Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "Ф" Ч.1 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Фабий Пиктор (Quintus Fabius Pictor) – римский историк и государственный деятель III в. до Р.Х., представитель старшей анналистики. Принимал личное участие в Галльской войне 225 г. до Р.Х. и во Второй Пунической войне. В 216 г. возглавлял римское посольство к святилищу Аполлона в Дельфах. Составил на греческом языке первое описание римской истории от Энея до Второй Пунической войны – «Анналы», разделенное на годичные отрезки. Труд Фабия Пиктора, излагавший события весьма тенденциозно, в духе римского великодержавия, не сохранился в оригинальном виде, но сведения из него широко использовал Полибий, греческий историк середины II в. до Р.Х., в своей «Всеобщей истории».

Фабий Рустик (Fabius Rusticus) – римский историк I в. от Р.Х., друг философа Сенеки. Написал не дошедшую до нашего времени «Историю цезарей», в которой, в частности, дал описание времени правления императоров Клавдия и Нерона.

Фаворин (Favorinus) – римский ритор и историк II в. от Р.Х. Родился около 85 г. от Р.Х. в Арелате (совр. Арль) в Южной Франции, умер около 150 г. в Риме. Получал образование в Массилии (совр. Марсель) и Риме. Был учеником Диона Хризостома, находился в дружественных отношениях с Плутархом и Фронтоном. Прославился как великолепный оратор, выступал как в Риме, так и во многих греческих городах, обеспечив себе громкую известность. Был приближен к императору Адриану, милость которого впоследствии утратил и был изгнан на остров Хиос, откуда возвратился в Рим при Антонине Пии. Там Фаворин и жил до самой смерти в достатке и славе, писал на греческом языке энциклопедические сочинения и при этом считался знатоком римской литературы. Из написанных им книг: «Разные истории» в 24 книгах, «Памятные записки» и «Об изгнании» сохранились лишь фрагменты. Целиком дошли до нашего времени только две его речи: «Коринфская речь» и «О судьбе».

Фавст (Фауст) Византиец – армянский историк IV в. Предположительно, был родом из Византия (Константинополя). Сочинение Фавста «Истории Армении» в 6 книгах сохранилось не полностью; утеряны первые 2 книги, описывающие начальную историю Армении от «вавилонского столпотворения до смерти Христа» и период распространения и утверждения христианства в Армении как государственной религии. Сохранившиеся 4 книги охватывают более 50 лет, начиная с правления царя Хосрова II Котака, сына Тиридата III Великого (286 – 342 гг.), до раздела Армении в 387 г. на сферы влияния между Сасанидским Ираном и Византией. Это эпоха царствования армянских царей из династии Аршакидов: Хосрова II, Тирана, Аршака II, Папа и Вараздата. В «Историю» Фавста, кроме того, включено множество описаний жизни и мученической кончины армянских святых.

Фалл – См. Таллос.

Фаний Эресийский – греческий философ-перипатетик и историк IV – III вв. до Р.Х. Родился в городе Эресе на острове Лесбос, был учеником Аристотеля и другом Феофраста. Фаний написал множество философских, исторических и биологических сочинений. Фрагменты его трудов сохранились в виде цитат у более поздних авторов, в частности в «Пире мудрецов» Афинея – из трактатов: «О растениях» и «О поэтах», из исторических трудов: «Убийства тиранов из мести» и «О правителях Эреса».

Фанодем – греческий историк IV в. до Р.Х., автор утраченного в целом сочинения по истории Аттики («Аттида») в 9 книгах. Сохранившиеся отрывки этого труда для историков большого интереса не представляют, поскольку основное внимание автора было сосредоточено на аттических мифах и культах.

Фанодик – греческий историк II в. до Р.Х., автор сочинения по истории острова Делос.

