Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Евагрий Схоластик – византийский историк и богослов VI в. Родился в 535 или 536 гг., умер в конце VI в. Выходец из семьи богатых сирийских христиан, жил, занимался юридической практикой и богословием в Антиохии. Евагрий был автором «Церковной истории», охватывающей период с 431 по 595 гг.
Евангел – греческий писатель V в. до Р.Х., раб знаменитого афинского стратега Перикла. Написал сочинение о военном искусстве «Тактика», высоко ценившееся в древности, но не сохранившееся до нашего времени.
Еванф Милетский – греческий писатель, автор сочинения о семи мудрецах: Фалесе Милетском, Бианте Приенском, Питтаке Митиленском, Клеобуле Линдском, Солоне Афинском, Хилоне Спартанском и Периандре Коринфском.
Евгиппий (Eugippius) – церковный историк V – VI вв. С 454 по 481 гг. Евгиппий жил в римской провинции Норик к северу от Дуная (совр. Австрия), а затем бежал в Италию, когда римляне были изгнаны из Норика германцами. В 533 г. был еще жив. От Евгиппия осталось извлечение («Thesaurus») из части творений блаженного Августина, несколько писем и жизнеописание святого Северина. Наиболее интересно последнее произведение, написанное простым языком, чуждым риторических прикрас. Этот труд Евгиппия имеет важное значение для истории, поскольку в нем единственном описываются события на северо-западной окраине римского государства того времени.
Евдокс Книдский – греческий математик, астроном, географ и врач IV в. до Р.Х., родом из Книда, ученик Архита. Родился около 408 г., умер в 355 г. до Р.Х. Поддерживал тесные научные связи с Платоном, некоторое время жил в Египте. Помимо множества других научных достижений, Евдокс Книдский первый обосновал шарообразность Земли, вычислил ее примерный объем и разделил на пояса. Евдокс Книдский был автором несохранившегося сочинения «Объезд Земли».
Евдокс Родосский – греческий историк и географ III в. до Р.Х., автор исторического сочинения и «Землеописания» в 9 книгах, от которого до нашего времени сохранились отрывки в сочинениях более поздних писателей.
Евмел – греческий историк, автор «Истории». Ссылка на это сочинение имеется у Диогена Лаэртского, преводящего утверждение Евмела, что Аристотель скончался в Халкиде на острове Эвбея, выпив аконит.
Евмен Кардианский – личный секретарь и дипломат македонских царей Филиппа и Александра Великого. Родился в 362 г. в городе Кардии на полуострове Херсонес Фракийский, умер в 316 г. до Р.Х. С 20 лет служил при дворе македонских царей, участвовал в их военных походах, возглавлял отряд конной гвардии. После смерти царя Александра он безуспешно выступал за сохранение целостности его державы, в 321 г. занял должность стратега в Малой Азии и установил в войсках культ Александра, сына Зевса. Участвовал в войнах диадохов, попал в плен и был задушен в тюрьме. Евмен Кардианский оставил потомкам дневниковые записи, так называемые «эфемериды», времен его службы у македонского царя и завоевателя Азии, однако в оригинальном виде они не дошли до нашего времени. Представление об их содержании дают цитаты в сочинениях более поздних авторов, например, у Элиана в его «Пестрых рассказах» и у Плутарха в жизнеописании Александра.
Евнапий Сардский – греческий историк и софист. Родился около 346 г. в лидийском городе Садах, умер около 414 г. До 16 летнего возраста Евнапий учился в родном городе у неоплатоника Хрисанфия, будущего воспитателя императора-язычника Юлиана Отступника. Позже в течение 5 лет продолжал обучение в Афинах у христианина Проэресия. В 367 г. вернулся в Сарды, где и проживал до конца своей жизни, зарабатывая на жизнь как профессиональный софист. Написал историческую хронику «Продолжение Дексипповой истории» в 14 книгах, прослеживающую события римской истории от кончины императора Клавдия II (270 г. от Р.X.) до десятого года царствования императора Аркадия (404 г. от Р.X.). Центральное место в ней отведено правлению императора Юлиана, которому дана высокая оценка. Грандиозная картина событий с конца III до начала V веков показана Евнапием с позиции образованного язычника-неоплатоника, консерватора, оппозиционно настроенного к христианству. Это сочинение до нашего времени сохранилось только в виде отрывков и цитат в сочинениях других авторов. В тоже время, Евнапий критиковал деяния Константина Великого, называя его «врагом и убийцей философов» в своих «Жизнеописаниях философов и софистов» – единственном сохранившемся его сочинении, посвященном истории философии. В своих текстах Евнапий проявил себя тончайшим психологом, обладающим даром в немногих словах раскрыть характер человека. Некоторые его биографии просто бесподобны. На сочинения Евнапия Сардского опирался историк V в. Зосим, также язычник по своему мировоззрению.
