Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Третий Рим » Московия » Русские свидетельства и­ отражения событий 1453 года [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Александр


Архонт
Откуда: Москва
ICQ

Открывая эту тему, начну с истории немного загадочной :)
Пару лет назад мне в руки попала довольно любопытная книжица «Несколько слов о роде Греческих князей Комниных» (1854 г., автор не указан; впоследствии удалось установить принадлежность сочинения перу известного генеалога Н.Г. Головина). Собственно, речь идет о роде Ховриных-Головиных, возводимом автором прямо и непосредственно к Комнинам. Не сказать, чтобы это было серьезное исследование, но читать интересно… в частности, есть там такой фрагмент о родоначальнике фамилии Головиных, боярине Иване Владимировиче Голове:
«В 1453 году Великий Князь Василий Васильевич, узнав об осаде Константинополя Турками, послал дорогие подарки и значительную сумму денег, Греческому Императору Константину, а Московский Митрополит Иоанн, Патриарху Константинопольскому свои дары. Великий Князь не мог избрать в эту минуту лучшего посла, как крестника и боярина своего Ивана Владимировича, потомка Императоров Константинопольских. Время не сохранило послания Великого Князя к Императору; но писание Московского Митрополита уцелело, оно напечатано в Актах Исторических, Т. I. стр. 495. Митрополит пишет, что он готов посылать к нему Патриарху, за Христову любовь, все что найдется у него: “Ныне, Господине, сын мой Князь Великий, послал к твоей великой Святыне своего посла, человека честного, ближнего и приступного писанию, и что Господине у нас нашлось, то есмо, от веры, за духовную великую любовь, с тем же Великого Князя послом к тебе посылаю… Да что, Господине, твоей великой святыни тот Великого Князя посол Иван Владимирович, от Великого Князя и от нас, имет говорити, тому бы твоя великая святыня всему верил”.
Иван Владимирович прибыл в Кафу, и с помощию Татар проник в осажденный Константинополь Турками, представил дары Императору и Патриарху, и был свидетелем взятия и опустошения Царя-града. Он как очевидец, оставил трогательное описание взятия Царя-града Турками».


Имеющаяся ссылка на «Акты…» ничего нового не дает и ситуации, в общем-то, не проясняет; в примечании к посланию Великого князя о поставлении митрополита Ионы (1452 год) говорится, что грамота «“да не пошла”…. потому что в это время Турки взяли Царьград».

Возникает два вопроса. Во-первых, отражена ли данная история в иных источниках, относится ли к области неких родовых преданий Головиных, или же просто является домыслом Н.Г., возникшим под влиянием опубликованного в «Актах…» документа? И во-вторых: если все описанное истинно – получается ли, что мы имеем еще одно, предположительно неизвестное, свидетельство событий 1453 г.? Или, опять-таки, Н.Г. подразумевает какое-то известное произведение - ту же «Повесть…» Нестора-Искандера (ее текст с «автобиографической» вставкой был открыт и опубликован лишь в 1886 г.)?

Всего записей: 2237 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 21 Октября, 2004 - 22:46:24
Vadim


Нотарий
Откуда: Ливония


Цитата:
речь идет о роде Ховриных-Головиных, возводимом автором прямо и непосредственно к Комнинам

Уважаемый Архонт. Можно ли ознакомиться с этой гениалогической цепочкой?

Всего записей: 36 : Дата рег-ции: Сент. 2004 : Отправлено: 13 Ноября, 2004 - 11:01:01
Александр


Архонт
Откуда: Москва
ICQ

Представленное Н.Г. происхождение рода Ховриных-Головиных (т.е. напрямую от фамилии Комнинов) не вполне согласуется с современными генеалогическими исследованиями в этой области.
(см. напр. Фадеева Т.М. Крымско-греческая диаспора в Москве: Из истории князей Гаврасов-Ховриных-Головиных ХI-XVI вв. http://www.moscow-crimea.ru/history/14_15vv/diaspora.html, или: Соловьев М. Генеалогия Ховрины-Головины. М., 2002).

