Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Действительно ли в Православной­ Церкви канонизирован Константин­ Драгаш Палеолог& [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Я забыл Вам сказать еще, что наряду со словом вкай, в АЦ используют и греч. - "мартирос". Это имя распространено среди армянского духовенства, например, - Айр Мартирос, - отец Мартирий...

В Армянской Церкви особо почитаются святые Саргис (Сергий) Стратилат, его сын Мартирос и 14 персидских воинов. Представляете, а они пострадали в 362 г. во время гонений при Юлиане Отступнике, это пока еще эпоха строгого Православия в Армении, и что интересно св. Сергий был каппадокийским греком, получивший чин стратилата Каппадокии от императора Константина Великого (как об этом повествует его житие), и тем неменее, волею судьбы, почитание его сохранилось только в АЦ, его имени нет даже в календарях КЦ, несмотря на то, что имена многих арм. святых 4 века, были вписаны туда, а это благодаря армянам-халкидонитам Византии.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 08 Ноября, 2008 - 22:36:02
diodoros


Протоспафарий


Уважаемый Нарсес. Очень меня радует такая плодотворная дискуссия с Вами. Тема эта давно меня интересует, но для более серьезного осмысления, нужен был повод - и вот он представился.

1. О слове "деканонизация". Вопрос, как это слово звучит по-гречески, был риторическим. Не трудитесь узнавать у своего друга-грека. У меня тоже масса друзей греков (да и сам я жил долгое время в Греции). Дело в том, что на греческом такого слова просто-напросто нет. Нет такого понятия. Из этого следует, что нет и практики. Но теперь, когда Вы правильно, заметили, что "само слово "деканонизация", каким сегодня пользуются, не совсем удачное. Оттого и неразбериха", необходимость в этом "лингвистическом" аргументе отпадает сама собой. Слово это, думаю, к нам пришло из католической практики. Вот там, насколько я знаю, действительно, канонизируют и деканонизируют святых. У них все четко расписано, есть конкретные каталоги и справочники, кто святой, а кто нет, сколько святых и т.д. В Православной же Церкви, как это общеизвестно, нет такой строгой институализации, оттого и неоторый хаос (на первый взгляд). Вот этот-то "хаос" мне больше всего и нравится в Православии!!!!! В действительности, это никакой не хаос. Церковь не институализировала многие стороны жизни потому, что живет Духом Святым, который дышит, где хочет. Тут уже мы переходим в область богословия. (Кстати, чтобы не было недоразумений, слово институт и институализация я использую как кальку с греческих слов θεσμός и θεσμοποίησις.) Как происходит канонизация? Греческое слово ἀναγνώρισις или ἀνακήρυξις означает признание, провозглашение. Святых начинает почитать народ, их святость является в чудесах и знамениях, тогда Церковь, видя существующее почитание, официально вносит данного святого в календарь (а в синаксаре записывается его житие для назидания верующих). Голубинский объясняет, что сам чин канонизациии не подразумевает какого-то особого акта: просто выносится икона, поется тропарь и т.д. (ну, Вы знаете). С богословской точки зрения, почитание святого - это выражение самосознания Церкви, свидетельства о котором даны в опыте святых, живущих каждую эпоху. Ведь самосознание Церкви выражают не архиереи и не справочники, а святые. Вот на свидетельства святых и надо прежде всего опираться в исследованиии вопроса о том, кого Церковь почитает, а кого нет. И еще важен, конечно, факт всеобщего почитания. Просто к справочникам мы обращаемся, когда хотим узнать конкретную информацию.

