Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "И" [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Идоменей – греческий философ и историк IV – III вв. до Р.Х., родом из Лампсака в Малой Азии, ученик Эпикура. В своем несохранившемся историческом сочинении о греческих политических деятелях он обвинял Перикла в коварном убийстве его друга Эфиальта, в следствии ревности и зависти к его славе. Этого утверждение опровергал Плутарх в жизнеописании Перикла. Также Идоменей писал о вражде между Демосфеном и Эсхином.

Иероним Стридонский (Sophronius Eusebius Hieronymus) – богослов и переводчик, выдающийся христианский писатель, один из учителей Западной Церкви. Родился в 331 г. в христианской семье в городе Стридон в Далмации, умер 30 сентября 420 г. в палестинском городе Вифлеем. Изучал риторику и философию в Риме, там же в 366 г. принял крещение от римского епископа Либерия. Около 374 г. уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382 – 385 гг. пребывал в Риме, служил секретарем римского папы Дамаса, и занимался исправлением латинского перевода текстов Нового Завета. После смерти папы Дамаса, в 385 г. возвратился в Палестину и в 389 г. основал монастырь в Вифлееме, в котором протекли последние годы его жизни. В 405 г. Иероним завершил работу над Вульгатой – переводом на латинский язык большинства Библейских книг, включая канонические книги Ветхого Завета с еврейского оригинала. Огромное значение для развития богословия имели полемические сочинения Иеронима, а также его комментарии к Библейским книгам, жития и нравоучительные письма. «Хроника» Иеронима, написанная в 381 г., является переводом с греческого языка на латынь второй части «Хроники» Евсевия Кесарийского, так называемых «Канонов», которые Иероним продолжил, доведя событийный ряд до 378 г. Иероним оказался одним из самых плодовитых писателей своего времени. Его перу принадлежали около 200 сочинений, большая часть которых сохранилась до наших дней.

Иешуа Стилит – сирийский монах из Зукнина, автор написанной около 517 г. «Хроники», охватывающей период с 494 по 506 гг, основное внимание в которой уделено событиям ирано-византийской войны 502 – 506 гг.

Иоанн Бикларский (Ioannus Biclarensis) – раннесредневековый хронист, епископ испанского города Жероны с 591 г. до своей смерти. Родился около 540 г. в городе Скалябис (около совр. Сантандера в Испании), умер в 621 г. в Жероне. Выходец из вестготской семьи, однако вопреки обычаям вестготов того времени с детства исповедовал православное христианство. В молодости продолжительное время жил и учился в Константинополе, где изучал латынь, греческий язык и другие науки. Проведя в столице Византии по одним данным 7, а по другим данным 17 лет, он в 576 г. возвратился в Испанию. В это время король вестготов Леовигильд проводил в Испании политику объединения вестготов, путем придания арианству статуса государственной религии королевства. За отказ принять эту веру, а также из-за возможных связей с византийцами, с которыми вестготы недавно вели войну, Иоанн по приказу короля был сослан в Барселону, где провел следующие 10 лет своей жизни. Здесь он стал главой местной общины православных христиан, защищая ее интересы в спорах с епископом Барселоны, арианином Угерном. После смерти Леовигильда и восхождения на престол короля Реккареда I, Иоанн получил возможность покинуть место ссылки и в 586 г. основал монастырь в местечке Биклар (совр. Вальклар в Каталонии). Став аббатом нового монастыря, Иоанн составил для его монашеской общины свод правил, основанных на правилах святого Августина. Здесь же, вероятно, Иоанн написал и свою историческую «Хронику», описывающую события 567 – 590 гг., и считающуюся первым полностью дошедшим до нашего времени историческим сочинением раннесредневековой Испании. По содержанию и хронологии изложенных в хронике Иоанна событий, она является, вероятно, продолжением сохранившейся только во фрагментах «Сарагосской хроники». Хроника Иоанна Бикларского является наиболее полным и достоверным источником по истории правления короля вестготов Леовигильда, по последним годам существования королевства свевов и по переходу короля Реккареда I в Православие. Также «Хроника» содержит сведения по истории Византии, уникальные данные о войнах византийцев с лангобардами в Италии и о принятии христианства некоторыми языческими народами Азии и Африки. Несмотря на ортодоксальное исповедание, Иоанн Бикларский в нейтральных выражениях сообщает о деяниях короля-арианина Леовигильда и даже осуждает своего православного единоверца и мятежника Херменегильда, опиравшегося на помощь византийцев и свевов. Хроника Иоанна Бикларского, наравне с «Сарагосской хроникой», трудами Григория Турского и Исидора Севильского, является одним из главных источников по истории вестготской Испании VI в. и ее взаимоотношений с Византией.

