|
|
|
|
Meddah
Спафарий Откуда: Москва
|
|
|
|
Во всех книжках, что мне довелось читать, говорится, что св. равноапостольный император Константин Великий был крещён незадолго до смерти. При этом арианским епископом. На этом форуме я вычитал, что имеется и другая версия этого события. Располагает ли кто-нибудь из жителей Византийской державы этими сведениями? Можно ли узнать какие-нибудь подробности? |
|
Всего записей: 112 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 25 Марта, 2008 - 09:36:29 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Версию крещения Константина римским папой Сильвестром давно опроверг еще Лоренцо Валла. Константина крестил Евсевий Никомедийский, арианин. Однако, поскольку Евсевий был рукоположен во епископы вполне канонически, то его арианство осталось в данном случае только его проблемой. На благодатности обряда крещения это сказаться не могло. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 25 Марта, 2008 - 09:59:27 |
|
|
|
Кассия
Спафарий Откуда: Петрополь
|
|
|
|
Он действительно был крещен арианином и в конце жизни поддерживал ариан. А что тут про благодатность крещения написали, с канонической т.з. ни в какие ворота не лезет. Если епископ отпал в ересь, то он становится вне Церкви и благодатных таинств совершать не может. Так что это вовсе не его "личная проблема", а оч. большая проблема для всей его паствы. Правда, если потом те, над кем он совершил таинства, присоединятся к Церкви, то она может по икономии и не повторять их - форма наполняется содержанием (т.е. благодатью) при присоединении к Церкви. Ну, а с Константином, видимо, произошло "посмертное" присоединение, т.сказ.: православные признали его за своего святого. Но это бывало и в др. случаях: например, Аморейские мученики или прав. Евдоким Каппадокиец формально были иконоборцами. В Церкви всякое бывает
----- http://mon-kassia.livejournal.com/ http://scrinium.academia.edu/KassiaSenina |
|
Всего записей: 82 : Дата рег-ции: Май 2006 : Отправлено: 25 Марта, 2008 - 18:09:08 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
А вот и не согласен. То, что в Церкви в какой-то период на "руководящих постах" преобладали ариане, не может означать "временную" потерю Ею благодати. В противном случае мы должны будем признать, что в некий период Церкви Христовой не было на земле, а были лишь отдельные праведники. Этого быть не может по определению, поскольку противоречит словам Христа. Впал ли епископ в ересь может определить только Церковный собор, и на этом основании лишить епископа священного сана. Тогда он действительно потеряет благодать и все таинства его станут недействительными. Евсевий Никомедийский на тот момент, когда крестил императора, не был отлучен от Церкви и не был лишен своего сана. Он подвергся анафеме посмертно. А, значит, крещение его было благодатным. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Марта, 2008 - 07:20:20 |
|
|
|
|
|
|
Вспоминается Анатоль Франс и один блаженный римский священник из его "Острова пингвинов", который по неведению причащал паству какой-то бурдой вместо вина. В результате паства поголовно попала в ад, из чего делается вывод, что форма в обряде важнее содержания... |
|
Всего записей: 61 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 27 Марта, 2008 - 01:26:51 |
|
|
|
Meddah
Спафарий Откуда: Москва
|
|
|
|
На мой взгляд, вопрос о благодатности крещения императора можно разделить на две части. Первая - "политическая" (сюда относятся "здравые размышления" и логика людей, балансы интересов и икономия). Вторая относится к области действия Святого Духа, который дышит не в соответствии с нашими желаниями и помыслами, а где хощет. Плоды деяний Константина, был ли он православным, арианином, либо даже, по мнению кое-каких скептиков, прагматиком, использовавшим Церковь в своих целях, очевидны: тысечелетнее православное царство. Так что, на мой неучёный взгляд, с благодатью там всё было в порядке. |
|
Всего записей: 112 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 27 Марта, 2008 - 10:54:07 |
|
|
|
Михайло
Анфипат Откуда: Україна, Київ
|
|
|
|
Цитата:Вспоминается Анатоль Франс и один блаженный римский священник из его "Острова пингвинов", который по неведению причащал паству какой-то бурдой вместо вина. В результате паства поголовно попала в ад, из чего делается вывод, что форма в обряде важнее содержания... |
А Анатоль Франс -- критерий по вопросам попадания в ад?
P.S. Мне же вспоминается священник, служивший подпольные литургии в 1920-х гг в условиях Соловецкого лагеря особого назначения. За неимением вина Кровь Христову он приготавливал, используя клюквенный сок (ЕМНИП). В книге не указано, кто куда попал после смерти, и это правильно -- люди этого не знают.
(Отредактировано автором: 27 Марта, 2008 - 18:11:09) |
|
Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 27 Марта, 2008 - 14:45:20 |
|
|
|
Вадим
Куратор Откуда: Москва
|
|
|
|
Насчет крещения святого равноапостольного императора Константина Великого, августа вечного, непобедимого.
Крещение было совершено повидимому СОБОРОМ епископов, находившихся при войске, которое готовилось выступать против персов.
Крещение происходило в Аквирионском дворце в окрестностях Никомидии, и разуется Евсевий Никмедийский не мог не принимать в нем участия. Но по видимому (если руководствоваться "Жизнеописанием василевса Константина" Евсевия Кесарийского) он не был единственным епископом, учавствовавшим в совершении Таинства.
