Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Притча об Отечестве
Некоторый человек на смертном одре сокрушался, что умирает на чужбине, вдали от братьев своих и сестер, и горько сетовал на судьбу свою. И мудрый архиепископ говорил ему в утешение и вразумление: «Братья и сестры наши суть все, кто слушают Слово Божие и исполняют Волю Его. Путь же на Небо отовсюду одинаков, и везде на земле мы странники и пришельцы. Потому, что Отечество наше – Царствие Небесное».
Притча о покаянии
Были два инока, которых нечистый совратил самовольно оставить свою пустынь. Скитались они беспутно в лености и пьянстве, одержимые многими грехами, но после раскаялись, вернулись в обитель и просили игумена назначить им покаяние. И заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Были братья одинаковы по виду, но когда исполнилось время покаяния и вышли они из заключения, то увидели отцы одного из них печальным и бледным, другой же был весел и светел лицом. И удивились все, ибо братья принимали пищу поровну. И спросили старцы печального брата: «О чем помышлял ты в келье своей?» И отвечал он: «Думал я о зле, мною содеянном и о муках, на которые обрек я себя своими грехами, и от страха иссохла плоть моя». И спросили потом другого: «А ты о чем размышлял в затворе?» И отвечал тот: «Я благодарил Бога за то, что исторг Он меня из нечистоты мира сего и избавил от будущего мучения, и возвратил меня к праведной жизни. И радовался я, славя Господа нашего!» И сказали старцы: «Покаяние и того и другого истинно и равно перед Богом».
Притча о насмешливом брате
В неком богатом семействе были благочестивая, богобоязненная сестра и легкомысленный, насмешливый брат. И случился однажды меж ними спор о благодати и прозорливости первосвященника их земли, и брат, не внемля укорам сестры своей, позволял себе говорить о нем непочтительно. И чтобы доказать свою правоту, вознамерился брат испытать первосвященника обманом, и придя к нему в самом бедном платье, говорил ему, что постигло его несчастье и сгорело имение его, и испытывает он крайнюю нужду. И дал ему денег первосвященник во славу Божию. В веселии буйном вернулся брат в дом свой, и рассказом о происшедшем между ним и первосвященником огорчил и уязвил сестру свою. Но назавтра пришло к ним известие о том, что в день, когда был брат у первосвященника, сгорело имение их. И в смятении и слезах прибежал брат к первосвященнику и припал к стопам его, и молил простить его дерзость. И со времени того поверил он в благодать и прозорливость первосвященника, и стал он благочестив.
Притча об отцовской вере
Добросердечный епископ проповедовал язычникам Слово Божие и призывал их на путь спасения. И хотя со вниманием слушали язычники речи старца, но упорствовали в своих заблуждениях, говоря – «это вера наших отцов». И сказал им епископ: «Разве дети бедных родителей хотят оставаться бедными и сами? Разве сыновья неученых отцов должны отвергать учение, а дети слепцов отказываться быть зрячими? Прежде чем подражать отцам своим, узнайте, шли ли они по верному пути, чтобы потом ваши сыновья могли следовать за вами с легким сердцем. И помните, что только Бог есть истинный Отец всего сущего, и только волей Его держится мир».
Притча о сарацинском мученике
В стародавние дни агарянский вельможа в земле сарацинской, путешествуя с караваном, повелел своим слугам остановится на отдых в стоявшем на его пути христианском храме, и, призрев увещевания священников, ввести в храм своих верблюдов. Но вдруг, по велению Божию, верблюды все разом упали замертво, а удивленный вельможа пожелал присутствовать при богослужении. И увидел он с ужасом, что священник причащает христиан плотью и кровью убиенного им на алтаре младенца, и исполнилось гневом и яростью душа его. И обвиняя священника в убийстве и людоедстве, грозил он ему смертью. Священник же, услышав это и придя в изумление, сказал: «Господин, я грешен, и вижу лишь хлеб и вино, и не способен видеть такое таинство. Но верую, что ты узревший это – великий человек и отмечен печатью Господа». И преобразился тогда агарянский вельможа, и принял святое крещение и монашеский постриг и постигал в монастыре святую веру. По прошествии же трех лет отправился он с благословения епископа на проповедь веры христианской во град к агарянам. И убеждал он сарацин наследовать Царствие Божие и вечную жизнь, но злоба затмила их разум, и пытками принуждали они посланника Божия отречься от Христа, а после вывели его из града и забросали камнями. И в ту же ночь спустилась с неба звезда и остановилась над местом убиения благочестивого мученика, и все видели ее на протяжении сорока дней. И многие из них уверовали.
