Я бы все-таки на Вашем месте не стал бы опираться на ссылки Куна. Несомненно и Овидий и Пиндар заслуживают всяческого почтения, но все-таки больше подробностей нам дают мифографы. К примеру у Пиндара мы находим следующее: “.. Сказал Пелоп: “Если в милых дарах Киприды ведома тебе сладость, - о Посидон! Удержи медное копье Эномая, устреми меня в Элиду на необгонимой колеснице, осени меня силой! Тринадцать мужей, тринадцать женихов погубил он, отлагая свадьбу дочери: Велика опасность, и не для робкого она мужа, - но кто обречен умереть, Тот станет ли в темном углу праздно варить бесславную старость, Отрешась от всего что прекрасно? Испытание это - по мне, А желанная победа моя – от тебя!” Он сказал - И слова его не были праздными. Для славы его Дал ему бог золотую колесницу и коней с неутомимыми крыльями. Он поверг Эномаеву мощь, Он возлег с его дочерью... ” (Пиндар, Олимпийские песни, I, 77-87) Тогда как, например, у Гигина мы читаем: “Эномай, сын Марса(Ареса – прим. мое) и Астеропы, дочери Атланта, имел супругой Эварету, дочь Акрисия, и произвел снею на свет Гипподамию, девушку исключительной красоты, которую он никому не отдавал в жены, потому что ему было предсказано, чтобы он опасался смерти от руки зятя. Поэтому, когда многие стали свататься к ней, он установил для них состязание, обещая отдать ее тому, кто будет состязаться с ним в беге на колесницах и выйдет победителем, - ведь кони самого Эномая были быстрее Аквилона(Борея – прим. мое). Побежденного он убивал. Когда многие были уже убиты(по Пиндару 13 женихов – прим. мое) , явился наконец Пелопс, сын Тантала; увидев на дверных створках прибитые головы тех, кто сватался к Гипподамии, он стал раскаиваться, опасаясь жестокости царя. Поэтому он уговорил его возницу Миртила и обещал ему половину царства, если тот ему поможет. Выслушав его клятву, Миртил запряг колесницу Эномая, не вставив гвоздей в колеса[имеется ввиду металлическая чека, вставляемая в ось для удержания колеса]. Поэтому когда кони побежали, колесница Эномая перевернулась и разлетелась. Когда Пелопс с Гипподамией и Миртилом возвращался домой с победой, он подумал о будущих упреках и не захотел исполнять клятву, данную Миртилу. Он сбросил его в море, которое поэтому стало называться Миртойским[по другой версии, приведенной тем же Гигином в Поэтической астрономии, которую, к сожалению, не имею в своей библиотеке, он стал созвездием Возничего – прим. мое]. Гипподамию же он привел на свою родину, <которая называется Пелопонесом>. Там, она родила Гиппалка, Атрея и Фиеста” [Гигин Мифы, фабула 84] Тот же Гигин в фабуле 253 указывает на отличную от предсказания причину такого, в прямом смысле слова, головоломного сватовства: “Какие женщины возлежали нечестиво: .... Гипподамия с своим отцом Эномаем ....” Другой мифограф, которому традиционно больше доверяют, Аполлодор приводит следующую версию мифа: “(3) Пелопс, ... , стал возлюбленным Посейдона. Посейдон подарил ему крылатую колесницу: влага не касалась ее осей, когда она мчалась по поверхности моря. (4)Ойномай [Эномай – прим. мое], царствовавший в Писе, имел дочь Гипподамию, и то ли он сам был влюблен в нее, ..., то ли он получил оракул, в котором ему предсказывалась смерть от руки того, кто женится на его дочери, но никто не брал ее в жены. Отец Гиподамии не мог убедить ее сойтись с ним, женихов же он всех убивал. (5)Обладая оружием и конями, которые были подарены ему Аресом, Ойномай устраивал состязания для женихов; победивший в этих состязаниях получал право жениться на Гиподамии. Жених должен был посадить Гипподамию на свою колесницу [это подтверждается изображениями с античных ваз – прим. мое] и мчаться с ней до коринфского перешейка, Ойномай же преследовал его вооруженный, и если настигал жениха, то убивал на месте... Поступая таким образом, Ойномай убил многих женихов... (6)Прибыл и Пелопс,... Пораженная его