Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Место общения людей образованных и друзей литературы » ВОИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


ВОИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ
наставление христианскому воину



1. Воин должен просыпаться рано утром и, помолившись Богу, укреплять себя упражнениями, совершенствовать свои навыки владения оружием и никогда не слоняться без дела. Нужно следить за чистотой своего тела и чистотой своего оружия, чтобы быть постоянно готовым к бою. Воин должен быть внимателен во всем. Делая что-либо, нужно полностью сосредоточивать на этом свое внимание, и не думать больше ни о чем.

2. Хороший воин – не обязательно первый всегда и во всем, но он никогда не должен оказаться последним. Если воин не отстает от других, то, независимо от ситуации, его действия и быстрота их выполнения будут достаточно хороши.

3. Находясь на службе, воин должен быть бережлив, жить в рамках собственных средств, избегая пустых трат и расходуя деньги только на обязательные нужды. По возможности нужно избегать участия в делах, связанных с деньгами. Одежда воина должна быть скромной, удобной и чистой. В доме его не должно быть ничего сверх необходимого, но порядок необходим во всем. Не пристало воину зависеть от роскоши и бытовых удобств, поскольку домашний отдых для него – только перерыв между военными походами.

4. По своей сути воин – защитник мирных людей, поэтому в отношениях с гражданским населением он обязан быть неизменно справедливым, вежливым, сдержанным и доброжелательным. Позорно для воина с оружием или кулаками нападать на человека, который не способен ему сопротивляться, еще более мерзко и недостойно вступать в оскорбительные словесные перепалки, уподобляясь глупцам.

5. Достоинство воина проявляется во многих чертах внешнего облика: в спокойном выражении лица и немногословности, в стройной осанке и умеренности за столом, в движениях и жестах; но в основе всего должно лежать главное – ясность мышления и сила духа. Хорошего воина отличает не высокий рост, не телесная сила, не суровый и сильный голос, но душевное благородство и стойкость в перенесении трудностей. Воину не подобает говорить о чем-либо неуверенным голосом. Если он в чем-то неуверен, он должен молчать, слушать и думать. Если есть выбор: говорить или не говорить – лучше не говорить. Но если дело нельзя выполнить должным образом без слов, воину нужно стремиться использовать одно слово вместо десяти.

6. Воин должен быть верным присяге, неукоснительно и незамедлительно исполнять приказы своего начальника. При этом хороший воин служит безупречно не для того, чтобы получить награду, но, прежде всего, чтобы исполнить свой долг перед Богом. Кто нарушает подчиненность, а тем более отступает от верности, тот не только нарушает порядок воинский, но и противится воле Божией, являясь мятежником против Бога. Не бывает идеальных решений, но если воин замечает только отрицательные стороны тех дел, которые ему поручают, то его отношение к службе по большей части будет недостойным. Он неизбежно лишится доверия людей и как воин станет бесполезен.

7. К делам большой важности воину следует относиться легко, к делам маловажным следует относиться серьезно. В этом нет противоречия. Действительно важных дел в жизни очень немного и все, что касается их, нужно обдумывать заранее. Тогда в нужное время будет легко использовать готовое решение, не допуская ошибок. Чтобы подготовить себя к возможному развитию событий, на досуге должно размышлять, изучать воинские наставления, слова и деяния прославленных воинов былых времен, постигать искусство войны. Но когда наступает решительный момент, нет времени для долгих размышлений. Ощущение настоятельной необходимости, решимость и желание достичь результата позволят воину принять решение за время семи вдохов и выдохов. Если размышления длятся дольше, появляются излишние сомнения, разум начинает блуждать, и раздумья будут бесплодны. Поэтому нерешительный воин обречен на поражение.

8. Определив свои действия, воин должен быть тверд в своей решимости. Победа в бою – это цель военачальника, а долг воина – выполнить приказ своего военачальника любой ценой. Поэтому главная задача воина не в том, чтобы победить всех врагов, а в том, чтобы победить собственную слабость, боль и страх. Только смерть может помешать воину исполнить свой долг, но и к смерти он должен быть готов в любую минуту. Пусть у противника тысячи людей, он выступит против них, исполненный решимости уничтожить их всех от первого до последнего. Ни мудрость, ни опыт не имеют к этому отношения, и здравый смысл должен уступить место героизму и ярости, ибо долг превыше способности к здравомыслию. Когда встает выбор между жизнью и смертью, становится не важной возможность достижения цели, важно лишь не ошибиться, не уклониться от цели, и тогда смерть станет безупречным завершением достойной жизни. Однако при этом нужно избегать сильных сторон противника, и наносить удары в уязвимые места. В сражениях воин должен быть грозен и дерзок, его дело – убивать врагов в бою, но он не должен оскорблять противников, среди которых могут быть и достойные воины.