Иоанн Епифанийский – византийский историк второй половины VI в. Происходил из города Епифании в Сирии, был советником патриарха Григория Антиохийского, земляком и родственником историка Евагрия Схоластика. Участвовал в дипломатических переговорах с персидским шахом Хосровом II. Иоанн – автор исторического сочинения об ирано-византийских войнах 70-х – 80-х гг. VI в. и последующих событиях 589 – 591 гг. в Иране. Это сочинение сохранилось лишь в небольших фрагментах.

Иоанн Лаврентий Лид – византийский ученый, чиновник и писатель VI в., занимавший видные государственные должности при дворе императоров Анастасия, Юстина и Юстиниана. Родился в Филадельфии в провинции Лидия в 490 г., умер предположительно около 565 г. Его родным языком был греческий, но также хорошо знал латынь. В 511 г. Иоанн прибыл в Константинополь и по протекции своего земляка префекта претория Зотика поступил на службу в дворцовую администрацию. В свободное время слушал лекции по философии. Провел на службе 40 лет, заслужив уважение императора Юстиниана I, который помог ему получить должность профессора. После выхода в отставку около 551 г. занялся литературным трудом. Его основное произведение «О должностях римского государства» представляет собой описание и историю римской бюрократии. Трактат содержит как исторические данные, так и сведения о современном автору положении дел. Иоанн был прекрасно знаком с латинскими источниками, а, кроме того, со знанием дела описал социальную и интеллектуальную жизнь своего времени, подверг критике современных ему высокопоставленных чиновников, в особенности Иоанна Каппадокийского. Важнейшая тема этого сочинения – мысль о преемственности между римским прошлым и византийским настоящим. Работа содержит многочисленные ученые отступления, в основном филологического характера. Сохранился также трактат Иоанна Лида «О месяцах» – история календаря и праздничных дней в империи, а также трактат «О предсказаниях», представляющий собой исторический очерк различных предсказаний и связанных с ними явлений. Благодаря последнему трактату Иоанн заслужил славу последнего астролога древнего мира. Принадлежавшие перу Иоанна Лаврентия Лида панегирики Зотику и Юстиниану, а также история персидской войны времен Юстиниана и поэтические сочинения, утрачены.

Иоанн Малала – византийский хронист. Родился около 491 г., умер в 578 г. Видимо, сириец по происхождению. Биография Иоанна Малалы неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном III Схоластиком (565 – 577 гг.), составителем сборника церковных правил. В сохранившейся рукописи XI в., возможно, передающей позднюю переделку первоначального текста, хроника Иоанна Малалы начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563 г. Хроника содержит много занимательных, но недостоверных преданий. Первая часть ее сосредоточена вокруг истории Антиохии, во второй – в центре внимания Константинополь. Хроника содержит интересный материал по истории Византии VI в. В средние века она была переведена на славянский и грузинский языки, причем славянский перевод X – XI вв. содержит более подробный текст, чем сохранившаяся греческая рукопись.