красотой, Гиподамия влюбилась в него и уговорила Миртила, сына Гермеса, помочь Пелопсу; Миртил же был возничим Ойномая. (7)Любя Гипподамию и желая ей угодить, Миртил не укрепил ступицы колес чеками , и это послужило причиной поражения Ойномая. Кони потащили его, запутавшегося в вожжах и он погиб. Согласно другим источникамсогласно другим источникам его убил Пелопс. Умирающий Ойномай, поняв предательский поступок Митрила, проклял его, пожелав ему погибнуть отруки Пелопса. (8)Так Пелопс получил Гипподамию. Проезжая в одном месте с Митрилом, который его сопровождал в этом путешестви, Пелопс отлучился, чтобы принести воды супруге, испытывавшей жажду. В этот момент Митрил попытался овладеть Гипподамией. Пелопс узнал от Гипподамии о поступке Митрила, и сбросил Митрила у мыса Гереста в море: оно было названо по имени Митрила Миртойским. Падая, Митрил проклял весь род Пелопса “ ( Аполлодор, Э, 2, 3 и далее)
В схолиях к Апполонию Родосскому приводится любопытная деталь: бронзовая чека была заменена восковой. Это придает определенный реализм ситауции. К сожалению, перевода дать не могу, мой древнегреческий оставляет желать лучшего (да и просто удовлетворительного), я с лишь трудом вычленял знакомые слова из текста, думаю, через пару лет, может быть...
Следующий наш автор, знаменитый греческий историк Диодор Сицилийский, автор “Исторической библиотеки”: “ 73. ...(2) Эномай обратился к оракулу с вопросом о своей смерти, и бог предсказал, что он умрет, когда его дочь Гипподамия вступит в брак. Опасаясь брака своей дочери, Эномай решил оставить ее девой, полагая, что только так и можно избежать опасности. (3) Поскольку к его дочери сватались многие, женихам было предложено участвовать в состязании, победитель в котором должен был жениться на девушке, а побежденный - погибнуть. Нужно было проехать на колеснице от Писы до жертвенника Посейдона на Истме Коринфском, а начиналось состязание следующим образом: (4) пока Эномай приносил в жертву Зевсу барана, соискатель руки отправлялся в путь на четверной упряжке. По окончании жертвоприношения пускался в путь и Эномай, с копьем преследуя жениха на колеснице, которой правил возничий Миртил. Настигая преследуемую колесницу, он насмерть поражал соискателя копьем. Благодаря быстроте своих коней, Эномай неизменно настигал женихов и уже убил многих. (5) Пелоп, сын Тантала, прибыл в Пису, увидел Гипподамию и пожелал жениться на ней. Подкупив возничего Эномая Миртила, Пелоп с его помощью добился победы, прибыв первым к жертвеннику посейдона на Истме. (6) Решив, что пророчество исполнилось, ужасно удрученный Эномай покончил с собой. Таким образом, Пелоп женился на Гипподамии и получил царскую власть над Писой и, становясь все более могущественным благодаря своей доблести и благоразумию, подчинил большинство жителей Пелопонесса, назвав Пелопонесом эту страну от собственного имени” (Диодор, IV, 73) О жертве перед состязанием, во всяком случае, упоминает также Павсаний: “...Эномай на этом алтаре приносил жертву Зевсу Арею[Воителю – прим. мое] всякий раз, когда он собирался состязаться с тем или другим из женихов Гипподамии на колесницах.” Павсаний, Описание Эллады, V, XIV, 6 Тот же Павсаний приводит “каталог женихов” (Павсаний, VI, 21, 6 и далее). Первым был Мармак, далее Алкафой, сын Порфароя, Эвриал, Эвримах, Кротал, Акрий-лакедемонянин, Капет, Ликург, Ласий, Халкодонт, Триколон-аркадянин, Аристомах, Приант, Пелагонт, Эолий, Кроний, Эрифр, сын Левкона, Эионей, сын Магнета. Остается только добавить, что поскольку злосчастный пир Тантала, на котором Деметра будучи в рассеянности съела плечо Пелопса, можно, опираясь на паросский мрамор(с корректировками Джулиан Ньювинг, как это сделано на сайте www.ancientrome.ru) отнести к 1399/98 годам, то сватовство Пелопса можно условно привязать к 1374 году. Вот что удалось разыскать. Если есть вопросы, смело пишите. |