. положившее конец присутствию Византии в Армении, вынудило армяно-халкидонитские общины постепенно перейти под власть Грузинского Католикосата, и в XIII в. их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские».
...................................................................................
На грузинском языке сохранился документ, изданный впервые Д.З.Бакрадзе. Это список епископов и пастырей, конечно, халкидонитских, которые были подчинены грузинскому католикосу. В числе их имеются армяно-халкидонитские епархии, расположенные во внутренних областях Армении, так Анийская, Карсская и Алашкертская с указанием пределов каждой. В этих пределах встречаются и теперь кое-где развалины халкидонитских монастырей, как и в северной части Армении можно видеть армяно-грузинские правлславные церкви и монастырские комплексы, как-то: Ахтала, Кобайр, Киранц и др.
Д.З.Бакрадзе. Археологическое путешествие по Грузии и Адчаре, СПб. 1878, стр. 81. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Февраля, 2009 - 23:07:23 |
|
|
|
|
|
|
Про историю раскола с монофизитами начиная с Халкидонского собора и далее можно почитать "Церковную историю" Евагрия Схоластика. Собственно на армянском вопросе, насколько я помню, он не акцентировал внимание, но долгий и напряженный процесс превращения монофизитских церквей в оппозицию восторжествовавшему в Константинополе православию при Юстиниане (именно его решительное вмешательство привело к такому положению дел) в этом сочинении отражен подробно. Опять же у уже обсуждавшегося здесь Себеоса можно найти много информации по данной теме: разделение религиозное сопровождалось рассечением политическим, особенно острым во время войн Византии с Сасанидским Ираном; армянские князья воевали по разные стороны как полководцы на службе у Константинополя и персов. |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 12:45:27 |
|
|
|
|
|
|
А после 11 в. армяне-халкидониты постепенно слились с грузинами? А кое-кто наверное с греками?
Или армяно-язычные халкидониты оставались до 19 в.?
(Отредактировано автором: 12 Февраля, 2009 - 13:22:28) |
|
Всего записей: 115 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 13:13:45 |
|
|
|
|
|
|
Ну, скажем, что не только Евагрий пишет об этих событиях, надо просто сравнивать несколько сочинений, современных к той эпохе, и сравнив их, можно прийти к действительному положению вещей, как это и принято делать в научно-историческом мире. Кстати, В.В.Болотов написал прекрасную работу о Вселенских Соборах, где он затрагивает тему отпадения восточных армян.
Да, на счет политики Юстиниана так и есть, но немногим ранее, его дядя - император Юстин 1 уже начал свою новую политику под знаменами Халкидона, в отличие от Анастасия, его предшественника.
Цитата:напряженный процесс превращения монофизитских церквей в оппозицию восторжествовавшему в Константинополе православию | например в Армении начался уже во второй половине 5 столетия, выразителем которого стал арм. архиепископ Иоанн Мандакуни при котором (кроме остальных причин, приведших впоследствии к расколу) воточные армяне и персы в 484 г. заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой под покровом, конечно же, Персии, государь которой лично утверждал армянских архиепископов на посту главы Церкви восточных армян. Ну и, конечно же, персы "особо заботились" о вероисповедных принципах своих подданных-армян.
Цитата:Опять же у уже обсуждавшегося здесь Себеоса можно найти много информации по данной теме: разделение религиозное сопровождалось рассечением политическим, особенно острым во время войн Византии с Сасанидским Ираном; армянские князья воевали по разные стороны как полководцы на службе у Константинополя и персов. |
Только Себеоса не будем исследовать, нужно обращаться и к др. современным этой эпохе историкам, учитывая, что данный автор был монофизитом (чтобы оценить данный вопрос макс. правильно).
Ну так, монофизитство это ведь церковно-политическая доктрина.
Хотя, нужно признать, восточные армяне (князья) вели (в 6-7 вв.) политику двойных стандартов, оттого им не доверяли ни персы ни ромеи, даже если таковые были армянского происхождения (армяне-ромеи); эти последние (по большей части) отводили себе роль закрепления за Византией всей Армении, куда назначались полководцы из армян-ромеев на посту magister militum per Armeniam, дабы чрез них, как людей знакомых с армянским миром и положением дел на Востоке, легче управлять восточными границами Империи, как одной из самых горячих точек в 6-7 вв.
У меня вот только две книги Схоластика - э то 5-6-ой, а сколько их всего у него?
