Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Макарий Косский – греческий историк, автор сочинения «Косская история», одна цитата из которого сохранилась в «Пире мудрецов» Афинея.
Макробий (Ambrosius Theodosius Macrobius) – римский грамматик первой половины V в. от Р. X., вероятно, грек по происхождению. Был связан с группой римской чиновной аристократии, которая под предводительством Аврелия Симмаха в Сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Для своего сына Евстахия Макробий написал «Комментарий ко «Сну Сципиона» («Commentarii in somnium Scipionis»), обширные пояснения к выписке из VI книги сочинения «О государстве» Цицерона. В комментарии, часто довольно отдаленно связанном с произведением Цицерона, Макробий изложил, опираясь, прежде всего, на комментарий Порфирия к платоновскому диалогу «Тимей», свои неоплатонические взгляды на разные темы, и благодаря этому сохранил обширный фрагмент утерянного произведения Цицерона «О государстве». Именно это сочинение Макробия стало для средневековых латинских читателей пособием для изучения философии неоплатоников. Еще один труд Макробия – «Различия и сходство латинского и греческого глагола» («De differentiis et societatibus Graeci Latinique verbi») известен сегодня только по сокращенному изложению средневекового философа IX в. Иоанна Дунса Скотта. Важнейшим произведением Макробия были «Сатурналии» в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. В нем изложен большой запас разного рода сведений в форме застольных бесед римских интеллектуалов в канун и в течение первых трех дней римского языческого праздника Сатурналий. Собеседники обсуждают множество крупных и мелких вопросов различного характера, рассказывают забавные анекдоты, цитируют древних авторов, обсуждают главную тему сочинения – творчество поэта Вергилия. Макробий не был оригинальным исследователем, он лишь собирал и объединил чужие мысли, но таким образом сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены, например, из Энния.
Малак – греческий историк, автор «Сифносской истории», процитированной Афинеем в «Пире мудрецов».
Малх Филадельфийский – византийский историк V в. Выходец из палестинской Филадельфии, был софистом в Константинополе. В своем историческом труде «О событиях или делах византийских» в 7 книгах описал правление императоров от Константина Великого до Зенона, завоевания готов во главе с Теодорихом, придворные смуты и стихийные бедствия, в том числе большой пожар в Константинополе в 476 г., в огне которого сгорели 120 тыс. ценнейших книг императорской библиотеки. В IX в. византийский эрудит патриарх Фотий оценил работу Малха как образец исторического сочинения. Тексты Малха сохранились фрагментарно в «Мириобиблионе» патриарха Фотия.
Манефон – великий египетский историк, жрец и писец, живший во времена царя Александра Македонского и египетского царя Птолемея I Сотера (перв. пол. III в. до Р.Х.). Родился в семье иерограмматика в Себеннитском номе в дельте Нила, получил отличное образование, хорошо владел греческим языком, на котором и писал свои научные труды. Имя Манефон – это на самом деле эпитет, характерный для авторитетного писца, и означает – «любимый Тотом», а подлинное имя египетского летописца, данное ему от рождения, история не сохранила. Манефон вместе с греческим жрецом Тимофеем был советником царя Птолемея по организации в Египте культа нового бога Сераписа, который должен был стать основой греко-египетского религиозного единства. К концу своей жизни Манефон славился как один из величайших мудрецов своего времени, в храме Сераписа в Карфагене ему был установлен памятный бюст. Перу Манефона принадлежал ряд исторических, богословских и естественнонаучных сочинений, от которых до нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты, цитированные другими писателями, например, иудейским историком Иосифом Флавием, историком Плутархом, основоположником церковной истории Евсевием Кесарийским и византийским историком Георгием Синкеллом. Наибольшее количество уцелевших фрагментов из трудов Манефона относятся к его «Истории Египта» («Египтиака»), охватывавшей период от мифической доисторической эпохи до 343 г. до Р.Х. В этом сочинении он ввел деление истории своей страны на периоды правления династий фараонов, а также, в частности, подверг суровой критике вторую книгу «Истории» Геродота, уличая «отца истории» в искажениях и неточностях. Манефон хорошо знал прошлое своей страны, но в дошедших до нас некоторых фрагментах его книг содержатся нелепости, внесенные недостаточно эрудированными пересказчиками. Труды Манефона сыграли важную роль в распространении в эллинистическом мире научных достижений египтян, знаний о религии и историческом прошлом Египта.
Марий Авентик – бургундский епископ VI в., родом из города Авентик – столицы римской провинции Гельвеция (Швейцария), автор хроники. В своем историческом труде описал события лангобардского завоевания Италии.
Марий Максим (Lucius Marius Maxmus) – римский историк III в. от Р.Х., консул 223 г., продолжатель светониевых биографий императоров от Нервы до Гелиогабала, весьма растянутых, но не лишенных правдивости. Труд Мария Максима не сохранился до нашего времени и известен только по цитатам.