Фадеева по этому поводу замечает: «Фамилия Габрас существует в Трапезунде и в наши дни. В Крымской Готии восточнее Мангупа находится село Гавры; фамилия Гаврасов или Гаврадов, Гаврин встречается среди мариупольских греков, а также в Крыму. О том, что Ховра, Ховрины были потомками знатного греческого рода, упоминает князь Курбский. А. Васильев категорически не согласен с некоторыми утверждениями, возводящими фамилию Ховрин к Комнинам (оно содержится в книгах о происхождении фамилии Головины: эти отпрыски Ховриных трактовали фамилию Ховрин как искаженное Комрин, Комнин). Действительно, о каком слиянии фамилий может идти речь, если вся история свидетельствует об антагонизме семейств Гаврасов-Ховриных и Комнинов».

В целом, все верно, однако последняя фраза сомнительна. Известно, что роды Гаврасов и Комнинов издавна состояли в тесном родстве (что, как можно увидеть, не являлось препятствием для вражды).

Несколько примеров:
Михаил Гаврас (сер. XII в.) был женат на Евдокии Комнине, двоюродной сестре императора Андроника Комнина.
Мария Гаврас стала супругой (1426 г.) трапезундского императора Давида Комнина.
Известны также Мануил Комнин Гаврас – владетель Мистры (ок. 1300 г.) и Комнин Гаврас (1275-1345). Из рода Гаврасов происходил наместник-архонт Великих Комнинов в Синопе (разбитый Му’ил ад-Дином Парвана в 1265 г.)

Вот фрагмент родословной росписи (на основании генеалогической таблицы Гаврасов, Ховриных, Головиных, Ховриных-Третьяковых, составленной М. Соловьевым):

- св. Феодор (Гаврас Стратилат) (1050-1098) – дука фемы Халдия.
- Его племянник, Константин Гаврас, дука Халдии, родоначальник ветви князей Феодоро.
- Дмитрий
- Василий
- Стефан Гаврас (Симон) – Стефан Васильевич Гаврас, родоначальник Ховриных. Из княжества Феодоро вместе с сыном Григорием Ховрой в 1370 г. (или 1391 ? или 1403 ?) выехал в Московию. В иноках – Симон. Скончался в I четв. XV в., похоронен в Симоновом монастыре.
- Григорий – Ховра (? – 1445(50))
- Владимир Григорьевич Ховрин-Строитель (в иноках – Варфоломей). Казначей. С сыном Иваном участвовал в строительстве Успенского собора в Москве. Ум. после 1480(84).
- Иван Владимирович Ховрин-Голова – родоначальник Головиных. Казначей. Ум. 1509(16).

У И.В. было 4 брата: Дмитрий Овца, дипломат, казначей, в его ветви – Варвара Ивановна Ховрина, бабушка Михаила Романова; Иван Хозюк (Ханок), убит татарами при осаде Мангупа в 1475 г.; Иван Третьяк, родоначальник Третьяковых-Ховриных; Иван Четвертак. («…Вот что сказано в древней родословной книге, хранящейся в Московском Архиве Иностранных дел: «У Владимира сын Иван бездетен, ходил к Господню гробу молиться, и убили его на поле Татарове, да Иван Голова; а прозвание его Головою потому, что крестил его Великий Князь Василий Васильевич, и он был у В. Князя Боярин» - цит. по: «Несколько слов…». С. 27.). В связи с большим количеством Иванов :) в нек. исследованиях встречаются путаницы; в частности, погибшим при Мангупе указывается Иван Голова.

Сочинение Н.Г. Головина я, как появится возможность, выложу на сайте. См также (с осторожностью, впрочем) – «Great martyr Saint Theodore Gavras, Duke of Trebizond»
http://gavras.customer.netspace.net.au/St.Theodore%20Gavras.htm
«Other famous and infamous Gavrades» http://gavras.customer.netspace.net.au/St.Theodore%20Gavras.htm#1c

Всего записей: 2237 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 15 Ноября, 2004 - 03:01:39
sergeev