Фенестелла (Fenestella) – римский историк второй половины I в. до Р.Х. – начала I в. от Р.Х. Родился в 51 г. до Р.Х., умер в 19 г. от Р.Х. в возрасте 70 лет. Исторический труд Фенестеллы, носивший название «Летописи» («Annales»), известен только по отрывочным цитатам из его 22-й книги, описывающей события 57 г. до Р.Х. В своем сочинении Фенестелла стремился развлечь читателей разного рода любопытными фактами из общественной и частной жизни римлян, биографий известных писателей, и в погоне за увлекательностью нередко жертвовал исторической достоверностью. Труд Фенестеллы, впрочем, пользовался большой известностью в Римской империи, в частности на него неоднократно ссылался Плиний Старший в книгах «Естественной истории», посвященных млекопитающим, рыбам, фруктовым деревьям, золоту и серебру, краскам и живописи.

Феодор Анагност (Чтец) – византийский историк первой половины VI в. О жизни его практически нечего не известно. Феодор Анагност обобщил в «Трехчастной истории» сочинения ранневизантийских церковных историков. Сведения своих предшественников он дополнил собственными описаниями событий церковной жизни вплоть до 527 г. Наиболее подробно автор повествовал о ересях монофизитов, ариан, манихеев и несториан. Текст хроники Феодора Анагноста сохранился до нашего времени в составе произведения поздневизантийского церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула, а также в отрывках – в составе других памятников VIII – X вв.

Феодор Гадарский – греческий ритор и писатель I в. от Р.Х., родом из Гадары в Сирии. Лекции Феодора на Родосе слушал будущий император Тиберий, который еще раньше познакомился с ним в Риме. Феодор Гадарский написал множество сочинений в области риторики, грамматики, истории и географии. Он был автором знаменитого учебника риторики, переведенного на латынь и очень популярного в Римской империи. Ни одно из его многочисленных произведений не сохранилось.

Феодор Лектор – греческий христианский писатель, историк VI в. от Р.Х., служивший лектором при храме Святой Софии в Константинополе. Около 530 г. составил из произведений Созомена, Сократа Схоластика и Феодорита единую историю, охватывающую период IV и V вв. до 439 г. На нее опирался Кассиодор со своим помощником Епифанием, работая над собственной «Историей» на латинском языке, важным источником по истории Церкви после Константина Великого. Сохранились выдержки из другого исторического произведения Феодора Лектора, относящиеся к периоду 450 – 527 гг. от Р.Х.

Феодорит Киррский – блаженный, епископ города Кирры вблизи Антиохии, известный богослов, философ, полемист, защитник Нестория. Родился около 393 г., умер около 466 г. Активно боролся с египетскими монофизитами, выступал против решений «разбойничьего» Эфесского собора 449 г. с позиций приверженца никейского Православия. Написал «Церковную историю» в 5 книгах, обнимающую период от Никейского собора до 428 г., а также оставил обширное литературно-полемическое и богословское наследство. «История» Феодорита – не фактологическое изложение, а скорее страстное обвинение религиозных оппонентов Феодорита и поддерживающих их властителей. Основной пафос его произведения составляют дидактизм и категоричность суждений о тех или иных явлениях церковной жизни. Кроме того, перу Феодорита принадлежат: «История Божиих избранников» – подборка из жизнеописаний 28 святых людей, 232 сохранившихся до нашего времени письма и другие сочинения богословского, апологетического и антиеретического характера.

Феодот Тарсийский – греческий историк, происходивший из города Тарса, написавший несохранившуюся до нашего времени историю Фригии на финикийском языке, вскоре переведенную на греческий. Казнен при императоре Домициане.