Иоанн Эфесский (Асийский) – монофизитский епископ города Эфеса, проповедник и миссионер, первый сирийский церковный историк, сириец по происхождению. Родился около 506 или 507 гг., умер около 586 г. Иоанн вырос в среде месопотамского семитского монофизитства, которое в начале VI в. было главным оплотом монашества, и с ранней юности втянулся в религиозную борьбу. Переселившись в Константинополь, предложил императору Юстиниану I свои услуги в качестве миссионера и борца с язычеством. Получив в поле деятельности Малую Азию, в относительно короткие сроки добился значительных результатов, стал уважаемым и влиятельным человеком при дворе императора. Иоанн Эфесский был лично дружен с императором Юстинианом и его женой – императрицей Феодорой. Между 555 и 558 гг. стал монофизитским епископом Эфеса, а в столице действовал в качестве настоятеля монастыря сирийцев в Сиках – главной опоры монофизитов в Константинополе. После смерти Юстиниана, Иоанн Эфесский подвергся антимонофизитским преследованиям при императоре Юстине II, с 571 г. провел более 6 лет в ссылках и тюрьмах. Написал «Церковную историю» монофизитской церкви, охватывающую время от Юлия Цезаря до 585 г. Этот труд сохранился частично в изложении XII в. Михаила Сирийского, а последние разделы автобиографического содержания (571 – 585 гг.) – в авторском варианте. «Церковная история» Иоанна Эфесского является ценным источником для византийской церковной, политической и культурной истории VI в. Кроме того, перу Иоанна принадлежит сирийский монофизитский патерик, в котором автор собрал жития подвижников, главным образом месопотамских и, преимущественно тех, которых автор знал лично. Как монофизитский мартиролог сочинение проникнуто полемической ревностью и фанатизмом, но в изложении исторических событий отличается объективностью и поэтому также имеет важное значение в качестве дополнительного церковно-исторического источника.

Ион Хиосский – греческий писатель V в. до Р.Х., автор трагедий, философских трактатов, лирических и исторических произведений, ни одно из которых не сохранилось.

Иордан – латинский историк VI в., выходец из знатного готского рода. Имел духовный сан и был, вероятно, епископом в Кротоне. Среди его сохранившихся сочинений – исторический труд «О происхождении и деяниях готов или Гетика» («De origine actibusque Getarum»), представляющее краткое изложение не сохранившегося до нашего времени обширного труда Кассиодора «Гетика». В отличие от Кассиодора, прославлявшего готов, Иордан занимал по отношению к ним нейтральную позицию. Это сочинение Иордана было основным источником сведений о готах в средние века.

