Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 9 10 11 [12] 13 14 15 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


К этому же типу иконографии можно отнести и великолепную мозаичную икону, которая ныне хранится в Лувре. Мастерство исполнения ее просто поражает – какое же искусство требуется, чтобы сложить такие мелкие кубики и получить прекрасную икону! Здесь мандорла имеет форму уже не яйца, а именно миндального ореха (такая фигура образуется при наложении двух окружностей и называется еще «рыбий глаз», что само по себе интересно).



А вот на чудесной мозаике в Дафни Христос уже твердо стоит на вершине горы, так же, как и Его небесные собеседники.



И здесь стоит поговорить немного о символике горы. Ведь на некоторое время – пока ее вершины касался своими святыми стопами Спаситель, эта гора стала центром мира, а Сам Христос – вертикальной осью, соединяющей небо и землю. Кроме того, видение чуда божественного света должно обязательно предварять трудное восхождение – вверх, до изнеможения, до самого предела сил… Так было и с тремя апостолами – ведь добравшись до вершины, они заснули от усталости и, очнувшись, увидели, как изменилось все вокруг: ночь превратилась в день, так как их Учитель сиял, как солнце…

Свт. Григорий Палама в своей проповеди на Преображение говорит, что Господь отверз им очи, и очи увидели свет нетварный, невидимый чувственным образом. Позволю себе, однако, не согласиться с великим святителем: думаю, иногда Бог совершает чудо, и тогда люди видят Его божественный свет обычными своими глазами, как это случается на Гробе Господнем в Великую Субботу, да и там же, на горе Фавор, каждый праздник Преображения.

И еще здесь интересный момент: по толкованию св. отцов, Преображение Христово имело место в седьмой, последний день праздника суккот (вот почему Петр и говорит «Сотворим кущи…»), это праздник окончания сбора урожая и освящения плодов. Евреи до сих пор празднуют его осенью – примерно на это время выпадает день осеннего равноденствия. Но в Евангелии говорится: за сорок дней до Страдания Своего, то есть – где-то в феврале. Но правильность избранной Церковью даты празднования в августе подтверждают чудесные явления на горе Фавор, которые происходят именно в этот день. Что это? Иначе как аберрациями времени, имевшими место во время земной жизни Иисуса, такое расхождение объяснить никак невозможно. Да и сколько времени длилось само Явление – час? Два? Или вовсе мгновение по земным меркам? Во всяком случае, похоже, остальные апостолы отсутствия Учителя и трех своих собратьев не заметили.
Итак, в праздник суккот люди выходили вечером на улицы с горящими светильниками в руках и шли в построенные специально для праздника шалаши, чтобы при свете светильников совершить вечернюю праздничную трапезу и там же, в шалаше, заночевать. И Христос являет апостолам Себя как истинный Светильник, Солнце правды, образ прообраза – Солнца нашего падшего мира. Ведь в Его Царстве, в будущем веке, нашего тварного солнца уже не будет – везде будет разливаться свет нетварный, свет божественных энергий, сияние которых и явил на горе Фаворе Христос: «И город не имеет нужды ни в Солнце, ни в Луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Апок. 21:23) и далее: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Апок. 22:5) (Эти же отрывки приводит и свт. Григорий Палама).

Изобразить сияние божественных энергий живописными средствами весьма трудно, если вообще возможно. Поэтому художники изображали его так, как подсказывало им воображение или – если кто сподобился созерцания нетварного света – память. Поэтому это сияние вокруг фигуры Спасителя на иконах Преображения так сильно разнится.



(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 22:29:30)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Августа, 2011 - 21:02:34
Марина


Проэдр


Некоторые, например, Мануил Панселин в соборе Протата, изображают изливающийся от Христа свет максимально деликатно, еле заметно – имея в виду учение свт. Григория Паламы о том, что этот свет – нетварный, невидимый чувственному оку.





(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 23:19:33)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Августа, 2011 - 23:16:06
Марина


Проэдр


То же самое мы видим на фреске в Грачанице; автор фресок здесь явно находится под влиянием творчества Мануила Панселина.



То же – в Старе Нагоричино, разве что лучи божественного сияния исходят под иными углами.



На этих трех фресках – кромешная ночь, такого солнечного сияния от Христа, как на других иконах этого праздника нет. И, тем не менее, все фигуры освещены, как будто от каждого из участников события идет некое внутреннее сияние, как будто исходящие от Христа тонкие лучи зажгли внутренний свет в каждом из трех апостолов. Конечно, это еще не тот интенсивный божественный свет, который вошел в каждого из апостолов в день Пятидесятницы, пронизал каждого насквозь и принес с собой божественные дары. Но это как бы предвосхищение того дня, так же, как это предвосхищение для каждого из нас – встречи Господа лицом к лицу, когда Он придет воскрешать нас из мертвых в Своей божественной славе, видимой всем нашими телесными очами.

