Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "Ф" Ч.2 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Филократ – малоизвестный греческий историк, предполагаемый автор несохранившейся «Фессалийской истории», упомянутой Афинеем в «Пире мудрецов».

Филомнест – малоизвестный греческий историк, автор несохранившегося сочинения «О сминфийских празднествах на Родосе». Цитату из этого труда Филомнеста, объясняющую происхождение слова «сикофант», привел в «Пире мудрецов» Афиней.

Филон Александрийский – иудейско-эллинистический философ первой половины I в. от Р.Х., родом из Александрии, выходец из знатного священнического рода. Родился около 25 г. до Р.Х., умер до 50 г. от Р.Х. Дважды возглавлял посольства александрийских иудеев в Рим. В своих научных трудах пытался соединить греческую философию и иудейскую религию. С этой целью разработал аллегорический метод толкования Пятикнижия. Считал, что Бог недоступен для понимания человеческим разумом, но возможно постижение Божественного Логоса, представляющего идеальный аналог бытия и выступающего в качестве посредника между Богом и человеком. Филон был автором целого ряда сочинений богословского и научного содержания, в том числе и посвященных философскому осмыслению истории: «Об иудеях» и «Об Александре». Кроме того, Филон написал книгу об основанной евангелистом Марком в Александрии христианской общине. Эти книги не сохранились до нашего времени.

Филон Библский – хорошо образованный, писавший по-гречески и знавший финикийский язык уроженец города Библа, вольноотпущенник, получивший римское имя Геренний. Родился около 50 г. от Р.Х., умер после 138 г. от Р.Х. Филон был автором разнообразных сочинений, почти ничего из которых не сохранилось, хотя материалами из них широко пользовались более поздние писатели. Как историк Филон написал биографию императора Адриана и сочинение «Об иудеях». Кроме того, он перевел на греческий язык «Финикийскую историю» в 9 книгах Санхунйатона. Содержание последних 8 из них, посвященных собственно истории Финикии, утеряно полностью и, вероятно, безвозвратно; только из первой книги, описывавшей мифологию финикийцев сохранились выдержки в «Церковной истории» христианского писателя IV в. Евсевия Кесарийского. Поэтому сложно сказать, использовал ли Филон текст Санхунйатона для всего своего произведения или только для первой книги.

Филон Византийский – греческий ученый и поэт еврейского происхождения, родившийся в городе Византий и живший в III в. до Р.Х. В числе его многочисленных поэтических произведений был и стих посвященный истории Иерусалима. Также он написал книгу об иудейских царях, об осадных орудиях и сочинение по механике.

Филон Фиванский – малоизвестный греческий историк неизвестного времени, автор утерянной истории Александра Великого. Упомянут Плутархом в биографии Александра среди тех писателей, которые отрицают, что царица амазонок приходила к Александру.

Филостефан Киренский – греческий историк III в. до Р.Х., автор утраченных сочинений: «Об азиатских городах» и «Об удивительных реках», цитаты из которых сохранились в сочинении Афинея «Пир мудрецов».

Филосторгий – византийский богослов-еретик, церковный деятель и историк. Родился около 368 г., умер в 440 г. Выходец из Каппадокии, ученик Евномия, фанатичный сторонник арианства. Автор «Церковной истории», выдержки из которой сохранились в изложении Фотия, у Иоанна Дамаскина и других авторов.

Филострат II Флавий – греческий софист и писатель II – III вв., сын афинского софиста и драматурга Филострата I. Родился около 165 г., умер между 244 и 249 гг. Жил в Афинах и Риме, принадлежал к кружку императрицы Юлии Домны, написал под ее воздействием биографию знаменитого античного чудотворца Аполлония Тианского, имеющую невысокое историческое значение. Гораздо более интересны и важны «Жизнеописания софистов» в 2 книгах, созданные со вкусом и знанием дела. Кроме того, Филострат написал сочинение «Картины» в 2 книгах – описание разного рода картин: исторических портретов, ландшафтов, натюрмортов, жанровых сцен, по его словам, находившихся в художественном собрании в Неаполе. Оставил он также сочинения о героях Троянской войны и о гимнастике, эпиграммы и сборник писем. Большая часть произведений Филострата сохранилась до нашего времени.