Иосиф Флавий (Josephus Flavius) – выдающийся еврейский историк I в. от Р.Х. Родился в Иерусалиме в 37 г., умер в Риме после 110 г. Отец Иосифа был священником из древнего почтенного рода, мать принадлежала к потомкам царской династии Асмонеев, родной брат Иосифа, как и его отец, носил имя Маттафия. Иосиф получил лучшее по тем временам иудейское образование и уже в 14 лет поражал стариков-книжников своей начитанностью и сообразительностью. В 16 лет юный Иосиф изучив религиозные доктрины фарисеев, саддукеев и ессеев и проникнувшись учением последних, решил посвятить себя отшельнической жизни и стал жить в пустыне учеником у аскета Бануса, который питался исключительно кореньями и носил одежду из древесной коры. Однако прожив у Бануса три года, Иосиф разочаровался в своем выборе, вернулся в родительский дом и примкнул к секте фарисеев, в рамках которой занимался теоретическими вопросами, принимал живое участие в политической и общественной жизни. В 63 г. в возрасте 26-и лет Иосиф был членом успешной дипломатической миссии, направленной гражданами Иерусалима в Рим, к императору Нерону. В ходе этой поездки Иосиф познакомился с прелестями столичной жизни, воочию убедился в величии и могуществе Рима, близко сошелся с принявшей иудаизм императрицей Поппеей Сабиной. После этой поездки авторитет Иосифа в Иерусалиме резко возрос. Он стал занимать самые серьезные и ответственные должности. Во время мятежа иудеев Палестины против римского господства он был назначен правителем и военным вождем Галилеи, собрал войско из наемников и ополченцев, пытаясь противостоять агрессии римских легионов. Однако как политик, администратор и полководец Иосиф проявил свою несостоятельность, совершил массу ошибок и потерпел полный крах. Убегая от войск римского полководца Веспасиана, Иосиф 31 мая 67 г. заперся в укрепленном городке Иотапата, которая, после 47 дней ожесточенной осады, была захвачена римлянами. Иосиф с 40 сподвижниками укрылся в подземной цистерне городского водопровода, но вскоре их местонахождение стало известно победителям. По предложению Иосифа его подчиненные решили не сдаваться врагу и покончили жизнь самоубийством, заколов друг друга мечами, а сам незадачливый, но хитрый полководец и его последний верный воин отправились в плен к римлянам. Приведенный к Веспасиану Иосиф сумел очаровать престарелого воина, предсказав ему скорое получение императорской власти. Иосифу была оставлена жизнь, но некоторое время он оставался закованным в цепи при римском войске. В ходе успешной для Рима иудейской войны Веспасиан 1 июля 69 г. был провозглашен императором. Это радостное событие немедленно отразилось на судьбе Иосифа, о предсказании которого вспомнил Веспасиан. Будущий историк был освобожден, восстановлен в гражданских правах и стал исполнять обязанности переводчика и парламентера при сношениях Веспасиана и его сына Тита с иудеями. При этом Иосиф снискал репутацию предателя, был призираем как среди евреев, так и в римском военном лагере, и однажды при осаде Иерусалим, когда он убеждал горожан капитулировать, был едва не убит метко брошенным со стены камнем. Однако он выжил и продолжал работать на римлян. Не помня зла, Иосиф, после падения Иерусалима в июле 70 г., спас жизни многим горожанам, склонив Тита к милости для них во время учиненных римлянами расправ и массовых казней. За преданность интересам Рима сам Иосиф получил от Тита обширное поместье на равнине Сарона, а император Домициан впоследствии освободил это имение от всех налогов и повинностей. По окончании войны Иосиф бар Маттафия вместе с Титом уехал в Рим, получил там ежегодную ренту из казны, римское гражданство и в придачу родовое имя Флавиев. Кроме того, ему были возмещены все убытки, которые понесли его имения в Палестине в ходе военных действий. Всю свою последующую благополучную и размеренную жизнь Иосиф Флавий посвятил изучению греческого и латинского языков, а также занятиям литературой и историографией. Желая восстановить доброе имя своих единоверцев в глазах римлян и оправдать собственный жизненный путь, он задумал написать на греческом языке (языке мировой науки того времени) монументальное сочинение, посвященное еврейскому народу, и обосновать историческую необходимость его подчинения Римской империи ко всеобщему благу. Эту цель он с блеском реализовал в двух своих исторических трудах: «Иудейские древности» в 20 книгах и «Иудейская война» в 7 книгах, хронологически написанных в обратном порядке. Оба сочинения, добросовестно и объективно описывающие исторический путь еврейского народа с древнейших времен до 70-х гг. от Р.Х., содержат массу интереснейшей информации и полностью сохранились до нашего времени. Сохранилась также автобиография Иосифа Флавия (тематически примыкающая к «Иудейским древностям») и его апологическое сочинение «Против Апиона» в 2 книгах, в котором Иосиф разоблачает клевету на евреев в памфлете литератора Апиона Александрийского.