Евполем – греческий историк II в. до Р.Х., еврейского происхождения. Написал несохранившиеся сочинения об иудеях и Ассирии, о пророчествах Илии и об иудейских царях.
Евсевий Кесарийский (Памфил) – выдающийся церковный деятель, раннехристианский писатель и историк. Родился около 260 г., предположительно в Палестине, умер в 340 г. Получил образование в Иерусалиме и Антиохии. Ученик христианина Памфила, скончавшегося мученической смертью в 309 г.; в память о нем Евсевий в зрелые годы именовал себя Памфилом. В период диоклетиановских гонений подвергся тюремному заключению и изгнанию, значительную часть жизни провел в скитаниях и путешествиях по Сирии, Палестине, Финикии и Египту. В 311 г. стал епископом Кесарии Палестинской. Евсевий Кесарийский был высокообразованным человеком, знатоком раннехристианской традиции и античной культуры. В своих трудах он умело использовал достижения науки в интересах Христианской Церкви. Евсевию принадлежит огромное количество литературных трудов разнообразной тематики, но на русский язык до сих пор переведены только четыре из них: «Церковная история», «Похвальное слово Константину», «Жизнь Константина» и «О палестинских мучениках». «Церковная история» в 10 книгах Евсевия Кесарийского, важнейшая из его работ, рассказывает о событиях от возникновения христианства до 324 г., содержит ценные фактические сведения и множество поучительных преданий. Также широко известно знаменитое биографическое сочинение «Жизнь Константина» («Vita Constantini») – жизнеописание императора Константина I, основателя Византийской империи, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. С приветственным словом к императору от имени отцов собора («Похвальное слово Константину») Евсевий выступал на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., активно участвовал в дискуссиях собора по Никейскому символу веры. Однако в догматических вопросах Евсевий не смог преодолеть недостатки богословской системы Оригена, почитателем которого он являлся, как и большинство богословов того времени. В спорах с арианами он был сторонником компромиссов, предпочитал придерживаться примирительной позиции. Поэтому при всех несомненных заслугах Евсевия Кесарийского, он не был канонизирован Церковью после смерти и не вошел в число признанных христианских учителей и отцов Церкви. При этом в Византии IV – VII вв. авторитет Евсевия был непререкаем. Все последующие ранневизантийские церковные историки, каждый по-своему, стремились продолжать его «Церковную историю». На Западе сочинения Евсевия, рано переведенные на латынь, также были известны всем образованным людям и пользовались большой популярностью.
Евтропий (Eutropius Flavius) – римский историк IV в. от Р.Х. Дата рождения неизвестна, умер около 370 г. Евтропий принимал участие в персидском походе императора Юлиана в 363 г., позже занимал пост магистра памяти при дворе императора Валента и по его поручению около 367 г. написал «Бревиарий» – сокращенную историю Рима в 10 книгах. «Бревиарий» в краткой форме излагал события от основания Рима до начала правления в 364 г. императора Валентиниана I. Сочинение Евтропия долго служило школьным учебником. Представляет в основном ценность для изучения периода III – IV вв., скудно отраженного в других источниках.
Евфант Олинфский – греческий философ и историк III в. до Р.Х., автор утраченной «Истории». Цитату из этого сочинения сохранил Афиней в «Пире мудрецов».
