Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
ПОУЧЕНИЕ МУДРЫХ ОТЦОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во все времена, выдающиеся умом мужи с усердием предавались познанию Истины, отстраняясь от накопления богатства и приумножения славы. Они справедливо полагали, что тленные, земные занятия служат лишь попечению о теле, но никого не могут сделать ни мудрее, ни справедливее. Но не достигали они того, чего желали; старания их были тщетны, поскольку Истина была, есть и будет тайной Всевышнего Бога, и не может она быть открыта лишь проницательностью и человеческим разумением.
Но Господь не допустил, чтобы человек, нуждающийся в свете Божественной мудрости, бесконечно скитался в непроглядном мраке. Указал Он на Истину, открыв блуждающим путь к обретению бессмертия, однако немногие воспользовались этим даром Небес.
Предания многих народов гласили, что в древности мудрецов было всего семь, а дураки, как и сейчас, были столь многочисленны, что перечесть их было никому не под силу. Худшие всегда были в большинстве, но немногие лучшие бережно сохраняли память о светочах разума. Благодаря им, отблески мудрых мыслей проникли сквозь мрак невежества и забвения до наших дней и прославили в потомках народы, ушедшие в небытие. Ибо народ составляют святые и мудрые, а не толпа.
Многие годы я изучал и впитывал из книг то благородное наследие, что осталось от прежде живших мудрецов. И чувства долга и благодарности велели мне продолжить достойный обычай хранителей всемирной сокровищницы разума. Неразумие и леность, одичание и неученость, свойственные нашему времени, побудили меня написать это поучение, дабы в кратких и ясных строках явить своим современникам глубины мысли предков, и наставить взыскующих мудрого слова. Старался я приискивать изящные изречения и слова истины, чтобы унесенное потоком времени и сведенное на нет вызвать к новой жизни и возрождению. Непрестанно вплетающиеся в мою жизнь заботы и хлопоты, сделали работу над этим поучением весьма продолжительной, но по милости Божией, и этот труд завершен.
Не ищите наукообразия в этих словах, принимайте их сердцем и умом, ибо не доказывать и убеждать должны эти мудрые речи, а наставлять читателя и предлагать ему верный образ жизни.
1
Хорошо, братья, все начинать от Бога и завершать Богом. Ибо Бог есть высшая премудрость, а истинная мудрость – это любовь к Богу. Через мудрость человек уподобляется Господу, но всякая земная мудрость меркнет перед высшей премудростью.
Соблюдайте святые заповеди Божии, и ангелы станут вашими друзьями. Вся земля наполнена страданиями и печалью, и всякий человек ходит во лжи, и только Богу доверяйте более чем себе. Не гневите и не искушайте Господа, и не противьтесь воле Его, ибо кто бросает камень в небо, тот бросает его на свою голову. Во дни мира и процветания благословляйте имя Божие, во дни войн и мятежей просите защиты у Господа, ибо, если Он не охранит города, напрасно бодрствует страж.
Но не в том благочестие, чтобы часто говорить о Боге, а в том, чтобы часто думать о Нем в молчании. Помышляя божеское, изрекайте то, что помышляете и поступайте по речениям своим. Высказывайте благочестие свое менее словами, но более делами, а Воскресения день будет благоприятным началом для любого дела доброго корня, ибо Вера без дел мертва, а дело без Веры – бессмысленно.
2
Господь всякое зло покрыл страхом или стыдом, но мало любить добро, надо ненавидеть зло. И противостоять злу своими трудами нужно не для того, чтобы его уничтожить, но для того, чтобы оно нас не одолело. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней, и кто презирает собственную жизнь - тот легко погубит и чужую. Вы же не теряйте душевной крепости в неудачах, и при невзгодах судьбы не отчаивайтесь, ибо только Бог творит как хочет, а человек – как может. Самое же большое несчастье – это неумение переносить несчастья.
Терпение – залог бесценного душевного покоя, без которого нет блаженной жизни и истинной мудрости. Никто не мудр, кто не терпелив. Но люди ученые часто нетерпимы: умножая знания, пресыщаются они гордыней и презрением к невеждам. Иные из них и могли бы стать мудрыми, кабы не мнили себя мудрецами.
Немощен разум в вопросах веры. Поэтому страшитесь касаться предметов высших, превосходящих ваши силы, ибо любой ум ограничен, а Божество бесконечно и непознаваемо. Рассуждения о вере – дело избранных Богом отцов Церкви. И пусть не дерзают мудрствовать о непостижимых Божественных тайнах не отрекшиеся от мирских забот, не подавившие в себе чувственных влечений, не возвысившие дух свой над плотью своей, ибо тела наши отдаляют нас от Бога. Даже самым возвышенным и боголюбивым не объять мыслью необъятную Истину, не под силу это никому из людей.
3
Мудрые речи по каплям собирайте в чашу сердца своего, и они дадут жизнь и бессмертие вашим душам. Помните, что и краткие слова достойны долгих размышлений, и слово было в начале всего. Слово подобно зеркалу: в зеркале виден образ лица и тела, в беседе является образ души. Беседа разумных людей обоим в прибыль: говорящий получает от слушателя похвалу за мудрость или исправление огрехов мысли своей, а кто слушает умные речи, у того ума прибывает.