На других изображениях Преображения, однако, божественное сияние изображено предельно ярко и отчетливо.

Концентрические круги идеальной формы на новгородской иконе 15 в. из праздничного чина иконостаса церкви Успения на Волотовом поле напоминают разверзшиеся небеса сцены Вознесения – добавлены только исходящие от фигуры Спасителя тонкие золотые лучики.



На иконе из кремлевского Благовещенского собора, приписываемой кисти Андрея Рублева (а также на очень похожей на нее иконе из разрушенной церкви Спаса на Бору), мы видим позади фигуры Христа в круглой мандорле пятиконечную звезду острым концом вниз, как бы вверх ногами.



Не знаю, несет ли изображение этой звезды какое-либо символическое значение. Кто-то видит в этой пентаграмме намек на падение Денницы (хотя, как мне кажется, скорее, человека, восстановить которого и пришел на землю Христос).

В любом случае, на фреске в Дечанах эта звезда еще более яркая – синяя на белом фоне.



А на русской иконе из Великого Устюга (17 в.) и вовсе красная.





(Отредактировано автором: 20 Августа, 2011 - 02:12:22)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Августа, 2011 - 01:24:39
Марина


Проэдр


Старший современник Андрея Рублева Феофан Грек изобразил на иконе Преображения божественное сияние в виде двух пересекающихся углов – в этой геометрической фигуре можно усмотреть древнейший символ соединения мужского и женского начал (или руна «инг» ХХ; разновидность этого символа – пересечение двух треугольников – так называемая «звезда Давида», символ, присвоенный евреями так же, как немецкие национал-социалисты присвоили себе свастику, так же точно опоганив прекрасный древнейший символ). Во всяком случае, икона эта производит колоссальное впечатление.



Похожая фигура, но только с тремя лучами, направленными только вниз, изображена на фреске в церкви св. Апостолов в Пече. Исследователи усматривают в этих лучах не только направленность на трех апостолов, но и намек на явление Пр. Троицы.



Примерно такая же фигура – на фреске в церкви св. Афанасия в Кастории.



Такую фигуру можно объяснить тем, что художники обычно связывают этот свет с явлением таинственного облака, из коего был слышен глас Бога Отца. Таким образом, это было явление Троицы в полном составе – Глас Отца, божественные энергии Духа и присутствие Сына во плоти.

Именно это явление Троицы особенно ярко подчеркнуто в церкви св. Димитрия в Пече, где сцена Преображения размещена рядом со сценой Крещения, когда также имело место явление Пресвятой Троицы в аналогичном виде. Христос стоит здесь в таком же голубом «яйце», как на мозаиках в монастыре св. Екатерины и в Дафни, с небольшим нюансом – от этой мандорлы отходят дополнительные лучи, направленные прямо на апостолов, а также под углом вверх.



Со временем изображение сияния вокруг Христа (вернее, за Его спиной) еще более усложняется.

В той же Кастории, но в другой церкви – Бесплотных Сил – мы видим знакомый уже нам полупрозрачный ромб, вписанный в круг, и, кроме того, такие же концентрические полукруги вокруг небесных собеседников Спасителя – Моисея и Илии, показывающих неотмирность их явления.



Со временем появляются более сложные разновидности этой небесной геометрии: на грандиозной фреске в афонском монастыре Дионисиад – тоже в конхе апсиды, как предельно лаконичная мозаика в монастыре св. Екатерины, с которой мы начали наш обзор иконографии Преображения.



Заметим, однако, как много дополнительных деталей по сравнению с далеким уже 6-м веком здесь возникло: здесь даже показано, как Христос ведет апостолов на вершину горы, а затем как они после чудесного видения, после неземной радости ощущения рядом с собой Божества спускаются вниз, снова погружаясь в наш падший мир, полный горя, грехов и низменных страстей, где их Учителя в скором времени ожидает позорная казнь. (Почти идентичную фреску в Мегало Метеорос приводить не буду – такое впечатление, что она написана той же рукой).

(Отредактировано автором: 20 Августа, 2011 - 15:50:42)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Августа, 2011 - 13:46:12
Марина


Проэдр


И вот мы видим уже два пересекающихся ромба (или квадрата), вписанных в круг, о которых мы говорили ранее. В целом композиции с такой небесной геометрией позади фигуры Спасителя выглядят просто великолепно и, кроме того, несет дополнительный смысл. Вот несколько примеров:

Фреска в Церкви Богородицы Пантанассы в Мистре.