Филохор – греческий историк и жрец, крупнейший из аттидографов – авторов сочинений по истории Аттики. Родился около 345 г., умер в 260 г. до Р.Х. На протяжении многих лет исполнял в Афинах должность жреца-прорицателя. По-видимому, был казнен по приказу царя Антигона Гоната. Самым значительным произведением Филохора была «История Аттики» в 17 книгах («Аттида»), 6 из которых охватывали 1000-летний период от самых первых афинских царей до 317 г. до Р.Х., а одиннадцать остальных – 50 лет жизни самого Филохора. В своем сочинении Филохор приводил также факты из области литературы и искусства. Многочисленные сохранившиеся фрагменты принадлежат первым 4 книгам. Филохор использовал труды Геродота, Фукидида, Эфора и Феопомпа. Он также был автором труда «Аттические надписи», вероятно, первого известного нам собрания надписей. Филохор написал и множество других не сохранившихся работ исторического и историко-литературного содержания, в числе которых: «История Делоса», «История Эпира», «О гаданиях», «Об афинских мистериях», «Об афинских агонах», «О жертвах», «О мифологии Софокла», «О Еврипиде» и др. Труды Филохора широко использовались авторами позднейшей исторической литературы.

Флавий Аблабий (Flavius Ablabius) – государственный деятель Римской империи первой половины IV в., консул 331 г., христианин. Родился на Крите, отец и мать его были незнатного происхождения, но при рождении сына мать получила пророчество от некого египтянина-астролога, что «она родила немногим меньшего, чем царь». Со временем Аблабий стал официалом (чиновником) при губернаторе Крита. Прибыл в Константинополь, только что основанный Константином Великим в 324 г., благодаря случаю, приобрел большое влияние на императора и стал одним из важнейших константинопольских сенаторов. Между 324 и 326 гг. занимал пост викария диоцеза Азия, по поручению императора был наставником юного цезаря Констанция. В первой половине 30-х гг. IV в. занимал должность столичного префекта претория, принимал участие в торжествах 11 мая 330 г. по поводу открытия новой столицы империи. Аблабий владел обширными владениями в Вифинии, а также домом в Константинополе. С 335 или с 336 гг. управлял префектурой Восток. Спустя некоторое время после смерти Константина Великого, случившейся 22 мая 337 г., Констанций II поэтапно лишил своего бывшего воспитателя всех государственных должностей и летом 337 г. отправил его в отставку. Несколько месяцев Аблабий прожил в своем имении в Вифинии, где, наконец, и был изрублен на куски по приказу Констанция, в ходе знаменитой резни 337 г., учиненной сыновьями Константина Великого от императрицы Фаусты над сводными родственниками и влиятельными прежде чиновниками. В 360 г. Констанций II, для того, чтобы скрепить союз с армянским царем Аршаком, выдал за него замуж Олимпиаду, дочь Аблабия, которую покойный в свое время планировал отдать замуж за цезаря Константа. Судьба Селевка, сына Аблабия осталась неизвестной. Аблабий был автором стихов, посвященных императору Константину, и, возможно, некоторых эпиграмм. Ему же некоторые историки приписывают авторство «Истории готов», материалы из которой использовали впоследствии историки Кассиодор и Иордан.

Флавий Вописк (Flavius Vopiscus Syracusius) – См. Писатели Истории Августов.

Флегонт – греческий историк и писатель II в. от Р.Х., вольноотпущенник императора Адриана. Написал сочинение «Олимпийские победители и хроника» в 16 книгах – всемирную историю со времен первой олимпиады (776 г. до Р.Х.), наиболее подробно описав в ней правление Адриана. В отдельном произведении «О чудесах и долгожителях» Флегонт более всего места отвел зловещим греческим и римским историям (например, об упырях). Он был посредственным писателем, но пользовался популярностью у читателей средних веков.

Флор (Lucius Publius Anneus Florus) – римский литератор и историк конца I – первой половины II вв. от Р.Х. Родился около 70 г. в Африке, умер около 140 г. в Риме. Флор впервые приехал в Рим в правление императора Домициана. Во время поэтического состязания на Капитолийских играх он, несмотря на поддержку публики, не получил приза, после чего стал странствующим софистом и посетил Сицилию, Крит, Киклады, Родос и Египет. Не найдя себе места в Риме, Флор поселился в испанском городе Тарраконе, где основал школу и обучал желающих литературному мастерству. В правление императора Траяна Флор возвратился в Рим, где уже все были знакомы с его поэзией. Луций Публий Анней Флор был автором «Эпитомы» в 2 книгах – краткой военной истории Римской державы от основания города до 9 г. от Р.Х., основанной на сведениях из сочинений Тита Ливия, Цезаря, Саллюстия, Непота и Сенеки Старшего, которая была очень популярна в поздней античности и в Средние века. Флору приписываются также короткая поэма об императоре Адриане, письма и риторическое исследование о Вергилии.