Печали множат болезни, но мудрое слово лечит печаль. Душе израненной мудрое слово – лекарство, а подлые речи уродуют добрые нравы. Сила в слове – для благонравных щит добродетели, а для злонравных жало греха.
Лучше с умными людьми ворочать камни, чем с глупыми пить вино. Среди умных не делайте глупостей, а глупым не открывайте ума своего. Пусть не будет язык быстрее мысли, а речи обширнее надлежащего. Обратившимся к вам отвечайте подумав, чтобы не сожалеть о поспешно оброненном слове, чтобы, вспомнив все свои речи, не позавидовать немым.
Не заводите пустых речей, и тем, кто заводят их, не подставляйте ушей своих, чтобы не зачерпнули ими зла души ваши.
Откровенность ваша должна быть уделом для избранных. Не открывайте душу свою и замыслы свои всем без разбору, будьте сдержаны и благоразумны, чтобы не сделаться посмешищем для нечестивых глупцов и злобных завистников. Воздерживайтесь от споров без крайней нужды. В спорах часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина. Даже если умеете обличать неправду, не делайте обличение делом жизни вашей, ведь истина может не только от других, но и от вас утаиться. Ибо если что-то не черное, то не обязательно белое, и если кто-то не обезьяна – не обязательно человек. Старайтесь говорить не против других, но в защиту истины, чтобы совершенно неопровержимо было говоримое.
Ослабевший ум и закосневший язык исцеляйте чтением книг. Если прилежно поищете в книгах мудрости, то найдете великую пользу душам своим. Но будьте разборчивы, ибо чтение многих книг разного рода сродни бесцельному блужданию. Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела. И если не можете прочесть все, что имеете, имейте столько, сколько прочтете.
4
Нужда и горе наполняют мир, а немногих, избавленных от этих бед, подстерегают стяжательство и неумолимая скука. Лишь сильные духом и одаренные умом способны вырваться из этой трясины мук и терзаний. Мудрые довольствуются достатком, получая покой и досуг, но глупые алчут богатства и становятся рабами состояния своего.
Если Бог благословил вас земными благами – помогайте неимущим и служите Господу на путях милосердия. У мудрого карман открытый, но не дырявый: из него многое вынимается, но ничего не пропадает. Богатством не хвалитесь, но и не отвергайте его, ибо слаб духом тот, кому богатство не по силам. Хорошо получить все что желаешь, но только если не желаешь излишнего; ведь лучший дом тот, в котором у хозяина меньше всего забот.
Возвышенность духа и ума влечет человека к тихой и уединенной жизни вдали от посторонних глаз, от тревог и печалей моря житейского. А самые великие разумом и духом всегда склонны к одиночеству, ибо чем больше человек имеет в самом себе, тем меньше ему нужно от мира, и тем полнее и радостнее его общение с Богом. Любая прибыль чревата утратой, но мудрый никогда ничего не теряет, и все свое он носит с собой. Потому, в бедности не печальтесь, в нужде укрепляйтесь терпением. Кому малого недостаточно, тому ничего недостаточно, но кто довольствуется малым - тот не беден. Не быть бедным, значит не терпеть ни жажды, ни голода, ни холода. И не тот беден, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. С благодарностью принимайте дары праведных, но отвращайтесь от приношений нечестивых.
5
Всегда молитесь за царя вашего, чтобы жизнь его была продолжительна, власть безмятежна и семья безопасна, чтобы войска были храбры, вельможи верны, и народ был честен и спокоен. Ибо когда лишается спокойствия царь, лишается его и все царство, и народ подвергается бедствиям. Всякий род власти поставлен Богом, который один только и ставит начальников над народами; и противен Богу злоумышляющий на власть.
Если служите власть предержащим – будьте учтивы и покорны, будьте верны им и честны с ними. От высших не слишком удаляйтесь, чтобы не забыли о вас, но и не усердствуйте в общении с ними, ибо за назойливость платят пренебрежением. Без нужды к царям не приближайтесь, не пейте яд для пробы и не вверяйте тайны женщинам. Не просите ни у Бога власти, ни у царя чести, и никому не завидуйте на свете. Достойный человек всегда помнит свой долг, ничтожный человек во всем ищет свою выгоду. Но что легко дается, то ценится не высоко; и даже бездарный усердием достигнет большего, чем одаренный без усердия.
Удел царей – делать доброе и слышать злое. Поэтому, кто хочет править другими, пусть сначала научится владеть собой, научится смирять бессмысленный гнев и безотчетное увлечение, и мудрость впустит в сердце свое. Ибо только мудрый способен понимать даже помыслы ближнего, наблюдая поведение и облик его. Когда рассуждаете, подумайте о прежде бывшем и сравните его с нынешним, и все, что сокрыто, окажется явным.
