Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Пелопс [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
dimzz


Ромей


Здравствуйте господа!
Обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что мне срочно нужно найти исходный текст (в стихах, на русском языке) мифа о Пелопсе и Эномае, который изложен у Куна. Кун ссылается на Овидия "Метаморфозы" и на стихи Пиндара. У Овидия я смотрел, но ничего не нашел. Пиндара же я совсем не нашел. Может быть у кого-нибудь есть. Помогите, господа, век благодарен буду...
P.S. Текст этот нужен мне для театральной постановки данного мифа. Если появится какая-то информация пишите на dimzz@mail.ru Дмитрий.

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 29 Сентября, 2005 - 02:33:10
AlterEgo


Грамматик


> Кун ссылается на Овидия "Метаморфозы"
Гляньте здесь: www.ancientrome.ru там три книги метаморфоз

> стихи Пиндара.
Какие именно стихи Пиндара?
Если ждет до четверга, то попробую разыскать. И даже не знаю, попробую набрать.

Всего записей: 18 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 04 Октября, 2005 - 09:35:55
dimzz


Ромей


Спасибо БОЛЬШОЕ что откликнулись на мою просьбу! На сайте www.ancientrome.ru я уже был, но ничего там не нашел. Если бы Вы могли мне помочь, я был бы очень Вам благодарен! Пожалуйста поищите...

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 05 Октября, 2005 - 00:21:06
AlterEgo