(Отредактировано автором: 20 Августа, 2011 - 23:54:56)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Августа, 2011 - 23:51:29
Марина


Проэдр


Мозаика в церкви Св. Апостолов в Фессалониках (изуродованная нелюдями, к сожалению, но основные фигуры все-таки сохранились; отрезать эту изумительную розетку в зените арки рука не поднялась). Здесь цвета внутри ромба и более острых углов – синий и голубой, т.е. опять то же сапфировое сияние божественных энергий.



Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (второй вариант на своде подпружной арки). Здесь наряду с синим, присутствует и красный цвет.




И, наконец, в России эти переплетающиеся ромбы – красный и синий – обрели особенно отчетливый намек на присутствие Бога Отца и Святого Духа, так как именно таким образом с 15 в. стало принято изображать нимбы или божественное сияние, присущее этим двум Лицам. А изображение на таком фоне Воплощенного Спасителя как раз и означает явление Пресвятой Троицы в полном составе. Кроме того, если вспомнить, что в подобной же геометрической конфигурации изображается Христос-Судия в центре композиции Деисис, то становится очевидным и намек на Второе и славное Его Пришествие.



(Отредактировано автором: 21 Августа, 2011 - 02:42:31)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Августа, 2011 - 02:38:51
Марина


Проэдр


Икона из села Порецкое (?), копии с которой разошлись очень широко.



И, наконец, несколько икон Преображения, стоящих как бы особняком от предыдущих изображений, но по качеству и художественной выразительности им не уступающие.

Это, прежде всего, миниатюра в Евангелии из монастыря св. Екатерины на Синае 12в., красота которой не поддается описанию (круги выполнены в древней и утраченной ныне технике высекания золотых дисков по золоту). И дело не в обилии драгоценного металла, а в максимальном приближении к смыслу праздника – явления божественного света, его сияния. Интересно, что в этих мелких кругах по краям иконы также можно усмотреть «звездочки» Равеннской мозаики (или, может быть, намек на присутствие также ангелов, как на иконе Феофана Грека).



Следующая икона тоже 12 века, из афонского монастыря Ватопед (находится в Эрмитаже). Здесь обращает на себя внимание редкий для византийских икон этого времени красный фон и вообще обилие красного цвета. Известно, что это цвет огня, очищения, цвет жизни. На изображении этого сюжета он выглядит вполне логично, хотя по колориту больше напоминает чисто северные, я бы даже сказала нордические – новгородские – иконы.



И, наконец, последнее на сегодня изображение – фреска из церкви Панагии Форбиотиссы в Асину (Кипр).



Эта фреска напоминает некоторые изображения Пятидесятницы, о которых мы уже говорили ранее. Такое впечатление, что от Христа не просто исходят лучи божественного света, а хлещет потоками кровь – прямо и на пророков, и на апостолов. Понятно, что смысл эта деталь несет в себе евхаристический, но поражает, просто потрясает этот натурализм, с которым фреска исполнена. Похоже, это изображение уникально – во всяком случае, мне больше нигде ничего подобного не попадалось (если есть, сообщите мне, пожалуйста). Тем оно ценнее.

(Отредактировано автором: 21 Августа, 2011 - 07:58:27)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Августа, 2011 - 07:51:17
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Преображение, миниатюра, Трапезундское армяно-халкидонитское Евангелие, cod.1400,
Каппадокия, вторая пол. XI в., Венеция, библиотека мон. св.Лазаря, fol. 3r

http://www.armenobyzans.info/images/stories/05.jpg

http://www.armenobyzans.info/index.php?option=com_content&view=article&id=23:-xi-&catid=1:2010-10-18-18-44-52&Itemid=14

(Отредактировано автором: 22 Августа, 2011 - 00:59:46)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Августа, 2011 - 00:59:05
Марина


Проэдр


Спасибо, Нарсес. Вот какую интересную армянскую миниатюрю я нашла на форуме "Сирота", но не решилась ее поставить в общий контекст, настолько она необычна. Но раз речь зашла об армянских миниатюрах, то, наверное, надо. Вот она. Текст цитирую с форума дословно.



Иконография "Преображения" на армянской миниатюре из Четвероевангелия 1038 года (Армения) неканонична. Христос стоит на горе Фавор без обычной для него в этой сцене мандорлы, изображенный не в фас, а повернувшимся к приближающимся к нему Моисею и Илье. Первый запеленут в пелены, как Лазарь. В соответствии с древними толкованиями эти пророки были призваны на гору Фавор в качестве представителей двух миров - мертвого и живого, чтобы показать, что Иисус имеет власть над жизнью и смертью. Справа, под пышными кронами фантастических деревьев, лежат в одинаковых позах, закрыв лица одним и тем же жестом, три упавших ниц ученика. Такой вариант соответствует раннему восточному изводу.