Мудрый знает, как поступать и там, где опыта не имеет, а глупый ошибается и в том, чему учился. Нет ничего надежнее благого совета, но сомнительны и опасны плоды пакостного дела. Исполненные мудростью всячески стараются избегнуть зла, менее разумные, попав в сети зла, изыскивают свое спасение, а совершенно бестолковые, оступившись, спасения никогда не находят.
6
Лесть подобна птичьему щебету: не ищите в ней смысла и не принимайте ее всерьез. Нет человека приятного для всех, и не думайте, что вы исключение, ибо тупоумные всегда ненавидят мудрых, неучи образованных, злые незлобивых, а развращенные благих. Будьте выше лжи, и она не достанет вас.
Не верьте глупой молве, ибо неглупой молвы не бывает. Ведь не понимают глупые того, что видят, и кажется им, что видят они то, чего нет. Поэтому слухи всегда недостоверны, и даже сообщая некую истину, досужие языки не обходятся без лжи. Избегайте коварных людей, сплетающих лживые слова, даже если в родстве с ними пребываете, ибо языки их опасны как змеиные зубы. Но если клевещут на вас, подумайте прежде - нет ли в тех наговорах хоть доли правды, и если нет, то сочтите их исчезающим дымом.
Шутка - что соль, и требует меры. Уклоняйтесь от частого смеха, ибо он расслабляет душу. Будьте умерены в радости и веселье, ибо все веселье света кончается плачем, и там где сегодня играют свадьбу, завтра будут оплакивать мертвеца, и то, что сегодня растет, завтра сгниет.
Непреложно храните тайны своих друзей. Раскрывающий тайное – бесчестит совесть свою и посрамляет доверие к себе. Не стыдитесь голову свою склонить пред любым человеком, ибо всякий человек - образ Божий. Но не ждите от людей слишком многого, и не постигнет вас разочарование в людях.
Не замечайте ошибки старцев – старое дерево бесполезно пересаживать. Старейших летами почитайте, равных уважайте, о младших заботьтесь. Не радуйтесь бедам недругов своих и не завидуйте чужому счастью.
7
Не обольщайтесь непомерными надеждами в суетности мира сего, смиряйте желания свои, заботьтесь прежде о пользе и спасении душ ваших. Не для праздных услад облекаются плотью души человеков, но для испытаний и тяжких трудов, и всякий стремящийся к добру должен быть готов к страданиям. При этом рассудительные стремятся избегнуть излишних страданий и удаляются от бесчисленных бед, но глупых прельщают удовольствия и обрекают их на муки и горе. Ибо пути соблазнов влекут к вратам печали и скорби. Неспешно ступая по житейской стезе, избегая суеты века сего, вернее достигнете небесных врат.
Заповедовал нам Господь, как живым камням, устроять из себя дом духовный в единении и любви, в котором краеугольный камень – Христос. И не должно вам заботиться о презирающих вас, о коварстве их и злословии, ибо ими отвержен и краеугольный камень. Но, возводя стены, не берут круглые камни, но обсекают их, и делают стороны их прямыми, чтобы стали они годными для построения. Так и мы должны отсекать от себя греховные страсти, и обтачивать душу постом и молитвой, научаясь послушанию, и делать себя полезными для исполнения Божественного Промысла. И те, кто умаляются в жизни земной, получают тысячекратно в Небесном Иерусалиме, озаренном славой Божией.
Нет ничего полезнее для дела, чем добрый умысел, ведь нет попутного ветра тому, кто не знает к какому берегу плыть. Не уподобляйтесь неразумным, что мечутся между страхом смерти и мучениями жизни. Они и жить не умеют и умереть не хотят. Непостоянный ум приводит к беспорядочной жизни, метания и суета – признак больной души. Сделать свою жизнь осмысленной, можно только оставив всякую тревогу о ней, поняв, что не годами длится жизнь, а добрыми делами. Мудрый и щедрый муж даже если и недолго проживет, но долговечной останется жизнь его в памяти потомков, а тот, кто в житейской суете и убожестве существуя, не мог ни себе, ни другим пользы принести, если и до глубокой старости доживет, вскоре всеми забыт будет. Живет тот, кто радуется жизни, и жизнь прекрасна у тех, кто умеет жить по заповедям Господа.
Не возлюбившие Истину – умерли заживо, но обилие грешников должно удерживать мудрых от гнева. Ибо моря не вычерпать, мертвого не воскресить, а глупого и упрямого премудрости не научить. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Пусть мелочи прельщают легкомысленных, вы же не ищите нетленного в тленном, и не ждите от глупых мудрых советов. Ибо безмерно мало знаем мы о мире Божием, но даже известное известно лишь немногим.
Быстро осыпаются недолговечные цветы жизни, и век приходит на смену веку, и все, что возникло, гибнет. Лишь Божественная истина вечна и неизменна и служит нам мерой всех вещей.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«А они с видом непогрешимых мудрецов продолжали болтать свой излюбленный вздор, что скоро-де все изменится, в городе начнутся смуты и волнения, а войско будет разбито врагами». Неизвестный византийский автор диалога «Патриот, или поучаемый»
(Отредактировано автором: 31 Января, 2007 - 11:36:39) |
|