Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Прошедший недавно двунадесятый праздник подтолкнул к открытию этой темы

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 29 Января, 2011 - 23:35:58
Марина


Проэдр


chalkites
Прошу прощение за долгое молчание - подцепила кучу вирусов, пришлось чистить свою машинку. Наконец, могу осуществить задуманное. Итак, иконы - в смысле вообще священные изображения Крещения Иисуса в реке Иордан у Иоанна Крестителя.
Мы привыкли к русским иконам типа той, что приписывается Андрею Рублеву (из Благовещенкого собора Кремля). Она всем известна, так что приводить ее не буду. Но дело в том, что она очень плохо сохранилась, и самое интересное - что там в воде - совершенно не видно. И все сделанные с нее копии тоже изображают чистую воду. Но там действительно нечто интересное и на наш русский взгляд очень неожиданное. Стоит, однако, начать с начала. Первые изображения Крещения, как известно, находятся в римских катакомбах.




Рука Иоанна Крестителя покоится на голове юного Иисуса, но крестит его Святой Дух - из клювика Голубки как будто льется душ - из воды или Божьей благодати - Бог весть. Но интересно и наглядно.
Далее мозаика из баптистерия ариан в Равенне.



В принципе - то же самое, но добавлена чисто античная фигура - олицетворение реки Иордан с характерными рожками в виде клешней краба, причем, фигура эта такого же размера, как Иисус и Иоанн.

Следующая мозаика - того же времени, т.е. 6 в., времени Теодориха, но из баптистерия православных (или кафоликов, когда католики еще были православными). Однако выпавшие из центра купола кубики уже позднее заменили изображением чисто католическим (даже золотые кубики фона намного светлее, так что вставка бросается в глаза). Иоанн поливает Иисуса из тарелочки - смех и грех, право же. Иисус здесь - "обливанец", хотя само слово "крещение", по гречески "баптизмо", как известно, предполагает погружение. Такое обливательное крещение в Дидахе разрешалось совершать только в крайних случаях - в случае смертельной опасности или на смертном одре (выздоровевших же называли "клиники" и крещение считалось неполным, так что человек не мог даже претендовать на священный сан). Однако в Западной церкви только так и крестят, причем, уже давно.



(Отредактировано автором: 10 Февраля, 2011 - 04:02:37)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Февраля, 2011 - 19:03:53
Марина


Проэдр


http://s44.radikal.ru/i104/1102/59/aa0fc4a85d82t.jpg[/IMG]



Иордан здесь уже гораздо меньшего размера.
Далее икона 6 в. из Палестины - на ней уже установившаяся на многие века вперед иконография.



chalkites
Вот чудесная мозаика из Дафни - Иисус принимает крещение в чистой воде, здесь же и Голубка, и благословляющая десница Бога Отца, в общем, теофания Пресвятой Троицы. Впрочем, мозаика по краям повреждена - вернее, просто отсутствует, и справа, на той стороне, где ангелы, то ли в осоке, то ли в водорослях - торчат рука и нога какой-то фигуры, явно отшатывающейся от Крещаемого. Кто бы это мог быть?





На фреске в Асину (Кипр) Иордан больше напоминает дьявола. Забавно, что он в белых плавках и с ведром в руке. Вот только зачем в воде крылья? Впрочем, смотрит он на Иисуса как-то очень недобро. Что и понятно.



В Сан-Марко в Венеции речная нимфа уже юная, как ей и полагается быть.





Самое же интересное начинается, когда появляются две фигуры, как, например, на чудесной мозаике из монастыря Хора: справа тот же Иордан, а слева - некто в раковине. Интересно, кто?







(Отредактировано автором: 11 Февраля, 2011 - 17:25:06)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Февраля, 2011 - 22:08:10
Елена


Ипат


Марина
Цитата:
Первые изображения Крещения, как известно, находятся в римских катакомбах.


Уточните, пожалуйста, из каких (римских) катакомб изображение?

Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 08 Февраля, 2011 - 23:00:39
Марина


Проэдр


Елена
Из катакомбы Петра и Марцеллина, нач. 2 века.




(Добавление)
chalkites
Итак, две фигуры - мужская и женская - появляются в водах Иорданских не только на рыбах, но и на неких таинственных рептилиях, видом напоминающих давно вымершего ихтиозавра. Причем, фигура женская - Иордан же, как правило, пешком и с кувшином в руках.

Вот фреска из Печа (церковь св. Димитрия, 1322-24).

http://s59.radikal.ru/i165/1102/15/df648dbb9e0ct.jpg[/IMG]

Афон - мерило Православия. Монастырь Ставроникита:



Афон, монастырь Дионисиад:



Мегало Метеорос, 1552 (дама на рептилии уже в короне, похожей на корону-башню - принадлежность Тихе и Софии):



Интересная деталь - на некоторых фресках действие просходит ночью, как и таинство крещения первых христиан в пасхальную ночь...

И, наконец, фреска из собора Протата, Карея, Афон:



Слева Иоанн проповедует иудеям, справа - крестит Христа. Между ними на мосту пляшут дети. А в воде - те же двое...