Ромей


У Головиных было много семейных преданий и не все они находят подтверждение в реальных исторических фактах. Мы можем лишь гипотетически предполагать, вероятность или не/вероятность подобного рода событий.
В отношении обоих ваших постов хотел бы сделать несколько комментариев:
1. Нет никаих оснований связывать правителей государства Феодоро в Крыму с Комнинами. Браки Гаврасов с Комнинами относятся к XII веку, тогда как крымская ветвь Гаврасов обособилась не раньше 1204 года, а появление ветви Ховриных (Ковериных) относится к 60-м годам XIV века. Слишком большой промежуток времени. Кроме того антагонизм между Гаврасами и Великими Комнинами действительно был. Алексей Великий Комнин, около 1364 года даже закрыл монастырь Святого Феодора Гавраса в Трапезунде. Культ Святого Феодора Гавраса изгонялся из Трапезунда и заменялся культом Святого Евгения. При этом существует версия, что государство Феодоро было названо так именно в честь Святого Феодора Гавраса Стратилата, так как на генуэзских картах его столица называется городом "Сан-Тодеро" - "Святого Феодора", что полностью исключает возможность преемственности между топонимами Дори и Феодоро. Кроме того у крымских Гаврасов должны были существовать сепаратистские тенденции, связанные с номинальным вхождением их владений "Ператеи" в состав Трапезундской империи (также до 1364 года). Этот антагонизм исчез только в XV веке с браком Марии из Готии и Давида Великого Коминина. Но этот брак недостаточен, чтобы мангупские князья приняли двойную фамилию, например, Гаврасы-Комнины, так как для этого мы должны иметь представительницу рода Комниных, вышедшую за муж за представителя рода Гаврасов, а такие браки (по крайней мере известные) были только в XII веке.
2. Правители Феодоро никак не идентифицировали себя с Комнинами. Зато есть предположения о возможных династических браках с Палеологами. Дочь одного из мангупских князей - Мария (+1477), жена молдавского правителя Стефана Великого называла себя Марией Палеологиней о чем свидетельствует дарственная надпись на иконе Богородицы в монастыре св. Григория на Афоне. Один из членов династии Иоанн, сын князя Алексея (I или II по разным генеалогиям) был женат на Марии Асане Палеологине. Поэтому, если говорить о связях Гаврасов и происходящих от них Ховриных с императорскими фамилиями в XIV-XV веках, то логичнее говорить о Палеологах, чем о Комнинах. По крайне мере эта версия может лучше объяснить гипотетическую миссию 1453 года.
3. Прочно вошедшая в отечественную историографию версия о происхождении крымской ветви Гаврасов от Константина Гавраса является всего навсего предположением византиниста А. Васильева, и основана на неверном мнении о возможности возникновения государства Феодоро уже в XII веке. Эта версия до сих пор не подтверждена никакими источниками, в том числе археологическими, так как крепость на Мангупе начала восстанавливаться на ранее 20-х годов XIII века. У самого Васильева в абзаце, где он ее излагает очень много путаницы. Но если все-таки ее признать, то в этом случае мы все равно должны отказаться от возможности того, что крымские правители носили фамилию Гаврасов-Комнинов, восходящую к бракам XII века, так как Константин не мог быть потомком ни от одного из них.

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 17 Ноября, 2004 - 15:24:04
ald


Куропалат


В ХVІ-ХVІІ в Турции появилис много Палеологов, Комнинов, Кантакузины и прочее "императорских" потомков. Но они были только самозванцы и у них не была кровная связ с императоров. Но в Отоманской империи ето было не трудно - прежная аристокрация была потеряна, не остались поместия, дворцы, и проблем что кто то может сказат - ты дворянин - а где твой дворец, не стоял. Немало руских бояр тоже выдумали "связ" с балканских царей - не только Головиных.
Вспомним Василий І и его "отцы" аршакиды - но где та "ошибка" и говорится о его "бедны дом". А англичани шутятся: "Все ирландцы, без изключения - потомки королей".

-----
ALD

Всего записей: 909 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 06 Декабря, 2004 - 22:07:04
govras


Ромей


Интересное дело. Вы долгое время разгадываете эту загадку, когда на территории бывшего союза до сих пор сохранилась фамилия Гаврас и Говрас. А не лучше было бы копнуть сдесь. А не рассматривать исторические факты попыток неких фамилий пробиться к Русскому пристолу.
Я не историк, а этой темой всего лишь увлекся, коль моя фамилия очень похожа. В Украине очень редкая и имеет сугубо свое, узкое генеологическое дерево. Однофамильцев не встречал. Зато знаю, что в роду все очень ценили фамилию, очень важно было ее передать следующему поколению и это доходило до фанатизма.