9. Высшая сила воина в вере и уповании на Господа сил. Чтобы перед сражениями укрепить волю и возвысить воинский дух, должно обращаться к Богу с молитвами и псалмами. Перед схваткой и в пылу битвы нужно повторять: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс. 143: 1), «Господь – свет… и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня… враги мои, то… преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26: 1-3) и «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох… успокаивают меня» (Пс. 22: 1-4). Всякий воин в сердце должен хранить слова Господа: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча» (Лев. 26: 3, 78). Словами этими Бог обещал сделать избранный народ Свой победоносным в награду за исполнение заповедей Своих. И всякий воин, живущий по заповедям Божиим, обретет помощь Его.

10. Земная жизнь дается на время, но многие растрачивают ее попусту. Высшая цель каждого хорошего воина – ценой жизни своей приобрести Родине спокойствие, победы, славу, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 06:13:35
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
ВОИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ
наставление христианскому воину

Уточните, пожалуйста, каков источник этого документа, и к какому времени он относится?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 08:53:57
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Этот текст я закончил сегодня. Материал разбит на десять разделов по аналогии с десятью заповедями. В основе: "Катехизис для воинов" московского митрополита Филарета (Дроздова) (XIX в.), "Бусидо Сесинсю" (Наставление вступающему на путь воина) Тайра Сигэсукэ (XVIII в.) и "Хагакурэ" (Сокрытое в листве) Цунэтомо Ямамото (XVIII в.).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 09:53:08
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
"Катехизис для воинов" московского митрополита Филарета (Дроздова) (XIX в.), "Бусидо Сесинсю" (Наставление вступающему на путь воина) Тайра Сигэсукэ (XVIII в.) и "Хагакурэ" (Сокрытое в листве) Цунэтомо Ямамото (XVIII в.).

Честно говоря, я надеялся, что это извлечено из эпохи, например, Иоанна Цимисхия и удивился, что до сих не встречал ничего подобного. Жаль...
И совсем уж непонятно, какое отшение к "наставлению христианскому воину" имеют японские тексты XVIII в.??

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 10:13:58
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Японцы в XVII - XVIII веках создали целый ряд поучений, обращенных к профессиональным воинам (самураям) и подробно раскрыли как практические, так и морально-нравственные основы воинской службы. К сожалению до XIX в. европейские военные теоретики ничего даже отдаленно подобного не написали. Европейские военные трактаты с античных времен были традиционно обращены к полководцам. Не известно ни одного дидактического сочинения, обращенного, например, к европейским рыцарям. Авторов византийских стратегиконов эта тема тоже не особенно интересовала. Да и позднее наставления для европейских солдат, как правило, не поднимались до философского уровня японских самурайских сочинений. Та же Суворовская "Наука побеждать" носит слишком упрощенный и прикладной характер, и к тому же посвящена жизни солдат преимущественно во время боевых действий.

(Отредактировано автором: 23 Мая, 2008 - 10:43:33)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 10:42:06
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Европейские военные трактаты с античных времен были традиционно обращены к полководцам. Не известно ни одного дидактического сочинения, обращенного, например, к европейским рыцарям. Авторов византийских стратегиконов эта тема тоже не особенно интересовала. Да и позднее наставления для европейских солдат, как правило, не поднимались до философского уровня японских самурайских сочинений.

Так это, простите, Ваши "Наставления"?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 11:45:01
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Ну, в определенном смысле - да...

(Добавление)
Вот образец отечественного наставления для воинов начала XX в.

Поучение воину перед боем

Каждый воин должен твердо усвоить себе следующие общие руководящие основания для боя:

1. Сам погибай, а товарища выручай.

2. Лезь вперед, хотя бы передних и били.

3. Не бойся гибели, как бы ни приходилось трудно; наверно побьешь.