Марин Тирский (Marinus) – римский географ II в. от Р. X., родом из города Тира. Об обстоятельствах его жизни ничего неизвестно. География обязана Марину первым определением земель и мест по точным градусам долготы и широты, кроме того, он яснее всех своих предшественников описал северный берег Европы. Сочинения Марина служили главным источником для Птолемея.
Маркиан Гераклейский – греческий географ, родом из Гераклеи в Вифинии, живший в первой половине V в. от Р.Х. Пользуясь наилучшими источниками, в том числе сочинениями Ганнона, Скилака и Птолемея, он составил «Перипл морей» в 2 книгах, с точным обозначением расстояний по стадиям. Другое его сочинение, содержавшее описание берегов Средиземного моря и составлявшее извлечение из сочинения Артемидора, потеряно, за исключением некоторых отрывков. Сохранившиеся отрывки важны для изучения древней географии и свидетельствуют о прилежании и вкусе составителя.
Марсий Младший – греческий историк III в. до Р.Х., родом из города Филиппы. Марсий был автором несохранившейся «Истории Македонии» в 10 книгах.
Маруф (Маруфа, Марута) – святой, епископ Мартиропольский, церковный историк и поэт IV – V вв., сириец по происхождению. Дата рождения неизвестна, умер в 422 г. в Мартирополе (Тигранакерт). Участвовал в работе Второго Вселенского собора и Антиохийского собора 383 г. Много сделал для защиты христианского вероисповедания на территории Ирана, был посредником на переговорах между персидским шахом и императором Восточной Римской империи. Кроме того, Маруф был известен как выдающийся врачеватель; он успешно лечил иранского шаха Йездигерда (399 – 420 гг.) и его родственников. Наиболее известный труд Маруфа Мартиропольского – «История мучеников персидских» – отличается высокой достоверностью. В честь персидских мучеников Маруф создал также священные песнопения. Его перу принадлежат тексты ряда правил Церковных соборов и толкования на Евангелия.
Меандрий Милетский – малоизвестный греческий историк IV в. до Р.Х., автор истории Милета. Подробных сведений о нем и его трудах не сохранилось, его сочинения утеряны.
Мегасфен – грек, уроженец Ионии, посол царя Селевка I Никатора, отправленный ко двору индийского царя Чандрагупты Маурья в Паталипутре, где находился с 302 г. до 291 г. до Р.Х. По возвращении Мегасфен написал географо-этнографическое сочинение «Индика» (сохранившееся в отрывках), которое считается лучшим описанием Индии, созданным в античную эпоху. Оно содержит ценные сведения о богатом животном и растительном мире, об индийских кастах, о буддистах и брахманах, которых автор сравнивал с греческими философами. Арриан использовал труд Мегасфена при написании своей книги «Индика». Кроме того, «Индику» Мегасфена цитировали Плиний Старший, Страбон, Диодор и философ Сенека.
Меланфий – греческий историк IV – III вв. до Р.Х, автор несохранившихся сочинений «Аттида» (посвященного истории Аттики) и «Об Элефсинских мистериях».
Мемнон – греческий историк рубежа I в. до Р.Х. и I в. от Р.Х., родом из Гераклеи Понтийской на южном побережье Черного моря. Написал хронику «О Гераклее» – историю своего родного полиса, содержащую помимо местных событий и материал о жизни окружающих народов и государств. Источниками для Мемнона послужили сочинения Феопомпа, историков Митридатовых войн, его предшественников-земляков: Нимфия, Промафида и Домиция Каллистрата, а также некоторые гераклейские документы. В частности, Мемнон дал описание Митридатовых войн, заимствованное из сочинений историков понтийского царя Митридата Евпатора. Сочинение Мемнона сохранилось частично в эксцерптах константинопольского патриарха IX в. Фотия. Уцелевшая часть хроники содержит историю Гераклеи от правления гераклейского тирана Клеарха (363 г. до Р.Х.) до эпохи Юлия Цезаря. Мемнон был хорошим писателем, но посредственным исследователем, при этом его труд сохранил множество важных исторических сведений и цитат из сочинений более значительных историков, не сохранившихся до наших дней.
Менандр Протиктор – византийский историк второй половины VI в. Даты рождения и смерти неизвестны. По образованию Менандр был юристом, но юридической практикой не занимался, а служил в императорской гвардии при императоре Маврикии, поэтому и был прозван «Протиктором» («Гвардейцем»). Менандр написал «Историю», как непосредственное продолжение сочинения Агафия Миринейского, в центре которой оказались внешнеполитические отношения империи с аварами, тюрками, гуннами и славянами. В своей работе он широко и с большой точностью использовал тексты посланий, договоров, военных и дипломатических донесений. Тексты «Истории» Менандра сохранились отрывочно в эксцерптах Константина Багрянородного.
Менандр Эфесский – греческий историк; перевел хроники города Тира с финикийского на греческий язык. Из его произведения сохранились небольшие отрывки.
Менекл Баркийский – греческий историк III в. до Р.Х.
Менехм Сикионский – греческий историк рубежа IV и III вв. до Р.Х., автор несохранившейся «Истории Сикиона».
Менодот Самосский – греческий историк III в. до Р.Х., родом из Перинфа, написавший сочинение о достопримечательностях острова Самос.