(Добавление) Alexy Цитата:А после 11 в. армяне-халкидониты постепенно слились с грузинами? А кое-кто наверное с греками? |
Например такая армянонаселенная область на севере Армении как Тайк, всегда быда халкидонитской! Это область исконно принадлежала Грузии (неск. веков была в сотставе Армении), но в этническом составе армяне превосходили грузин в два раза; первые монастыри в этой области были основанны армянами-халкидонитами - Ишхан, Миднадзор, Шатберт... Армяне-халкидониты этой обширной области к 10 веку (как доказал это Марр) уже были впосле "грузинами", но с армянской письменностью, хотя частью, конечно же, там и в последующие века (14 и далее) жили прав. армяне, осознающие себя армянами-халкидонитами, но с веками их становилось все меньше; это видно из дошедшей до нас литературы армян-халкидонитов и епископских кафедр при царице Тамар (13 в.) и после. Короче, денационализация армян-халкидонитов, как среди грузин, так и среди греков, происходила в разных областях в разное время и по разному, определеные причины способствовали этому с разной силой. Таким трижды "грузином" был доместик схол Запада Григорий Пакуриан (родом из Тайка), основатель груз. монастыря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы (подчиняющийся Константинополю), известный полководец и прекрасный администротар в 11 в.; написавший типикон монастыря на трех яз.- греч. груз. и арм.; причем силу имел только греческий вариант (а груз. и арм. служили своего рода руководством к новопоступающим братиям из грузин и армян-халкидонитов) заверенный иерусалимским патриархом, а подписал он свой типик на арм. языке. Таким армянином-халкидонитом подписывавшим оффиц. документы на арм. яз. был и прот Афонской горы Феоктист. В документах монастыря Эсфигмен (Actes d’Esphigmenou /Ed, diplomatique par J. Lefort. P., 1973. p. 45; «Actes de Lavra», t.1, par P.Lemerie, A. Guillou, N. Svoronos, D.Papachryssanthou, Paris, 1970, p. 186, 374.) есть акт от 1037 г. игумена монастыря и прота Афона Феоктиста, армянина-халкидонита, который подарил своему «духовному брату» монаху Никифору имение Селина на Афоне в вознаграждение за тридцатишестилетнюю миссионерскую деятельность в феме Харсианы. Это, должно быть, тот самый игумен Феоктист, который совершил постриг над св. Антонием Киево-Печерским, во время пребывания последнего в монастыре Эсфигмен. Ну и так далее....
Цитата:Или армяно-язычные халкидониты оставались до 19 в.? |
Да, такие оставались до 19 и 20 вв., свидетельством чего могут служить их богослужебные книги на арм. яз, об одной из которых я писал Вам выше. А вот и послание конст. патриарха Агафангела его арм. пастве по случаю создания греческого требника в армянском переводе, любзно предоставляю Вашему взору, ссылки те же -
ԱԳԱԹԱՆԳԵՂՈՍ ՈՂՈՐՄՈՒԹԵԱՄԲՆ ԱՍՏՈՒԾՈՅ ԱՐՀԻԵՊԻՍԿՈՊՈՍ ԿՈՍՏԱՆԴՆՈՒՊՈԼՍՈՅ ՆՈՐ ՀՌՈՄԱՅ ԵՒ ՏԻԵԶԵՐԱԿԱՆ ՊԱՏՐԻԱՐԳ
Որ ինչ կայ ՚ի գրիս յայս՝ առաւ ՚ի մեծ Մաշտոցէ մերմէ որ կոչի Էֆխօլօյիօն, և թարգմանեալ ՚ի յունաց լեզուէ ՚ի հայ բարբառ:
Եւ պարունակեալ ունի զկարգաւորութիւնս սրբարար խորհրդոց, և զաղօթս սրբոց, և զարարողութիւնս, սոցին. որք և նշանակին ՚ի ցանկն:
Գիրքս այս զդուշութեամբ քննեալ յիմաստուն և ա՟ծապաշտ և ուղղափառ քրիստոնէից՝ քաջահմուտ եղելոց հայկական լեզուի, բերաւ յեկեղեցին զի կնքեալ տպագրեսցի:
Եւ որովհետև վկայեալ ցուցաւ ՚ի նոցանէ, թէ կարգւորութիւնք և աղօթք բովանդակեալք ՚ի սմա, ուղիղ և ողջմիտ և անթերի թարգմանեալ են ՚ի Մաշտոցէ մերմէ, յազագս որոյ կնքեցաւ Պատրիարգական կնքով, և վաւերական ստորագրութեամբ մերով:
Որպէս զի ա՟ծազդեցիկ փութով և պատուասէր ջանիւք դերամեծար սառաֆ բարեպաշտօն Անաստաս աղային ՚ի տիպ արձանասցի՝ ՚ի գործածութիւն և յօդուտ պաշտօնէից եկեղեցւոյ:
Так что они были.
(Добавление) А еще были армяне-халкидониты сирийской группы (мелькиты) . Но это уже отдельный разговор....
(Отредактировано автором: 07 Мая, 2009 - 18:56:57) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 13:25:55 |
|
|
|