4. Если тебе трудно, то неприятелю не легче, а может, и труднее твоего, только свое трудное ты видишь, а неприятельского не видишь, но оно непременно есть. И потому никогда уныние, — но всегда дерзость и упорство.

5. При обороне надо бить, а не только отбиваться. Лучший способ обороны — самому напасть.

6. В бою бьет тот, кто упорнее и смелее, а не кто сильнее и искуснее. Победа сразу не дается; враг тоже бывает стоек; иной раз не удается взять и с двух, и с трех раз; — тогда нужно лезть в четвертый и далее, пока не добьемся своего.

7. Более или менее искусные распоряжения облегчают достижение цели с меньшими потерями, но только облегчают; достигает же ее только тот, кто решился скорее погибнуть, чем не добиться своего.

8. Какие бы неожиданные препятствия ни встретились на пути к цели, — надо думать о том, чтобы их преодолеть, а не о том, что дело плохо.

9. У порядочной части нет ни тыла, ни флангов, а везде фронт, откуда неприятель.

10. Как бы неожиданно ни появился неприятель, не нужно забывать одного: что его можно бить или штыком, или огнем. Из двух выбор не труден, а строй уже дело второстепенное. Если враг близко — всегда штыки; если подальше — сначала огонь, а потом штыки.

11. Нет того положения, из которого нельзя было бы выйти с честью.

12. В бою нет смены. Раз попал в бой, останешься в нем до конца; поддержка будет, смена — никогда.

13. Пока дерешься, выручай здоровых; только побив врага, вспоминай о раненых. Кто о них хлопочет во время боя и оставляет ряды — трус, а не сердолюбивый человек. Для подбора раненых всегда есть особые команды.

14. Будучи начальником, не залезай в дело младшего, когда видишь, что его толково ведут; в бою и своего довольно будет. Кто погонится за тем, что другие должны делать, упустит свое. Всякий чин должен иметь свой круг самостоятельности и ответственности. Не признавая первой, снимаешь и вторую. Но начальник должен следить, чтобы всякий делал свое дело, и спуску не давать.

Устав полевой службы (Высочайше утвержден 27 апреля 1912 г.). СПб.: Военная Типография, 1912. c. 223–225

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 11:55:49
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Ну, в определенном смысле - да...

А Вы видите для них какое-либо практическое применение в современных условиях?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 13:38:00
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Самое прямое. А почему нет?

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 13:48:31
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Самое прямое.

А как? Пошлете в министерство обороны?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 15:24:30
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Пока, увы, в чинах мы небольших... Сердюкова вразумлять - у меня вряд ли получится. Впрочем, это наставление предполагает, прежде всего, добровольное исполнение изложенных заповедей. Как говорится, не догма, а руководство к действию. Кстати, и трактаты японских самураев не имели статуса законов или уставов, однако даже сегодня для многих японцев правила Бусидо - не менее важны, чем законы. Короче говоря, приведенный текст рассчитан на естественный интерес христианских воинов, осмысляющих свою жизнь, а также на полковых священников. Мое дело опубликовать его, "довести до потребителя".

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Мая, 2008 - 16:34:04
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Мое дело опубликовать его, "довести до потребителя".

Да я, в общем-то, столь дотошно расспрашиваю именно потому, что, как мне кажется, аудитория нашего форума далеко не самая целевая по данному вопросу. Вряд ли его регулярно посещают офицеры ВС и уж тем более простые "христианские воины". А у нас ведь как - пока не обратят внимание официальные круги, никто и не почешется. Может быть стоит направить эти материалы хотя бы в соответствующую духовную епархию у Вас на Алтае?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 26 Мая, 2008 - 08:43:08
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


В общем-то Вы, конечно, правы. "Сверху" все доходит быстрее. Но поскольку такой возможности в данном случае нет, я буду делать то, что в моих силах: опубликую этот текст в паре наших краевых журналов, в епархиальной газете, ну и... еще там, где смогу. На форуме же я разместил "Воинские заповеди" прежде всего в надежде, что их кто-нибудь покритикует доброжелательно и по делу. Ну и потом, думаю, что многие посетители форума военнослужащие запаса, а может и допризывники есть, тем более, что эти заповеди подойдут для любого христианского воина, а не только для православного.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Мая, 2008 - 10:26:34
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Место общения людей образованных и друзей литературы » ВОИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0098 ]   [ Gzip выкл. ]