Евфорион Халкидский – греческий поэт и прозаик, родом из Халкиды на острове Эвбея, последователь Каллимаха. Родился в 275 г. до Р.Х., дата смерти неизвестна. В зрелом возрасте получил афинское гражданство. По приглашению царя Антиоха III Великого приехал к его двору в Антиохию, где до самой своей смерти служил хранителем библиотеки. Был плодовитым автором поэм, написанных в основном гекзаметром, в том числе: «Проклятия», «Трак» и «Тысячи» в 5 книгах, от которых уцелели значительные фрагменты. Другие поэмы Евфориона сегодня известны только по названиям, несколько его эпиграмм сохранились в Палатинской антологии. Евфорион довел до абсурда поэтическую манеру александрийских поэтов, стараясь писать как можно туманнее и используя неизвестные варианты мифов и преданий. Его язык тоже изобиловал редкими выражениями, которым автор часто придавал значение, нигде более не встречающееся. Поэзия Евфориона оказала значительное влияние на римских поэтов Тибулла и Проперция, а также на Овидия и в определенной степени на Вергилия и Нонна. Кроме того, Евфорион был автором нескольких несохранившихся прозаических сочинений, свидетельствовавших о его исторических интересах, среди них «Об Истмийских играх» и «Исторические заметки». Егезипп (Гегесипп) – раннехристианский церковный историк и полемист, еврей по происхождению. Жил во II в. от Р.Х., в правление императора Адриана. Прибыл из Коринфа в Рим при папе Аникете, был еще жив при папе Элевтерии. Его «Церковная история» не сохранилась, за исключением отдельных выдержек, которые процитировали Евсевий Кесарийский в собственной «Церковной истории» и Иероним в сочинении «О знаменитых мужах». Евсевий, в частности, позаимствовал из его сочинения описание мученичества св. Иакова и перечень первых иерусалимский епископов. «Церковная история Гегесиппа» сохранялась в восточных христианских библиотеках до XVII в., но затем была утеряна.
Егерия – богатая европейская монахиня IV в., проживавшая где-то на западе Середиземноморья (возможно, в Испании), совершившая первое в истории (после святой Елены) документально засвидетельствованное паломничество на Святую Землю в 381 – 384 гг. Ее детальный отчет о путешествии сохранился примерно на треть. Записки Егерии содержат наблюдения и впечатления от ряда святых мест в Палестине, Сирии и Египте. Подробно описаны различные достопримечательности: деревья, посаженные патриархами, гробницы и дома, связанные с жизнью героев Ветхого и Нового Заветов, храмы, построенные в правление императора Константина I. Большое место посвящено рассказу об особенностях жизни египетских, палестинских и сирийских религиозных общин, об их литургическом своеобразии. Отчет Егерии ценен также своими топографическими указаниями.
Егише (Елисей) – святой, прославленный армянский подвижник, богослов и историк V в. По преданию, в молодости Егише служил в войске у знаменитого армянского полководца Вардана Мамиконяна, был его секретарем и воевал с персами. После кровавой Аварайрской битвы 451 г., в которой погиб Вардан Мамиконян, Егише удалился с военной службы, принял монашество и поселился в Моккских горах Армении. Там он написал несколько своих первых сочинений, в том числе сочинение «О Вардане и войне армянской» – историю Армении со времени падения династии Аршакидов до 464 или 465 гг. Этот труд считается одним из шедевров мировой исторической литературы. Затем на некоторое время Егише вернулся к мирской жизни, но позже вновь отправился в горы, но уже в другой армянской провинции. Егише был одним из наиболее известных учеников Саака Партева и Месропа Маштоца. Позже Егише вместе с Моисеем Хоренским и Давидом Непобедимым учился в Египте, в знаменитой богословской школе у Кирилла Александрийского, совершил паломничество по святым местам Палестины. Вернувшись в армянские горы, Егише вел образ жизни отшельника, но, в конце концов, слава о нем широко распространилась среди местных крестьян. В поисках уединения Егише ушел в область Рштуник, в провинции Васпуракан, где и скончался в 480 г. Пещера, в которой Егише провел последние годы жизни, с тех пор именуется «Пещерой святого Егише». Там он написал ряд своих работ, в числе которых толкования на некоторые книги Ветхого Завета, трактаты «О человеческой душе», «Назидательное слово об отшельниках», «Явление Господа на горе Фаворе», «Учение о Страдании, Распятии, Погребении и Воскресении Христовом», «О человеческой душе» и другие. Исторические и богословские произведения Егише оказали большое влияние на средневековую армянскую мысль.
|
|