Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Действительно ли в Православной­ Церкви канонизирован Константин­ Драгаш Палеолог& [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Вадим


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

Тот самый последний император Византиии, которого одни обвиняют в симаптии к унии и допушении униатского богослужения в Святой Софии (некоторые считают, что и свое последнее причастие император принял из рук униатов), дргуие же , напротив считают поборником Православия, отказавшимся принять корону из униатских рук, и потому не короновавшемся в Городе.

В "Полном месяцеслове Востока" указано на наличие его имени в святцах (но ссылаются при эnом только на славянские (а не на греческие) месяцесловы). С другой стороны, и "Полный месяцеслов Востока не свободен от ошибок. C третьей стороны, слышал, что в 1992 году Эллдаская Церковь утвердила текст тропаря (по некоторым данным - акафиста) Константину Палеологу. С четвертой - не факт, что речь идет об Элладской Православной Церкви, а не об одной из раскольничьих либо униатских юрисдикций.


Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 10 Июня, 2007 - 23:10:06
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Вопрос действительно интересный. По существу ответить ничего не могу, но полагаю, что свои униатские грехи Константин XI смыл кровью в мае 1453 года. Его канонизация была бы логичным актом в свете легенд о восстановлении православной империи со столицей в Константинополе новым Константином, которого, по всем признаком нужно воспринимать как некую эманацию погибшего императора.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Июня, 2007 - 09:24:23
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


В современном и вполне официальном списке святых Русской Православной церкви сей персонаж отсутствует

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 15 Июня, 2007 - 08:29:58
diodoros


Протоспафарий


Константин Палеолог не канонизирован, и канонизировать его Элладская (а также Константинопольская) Церковь не собирается. Хотя в греческой среде и раздаются голоса, призывающие к его канонизации, но исходят они из среды "патриотов", совершенно не понимающих смысла сего церковного акта. Я читал полемику по этому поводу в "Ὀρθόδοξος Τύπος" (церковная "независимая" газета в Греции). Причиной канонизации "патриоты" выставляют героическую защиту Города этим императором, что само по себе, конечно, хорошо, но к святости не имеет никакого отношения.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 21 Сентября, 2008 - 13:34:48
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Наличие имени Константина XI Палеолога указано и в энциклопедии Ефрона и Брокгауза. См. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона «Христианство». Москва, 1995, т. III, с. 638. Память императора Константина значится под 29 числом месяца мая.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Октября, 2008 - 22:30:16
diodoros


Протоспафарий


Ну Вы нашли, на что ссылаться...
Брокгауз и Эфрон - это не авторитетный справочник по этой теме (Кстати, а по какой теме он - авторитетный справочник?). Откуда они взяли эту информанию? С вопросом о том, кто канонизирован, а кто - нет, надо обращаться по адресу. Для этого есть месяцесловы (официально утвержденные). В греческой Церкви есть так наз. Agiologion. Вот там надо проверять, а не в тех книжках, которые сами требуют проверки.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 18 Октября, 2008 - 08:27:10
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Константин XI Палеолог - полуофициальный святой. Его статуя как этномартироса поставлена перед кафедральным собором в Афинах с одобрения церкви.

http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_XI#Unofficial_saint

К этномартиросам отнесён и патриарх Григорий, убитый турками.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 18 Октября, 2008 - 14:08:59
diodoros


Протоспафарий


Да здесь путаница в понятии "этномартирас". Дословно, в принципе, это означает просто "народный герой". Кстати, я что-то не видел его статуи перед каф. собором в Афинах... Что касается патриарха Григория V, то он, по-моему, канонизирован, хотя это не мешает ему быть и народным героем. То есть, это не одно и то же.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 18 Октября, 2008 - 14:44:14
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


А если быть более точным, то "этномартирас" - это не "народный мученик"?

Знаете, у меня есть приятель о.Виссарион, он один из иеродиаконов вселенского патриарха, у которого я мог бы уточнить о Константине 11 более точно. Кстати, он же сказал, что имп. Юстиниан Великий, имп. Феодора, имп. Ирина, Лукиан Антиохийский и ряд др. канонизированных святых Всел Патриархата были деканонизированны греч. Церковью в 20 столетии. То же самое было и в грузинской Церкви, когда в 18 в. она деканонизировала Петра Ивера, лидера ближневосточных монофизитов 5 в., которого почитала в лике святых столько столетий.