Феопомп – греческий историк и ритор IV в. до Р.Х., родом с острова Хиос. Родился в 377 г., умер после 320 г. до Р.Х. Долгое время жил в Афинах. Феопомп обучался искусству риторики у знаменитого Исократа, и в 352 г. был награжден призом на конкурсе надгробных речей в честь царя Мавзола. Как историк Феопомп был последователем Фукидида; он создал два исторических труда: «Греческую историю» («Эллениака») и «Историю Филиппа» («Филиппика»). «Греческая история» Феопомпа состояла из 12 книг и охватывала события 410 – 394 гг. до Р.Х. – конец периода гегемонии Спарты в мире эллинов. «История Филиппа» в 58 книгах освещала период правления македонского царя Филиппа II (360 – 336 гг. до Р.Х.) и прославляла его дела. В своих произведениях, в которых было много отступлений, касающихся ранней греческой истории и истории других народов, Феопомп особое внимание уделял нравственным проблемам. Он стремился показать своим современникам признаки морального разложения общества, главными виновниками которого он считал политических деятелей. Из всех этих книг сохранилось лишь несколько отрывков, процитированных позднейшими историками.

Феофан Византийский – византийский историк второй половины VI в., в 10 книгах своей «Истории» описавший деяния императоров Юстина II и Тиверия II в период 565 – 581 гг., обращая преимущественное внимание на сношения империи с Персией. Выписки из этого труда сохранились в «Мириобиблионе» константинопольского патриарха Фотия.

Феофан Митиленский – греческий писатель I в. до Р.Х., родом из Митилены на Лесбосе. Феофан был соратником Помпея Великого и его биографом, сопровождал его в походах и был награжден римлянами правом гражданства, а своими соотечественниками-островитянами – высшими почестями, за то, что помог им достигнуть свободы. Феофан Митиленский – автор несохранившихся до нашего времени сочинений, в том числе исторического характера; ему же принадлежал трактат «О живописи».

Ферекид Леросский – греческий историк конца V в. до Р.Х., родом с острова Лероса у побережья Карии. Жил, вероятно, в Афинах в качестве гражданина, поэтому имеет второе прозвание «Афинский». Писал на темы мифологии, истории и генеалогии древних родов Аттики. От его главного сочинения в 10 книгах сохранилось несколько отрывков.

Ферекид Сиросский – греческий логограф VII – VI вв. до Р.Х., родом с острова Сирос, один из первых греческих прозаиков, писавший о происхождении эллинских богов и на другие мифологические темы, об Ифигинии, о праздниках Диониса и происхождении аттических родов. Скончался в возрасте 85 лет. Его сочинения сохранились во фрагментах.

Ферранд (Ferrandus) – латинский христианский писатель VI в. Жил и умер в Карфагене в 546 или 547 гг. Был учеником епископа Фульгенция и автором его жизнеописания, в котором дал живые картины жизни православных христиан в Африке под властью вандалов. Это житие представляет как бы дополнение к сведениям Виктора Витского. Кроме того Ферранд оставил после себя 12 писем и краткое собрание церковных правил («Breviatio canonum»).

Фест (Festus Rufus) – римский историк IV в. от Р.Х., занимавший должность магистра памяти (magister memoriae) при дворе императора Валента (364 – 378 гг.). По поручению императора Фест написал «Очерк истории римского народа» («Breviarium rerum gestarum populi Romani») в двух частях, с момента основания Рима до современных ему событий. В первой части он в хронологическом порядке описал развитие римской империи, во второй – восточные войны, особенно с парфянами, восхваляя попутно заслуги Валента. Это сочинение было опубликовано после заключения мира с готами в 369 г. Произведение Феста представляет собой очерк римской истории, подобный современному ему очерку Евтропия, однако еще более сжатый. Автор опирался на анонимную «Историю императоров», на труды Ливия и Флора. Работу Феста использовали позднейшие историки: Аммиан Марцеллин, Исидор Севильский и Иордан.

Филарх – греческий историк второй половины III в. до Р.Х. Написал целый ряд произведений, из которых наиболее известным была его «История» в 28 книгах, где описывались события от вторжения царя Пирра в Пелопоннес (272 г. до Р.Х.) до смерти спартанского царя-реформатора Клеомена III (219 г. до Р.Х.). Это сочинение он написал, продолжая труды Иеронима Кардийского и Дуриса Самосского. Труды Филарха утрачены, но сведения из них использовали Плутарх, Юстин (через посредство Помпея Трога) и Афиней, чьи книги сохранились до наших дней.