Притча о римской гордыне
В давние годы, непрошено придя в пределы православной державы, иерархи латинские затеяли спор с православным архиепископом. И настаивали они на первенстве римского престола и на главенстве римского первосвященника в христианском мире, но не могли привести в подтверждение слов своих никаких убедительных оснований. И сказал им мудрый старец, усмехнувшись, что мнение их подтверждает лишь то, что Иисуса Христа подняли на крест римские воины. И умолкнули латиняне, посрамленные в споре.
Притча о патриархе
В православном царстве мудрый и сведущий патриарх, неуклонно обличавший латинское нечестие и отступления от веры Христовой, помазал на царство царя и вошел с ним в тесную дружбу. И был тот патриарх любим народом Божиим и нес Свет миру, и был кроток в общении и умел в окормлении Церкви, но в поисках выгод для царствия своего и в угоду властолюбивому Римскому первосвященнику, решил царь пожертвовать патриархом и сослал его в изгнание, и подверг его нищете и страданиям. Но и в муках продолжал патриарх молиться за царя, и смиренно нес свой крест, и в письмах внушал народу Божию с кротостью принять царскую волю, дабы избегнуть смуты. И по прошествии лет просветил Господь разум царя и коснулся сердца его, и понял царь, что призрачны выгоды противные правде и ложно расположение нечестивых. И вновь поставил царь патриарха во главе Церкви и тем восстановлен был церковный мир.
Притча о верности
Однажды царь языческой державы по наущению бесов и нелепым подозрениям, в безумной кровожадности начал великие гонения на христиан – безвинных своих подданных, и повелел он выявлять во всех концах обширной земли своей исповедующих Христа и придавать их мучительной смерти как врагов своего царства. И мудрый, человеколюбивый правитель одной из окраин царства, получив тот указ, собрал у себя во дворце всех своих вельмож-христиан. И огласил правитель им условие: кто станет приносить жертву демонам – останется в чести и у власти, а кто откажется – будет изгнан и подвержен жестоким карам. И часть вельмож выбрала одно, а другая часть другое, по крепости веры своей и благочестия. И тогда правитель одних осудил за малодушие и самолюбие, а других похвалил за преданность своему Богу. И предавших Бога счел он недостойными службы царству, ибо как соблюсти им верность царю, когда оказались вероломными в отношении Всевышнего? И велел он изгнать их из дворца с позором. Крепким же в вере правитель стал доверять не только бразды правления, но и жизнь свою.
Притча о старике
В православной земле безвременно умер царь, не оставив взрослых наследников, и самодержавную власть получил женившийся на царской вдове суровый воин, прославленный многими победами в жестоких войнах с агарянами. И, вступив на престол, все силы свои и все состояние страны призвал новый царь во славу оружия своей державы. И все дни свои проводил он в походах, а мытари его собирали многие подати на нужды войска, и дорог стал хлеб, и учинились нужда и разорение в народе. И к вразумлению царя послал Господь к нему седого старика, который просил царя зачислить его на воинскую службу. И удивился царь, но поведал ему старик, что в старости стал он сильнее, чем в свои юные лета. И счел царь нелепыми эти слова, но сказал старик: «В былые годы хлеб, купленный на одну номисму, навьючивал я на двух ослов, в твое же царствие я легко стал взваливать себе на плечи хлеба на две номисмы».
