Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » О книгах » Жизнь и гибель Херсонеса [Страниц (3): [1] 2 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Для харьковчан, прежде всего, а также для всех "заинтересованных лиц"

Начал читать весьма объемный труд С.Б.Сорочана, В.М.Зубаря и А.М. Марченко «Жизнь и гибель Херсонеса» (Севастополь, 2006). И возник у меня уже ряд вопросов к авторам.

Вот, например, следующее утверждение:

«Наряду с оборонительными укреплениями и культовыми, общественными постройками, такими как церкви, капеллы, часовни, крещальни, богадельни, приюты, в городе (Херсонесе VI в.) перестраивались и строились производственные промысловые комплексы…» (стр. 153).

Какие такие «капеллы» обнаружили авторы в Херсонесе VI века? Насколько мне известно, капеллы как таковые (вид часовни) относились к практике Западной Церкви (позднее – католической и англиканской).

Или вот такое утверждение:

«Именно в период его (Юстиниана I) достаточно длительного, бурного и, главное, плодотворного царствования была провозглашена политика реставрации былой Римской империи с центром в Константинополе в ее прежних границах, захваченных варварами. Эта идея была поддержана византийским духовенством, которое провозгласило единство христианской ойкумены, естественно, во главе с Константинопольской церковью» (стр. 143).

И тут у меня возникло определенное недоумение. Если оставить в стороне неудачные, по форме неверные выражения авторов (типа «была провозглашена политика реставрации», «границы, захваченные варварами», «идея поддержана духовенством» и «провозгласило единство»???), то остается вопрос почему «…естественно во главе с Константинопольской церковью»? Как известно до 1054 г. Константинопольская Церковь не отрицала почетного первенства Римской кафедры в христианском мире.

Складывается впечатление, что, к сожалению, авторы слабо знакомы с историей Христианской Церкви, что странно, прежде всего, для Сергея Борисовича, д.и.н. и академика УАИН, специалиста по истории Византии? Хотя вполне допускаю, что эти конкретные строки книги принадлежат не его перу. Или это такой "популярный стиль"?

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 17 Мая, 2010 - 12:40:21
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Цитата:
Какие такие «капеллы» обнаружили авторы в Херсонесе VI века? Насколько мне известно, капеллы как таковые (вид часовни) относились к практике Западной Церкви (позднее – католической и англиканской).

Ну, во-первых - VI век, тем более для Херсонеса - слишком архаичное время, чтобы в полной мере прилагать к нему устоявшуюся ныне классификацию храмовых построек. Базилики в Херсонесе тоже строили, например. Во-вторых, и сам термин "капелла" многозначен. Это не только вид часовни, но и отдельная пристройка к нефу или апсиде с мощами, или даже то, что в православной традиции зовется приделом, и еще, насколько я понимаю, дворцовая или домовая церковь. В Херсонесе найдены подобные постройки, названные археологами как "капеллы" - например, "капелла"-пристройка Уваровской базилики, или "капеллы-мартирии". Эти названия закреплены в историографической традиции.

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 17 Мая, 2010 - 16:17:45
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Дмитрий
На "капеллы-мартирии" ссылка не открывается..

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2010 - 18:28:18
Баудолино


Куропалат
Откуда: Харьков, Украина
ICQ

Ссылка на капеллы-мартирии

http://hersones.org.ua/kapella_martiriy.html

Некторые приведенные Вами выражения мне странными не кажутся. Чем Вам не угодила, например, "политика реставрации"?

Что касается остального, то по 6 век включительно мог писать светлой памяти В. М. Зубарь, а С. Б. Сорочан мог при сведении текстов воедино и не уследить за всем. Тем более, как Вы пишете, такой вот это "популярный стиль".

-----
язва в душу нудно писать ноют пальцы
нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает
не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет

http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика

Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 17 Мая, 2010 - 19:42:49
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Дмитрий
Баудолино


О капеллах. В том и состоит вопрос: зачем археологам понадобилось употреблять западную церковную терминологию вотношении памятников Херсонеса, тогда как и восточной церковной терминологией эти памятники прекрасно соответствуют (и это было бы просто логичнее)?

Мне не угодила не "политика реставрации", а «была провозглашена политика реставрации». Где, кем, когда и в какой форме она была провозглашена? А то что такая политика Юстинианом проводилась - у меня нет сомнений.