Грамматик


Я бы все-таки на Вашем месте не стал бы опираться на ссылки Куна. Несомненно и Овидий и Пиндар заслуживают всяческого почтения, но все-таки больше подробностей нам дают мифографы. К примеру у Пиндара мы находим следующее:
“.. Сказал Пелоп:
“Если в милых дарах Киприды
ведома тебе сладость, -
о Посидон!
Удержи медное копье Эномая,
устреми меня в Элиду на необгонимой колеснице,
осени меня силой!
Тринадцать мужей, тринадцать женихов
погубил он, отлагая свадьбу дочери:
Велика опасность, и не для робкого она мужа, -
но кто обречен умереть,
Тот станет ли в темном углу праздно варить бесславную старость,
Отрешась от всего что прекрасно?
Испытание это - по мне,
А желанная победа моя – от тебя!”
Он сказал -
И слова его не были праздными.
Для славы его
Дал ему бог золотую колесницу и коней с неутомимыми крыльями.
Он поверг Эномаеву мощь,
Он возлег с его дочерью... ”
(Пиндар, Олимпийские песни, I, 77-87)
Тогда как, например, у Гигина мы читаем:
“Эномай, сын Марса(Ареса – прим. мое) и Астеропы, дочери Атланта, имел супругой Эварету, дочь Акрисия, и произвел снею на свет Гипподамию, девушку исключительной красоты, которую он никому не отдавал в жены, потому что ему было предсказано, чтобы он опасался смерти от руки зятя. Поэтому, когда многие стали свататься к ней, он установил для них состязание, обещая отдать ее тому, кто будет состязаться с ним в беге на колесницах и выйдет победителем, - ведь кони самого Эномая были быстрее Аквилона(Борея – прим. мое). Побежденного он убивал. Когда многие были уже убиты(по Пиндару 13 женихов – прим. мое) , явился наконец Пелопс, сын Тантала; увидев на дверных створках прибитые головы тех, кто сватался к Гипподамии, он стал раскаиваться, опасаясь жестокости царя. Поэтому он уговорил его возницу Миртила и обещал ему половину царства, если тот ему поможет. Выслушав его клятву, Миртил запряг колесницу Эномая, не вставив гвоздей в колеса[имеется ввиду металлическая чека, вставляемая в ось для удержания колеса]. Поэтому когда кони побежали, колесница Эномая перевернулась и разлетелась. Когда Пелопс с Гипподамией и Миртилом возвращался домой с победой, он подумал о будущих упреках и не захотел исполнять клятву, данную Миртилу. Он сбросил его в море, которое поэтому стало называться Миртойским[по другой версии, приведенной тем же Гигином в Поэтической астрономии, которую, к сожалению, не имею в своей библиотеке, он стал созвездием Возничего – прим. мое]. Гипподамию же он привел на свою родину, <которая называется Пелопонесом>. Там, она родила Гиппалка, Атрея и Фиеста” [Гигин Мифы, фабула 84]
Тот же Гигин в фабуле 253 указывает на отличную от предсказания причину такого, в прямом смысле слова, головоломного сватовства:
“Какие женщины возлежали нечестиво:
.... Гипподамия с своим отцом Эномаем
....”
Другой мифограф, которому традиционно больше доверяют, Аполлодор приводит следующую версию мифа:
“(3) Пелопс, ... , стал возлюбленным Посейдона. Посейдон подарил ему крылатую колесницу: влага не касалась ее осей, когда она мчалась по поверхности моря.
(4)Ойномай [Эномай – прим. мое], царствовавший в Писе, имел дочь Гипподамию, и то ли он сам был влюблен в нее, ..., то ли он получил оракул, в котором ему предсказывалась смерть от руки того, кто женится на его дочери, но никто не брал ее в жены. Отец Гиподамии не мог убедить ее сойтись с ним, женихов же он всех убивал.
(5)Обладая оружием и конями, которые были подарены ему Аресом, Ойномай устраивал состязания для женихов; победивший в этих состязаниях получал право жениться на Гиподамии. Жених должен был посадить Гипподамию на свою колесницу [это подтверждается изображениями с античных ваз – прим. мое] и мчаться с ней до коринфского перешейка, Ойномай же преследовал его вооруженный, и если настигал жениха, то убивал на месте... Поступая таким образом, Ойномай убил многих женихов...
(6)Прибыл и Пелопс,... Пораженная его красотой, Гиподамия влюбилась в него и уговорила Миртила, сына Гермеса, помочь Пелопсу; Миртил же был возничим Ойномая.
(7)Любя Гипподамию и желая ей угодить, Миртил не укрепил ступицы колес чеками , и это послужило причиной поражения Ойномая. Кони потащили его, запутавшегося в вожжах и он погиб. Согласно другим источникамсогласно другим источникам его убил Пелопс. Умирающий Ойномай, поняв предательский поступок Митрила, проклял его, пожелав ему погибнуть отруки Пелопса.
(8)Так Пелопс получил Гипподамию. Проезжая в одном месте с Митрилом, который его сопровождал в этом путешестви, Пелопс отлучился, чтобы принести воды супруге, испытывавшей жажду. В этот момент Митрил попытался овладеть Гипподамией. Пелопс узнал от Гипподамии о поступке Митрила, и сбросил Митрила у мыса Гереста в море: оно было названо по имени Митрила Миртойским. Падая, Митрил проклял весь род Пелопса “
( Аполлодор, Э, 2, 3 и далее)

В схолиях к Апполонию Родосскому приводится любопытная деталь: бронзовая чека была заменена восковой. Это придает определенный реализм ситауции. К сожалению, перевода дать не могу, мой древнегреческий оставляет желать лучшего (да и просто удовлетворительного), я с лишь трудом вычленял знакомые слова из текста, думаю, через пару лет, может быть...