Есть два вида справочников: церковные синаксари (где отобразилось именно самосознание Церкви, потому что эти синаксари были приняты и использовались многими поколениями святых - мы об этом знаем достоверно). К этой группе (для Греческой Церкви) относятся Константинопольский Синаксарь (его еще называют "Менологием" императора Василия), а также Синаксарист преп. Никодима Святогорца. Последний взял за основу редакцию Маврикия "Константинопольского Синаксаря". Маврикий перевел его на более понятный язык, но наделал массу ошибок. Использование Синаксаря с ошибками продолжалось до преп. Никодима, который исправил ошибки и внес святых из других Поместных Церквей (Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской). К сожалению, он не знал русского - только поэтому туда не вошли многие русские святые (то же, думаю, и с грузинскими и армянскими святыми). Но есть сведения, что Никодим живо интересовался русскими святыми у русских афонцев - и некоторых святых все-таки внес в свой Синаксарит. А вторая группа справочников - это научные труды. Некоторые ученые хотели систематизировать наши сведения о святых, которые почитались Церковью. Из них самые известные (мне): архим. Сергий Спасский. Полный месяцеслов Востока (он переработал кучу материала), а также "Агиологион" Евстратиадиса (словарь святых). Ну, можно еще и книгу Голубинского назвать. (Больше не могу вспомнить.) Но это - вторичная для Церкви группа источников (понятно почему).

Возвращаюсь к вопросу о церковном почитании святых. Если имя какого-то человека было внесено в святцы по настоянию того или иного земного владыки (императора, царя, президента) - а ведь вы знаете, что патриархи и члены синода тоже люди, могущие идти на компромисс (возможно даже в большей мере, чем кто-либо другой), - то "святость" этого внесенного в календарь человека требует проверки временем. Если и в следующие эпохи (когда уйдут владыки, улягутся бури) продолжится почитание святого - тогда он остается в календаре. А если нет, то почитание уходит само собой, имя уже не вносят в календарь. Некоторые имена действительно забываются. В этом случае Церковь просто перестает обращаться к нему как к святому с молитвой. Ведь "канонизация" нужна не святым и не Богу, а земной Церкви, т.е. нам. Как известно, в действительности, т.е. "у Бога", святых гораздо больше. Сколько неизвестных святых в Церкви? Сколько мучеников? Просто посредством "канонизации" Церковь пытается как-то регулировать и контролировать всеобщее почитание.

Теперь, как быть с императорами? Чтобы внести их имена в святцы, тоже были приняты соотвстствующие решения соборов. Потом они подтверждались последующими соборами. Так, например, о Юстиниане свидетельствуют многие соборы. Сомневаться, в его церковном почитании не приходится. Поговорить о Юстинине, конечно, надо особо.

2. Юстиниан. Из ваших реплик я понял, что Вас особо смущает наличие его имени в святцах. В самом факте его прославления как святого, думаю, Вы не сомневаетесь. А сомневаетесь, вероятно, в причинах его прослаления. Почему он почитается, если наделал столько зла? Прежде всего, скажу, что смущаться тут не чем. Возьмите, к примеру, других императоров - Константина или Феодосия. Они наделали тоже немало зла. И конечно, всякий согласится, что почитаются они не за то зло, которое совершили. Ведь при их жизни их осуждали соборы, обличали святые. Вспомните встречу Феодосия с Амвросием, который не пустил императора в храм. Вообще в обыденном сознании людей святой - это безгешный человек. Странно, что многие верующие в данном случае рассуждают совешенно как атеисты. Может, это неосознанно так получается. Христос пришел на землю, чтобы спасти грешников. Когда он ел и пил с мытарями и блудницами, фарисеи недоумевали и спрашивали Его, почему Он ест с грешниками, а с ними не общается. Тогда Христос и сказал, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные". Так и оказалось, что Христа больше возлюбили блудницы и мытари, нежели праведники, потому что первые имели в Нем нужду, а вторым и так было хорошо. На этом и стоит понятие святости в Церкви. И не случайно первый святой Церкви - это разбойник. Из этого же мы не делаем вывод, что Церковь признала всю его жизнь посредством канонизации (а "канонизировал" его Сам Христос). То же и с "благочестивыми императорами". Их канонизировали только в виду их покаяния и лиюбви к Богу, а не вследствие политики в отношении монофизитов. Мы с вами не знаем наверняка (это знает только Бог), покаялся Юстиниан или нет (Евагрий пишет, что он до смерти был злодеем). Но Евагрий - современник, его взгляды пристрастны (да еще навеяны обиженным Прокопием). А сознание Церкви, засвидетельствованное многими соборами, говорит о том, что покаялся. Когда же человек приносит покаяние, вся его прежняя жизнь обретает иную перспективу. В этой новой перспективе такие императоры, как Юстиниан и Феодосий, действительно, несмотря на многие неправды, оправдали свою жизнь и, как говорится, "утвердили Церковь".