Вот еще примеры забавных изысканий авторов в области религиозной жизни, а также искусства ранней Византии и Херсонеса в частности.

«По своему художественному выражению это искусство (раннехристианское искусство восточных областей империи, в том числе Крыма) было иконоборческим. Ведь христианские апологеты отвергали поклонение изображениям даже святых, которые рассматривались как идолы, бесовские образы. Суть раннехристианского отношения к традициям античного искусства можно проиллюстрировать словами апологета христианства II века Иеремии. Он писал, что «… всякий человек одурачен от ума своего, всякий художник посрамился от изваяний своих, напрасно серебряник трудится над серебром; нет в них духа, и в день посещения своего они погибнут». (стр. 192)

Ну что тут можно сказать… Цитата притянута за уши. Автор этого высказывания не имел никаких «искусствоведческих мыслей», а только высказывал общепринятую в христианской среде настроенность против человеческих мудрствований и гордости от плодов трудов рук своих, ибо только Господь – творец всего и только у Него истинная премудрость.

А далее из этого, якобы, сугубо «символического» и «иконоборческого» настроения восточных христиан в тексте книги делается еще более яркое обобщение.

«Бог для верующих христиан был отвлеченным понятием…» (стр. 192).

Вот она – пресловутая «идея бога»!

Представьте, что случилось бы с авторами книги, если бы они имели возможность и смелость сообщить этот свой вывод тем самым восточным христианам где-нибудь на агоре Александрии или Антиохии V - VI вв. Их в лучшем случае забили бы камнями, но… бумага все стерпит.

А вот еще смелая идея авторов о византийском искусстве, причем высказанная в совершенно безапелляционной форме.

«Безусловно… для изобразительного искусства Византии, в том числе и ее столицы, вплоть до середины VI века еще не были характерны «человекообразные» мотивы изобразительного искусства и живописи».

А мотивируют свой вывод авторы следующим утверждением.
«… Примечательно, что две главные христианские святыни Константинополя – храм св. апостолов и церковь св. Софии, построенные при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.), в своем первоначальном виде были лишены фигурных изображений, а их мозаики носили чисто декоративный характер».

Но, как известно, «человекообразные» мозаики VI века в этих храмах, все же, присутствовали (ангел в апсиде Святой Софии и Богородица с Младенцем), хотя и в малом количестве. А немногочисленность их прекрасно объясняется «ударными темпами» возведения этих грандиозных построек. Тот же храм Святой Софии был воздвигнут «с нуля под ключ» менее чем за 6 лет (по меркам строительства крупных объектов того времени - почти мгновенно). Кроме того, пресловутые «человекообразные» изображения в тех храмах присутствовали и помимо мозаик, например, на алтарных завесах, о которых мы знаем по описаниям современников.

В иных же имперских (и не только) храмах VI века и более ранних, как известно византийские «человекообразные» мозаики присутствовали в изобилии и поражают нас своим мастерством исполнения. Известны и достаточно многочисленные скульптурные изображения людей IV – VI вв., соответствующие изображения на предметах декоративно-прикладного искусства.

И еще один забавный пример обоснования гипотезы авторов книги о сильном монофизитском влиянии в религиозной жизни Херсонеса V - VI вв.
«Может быть, автор Житий (Житий святых епископов херсонеских) подчеркнуто намеренно вложил в уста проповедовавшего перед херсонеситами Василия следующие слова: «Ибо един Бог на небесах (выделено нами), словом и премудростью создавший все и всему даровавший жизнь Духом святым» (стр. 195).

Так вот, оказывается, достаточно подчеркнуть выражение «един Бог» в речи монотеиста к политеистам в IV в., чтобы «вполне вероятно» заподозрить монофизитские настроения их потомков в V – VI вв.



Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Мая, 2010 - 09:19:44
Баудолино


Куропалат
Откуда: Харьков, Украина
ICQ

О капеллах. Не думаю, чтобы археологи сделали это намеренно и с какой-то целью. Можно задаться целью найти, кто это сделал первым и проследить, как это вошло "в традицию".

"была провозглашена" - вполне сойдет за такое себе фигуральное выражение. Т.е. не каким-либо документом, а, так сказать, "по совокупности действий". Опять же, чем, к примеру, Прагматическая санкция 554 г. не подойдет в этом отношении?

По остальному ничего сказать не могу - не моя парафия.