Ипполит Римский – греческий христианский писатель, первой половины III в. от Р.Х. Родился около 170 г., умер в 235 г. Ученик Иринея Лионского, пресвитер римской Церкви. Был антипапой, затем подвергся осуждению, раскаялся и воссоединился Церковью. Из сохранившихся сочинений Ипполита полностью уцелел трактат «Против всяческих ересей» – каталог ранних христианских ересей, который до XIX в. считался произведением Оригена. В переводе на старославянский язык и в греческих фрагментах сохранился комментарий к «Песне Песней» и пророчествам Даниила. В сочинениях Евсевия Кесарийского и патриарха Фотия имеются фрагменты комментариев Ипполита ко многим книгам Библии, библейских гомилий и нескольких трактатов, в том числе «Об антихристе», а также «Хронография». Ипполит Римский был энциклопедистом и не всегда критичным компилятором, многие последующие писатели использовали его произведения в качестве источника информации.

Исигон Никейский – греческий писатель первой половины I в. от Р.Х., автор сочинений «Невероятные сказания» и «Об эллинских богах». В первом из этих трудов Исигон из разных источников собрал примеры необычных обычаев варварских народов; значительные фрагменты этого сочинения сохранились до нашего времени.

Исидор Севильский – архиепископ Севильи, ученый, латинский писатель VI – VII вв. Родился в Картахене, в состоятельной семье около 570 г., умер в 636 г. Около 600 г. занял архиепископскую кафедру в Севилье. Исидору Севильскому принадлежат многочисленные естественнонаучные, грамматические, исторические и богословские сочинения. В частности, он создал целую энциклопедию научных знаний своего времени «Начала» («Origines») в 20 книгах, а также проготскую «Истории готов, вандалов и свевов», рассказывающую о столкновении готов и византийцев с IV по VII вв., особенно подробно об их соперничестве за Южную Испанию. Описываемые в «Истории» события датированы по годам провинциального летоисчисления и по годам правления византийских императоров. В последней части хроники Исидора описываются события в Византии в период правления от императора Юстина II (565 – 578 гг.) до императора Ираклия I (610 – 641 гг.), включая нападения аваров, напряженные отношения цирковых партий и вторжение славян в Грецию. В сборнике литературных биографий «Знаменитые мужи» Исидор запечатлел жизнь латинских авторов византийской Испании, императора Юстиниана I, Иоанна Бикларского, константинопольского патриарха Иоанна IV и других деятелей.

Исидор Харакский – греческий географ I в. до Р.Х., родом из города Харакса на юге Сузианы на побережье Персидского залива. Был автором сочинения «Парфянские стоянки», написанного, вероятно, специально для одного из полководцев Римской империи при подготовке римлян к очередной войне с парфянами. Исидор Харакский дал описание двух главных «царских дорог», связывавших различные районы Парфии, отметив расстояния между крупнейшими населенными пунктами, сообщив о наиболее значительных городах и деревнях, указав на местные достопримечательности. Кроме того, в его тексте упоминаются основные области Парфянского государства, дается их краткое описание, содержится информация исторического характера. Известно, что Исидор был автором еще двух более крупных сочинений географического и историко-географического характера, но они не сохранились до нашего времени. На работы Исидора Харакского ссылалались Плиний Старший, Афиней и Лукиан, которые считали Исидора большим авторитетом в области географии.

Исихий Милетский – византийский историк и энциклопедист, сын юриста, живший в Константинополе в VI в., в годы правления императоров Юстина I и Юстиниана I Великого. Имел прозвище «Иллюстрий» (Illustrius). Автор «Всемирной истории», охватывающей события от основания Ассирийского царства до 518 г., и «Компендиума жизнеописаний философов» («Onomatalogus sive Compendium de vitis philosophorum»). От «Всемирной истории» Исихия сохранилась до наших дней только часть ее 6-й книги.

Истр Александрийский – греческий писатель III в. до Р.Х., родом из Кирены, раб, ученик, а затем вольноотпущенник заведующего Александрийской библиотекой Каллимаха. Истр был автором ряда историко-антикварных, историко-религиозных и грамматических произведений (в том числе компилятивного сочинения по истории Аттики) от которых уцелели только небольшие фрагменты.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 17 Декабря, 2010 - 07:31:04
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » Словарь античных историков­ "И" [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0042 ]   [ Gzip выкл. ]