3. Никифор Фока. Пока Вы не спросили про него, я как-то не интересовался. Но тут посмотрел кое-какую литературу. Вот что могу сказать. Никифор почитался святым преподобным Афанасием Афонским. Эта традиция существовала в его Лавре (день памяти 11 декабря). Там же была составлена служба Никифору, который прославлялся как мученик. До 19 века в Лавре отмечали его память. Но сейчас и там он оказался забыт. Видимо, это было местное почитание. О его же "святости" знает только Бог.

4. Насчет того, почему имена одних святых вносят в календари, а других нет, я согласен с Вашим объяснением: "Думаю, тут дело просто - особое почитание святого". Кроме того, ведь календарь не всегда отображает полный список всех святых, почитаемых Церковью. Туда вносятся имена по мере познания. Даже у нас в Русской Церкви разные по объему календари. В последнее время ценился Валаамский календарь - за более полные списки святых. Кроме грузинских и армянских святых, отсутствующих в наших календарях, там отсутствует еще масса западных святых первых веков (одних гальских и ирландских святых сколько!). Вот, хорошо бы кто-нибудь составил справочник или словарь святых! Здорово было бы. Кстати, скоро выйдет хороший Синаксарь, составленный о. Макарием (монахом Симонопетры на Афоне). Там краткие жития (и святых гораздо больше, чем в наших четьях-минеях). Но и там есть не все есть. Давайте подобъем Константина (то бишь Филина), чтобы он занялся составлением "Агиологического словаря"!