Ну что ж, посмотрим, что скажет о.Виссарион.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 18 Октября, 2008 - 14:54:39
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вот, что сказал о.Виссарион вчера на счет канонизации Константина 11: император Константин 11 не канонизирован Константинопольской Церквовью (!) и, как кажется, канонизировать его не собираются, он "этномартирас" - народный мученик, и особо любим и почитаем в Греции, а памятник этого монарха действительно стоит перед кафедральным собором в Афинах. Учитывая то, что о.Виссарион афинский грек, и патриарший (константинопольский) иеродиакон, то эта информация думаю надежная.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 13:05:53
христич


Севаст
Откуда: Москва


Греция. Афины. Памятник императору Константину XI.


Прикреплена картинка:
att-490e154cec7afthen.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2008 - 00:02:04
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Да, действительно красивый памятник!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 03 Ноября, 2008 - 09:40:29
diodoros


Протоспафарий


Цитата:
Греция. Афины. Памятник императору Константину XI.

А, вспомнил! Он стоит ЗА собором, а не перед ним. Но что-то он мне не очень нравится.

Narses Ermeni
Цитата:
А если быть более точным, то "этномартирас" - это не "народный мученик"?

Если быть совсем точным, то "μάρτυρας" (или по-древнегречески "μάρτυς") по-гречески переводится не "мученик", а свидетель. У греков есть два понятия - "ἁγιομάρτυρας" и "ἐθνομάρτυρας". Семантика тут состоит в том, что человек "засвидетельствовал" свою верность чему-то (т.е. пострадал за что-то). В первом случае - это человек, засвидетельствовавший свою верность ВЕРЕ (поэтому-то он АГИО-мартирас, т.е. СВЯТОЙ). А во втором случае - это человек, засвидетельствовавший свою верность НАРОДУ, поэтому он этно(т.е. народный)-мартирас.

Насчет о. Виссариона - это ваш личный источник и авторитет он только для вас. Хотя в данном случае он прав, но это не безусловное свидетельство. Для меня важнее церковные диптихи и месяцесловы. На русском языке есть календарь, где перечисляются имена святых. Те святые, имена которых там отсутствуют (по различным историческим причинам, потому что святых много и не всегда они известны), можно найти в серьезном исследовании архимандрита Сергия Спасского "Полный месяцеслов Востока". Имена греческих святых раннего периода (а именно к таким относятся упомянутые вами Юстиниан, Феодора, Ирина) можно проверить по Константинопольскому Синаксарю (самый авторитетный источник по ранней агиографии). (Есть критическое издание болландистов, если не ошибаюсь). Кстати, такого понятия как "деканонизация" не существует в Церкви. Что касается упомянутых вами императора Юстиниана и др., то никто их не деканонизировал. Они есть даже в календарях Московской Патриархии. Так что тут ваш о. Виссарион не угадал.
Признаю, вопрос о некоторых святых и их "канонизациях" - не такой простой. Его следует рассматривать с исторической точки зрения. Ведь даже у архим. Сергия (несмотря не авторитетность этого источника) есть ошибки и неточности. Есть труд Голубинского, посвященный вопросу о канонизации русских святых. Там первая глава посвящена вопросу о канонизации святых в Греческой Церкви. Кроме того, там есть так наз. "Греческие приложения", в которых, между прочим, перечисляются все канонизированные византийские императоры (на основе исследований самого Голубинского: он опирался, как я понял на исследование архим. Сергия, "Менологий" императора Василия, "Синаксарист" св. Никодима Святогорца). Думаю, будет небезынтересно их знать. Вот список:
1. Константин Великий и его мать Елена.
2. Феодосий Великий.
3. Феодосий Младший.
4. Маркиан
5. Пульхерия, супруга Маркиана
6. Евдокия, супруга Феодосия Младшего.
7. Лев Великий.
8. Юстиниан
9. Феодора, супруга Юстиниана
10. Константин Новый (Голубинский считает, что это Тиверий, которого называли Новым Константином). А Никодим считал, что это сын Ираклия.
11. Сосипатра, или Сопатра (дочь Ираклия).
12. Феврония (дочь Ираклия).
13. Анфуса (дочь Копронима).
14. Феодора, супруга Феофила.
15. Феофано, супруга Льва Мудрого.
16. Ирина, в монашестве Ксения, супруга Иоанна Комнина.
17. Маркиана, царица (неизвестная Голубинскому).
- Эти святые есть во всех святцах. Потом есть еще сомнительные (т.е. имена которых в одних святцах есть, а в других нет). В Синаксаристе Никодима есть еще:
18. Иоанн Дука Ватац
- а в Менологии Василия и Месяцеслове Сергия:
19. Ирина, супруга Льва Хазара