Метродор Скепсийский – греческий философ, ритор и историк II – I вв. до Р.Х., родом из Скепсиса. Родился около 145 г. до Р.Х., умер в 70 г. до Р.Х. Учился философии у Карнеада, затем был учителем красноречия на Родосе и в Афинах. Пользовался покровительством и протекцией своего земляка Деметрия Скепсийского, богатого и знатного человека, большого любителя наук. Длительное время Метродор играл значительную политическую и культурную роль при дворе царя Митридата Понтийского, безграничным расположением которого он одно время пользовался, но, в конце концов, был изгнан своим хозяином, а позже казнен. Метродор был автором одного или нескольких трудов по риторике, написал историческое сочинение о войнах Митридата с римлянами и прослыл ненавистником Рима. В числе его несохранившихся до нашего времени трудов были сочинения «Об истории» и «О деяниях Тиграна», от которых остались небольшие отрывки.
Метродор Хиосский – греческий философ и историк первой половины IV в. до Р.Х., родом с острова Хиос. Был сыном оратора Феокрита, учеником Демокрита и учителем Анаксагора. Как философ Метродор был приверженцем скептицизма; ему принадлежит авторство сочинения «О природе», от которого сохранилось начало и два коротких отрывка. В качестве историка он написал два сочинения: «Троянскую историю» о доисторической Трое и книгу «История Ионии», из которой сохранился отрывок с описанием Смирны.
Мирон Приенский – греческий историк III в. до Р.Х., родом из малоазийского города Приена. Мирон был автором «Мессенской истории», ссылки на которую сохранились в произведениях Диодора Сицилийского, Павсания и Афинея.
Мирониан Амастрийский – греческий писатель, автор сочинения «Исторические сравнения», включавшего в себя жизнеописания знаменитых философов. Труд Мирониана не сохранился до наших дней, но послужил одним из источников сведений для Диогена Лаэртского.
Мирсил Метимнейский – греческий историк первой половины III в. до Р.Х., родом из Метимны на острове Лесбос. Сочинения Мирсила не сохранились.
Мнасей – греческий географ II в. до Р.Х., родом из Патр, ученик Эратосфена. Написал географическое сочинение, в котором рассуждал об отдельных частях земли. Отрывки сохранились до нашего времени.
Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) – святой, отец армянской историографии. Родился, вероятно, в 370 г. в провинции Тарон, в селе Хореанк, умер в 493 г. Был одним из лучших учеников святых Саака Партева и Месропа Маштоца. Обучался в лучших философских и богословских школах Александрии, Афин и Константинополя. Еще при жизни Мовсес прославился своими познаниями в философии, а также как благочестивый духовный наставник. Как талантливому писателю и ученому, князь Саак Багратуни поручил Мовсесу Хоренаци написать историю Армении. Плодом нескольких лет его трудов стала «История Великой Армении», первая часть которой рассказывает о событиях с IV тыс. по I в. до Р.Х., вторая часть посвящена истории дохристианской Армении I – III вв., а третья, последняя часть описывает период от принятия армянами христианства до создания армянской письменности. Позже Мовсес написал и ряд других важных трудов, среди которых исторические и агиографические произведения, в том числе житие святой Рипсимэ (Рипсимии), а также поэмы, гимны и молитвы. По преданию, святому Мовсесу принадлежит один из величайших литургических гимнов Армянской Церкви: «О глубокое таинство, непостижимое, безначальное, Господь облек Свое вышнее Царство в свет неприступный, подобно брачному чертогу, и украсил сияющей славой чины огненных духов». Мовсес Хоренаци прожил долгую жизнь и умер на вершине своей славы.
Молон – греческий ритор I в. до Р.Х., родом из карийского города Алабанда, иногда называемый Аполлонием Молоном. Жил большей частью на острове Родос, где преподавал красноречие. Молон пользовался такой известностью, что Цицерон и Юлий Цезарь специально приезжали слушать его. Исторические исследования также были не чужды Молону. Он, например, писал о Египте, Александрии и Гомере. От трудов Молона остались только отрывки. В частности, Иосиф Флавий в своих сочинениях цитировал Молона как писателя, давшего немало ложных сведений об иудеях.
Молпид – греческий историк, автор несохранившегося сочинения «Лаконское государственное устройство», подробно описывавшего обычаи и традиции спартанцев. Цитаты из этого произведения сохранились в «Пире мудрецов» Афинея.
Мох (Мохос, Охос, Мосх) – финикийский мудрец, родом из Сидона, живший до легендарной Троянской войны, некоторые цитаты из сочинения которого сохранились в книгах Афинея и Страбона, а также в византийском словаре Суда.
Мунаций Руф (Munatius Rufus) – римский писатель I в. до Р.Х., друг Катона Младшего. Вскоре после смерти Катона Мунаций Руф написал историю его жизни, которую в качестве источника информации использовал Плутарх при подготовке своего жизнеописания Катона.
(Отредактировано автором: 30 Декабря, 2010 - 14:25:23) |
|