В заключение своего "трактата" хочу задать Вам свои вопросы. У меня их возникло очень много в связи с Арменией, историю которой Вы, видимо, хорошо знаете. В последнее время я понял, что это важная тема для понимания того, что происходило в Византии и Византийской Церкви (и вообще на Востоке). Но для начала спрошу по теме этого раздела.
1. Вы упоминали о Петре Ивере и его исключении из святцев. Расскажите, в чем там дело.
2. Я тут читаю сочинения Давида Анахта - известного александрийского неоплатоника. На русском есть его философские сочинения. А есть ли богословские? И еще. Почему на миниатюре 13 века он изображен с нимбом? Он что - святой? Вообще, если у Вас есть возможность, пришлите мне библиографию работ (хотя бы на русском) об интеллектуальной жизни Армении в античности и в Средние века.
3. И еще какая литература есть по истории Аримянской Церкви?
Заранее благодарю.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 09 Ноября, 2008 - 15:22:07
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Уважаемый diodoros, меня также, как и Вас, радует эта дисскусия, и буду еще более рад, если смогу быть Вам полезен и ответить на все Ваши вопросы.
Ну теперь мне окончательно понятен вопрос о «деканонизациях», спасибо за столь плодотворный ответ, и дополнительных вопросов у меня просто нет. На счет Духа Святого Вы абсолютно правильно заметили, в этом-то и особенность Православной Церкви!
Конечно же, как я понимаю, святость – это не безгрешение, а стремление к Богу, если говорить просто. И мне также кажется, что канонизации некоторых императоров – это своего рода жест благодарности Церкви относительно их услугам Ей, ибо они, как Вы и заметили «утвердили Церковь», или может я ошибаюсь? Но мне так видится. Ведь мы не знаем, покаялись ли они ВСЕ на смертном одре, или нет. И они, конечно же, все любили Бога, просто у каждого из них была своя мера любви. Вопрос о Юстиниане меня смущал ранее (да и не только его), но по мере постижения и правильного осмысления вопроса канонизации императоров, у меня уже смущений нет. Что уж говорить о Евагрии, когда Прокопий был язычником, от чего и чернил репутацию императорской четы. Знаете, я не зря привел Вам выше пример о канонизации Юстиниана 2, он действительно был весьма жестоким человком, и на столько, что даже болгарский хан-язычник, его союзник, заметил ему, что «зря ромеи называют болгар варварами». Но вклад его в отношении воссоединения армян – неоценим! Хотя, он же, приказал сжигать армянских монофизитов заживо.
Благодарю за информацию о Никифоре Фоке!
Синаксарь о.Макария будет наверняка интересным! Кстати, в Оптине готовят к изданию 25 томник Жития Святых, куда войдет макс. колл. житий, по силам собранным монахами Оптины. Изданием книги занимается о.Мефодий, - начальник издательского отдела, я ему отправлял краткие жития арм. святых, которые войдут в этот труд, и там новые переводы, не разу не изданные на русском яз.
«Давайте подобъем Константина (то бишь Филина), чтобы он занялся составлением "Агиологического словаря"!» --я за, обеими руками и ногами! На мне будет макс. имен святых армянских и армян-халкидонитов.
На счет Армении «В последнее время я понял, что это важная тема для понимания того, что происходило в Византии и Византийской Церкви (и вообще на Востоке)».—Вы абсолютно правы!
1. Петр Ивер – икоротко говоря, известный монофизитский деятель, богослов, вождь ближневосточных моновизитов в 5 веке; из грузин. Царского рода, его поддерживала импер. Евдокиия, которую, кстати, Евфимий Великий возвратил в православие из монофизитства. Он почитался Груз. Церк., как помню по истории, до 18 века, когда пересмотрев его биография заного, архиереи Груз. Церкви признали его монофизитом и сменили день его почитания (не помню число) днем памяти свю Исе Цилканского, одного из 13 сирийских отцов-основателей груз. Монашества 6 века. Но и после этого, вопрос о его монофизитстве остается диссукионым тут.
2. Я интересовался личностью Давида Анахта и даю Вам краткую информацию о нем, составленнную мной, как памятка:
Св. Давид Анахт (точнее – Анhахт), что с арм. значит- «Непобедимый», родился ок. 370 г. в деревне Нергин, области Тарон в Великой Армении. Св. Давид был выдающимся армянским философом V-VI вв., неоплатоник, основоположник философской науки древней Армении. Был учеником святых учителей армянских Саака Партева и Месроба Маштоца, и в последствии также вошел в число 60-ти учеников, отправленных свв. Сааком и Месробом в Византийскую Империю на учебу. Св. Давид учился и получил прекрасное образование в Александрийской школе, где стал учеником известного неоплатонника Олимпиодора Младшего. Он переводил труды Платона и Аристотеля на армянский язык, а также составил комментарии на книги Святого Писания и другие произведения церковного характера. Им также были написанны философские труды: «Определения философии», «Толкование «Аналитики» Аристотеля» и «Анализ «Введения» Порфирия». В них затрагивается достаточно широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли логики в познавательных процессах и др. Философия, по св. Давиду, разделяется на теоретическую и практическую. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека, а ее целью - постижение Сущего. Практическая же философия на основе результатов теоретической философии должна вести души людей к добродетели. Указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию - вот главное. Любя философию, св. Давид, однако, не считал многознание самым важным качеством человека, «не тот философ, кто много знает, а тот, кто ведёт праведную жизнь» говорил он. Приезжая в Афины и Константинополь, он участвовал там в философских диспутах и всегда выходил победителем, благодаря чему и получил прозвище «Анахт» т.е. «Непобедимый». Вместе с известными арм. философами и историками свв. Моисеем Хоренским и Егише (Елисеем), его помнят как одного из великих переводчиков и мыслителей конца V века. Своей чистой верой и талантами они увенчали Золотой Век армянской культуры и церковности.