Притча о походе
Однажды государь великий собрал войска и вооружил воинов, поднял знамя и выступил в дальний поход на врага. Проходя же через ущелье, зажатое между утесами и обрывами, один из легковооруженных воинов, утомленный трудностью пути, сбросил с плеч щит свой и оставил его на дороге. Государь увидел этот щит, проезжая мимо, и велел одному из сопровождавших подобрать его. И на привале потребовал государь отыскать воина, который прежде сражения, не встретившись еще с опасностью, бросил щит свой и лишился оружия. Виновный был немедленно обнаружен. И устремил на него государь грозный взгляд и произнес: «Скажи, негодный, если бы неожиданно напал сейчас неприятель, каким оружием ты, бросивший щит на дороге, стал бы обороняться от врагов?» И застыл воин от ужаса, и стоял в безмолвии. И тогда приказал государь сотнику своему отстегать плетьми и предать позору воина, обрекшего себя на смерть. Но сотник, охваченный жалостью и смягченный дарами, отпустил его невредимым. На следующий день государь увидел этого воина, но не увидел следов наказания, и, призвав к себе сотника, обратился к нему: «Как посмел ты не выполнить мой приказ? Или думаешь ты, что я меньше тебя забочусь о войске? Надлежало тебе наказать бросившего оружие свое в назидание прочим, но не выполнил ты мое повеление и дал еще худший пример поступка к подражанию слабым и беззаботным.» И казнил государь сотника своего.
Притча о вражеской милости
Во дни войны с агарянами малы были силы христианского воинства перед бесчисленными полчищами врагов. И был некий вельможа, призывавший царя христианской державы покориться повелителю неверных, и в тайне осуждавший царя безрассудство, ибо не послушал царь вельможу своего, и погиб в кровопролитном сражении с полчищами агарянскими. Но вельможа изъявил покорность повелителю неверных и был им оставлен у власти и уверился в мудрости своей и в милости агарянской. Но вскоре потребовал завоеватель у вельможи дочь для своего гарема, и горько призадумался вельможа, но вынужден был отдать дочь свою на поругание. Но когда повелитель неверных приказал отдать в свой гарем и любимого сына вельможи, в отчаянии возроптал вельможа и был вместе с семьей своей предан позорной казни. И перед смертью проклял себя вельможа за то, что не погиб он с мечом в руке и со славой рядом с царем своим, и раскаялся вельможа в безумной вере в милосердие врага, и понял он, что милость волчья являет себя лишь в том, чтобы не резать всех овец разом, а только по очереди.
Притча об иконе
Праведный старец, благочестивый христианин, проживая в доме своем, имел икону, изображавшую распятие Спасителя, и почитал ее. И когда переселился он в мир иной, икона осталась на прежнем месте, а дом его занял какой-то иудей. И поселившись там, на следующий день угощал некоторых своих единоверцев. Они же, увидев на стене образ Христа, начали осыпать хозяина проклятиями за то, что отступил он от веры их и стал исповедовать христианство. И клялся тот: "Не замечал я иконы до времени сего!" Тогда сказали ему нечестивцы: "Докажи на деле, что ты не христианин - возьми копье и пронзи бок изображенного иудея, как пронзили его распятого на кресте!" И схватил иудей копье и, желая уверить гостей в своей правоте и снять с себя обвинение, ударил копьем в икону. И хлынула из нее кровь, смешанная с водой. Оцепенели бесчестные иудеи от страшного зрелища, а, очнувшись, бежали из дома того. Христиане же, прослышав молву о случившемся, ворвались в дом еврея и спасли образ, еще сочившийся Божественной кровью. Они поместили его в священным храме, и стали воздавать ему величественное служение, ибо святыня так же блага для верных, как ужасна для нечестивых.
Притча о несчастьях
Во времена смут и раздоров в православной земле, пришли латиняне войной и опустошили ее, и осквернили святые храмы, и утвердили мечем свою разбойную власть. И весь народ находился в страхе, и многие упали духом и оплакивали свои несчастья. И говорил им мудрый старец. «Враги захватили крепости и города наши и думают повелевать нами силой, отнимая имущество наше и лишая нас жизни. Но грех нам предаваться унынию, ведь поистине несчастны лишь те, кто не умеют переносить свои несчастья. Власть поработителей наших, утвержденная лишь силой и яростью, непрочна и недолговечна. Ибо если бы иначе устроил мир Господь, то львы, медведи и волки властвовали бы над людьми, устрашая их своими когтями и клыками. Но никогда не покорить нас ни хищным зверям, ни кровожадным врагам, пока души наши принадлежат Истинному Богу. Будем же укрепляться в вере православной, украшать свои души добродетелями, а разум знаниями, и тогда, с помощью Божией, вернем себе землю свою». И вняв тем словам, собрался с силами и духом православный народ и в Богом назначенный срок изгнал латинян из земли своей.
