|
|
|
Цитата:О.Висссарион от себя ничего не говорит, и не имеет права, а тем более я, который просто передает то, что говорит о.Виссарион. Думаю Вы не усомнитесь в том, что человек, находящийся при Всел. Патр., и не раз посещавший архивы и библиотеки КП, не был бы знаком с диптихами, мсяцесловами и т.д... |
Ну, мы ведь все стараемся от себя ничего не говорить. А источники вашего о. Виссариона - те же, что и у нас с Вами, так что его положение ничем не лучше нашего. Он заглядывает в те же месяцесловы и справочники, в которые можем заглянуть и мы.
Цитата:Понятие "деканонизация" не только существует, но и практикуется в Церкви. | Если она существует, то как тогда это слово звучит по-гречески? А?
Цитата:Думаю ничего удивительного, что наличие их имен есть в календарях МП, это же не КП, а МП, которая их не деканонизировала, а продолжает почитать, это две независимые друг от друга патриархии, как Вам извстно. |
Ну, это не совсем независимые друг от друга патриархии. Это все-таки одна Церковь. При канонизации каждая поместная Церковь сообщает другой о состоявшемся прославлении, и тогда вторая Поместная Церковь вносит имена новоканонизированных святых в свои календари и диптихи. Следуя той же логике, так же должно быть при "деканонизации". Но этого не происходит, как Вы и сами признаете.
Впрочем, я понимаю, о чем Вы говорите. В истории были случаи, когда в календари вносились имена ложных святых (политическая конъюнктура). Приведу пример. Это имя небезызвестного патриарха Александрийского Феофила, внесенное в календарь гонителями Златоуста (там была сложная ситуация: борьба двух кафедр, Константинопольской и Александрийской, за первенство на Востоке). Но его никто не "деканонизировал" (не было такого акта). Просто его имя исключили из диптихов. По-моему (если, конечно, я не ошибаюсь) нечто подобное происходило в иконоборческую эпоху. Тут надо спросить знатоков этого периода, были ли внесены при иконоборческих императорах в диптихи Константинопольской Церкви имена иконоборческих "святых"? Так вот, опять же, никакой "деканонизации" их не было. Церковь не может "канонизировать", а потом "деканонизировать". Это богословски некорректно и невозможно. Тут надо просто понять смысл того, что подразумевается под "канонизацией". Почитайте все-таки Голубинского. Он хорошо объясняет. Может, в заблуждение вводит русское слово "канонизация", которое звучит тяжеловесно и двусмысленно? Тогда обратитесь к греческому: ἀναγνώρισις.
Кстати, Вы упомянули, что "по-армянски слово мученик или свидетель, смотря из контекста, звучит как - vkaj". Пожалуйста, объясните мне этимологию и употребление этого слова. Жутко интересно. Был бы я с Вами знаком, с удовольствием бы стал учить армянский язык! |
|
|
|
|
Тогда вот я не понимаю какой смысл о.Виссариону искажать события?! Или тут неразбериха какая-то что ли?!
Честно Вам скажу, я не знаю как слово "деканонизация" звучит по-гречески, но могу узнать это у своего друга-грека, если Вам это необходимо.
Да, и МП и КП и т д., все это одна Вселенская Кафолическая Церковь, одно Тело Христово, но и тем не менее, все они афтокефальные (!), и Вы правы, что "При канонизации каждая поместная Церковь сообщает другой о состоявшемся прославлении, и тогда вторая Поместная Церковь вносит имена новоканонизированных святых в свои календари и диптихи". Но не смотря на это не всегда на деле происходит так. Например в Грузнской Церкви (а я живу в Грузии) огромное множество святых как древних, так и новоканонизованных, чьи имена не вписаны в Календари ни Русской Церкви и ни какой-либо иной. Например в русс. церк. календ. есть не мало имен грузинских святых - царица Тамар, Давид Строитель, 13 ассирийских отцов, свв. Мсукевийцев и т д., но все они особо почитаемы в Грузии, вот дело видимо и в особом почитании святого, потому их и вносят в календари иной Церкви, а все остальные не значатся там. Так как же быть с этим? Ведь по идее, все имена должны быть в календаре, а может нет? Например Григорий Просветитель, Рипсимия, Гаиания, Иаков Низибийскийи др. особо почитаемые армянские святые и святые армяне-халкидониты, внесены в календ. и Груз. Церкви и КЦ и Русс. Церкви, но все остальные имена опущены. Думаю, тут дело просто - особое почитание святого. Как Вам кажется?
Мне все-таки кажется, что само слово "деканонизация", каким сегодня пользуются, не совсем удачное. Оттого и неразбериха. Но могу сказать
Я согласен с Вами на счет сказанного: "Впрочем, я понимаю, о чем Вы говорите. В истории были случаи, когда в календари вносились имена ложных святых (политическая конъюнктура). Приведу пример. Это имя небезызвестного патриарха Александрийского Феофила, внесенное в календарь гонителями Златоуста (там была сложная ситуация: борьба двух кафедр, Константинопольской и Александрийской, за первенство на Востоке). Но его никто не "деканонизировал" (не было такого акта). Просто его имя исключили из диптихов." Именно просто - исключение имени (!). Что произошло с Петром Ивером и иными личностями о которых я Вам писал. И видимо все дело в правильности слововыражений! Мне кажется понятно теперь.
vkajel - cвидетельствовать, vkajutjun - свидетельство, мученичество, vkaj (vkah) или vka - свидетель, мученик; например человек засвидетельствовавший свою верность народу (на Вашем же примере) - "жоговртакан вкай", и в данном случае нельзя сказать просто вкай, а именно "жоговртакан вкай", а засвидетельствовавший свою верность Вере страданиями, просто - "вкай", или "сурб вкай", святой мученик. У армян есть один миафизитский святой, их католикос Григор Мартирофил (11 век), так вот они называют его сурб Григор Вкайасер, т. е. "любящий мучеников", он, как помню, писал гимны или жития сятым мученикам.
Армянский очень сложный язык, но если Вы знаете греческий, то выучить его легко.
(Добавление) Так Вам, что-нибудь известно на счет Никифор Фоки?
|
|