(Отредактировано автором: 07 Ноября, 2008 - 16:25:45)

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 07 Ноября, 2008 - 16:21:09
diodoros


Протоспафарий


Еще в догонку добавлю, что в современной Греческой Церкви авторитетный справочник (фактически, словарь святых) - это "Агиологион" Евстратиадиса. К сожалению, у меня пока нет. Вот поеду в Грецию, куплю

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 07 Ноября, 2008 - 19:41:17
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Значения этого слова мне известы уважаемый diodoros. Просто в данном случае это не принципиально. Например по-армянски слово мученик или свидетель, смотря из контекста, звучит как - vkaj.

О.Висссарион от себя ничего не говорит, и не имеет права, а тем более я, который просто передает то, что говорит о.Виссарион. Думаю Вы не усомнитесь в том, что человек, находящийся при Всел. Патр., и не раз посещавший архивы и библиотеки КП, не был бы знаком с диптихами, мсяцесловами и т.д... Понятие "деканонизация" не только существует (и я ни в коем случае не имею в виду тут мистическо-метафизическую сторону этого вопроса, а только сторону земной реальности), но и практикуется в Церкви, некоторые примеры я привел выше. О деканонизации Юстиниана и т д. я знаю не только от о.Виссариона, но и от историков Дух. Акад. Сам я ни в коем случае не утверждаю это, а просто делюсь с Вами информацией... Думаю ничего удивительного, что наличие их имен есть в календарях МП, это же не КП, а МП, которая их не деканонизировала, а продолжает почитать, это две независимые друг от друга патриархии, как Вам извстно.

Я глубоко Вам признателен за список. Он мне очень поможет в моих работах. Спасибо! Только вот в этом списке нет имени императора Юстиниана 2 (наверно он оодин из тех, имена которых в одних святцах есть, а в других - нет), он почитается Церковью июля 15. Кстати Вы очень правильно заметили --- "Признаю, вопрос о некоторых святых и их "канонизациях" - не такой простой. Его следует рассматривать с исторической точки зрения". Так вот репутация Юстиниана очень попорчена его жестокостью по отношению к некоторым его современникам, но и тем не менее его канонизовали за то, что в его правление были созванны Соборы одним из инициаторов созыва которых и был сам император. Он был одним из тех, кто в очередной раз способствовал воссоединению монофизитов-армян с константинополем:

В 689 или 690 году армянский католикос Саак III (677-703 гг.) вместе с пятью армянскими епископами на Соборе в Константинополе подписали халкидонитское исповедание веры, аналогичное тому, которое было подписано на соборе в Феодосиополе в 633 г. Вскоре в 692 г., в Константинополе собрался еще один Собор, по представительности равный вселенскому, на котором важнейшая часть обсуждений была посвящена дисциплинарным и литургическим вопросам сосуществования Византийской и Армянской Церквей, и вопрос об отношениях с Римом, ставших весьма конфликтными. По месту проведения заседаний - в Трулльском императорском дворце - этот собор называют Трулльским. Его называют также «Пятошестым» (Quinisextum), так как дисциплинарные правила, принятые на нем, были призваны восполнить отсутствие подобных правил в деяниях как V-го, так и VI-го Вселенских Соборов. В византийской канонической традиции правила Трулльского Собора для простоты именуют «правилами Шестого Вселенского Собора», а сам этот Собор считают как бы дополнительной сессией Шестого Вселенского. Упомянутые сейчас два Собора - Константинопольский поместный 689-690 г. и Трулльский - знаменовали этапы церковно-политической деятельности императора Юстиниана II (685-713 гг.), последнего из династии, основанной Ираклием I. Ко времени его вступления на престол VI Вселенский собор (680-681 гг.) уже успел отменить монофелитскую унию, а церковная политика по отношению к Церкви в Армении осталась без изменений: Юстиниан возобновил и укрепил то, что сделал Ираклий.

(Добавление)
И что Вы знаете о канонизации Никифора Фоки?

Было бы весьма интересно посмотреть этот справочник!

(Добавление)
С глубоким уважением!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Ноября, 2008 - 21:29:16
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Действительно ли в Православной­ Церкви канонизирован Константин­ Драгаш Палеолог& [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.009 ]   [ Gzip выкл. ]