Притча о яблоках
Некий богобоязненный монастырский пресвитер три года не насыщал чрева своего ни хлебом, ни водой, и не давал сна очам своим, и денно и нощно молил Господа показать ему места райского блаженства. И однажды в ночную пору, воспарив умом к небесам, очутился он в чудесном саду, где росло множество дерев, изобильно покрытых душистыми плодами, а меж дерев текли обильные чистые воды, и травы источали благоухание. И вдруг предстал пред очами восхищенного пресвитера презираемый всеми невзрачный монастырский повар, не умудренный в писании и неученый, в закопченных одеждах. И на вопросы изумленного пресвитера отвечал ему повар, что вечно служит стражем в Божьем саду. И попросил тогда пресвитер у повара три яблока, и тот дал ему по благости Божией. И тот час ударили в било, и, пробудившись, подумал пресвитер, что видел сон, но тут же почуял дивный запах, и в складках плаща своего нашел три крупных яблока. И бережно спрятав плоды в постели, в смятении побежал пресвитер на поварню, чтобы припасть к ногам Божьего старца. И возвестил пресвитер монастырским братьям о святости повара, и все искали его, но не нашли, ибо праведник тихо покинул обитель, и исчез навсегда, избегнув славы людской. Но долго еще кусочками райских яблок, подаренных поваром, исцеляли монахи больных и немощных во славу Божию.
Притча о возмездии
Некий благочестивый царь был чадолюбив и набожен, и умерен в еде и удовольствиях, но не знал меры в бережливости, и скаредность его была притчей во языцех. И случилась в царствование его война с диким и лютым народом, пришедшим убивать и насиловать, грабить и жечь. И по небрежению и трусости военачальника царского, сбежавшего от войска, многие пали в битве с врагами и двенадцать тысяч христолюбивых воинов преданы были в плен. Тогда разграбили враги дома христиан, и осквернили храмы и выбросили в грязь святые мощи. Но постигла нечестивых кара Господня: мор пришел в шатры их стана, и многие погибли в муках и в числе их семь сыновей воеводы язычников. Устрашился вражеский владыка и заключил мир с царем христиан, и предложил ему выкупить пленных воинов христианских по золотой монете за каждого, но отверг царь предложенное ему. И за полцены предлагал выкупить пленных язычник, и за четверть цены, но в сердце царя уступило милосердие скупости. Тогда предали смерти всех пленных враги, и ушли в свои земли. Между тем царь, одумался и восскорбел, ибо знал он, что от Бога ничто не укроется, но всякому воздает Он по делам его. И разослал царь во все храмы и святые монастыри царства своего золото, воск и ладан, и просил молитв о себе пред Господом. И однажды после горячей молитвы случилось видение царю, что стоял он на багряном амвоне пред иконой Спасителя на медных вратах дворца, и множество народа окружало его. От иконы раздался глас Божий, вопрошавший царя: «В какой жизни желаешь возмездия?» И смиренно просил царь Господа наказать его в земной жизни. И принял Господь покаяние царя, но присудил ему потерять и царство, и семя свое, и жизнь с позором. И случился бунт в войске, и оставили царя его вельможи, и был схвачен он врагами со всей семьей своей. И на морском берегу казнили мечем пятерых сыновей царя на глазах его, но славил он Господа и говорил: «Праведен Ты Господи, и справедлив суд Твой!» Затем и ему отрубил голову палач. И поражены были силой духа и мужеством царя свидетели смерти его и поведали о том народу христианскому, и молились христиане за упокоение души его, и простили ему.
Филатов К.А. "Иерархия ценностей", М.:"МАГИСТР-Пресс", 2005 г.
(Отредактировано автором: 31 Января, 2007 - 11:38:51) |
|