И еще вопрос. Не могла ли фамилия быть изначально искажена? Встречается ли точная транскрипция фамилии? Из опыта своей фамилии могу сказать, что и деду и отецу и мне приходилось побуквенно отстаивать (как флаг в бою) свою фамилию, причем это встречается очень часто (школа, гос. учреждения, больницы и т.д.), причем вариации такие (по мере частовстречаемости): 1. Гаврас, 2.Говрос, 3.Гаврос, 4.Ховрош и т.д. Поэтому и возникают такие вопросы.

Пытающийся разобратца, носитель фамилии Говрас

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Нояб. 2005 : Отправлено: 20 Ноября, 2005 - 17:26:20
Viva_Vik


Ромей


Случайно попала на эту страницу и удивилась, что я почти ничего не знаю про свою фамилию - Гаврас, я встречала однофамильцев, но очень редко, один раз и то, думаю, дальние родственники. Спасибо, за информацию.

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Дек. 2005 : Отправлено: 02 Декабря, 2005 - 13:17:48
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
Зато есть предположения о возможных династических браках с Палеологами. Дочь одного из мангупских князей - Мария (+1477), жена молдавского правителя Стефана Великого называла себя Марией Палеологиней о чем свидетельствует дарственная надпись на иконе Богородицы в монастыре св. Григория на Афоне.


А действительно ли это та Мария?

Мария (+19 декабря 1477 г.), жена (брак заключен 14 сентября 1472 г.) Стефана III Великого, была дочерью Олубея, правителя княжества Феодоро и Марии Палеолог. Так что надпись на иконе может относиться и к её матери.

Точное имя Олубея неизвестно. Это скорее всего его прозвище, полученное от татар ("большой князь"). У местных князей были неплохие отношения с татарами. Один из предшественников Олубея, Димитрий Чутани, в союзе с татарским княжеством Кырк-Ор воевал против литовцев.

Что касается Ховриных, то в лучшем случае это была младшая ветвь мангупских князей. Прямая линия закончилась на Кемаль-бее, сыне последнего князя Александра. Он претендовал примерно в 1514 г. на власть, а его потомки жили в Османской империи, но ничем особенно не отличились.

Василий
1.Анна, первая жена Константина(1309-1355), великого князя нижегородско-суздальского.
2.Стефан, князь Феодоро(ок.1380-1410)
2.1.Алексей, князь Феодоро(ок.1403/10-1447)
2.1.1.Олубей, князь Феодоро(1444/7-1458?), oo Мария Палеолог
2.1.1.1.Исаак, князь Феодоро(1458/65-1474/5)
2.1.1.2.Александр, князь Феодоро(1474/5)
2.1.1.2.1.Кемаль-бей, претендент на княжество Феодоро(ок.1514)
2.1.1.3.Мария, жена Стефана III Великого
2.1.2.Мария. первая жена(1429-до 1447) Давида Мегас Комнина(+1463), последнего императора Трапезунда.

Согласно "Бархатной книге", с ссылкой на информацию от Ионы (Ивана) Ховрина-Третьякова, предком Ховриных был Стефан (№2):

Цитата:

ГЛАВА 41

284.
РОДЪ ХОВРИНЪ
писаны по Ионине памяти Третьякова.
Къ Великому Князю Василью Дмитреевичу прииде Князь Степанъ Васильевичь, и сынъ ево Григорей съ своей вотчины изъ Суздака, да изъ Кафы.
У Григорья сынъ Володимеръ.
У Володимера дети:
1. Иванъ Хазюкъ, убили его розбойники, бездетенъ.
2. Иванъ Голова.
3. Иванъ Третьякъ.
4. Иванъ Четвертакъ, бездетенъ.
5. Дмитрей.


regards,
aeg

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 30 Сентября, 2006 - 11:56:25
Дима



Откуда: Москва


Цитата:
Один из предшественников Олубея, Димитрий Чутани, в союзе с татарским княжеством Кырк-Ор воевал против литовцев.