Следующий наш автор, знаменитый греческий историк Диодор Сицилийский, автор “Исторической библиотеки”:
“ 73. ...(2) Эномай обратился к оракулу с вопросом о своей смерти, и бог предсказал, что он умрет, когда его дочь Гипподамия вступит в брак. Опасаясь брака своей дочери, Эномай решил оставить ее девой, полагая, что только так и можно избежать опасности.
(3) Поскольку к его дочери сватались многие, женихам было предложено участвовать в состязании, победитель в котором должен был жениться на девушке, а побежденный - погибнуть. Нужно было проехать на колеснице от Писы до жертвенника Посейдона на Истме Коринфском, а начиналось состязание следующим образом: (4) пока Эномай приносил в жертву Зевсу барана, соискатель руки отправлялся в путь на четверной упряжке. По окончании жертвоприношения пускался в путь и Эномай, с копьем преследуя жениха на колеснице, которой правил возничий Миртил. Настигая преследуемую колесницу, он насмерть поражал соискателя копьем. Благодаря быстроте своих коней, Эномай неизменно настигал женихов и уже убил многих. (5) Пелоп, сын Тантала, прибыл в Пису, увидел Гипподамию и пожелал жениться на ней. Подкупив возничего Эномая Миртила, Пелоп с его помощью добился победы, прибыв первым к жертвеннику посейдона на Истме. (6) Решив, что пророчество исполнилось, ужасно удрученный Эномай покончил с собой. Таким образом, Пелоп женился на Гипподамии и получил царскую власть над Писой и, становясь все более могущественным благодаря своей доблести и благоразумию, подчинил большинство жителей Пелопонесса, назвав Пелопонесом эту страну от собственного имени”
(Диодор, IV, 73)
О жертве перед состязанием, во всяком случае, упоминает также Павсаний:
“...Эномай на этом алтаре приносил жертву Зевсу Арею[Воителю – прим. мое] всякий раз, когда он собирался состязаться с тем или другим из женихов Гипподамии на колесницах.”
Павсаний, Описание Эллады, V, XIV, 6
Тот же Павсаний приводит “каталог женихов” (Павсаний, VI, 21, 6 и далее). Первым был Мармак, далее Алкафой, сын Порфароя, Эвриал, Эвримах, Кротал, Акрий-лакедемонянин, Капет, Ликург, Ласий, Халкодонт, Триколон-аркадянин, Аристомах, Приант, Пелагонт, Эолий, Кроний, Эрифр, сын Левкона, Эионей, сын Магнета.
Остается только добавить, что поскольку злосчастный пир Тантала, на котором Деметра будучи в рассеянности съела плечо Пелопса, можно, опираясь на паросский мрамор(с корректировками Джулиан Ньювинг, как это сделано на сайте www.ancientrome.ru) отнести к 1399/98 годам, то сватовство Пелопса можно условно привязать к 1374 году.
Вот что удалось разыскать. Если есть вопросы, смело пишите.

Всего записей: 18 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 05 Октября, 2005 - 09:08:29
Gali


Нотарий


Маленькое добавление к практически исчерпывающей информации AlterEgo .

У Овидия в "Метаморфозах" о Пелопе следующие слова:

400 Марсия имя хранит, из фригийских потоков светлейший.
После рассказов таких народ возвращается снова
К только что бывшему; все об Амфионе плачут и детях.
Все негодуют на мать. По преданью, один лишь оплакал
Пелоп ее,- и на левом плече, когда он одежды*
405 С груди в печали совлек, слоновая кость показалась.
С правым плечом при рожденье оно одинаково было
Цветом, из плоти, как то; но руками отцовскими члены
Были разрублены; вновь, говорят, их составили боги.
Все их нашли, и лишь там, где сходится с краем ключицы
410 Шея, была пустота; взамен нехватающей части
Вставили кость; и опять оказался в целости Пелоп.


Можно, также, ознакомится с фрагментом из книги Р. Грейвса "Мтфы Древней Греции"

Пелоп унаследовал пафлагонский трон от своего отца Тантала: некоторое время он жил в Энете, что на берегу Понта Эвксинского, откуда правил лидийцами и фригийцами. Однако из Пафлагонии его изгнали варвары, и он обосновался на лидийской горе Сипил, своем родовом владении. Когда по требованию царя Трои Ила Пелоп был вынужден перебраться в другое место, он забрал с собой сказочные богатства и отправился через Эгейское море.

далее читайте здесь http://www.globalfolio.net/monsalvat/frsuperrealis/statiisuperrealis/pelopos/pelop01.htm



(Отредактировано автором: 06 Октября, 2005 - 17:27:56)

Всего записей: 34 : Дата рег-ции: Янв. 2005 : Отправлено: 06 Октября, 2005 - 17:27:06
dimzz


Ромей


ОГРОМНОЕ СПАСИБО Вам господа! Вы мне очень помогли! Информация очень ценная!

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 07 Октября, 2005 - 00:30:17
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Пелопс [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0145 ]   [ Gzip выкл. ]