Богословские труды то же есть, он ведь был и толкователем Святого Писания и работал над другими произведениями церковного характера, но к сожалению, много чего остается «законсервированным» в архивах Матенадарана и Эчмиадзина, либо доступно только их духовенству!

«Почему на миниатюре 13 века он изображен с нимбом? Он что - святой?» – Да, он святой Вселенской Православной Церкви и Армянской тоже. Память св. Давида Непобедимого Вселенская Православная Церковь празднует сентября 17 (30), в один день с его одноклассником св. Моисеем Хоренским. Кстати, их обоих, по возвращении в Армению, подвергли гонению и опале арм. монофизиты за их приверженность греческой вере (халкидонитству), культуре и грекофильству, о чем очень не любят говрить сегодня армяне, всячески скрывая этот факт, называя иные причины этих гонений, а по сути – ложные.

«Вообще, если у Вас есть возможность, пришлите мне библиографию работ (хотя бы на русском) об интеллектуальной жизни Армении в античности и в Средние века».—дайте мне немного времени, и я сделаю это для Вас.

К сожалению, но сегодня нет объективно написанной истори АЦ, кроме работы Тер-Нерсисяна, но она на ангийском яз. Все они предвзято и тенднциозно написаны, отображающие ход и видения истории АЦ с ее точки зрения. Только В.В.Болотов в немногих слова, но хорошо пришет об АЦ, и вообще он – великий историк!!! Я мог бы Вам выслать мою работу по истории АЦ, но она охватывает период от 1 по 8 века. Вас она устроит?


(Добавление)
Cв. Давид Анахт

(Добавление)
хотел выложить миниатюру св. Давида, но что-то не получается

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Ноября, 2008 - 00:26:30
diodoros


Протоспафарий


Огромное спасибо за информацию!
Ввиду новой зародившейся темы (Армянская Церковь и др.) давайте свяжемся через почту. (Или заведем новую тему на форуме). Я там, где пишется: "отправить личное сообщение через форум", Вам сбросил свой мэйл.

Цитата:
Кстати, в Оптине готовят к изданию 25 томник Жития Святых, куда войдет макс. колл. житий, по силам собранным монахами Оптины. Изданием книги занимается о.Мефодий, - начальник издательского отдела, я ему отправлял краткие жития арм. святых, которые войдут в этот труд, и там новые переводы, не разу не изданные на русском яз.

Вот этого я не знал. Интересует, прежде всего, кем сделаны ни разу не изданные на рус. переводы житий. И отредактированы ли жития предыдущего двенадцатитомника (репринт с дореволюционного издания). Ведь в нынешнем виде четьи-минеи неприемлемы. Если их опять переиздать, да еще добавить другие (хорошие, отредактированные) жития, то это будет каша. В частности, житие св. Василия Великого там - сплошная фантастика (неизвестно кем написанная). Ну, это лишь пример. Фантастики там море. Чтобы выпустить хороший корпус житий святых, требуется каторжная работа. Поэтому-то я сомневаюсь в том, что в Оптиной выйдет что-то серьезное.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 10 Ноября, 2008 - 12:30:45
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


"Ввиду новой зародившейся темы (Армянская Церковь и др.) давайте свяжемся через почту. (Или заведем новую тему на форуме)". -- я был бы Вам весьма признателен, если Вы открыли бы новую тему и дали ей название как - "Роль и деятельность армян-ромеев или армян-халкидонитов в Византийской Империи". Или может Вы дадите название новой теме? Я мог бы предоставить много интересной информации для участников форума. По этой теме мы можем также переговариваться и по почте.

"Интересует, прежде всего, кем сделаны ни разу не изданные на рус. переводы житий" --- в данном случае я имел в виду переводы арм. житий с английского и армянского языков, которые были сделанны мной...



(Отредактировано автором: 17 Ноября, 2009 - 14:10:50)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Ноября, 2008 - 14:19:32
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Действительно ли в Православной­ Церкви канонизирован Константин­ Драгаш Палеолог& [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.011 ]   [ Gzip выкл. ]