Это, как я понимаю, под Синими Водами? А поподробнее, про этого Дмитрия ничего нет?

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 30 Сентября, 2006 - 13:45:12
golovine


Ромей


Во-первых, да, можно сказать что это скорее относится к семейным преданиям, чем к исторически и научно установленным фактам. См. на наш сайт www.golovin.com, там есть статья и об истории рода. Происхождение именно от Комниных - это одна из версий. Наиболее некоторым приятная.

Книга, о которой пишет Александр - большая редкость. Очень хотелось бы взглянуть, честно говоря. Автор (Николай Головин) просто раздавал эту брошюрку среди друзей и родственников (в ней 32 страницы).

Буду рад любой информации об этом.

С уважением,
Лео Головин.

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Февр. 2007 : Отправлено: 28 Февраля, 2007 - 18:42:41
христич


Севаст
Откуда: Москва


golovine
Зря Вы так по поводу семейных преданий, поверьте мне. Это, подчас, и есть те самые родники первоисточников.
По поводу брошюры, которую Ваш предок написал и издал: попробуйте заказать в Ленинке ( на любом носителе).

(Добавление)
Александр
Благодарю Вас за то, что затронули столь интересную тему.

(Отредактировано автором: 29 Апреля, 2007 - 12:48:35)

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Апреля, 2007 - 14:26:42
Головин


Ромей


Моя фамилия тоже Головин и как вы понимаете ,я тоже интересовался возникновением своей фамилии.И как вы сказали,что у наших фамилий свои истории,у меня тоже есть история-только официально подтвержденая и передавшаяся по по родственому колену.У меня есть очень старые фотографии моих пропрадеда и пробабушки-фотографии сделаные задолго до революции и во всей амуниции.У меня есть официальное подтверждение ,из исторических архивов о княжеском происхождении моего прапрадеда,который в конце 19-го века прибыл из Москвы и поселился на Украине.Известно также,что у него были богатые имения по всей россии включая москву.Мой отец историк и участвовал также,в археологических раскопках,он лично ходил и проверял все сказаное мной выше.Кроме того,в первую очередь,я узнал это не из архивов,а из уст тогда еще живой пробабушки,а мой отец от прапрабабушки.Но все же отец ,а позже я,решили лишний раз удостоверится,что и сделали.А если вы говорите о происхождении фамилии,то я лично своими глазами видел, некоторое упоминание о происхождении фамилии Головин.Эти упоминания , я видел в некоторых исторических книгах,где описывалось семейное древо князя Владимира.В этих книгах говорилось о семейных узах с князем Владимиром (10 век) предкков Головиных.А то,что сказал автор про Ховрина-это было гораздо позже.В семье Головиных есть несколько ветвей и одна из них породнилась браком с семьей Ховрина(из знатного рода)благодаря чему,изначальное Голов(а)-без окончания, смешалось с окончанием фамилии Ховрин(ин) и получилась-Голов-ин,Головин.Другие сформировались позже,ри Петре1 и до него.Кстати,описывая родословную Ховрина-было указано ,о его то ли сербском,то ли хорватском происхождении,но не греческом.

(Добавление)
Добавлю только,что в семью Головиных входили:Пушкин,Ломоносов,Гончаров.И еще,что в конце 19-го века ,из россии на украину приехали двое братьев по фамилии Головин,один князь Головин,а другой граф Головин.

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 27 Января, 2008 - 02:03:47
Иоанн


Спафарий


Есть в Угличе такой святой - Кассиан Учемский. В житии указано, что его мирское имя - князь Константин Макнувский, а прибыл он в Москву в свите Софьи Палеолог. Из этого уже в XIX в. был сделан довольно смелый вывод, что он происходил из мангупских князей. Фадеева категорично пишет, что в свите Софьи был Константин Гаврас, но источника этих сведений не указывает. Похоже, здесь просто повторение старого толкования жития Кассиана Учемского. Или все-таки нет? Вообще, есть ли серьезные работы по составу свиты Софьи? чтобы основывпались на западных источниках, а не только на наших?

Всего записей: 61 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 17:02:11
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Третий Рим » Московия » Русские свидетельства и­ отражения событий 1453 года [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.2008 ]   [ Gzip выкл. ]