Фронтин (Sextus Iulius Frontinus) – римский государственный деятель и писатель I в. от Р.Х., консул 73, 98 и 100 гг. Родился около 40 г., умер в 103 г. от Р.Х. Был наместником в Британии, в 97 г. занимал пост верховного смотрителя водоснабжения Рима. Большую часть своих сочинений Фронтин написал в период с 88 по 96 гг., когда он находился не у дел в годы террора императора Домициана. Перу его принадлежат сочинения о землемерных работах («Gromatici»), об акведуках Рима («De aquis urbis Romae»), а также собрание примеров военных хитростей («Strategemata») в 4 книгах и другие произведения. Сочинение Фронтина «О военном искусстве» («De re militari») утрачено.

Фронтон (Marcus Cornelius Fronto) – римский ритор, адвокат и писатель II в., консул 143 г. от Р.Х. Родился в Цирте Нумидийской в последней четверти I в., умер около 170 г. Прославился в Риме как учитель красноречия и адвокат и приобрел особенное расположение императоров Адриана и Антонина Пия, так что ему было вверено воспитание императорских детей Марка Аврелия и Луция Вера. Пользовался высоким уважением своих современников, как выдающийся оратор, но все его речи утеряны. До нашего времени сохранилась только подборка его писем, являющихся важным историческим источником.

Фукидид – великий греческий историк V в. от Р.Х. Родился около 460 г., умер около 400 г. до Р.Х. Выходец из знатного и богатого афинского рода, владевшего золотыми приисками во Фракии. В молодости Фукидид вращался в кругу известных государственных деятелей, что дало ему наилучшую подготовку для написания труда по истории в зрелом возрасте. Знатное происхождение не помешало Фукидиду сделаться пылким приверженцем демократии Перикла. Однако последовательным демократом Фукидид не был, поскольку полагал, что олигархическая конституция 411 г. являлась лучшим государственным устройством из всех, какие только знали современные ему Афины. В 430 – 427 гг. он переболел страшной болезнью, опустошившей Афины, и вскоре был назначен стратегом для ведения боевых действий против Спарты в Пелопоннесской войне. В 424 г. Фукидид подвергся изгнанию из Афин за то, что не смог спасти город Амфиполь во Фракии от захвата спартанским полководцем Брасидом. Оказавшись не у дел, Фукидид путешествовал, поселился во Фракии и написал «Историю Пелопоннесской войны» в 8 книгах – свое единственное сочинение, опубликованное уже после его смерти и прославившее его имя в веках. Предполагается, что текст Фукидида подготовил к публикации историк Ксенофонт, который начал свою «Греческую историю» с того места, на котором остановился Фукидид (с 411 г. до Р.Х.). Труд Фукидида характеризует автора как тонкого стилиста и глубокого аналитика. Значительная часть авторского текста была написана по горячим следам, однако в целом эта работа заняла довольно значительное время, поскольку Фукидид правил материал и делал вставки, с учетом полученных дополнительно сведений или последующих событий. Повествование пересыпано речами, когда контекст оправдывает их появление. Эти речи вносят в чисто повествовательный труд драматические эффекты. Особого интереса к социальным или экономическим проблемам автор не проявил, хотя и вложил в уста Перикла перечень ресурсов, которыми располагали афиняне к началу войны, доказывая таким образом, что в тот момент они были вправе рассчитывать на победу, а Перикл не мог предвидеть эпидемии, после которой афинянам оставалось надеяться в лучшем случае на ничейный исход. При общем объективном подходе к оценкам событий и исторических персонажей, Фукидид иногда позволял себе быть пристрастным – восхищался Периклом и с презрением писал о демагоге Клеоне, хотя, из сообщаемых им же фактов, очевидно, что Клеон в ходе войны проявил себя как достаточно умелый стратег и смелый воин. Впрочем, трактовка Фукидидом образа Клеона – исключение в методике автора и вызвано оно было, вероятно, аристократическим презрением Фукидида к вульгарной манере поведения демагога, а не завистью или злобой к нему. Фукидид считается основателем прагматической историографии в противовес эпической историографии Геродота. Для античной науки «История Пелопоннесской войны» Фукидида была образцовым сочинением, на которое ориентировались десятки его последователей.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Января, 2011 - 14:04:27
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "Ф" Ч.2 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0553 ]   [ Gzip выкл. ]