Филей (Филеад) – греческий географ V в. до Р.Х., родом из Афин, современник Гекатея и Гелланика, последователь ионийской научной школы. Филей был автором «Перипла Средиземноморья» от которого сохранилось лишь несколько ничтожных отрывков.

Филин Акрагантский – греческий историк Первой пунической войны (264 – 241 г. до Р.Х.), родом из города Акраганта (совр. Агридженто) на Сицилии, лично участвовавший в военных действиях против римлян на стороне карфагенян. Прокарфагенские симпатии Филина отразились на страницах его истории, не сохранившейся до нашего времени. Более поздние историки Первой Пунической войны (Полибий и Диодор, чьи труды в более или менее полном виде сегодня известны) использовали труд Филина в качестве одного из источников при написании собственных сочинений. Полибий, греческий историк середины II в. до Р.Х., больше использовал также несохранившуюся историю римского историка Фабия Пиктора, устраняя крайности римского шовинизма, но иногда черпал информацию и из Филина. Эту информацию можно обнаружить в книге 1 его «Всеобщей истории» (Полибий, 1.14 – 1.66). В большом объеме материалы из сочинения Филина брал Диодор Сицилийский (Диодор XXIII 8, XXIV 11), историк I в. до Р.Х., но книги его «Исторической библиотеки», посвященные Первой пунической войне, сохранились только в пересказах и выдержках позднеантичних и, особенно, византийских авторов.

Филипп Феангельский – малоизвестный греческий историк, автор несохранившегося сочинения «История Карии» о карийцах и лелегах, упомянутого в «Пире мудрецов» Афинея и в жизнеописании Александра у Плутарха.

Филипп Халкидский (Халкидонский) – малоизвестный греческий историк I в. от Р.Х., упомянутый в жизнеописании Александра Великого у Плутарха, который ссылался на мнение Филиппа о лживости предания о встрече Александра с амазонками. Вероятно, он был родом из Халкедона в Вифинии, а Халкидским Плутарх его назвал по ошибке. Ни в каких других источниках имя этого историка не встречается. Сочинения его не сохранились.

Филист Сиракузский – выдающийся греческий историк и политик конца V – первой половины IV в. до Р.Х. Родился в Сиракузах на Сицилии около 430 г., умер в 356 г. до Р.Х. Был выходцем из знатного, богатого рода и убежденным монархистом по своим политическим взглядам, активно поддерживал правление в Сиракузах тиранов Дионисия I и Дионисия II. В 386 – 366 гг. Филист находился в ссылке в Эпире, куда его отправил Дионисий Старший; тогда он написал большую часть своего исторического сочинения, и в тоже время был организатором сицилийской колонизации ключевых территорий в западном Средиземноморье. Дионисий Младший вернул Филиста в Сиракузы и обрел в его лице верного сторонника. Филист решительно отвергал план Диона и Платона по реформированию Сицилийской державы и погиб в морской битве против флота Диона. По большей части несохранившийся исторический труд Филиста «История Сицилии» в 13 книгах был создан по образцу произведения Фукидида и послужил информационной основой для всех последующих историков Сицилии. Сведения из «Истории Сицилии» Филиста в большом объеме использовали Эфор и Тимей, а позже при их посредстве – Диодор Сицилийский. Поэтому и сохранившиеся до нашего времени книги «Исторической библиотеки» Диодора гораздо подробнее описывают первую половину правления Дионисия Старшего – до высылки Филиста с Сицилии в 386 г., чем последующие 20 лет, что отражает особенности первоисточника.


(Отредактировано автором: 12 Января, 2011 - 14:00:52)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Января, 2011 - 13:59:53
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "Ф" Ч.1 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0041 ]   [ Gzip выкл. ]