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=44291&order=asc&pg=0

(Отредактировано автором: 22 Августа, 2011 - 01:28:31)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Августа, 2011 - 01:27:35
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Да, этот вариант Преображения мне известен, но это монофизитское арм. Евангелие, в то время как я привел Вам вариант из армяно-халкидонитского (православного) Евангелия.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Августа, 2011 - 01:39:08
Марина


Проэдр


Да, миниатюра качественная и вполне в рамках византийского канона. Очень было бы хорошо, если бы Вы добавляли армянские иконы после каждого праздника. Было бы очень интересно. Спасибо.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Августа, 2011 - 23:41:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Буду стараться!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Августа, 2011 - 16:11:51
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
Но тема Мелисмос, мне кажется, здесь совсем не всплывает - там Младенец должен быть обязательно в Чаше.

Я имел в виду именно тему, а не иконографию Мелисмос, тему преложения Свв. Даров, которую задают образы Эммануила (жертвенная плоть Воплощённого Логоса) и окружающих Его ангелов.
Троица же с Эммануилом в центре могла бы, например, свидетельствовать о Воплощении лишь Второго Лица, без участия остальных двух, однако надобность в такого рода свидетельствах на Руси 12 в. маловероятна, да и в Византии они неизвестны; с другой стороны, подобная иконография не соответствует основной идеи образа Троицы - учению о единства Божества и единосущия всех трёх Его ипостасей.

(Добавление)
Цитата:
(Не отсюда ли пошло слово «фавор» и, соответственно, выражение «быть в фаворе» – в смысле под особым покровительством кого-то из сильных мира сего, избранности? Хотя здесь явно чувствуется французское происхождение, но во французском-то языке оно откуда?)

Не будем забывать, что название библейской горы на русском языке транскрибируется как Фавор, но по-французски пишется и звучит совсем иначе - Tabor. С этим словом слова faveur (покровительство), favorable (благосклонный) etc. не имеют общего происхождения.

(Отредактировано автором: 24 Августа, 2011 - 01:54:26)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 24 Августа, 2011 - 01:53:38
Марина


Проэдр


Цитата:
Троица же с Эммануилом в центре могла бы, например, свидетельствовать о Воплощении лишь Второго Лица, без участия остальных двух


Простите, а разве еще какие-то Лица воплощались? Что-то я не так поняла?
Хотя в отношении этого конкретно Деисуса мне бы самой просто в голову бы не пришло, что его можно трактовать так - как изображение Троицы. С другой стороны, иконы Спаса Эммануила, насколько я понимаю, это изображения Сына еще не воплотившегося, предвечного Младенца, ангела Великого Совета. Именно поэтому Его изображают не только в кресчатом нимбе, но и в нимбе в виде звезды, хотя эти иконы очень поздние, например, вот такая:



Насчет Фавора и фавора это, конечно, моя ошибка - "народная этимология", так сказать.

Цитата:
подобная иконография не соответствует основной идее образа Троицы - учению о единства Божества и единосущия всех трёх Его ипостасей.


На самом деле никакая иконография, кроме рублевской, этой идее не отвечает - что я и пыталась донести до читателя - с помощью блаженной памяти академика Бориса Раушенбаха. Все-таки математический мозг обладает неоспоримым преимуществом перед нами, обычными людьми - даже когда берется за темы, земной логике заведомо не поддающиеся, умеют расставить все на свои места. Думаю, и Борису Викторовичу здесь это удалось. Хотя то, что он пишет о математическом понятии вектора и некоем соответствии его понятию Троицы - я честно говорю, ничего не поняла. Для этого надо знать, что такое вектор, т.е. быть математиком. Увы мне.

На самом деле то, что вы цепляетесь к мелочам, это очень хорошо, я этому даже рада. Это значит, что в общем и целом мне сюжет удался. И главное, удалось сказать что-то новое, хотя повторять общеизвестные вещи приходится неизбежно - это основа, без нее никак. А за исправление ошибок я всегда благодарна. Если бы Вы еще отвечали на вопросы, уточняли какие-то неточности, было бы совсем хорошо. В конце концов, смею думать, что весь форум - это наша совместная работа, и кто-то его читает, помимо нас.

(Отредактировано автором: 24 Августа, 2011 - 11:13:57)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Августа, 2011 - 10:48:36
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 9 10 11 [12] 13 14 15 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0259 ]   [ Gzip выкл. ]