Замечу только:

По поводу "смелой идеи, высказанной в безапелляционной форме" - мне так кажется, за кем-то авторы следуют, не сами все это придумывают. Так что идея, может быть, и не их.

Пример и правда "забавный". Но тут у меня пара вопросов:

1. Это единственное "доказательство" или еще какие есть?
2. Когда созданы Жития? Ответ на этот вопрос важнее, чем время, о котором они повествуют.
3. Как процитированный текст звучит в оригинале?
4. Есть ли в Житиях какие-либо иные свидетельства "монофиситской ориентации" автора? Может, была опущена серьезная весомая аргументация?

В общем, повторюсь, все это - не моя тема.

-----
язва в душу нудно писать ноют пальцы
нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает
не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет

http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика

Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 20 Мая, 2010 - 23:28:54
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


По поводу провозглашения и пр.

Еще раз отмечу, что это "неудачные, по форме неверные выражения авторов". В данных случаях я не в чем более их не обвинял.

И я не думаю, что авторство этой "смелой идеи" принадлежит коллективу, создавшему книгу о Херсонесе. Но высказали на страницах своей книги именно они, и, по крайней мере, в основном тексте ни на кого не сослались. Так что и отвечать за нее придется им самим.

Обозначенные Вами вопросы по "монофизитству херсонеситов" задавать нужно авторам книги. Никаких других, по сути дела, аргументов они не выдвигают, кроме гипотетических тесных религиозных связей херсонеситов с Востоком и малое количество обнаруженных в районе Херсонеса фресок с изображениями человеческих фигур. Единственную их ссылку на письменный источник я привел.

Напоследок еще одна примочка от авторов «Жизни и гибели Херсонеса».
«А в 416 году юный император Феодосий II Каллиграф, правивший по сути дела от имени своей старшей сестры Пульхерии, давшей обет девства, официально отстранил нехристиан от общественных должностей» (стр. 204).

Неоднократно встречал утверждения историков, что Восточной империей от имени Феодосия II в его юные годы, по сути, правила его старшая сестра Пульхерия. Но чтобы Феодосий правил от имени Пульхерии – такое открытие встречаю впервые.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 25 Мая, 2010 - 08:36:23
Баудолино


Куропалат
Откуда: Харьков, Украина
ICQ

Цитата:
еще одна примочка
(о Феодосии и Пульхерии)

Ну тут все, думаю, ясно - неудачная формулировка и недосмотр.

У меня у самого пара таких ляпов есть - признаться стыдно. Например, делали перевод с русского на украинский и обозвали мозаику фреской, а у меня времени было мало, и я ляп не заметил. Теперь можно смело пинать за грубую ошибку.

Цитата:
Так что и отвечать за нее придется им самим


Так никто же и не сомневается. Я к тому, в популярной книжке автор редко делает какие-либо открытия, обычно он идет за некоей колективно-устоявшейся точкой зрения.

Вы лучше почитайте "Византийский Херсон". Там, поверьте, тоже есть к чему справедливо придраться, и это книга науная, а не научно-популярная.

-----
язва в душу нудно писать ноют пальцы
нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает
не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет

http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика

Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 25 Мая, 2010 - 10:54:43
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Цитата:
Вы лучше почитайте "Византийский Херсон"

...вот только где его найти? Только если закажете переписку этой уникальной рукописи в нашем скриптории.

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 25 Мая, 2010 - 11:23:56
Баудолино


Куропалат
Откуда: Харьков, Украина
ICQ

Боюсь сглазить, но прошла недавняя информация готовящемся втором издании.

-----
язва в душу нудно писать ноют пальцы
нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает
не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет

http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика

Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 25 Мая, 2010 - 13:25:51
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Помагайбі!

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 25 Мая, 2010 - 13:34:35
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Присоединяюсь к последнему пожеланию!

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 27 Мая, 2010 - 08:41:37
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Скорее бы!
К сожалению, упустил первое издание...


-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 29 Мая, 2010 - 20:55:00
Музалон


Патрикий
Откуда: Россия


Второе издание давно вышло и уже находится в продаже. Даже в Москве.

Всего записей: 416 : Дата рег-ции: Февр. 2006 : Отправлено: 30 Мая, 2010 - 02:43:59
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Музалон

Спасибо!

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 30 Мая, 2010 - 06:26:25
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » О книгах » Жизнь и гибель Херсонеса [Страниц (3): [1] 2 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0153 ]   [ Gzip выкл. ]