Кассия, принадлежа в настоящее время к раскольничьей псевдоправославной антицерковной группировке, грубейшим образом искажает православное понимание благодати (которое в её устах близко к догматам ереси папизма, в частности, к формуле "экс опера операрум"). Благодать Божья жива и действенна в любом признаваемом Церковью (то есть неискаженном по своей природе и формуле) таинстве, совершенным управомоченным на это (а крестить могут даже миряне) крещенным христианином (напомню, согласно Святым Канонам таинство Крещения у ариан полностью признается и не нуждается в каком-либо "восполнении" с точки зрения обеспечение действительности). Арианским крещением было крещено немало святых - ревностных защитников Православия.
Так что за святого равноапостольного Константина Великого, августа вечного, непобедимого, думаю, можно не волноваться! Да поможет он нам молитвами своими к Пантократору Вселенной, Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу ! |
|
Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 27 Марта, 2008 - 20:37:33 |
|
|
|
|
|
|
Однако, партийный съезд какой-то.
----- «Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων. |
|
Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 27 Марта, 2008 - 23:42:14 |
|
|
|
Meddah
Спафарий Откуда: Москва
|
|
|
|
Цитата:Крещение было совершено повидимому СОБОРОМ епископов, находившихся при войске, которое готовилось выступать против персов. |
В каком году? |
|
Всего записей: 112 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 28 Марта, 2008 - 08:52:48 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Марта, 2008 - 09:38:45 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:P.S. Мне же вспоминается священник, служивший подпольные литургии в 1920-х гг в условиях Соловецкого лагеря особого назначения. За неимением вина Кровь Христову он приготавливал, используя клюквенный сок (ЕМНИП). В книге не указано, кто куда попал после смерти, и это правильно -- люди этого не знают. |
Прошу меня простить, если кому-то моя попытка пошутить показалась излишне вольной. После приведенного Вами примера желание шутить, действительно, отпадает.
Но:
Константина Великого я, честно говоря, очень не люблю, хоть он и основатель Византии. Не знаю, снизошла ли на него благодать в 337 г., но до этого - и после издания Медиоланского эдикта, и до него - он действовал крайне аморальными методами и был не то что не святым, но на редкость аморальным и нехорошим человеком. Не могу поверить, что он попал в рай, и обсуждение обрядовой стороны вопроса - всерьез, а не с формально-исторической точки зрения - кажется мне поэтому достаточно странным занятием. |
|
Всего записей: 61 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 31 Марта, 2008 - 20:49:50 |
|
|
|
Вадим
Куратор Откуда: Москва
|
|
|
|
Я же абсолютно убежден в том что святой равноапостольный Константин Великий, Август вечный, непобедимый, представтельствует за нас в Раю пред Богом.
Что аморального сделал он? Сверг своего отца как Максенций? Да нет, он только после третьего (!) мятежа казнил своего свергнутого Максенцием тестя. Нет, если быть точным, даже не казнил, а просто позволил ему покончить с собой (причем еще не будучи ни грана христианином).
Или он убивал своих сопровителей ради заключение мира с победителями, как делал это Лициний? Нет, он сохранил жизнь тому же Лицинию после трех (!) нападений последнего на Константина и казнил его лишь после того, как обнаружил очередной заговор уже свергнутого императора (кстати, тогда он бул уже оглашенным).
Конечно и у него были ошибки (Аблавий как префект, высылки некоторых православных епископов, казнь Криспа по наветам его зложелательницы и т.д.). Но важно то, что он хотя бы сумел где возможно исправлять эти ошибки, раскаиваться в них.... Редкое качество для правителя, не правда ли?
Так что недаром после смерти он появился на стенах Самосаты - Бог прославил его во святых ! Его Крещение очистило ЛЮБЫЕ его грехи ! |
|
Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 31 Марта, 2008 - 23:24:43 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Совершенно точное замечание Вадима: крещение очистило душу Константина от всех грехов и она не могла не спастись, поскольку покаяние было явно искренним и сам Константин был уверен, что для него наступает "жизнь вечная". Почему собственно на него не могла сойти благодать при крещении? Да она просто не могла не сойти, не опровергнув Новый Завет, что, мягко говоря, немыслимо. А все эти наговоры на Константина историков "гиперкритического направления" (того же Я. Бургхарда, например), не говоря уже о современных Константину язычниках, в основе имеют не столько фактуру, сколько предвзятость и недоброжелательность. На фоне современной ему традиции власти, Константин действительно выглядел очень достойно и вполне заслуженно именуется Великим в истории и Равноапостольным в Православии. Кроме того, он мой ангел-хранитель, и я вполне отчетливо ощущаю его помощь и покровительство. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 01 Апреля, 2008 - 10:39:33 |
|
|
|
|
|
|
Вадим Филин
Вы, вероятно, во многом правы. В конце концов, Константин мог спастись, но примерно так же, как Благоразумный Разбойник - искренним покаянием перед лицом смерти.
А вообще-то Аблавия и Криспа уже достаточно, чтобы признать, что при жизни он был далеко не благим правителем. За Константином водятся весьма принципиальные прегрешения. Он, больше, чем кто бы то ни было еще, вверг Империю в новый водоворот гражданских войн - правда. сам же его потом и преодолел. Его провозглашение августом в 306 г. нанесло самый страшный, пожалуй, даже смертельный удар по системе тетрархии - благородному и позитивному начинанию Диоклетиана, что бы не говорила о последнем православная традиция. Между прочим, Диоклетиана Константин и Лициний принудили покончить с собой - а ведь это был человек, без которого и Констанцию Хлору, и самому Константину пришлось бы не править, а пасти коз в своей Иллирии...
Нет, Константин, наверное, был далеко не самым аморальным правителем - но в целом его деятельность полностью находится в традиции его аморального века... |
|
Всего записей: 61 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 01 Апреля, 2008 - 14:18:37 |
|
|
|