И, наконец, загадочная картинка - фреска из храма в Старе Нагоричино: Иордан с рожками на месте, а вот водяная дама на своей рептилии уплыла куда-то под утес - виден только зад с похожим на конский хвостом.



Далее картина усложняется: при тех же персонажах, кроме рыб, естественных в водоеме, появляется доска, на которой стоит Христос, а из-под нее - змеи! Христос их попирает, придавливает ногами. Вот фреска из церкви св. Николая, Прилеп.



От фрески Крещения в Милешево остались только ноги Христа на доске и - всякие водяные персонажи вместе со змеями:



Придавленные доской зубастые змеи из церкви Ильи в Бобошево (Болгария, 17в.) просто ужасают - такое чувство, что это недобитая Гераклом Гидра ушла под воду, и там ее и настиг Христос.



А вот сцена Крещения из притвора церкви в Грачанице (живопись середины 16 в.). Здесь, помимо "водяных", очень интересная деталь: Христос стоит не просто на доске, а на двух досках перекрещенных, напоминающих сломанные доски гроба (или двери ада) с икон Воскресения - сошествия во ад.



Таким образом, получается, что Крещение Его как бы прообразует будущее сошествие в преисподняя земли и победу над нечистым и смертью. Таким образом, женский образ (простите за тавтологию) можно трактовать не просто как олицетворение воды (например, в той же Грачанице на фресках Страшного Суда, где Вода, сидящая верхом на той же рептилии, отдает утопленников



но как воду, так сказать, подземную - грунтовые воды, запертые Богом после потопа.

Кроме того, эта парочка "водяных" вообще не есть ли намек на представителей первозданного хаоса, из коего Господь творил - упорядочивая, придавая форму - первозданную Землю? Об этом, кстати, пишут Р.Грейвс и Патай, называя их по именам - Абзу и Тиамат. Тогда вся сцена приобретает еще более глубокий смысл: Христос не просто входит в воду реки земной, но как бы погружается в воды первозданного, даже дотварного хаоса, где от него в ужасе убегают оставшиеся там, в этой черной реке за пределами тварного мира, в шеоле - то ли нечистые, то ли элементали... Во всяком случае, обилие змей и рептилий наводит на мысли именно о нечистых, победа над коими Сына Божиего уже не за горами.
Интересно, что инфернальный ужас этой бездны отражен на иконе 19 века (кажется, русской, но откуда - не удалось узнать):



Впрочем, на этой фреске обращает на себя внимание еще одна деталь - небо отверстое, а в нем ангелы и что-то еще. Может ли кто-нибудить пояснить, что там изображено?

И вот еще фреска с таким же отвертстым небом (это из Кучевиште), но там вообще не понятно, что - то ли фотография неважного качества, то ли стерлась сама фреска. Хотелось бы спросить: может быть, кто-то видел ее "живьем" и понял, что там такое. Тогда поделитесь, пожалуйста. Вот она:



А вот - с изображения на вратах в Старой Рязани (13-14 вв), где не просто столбик, а прямо символическое изображение Голгофы:



Интересно, что эту деталь подметил о.Зинон, который вообще любит древние изображения. Однако, кроме него, мало кто такие детали вносит на современные иконы.



Дерзну предположить, что и этот столбик с крестом - оттуда же, из начала творения мира; это - ось мироздания, вокруг которой движется вся вселенная, а наша земная ось, видимой точкой которой на небе является Полярная звезда, - лишь отражение в падшем тварном мире реалий райской, первозданной вселенной. Кстати, на купольных крестах раньше изображали Голубку - Святого Духа, который парит над сводом небесным, символом коего и является купол над храмом, а также над всем миром. Но это уже другая тема.

Итак, предлагаю обсудить - и сами изображения, и мои соображения по поводу сокрытой в них символики. Очень жду откликов.


(Отредактировано автором: 09 Февраля, 2011 - 02:57:31)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Февраля, 2011 - 23:14:08
Елена


Ипат


Марина, спасибо за уточнение.

Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 09 Февраля, 2011 - 01:07:06
Марина


Проэдр


[b]Елена[/b
Раз уж Вы интересуетесь катакомбами, вот Вам еще одна фреска Крещения - из катакомбы Каллиста.



Но вот у меня вопрос к модератору: Христич, что делать? Какие-то куски текста и картинки у меня почему-то не загрузились (вернее, не отобразились на форуме) . Я проверила - нажала на кнопку "правка" - там все есть, а в общей картине какие-то провалы. Текст получился несвязный, нелогичный, хотя мне хотелось представить постепенное развитие сюжета, не всегда, впрочем, согласованное хронологически, но это для меня в данном случае не очень важно, так как цель другая. Можете что-то посоветовать? Я бы хотела затронуть еще некоторые вопросы в связи с иконографией Крещения, но не знаю, стоит ли, если половина не доходит. А с другого компьютера я посмотрела - так вообще вместо картинок красненькие крестики, которые жми не жми мышкой, все не раскрываются.

Кстати, на стр. 42 предыдущей ветки, где Нерсес выложил фотографии мозаик Равенны, три последние - не из Равенны. Это мученики Леонтий, Онисифор и Приск из храма св. Георгия в Фессалониках, одни из самых ранних христианских мозаик - 4 века, почти на 200 лет старше равеннских. Об этом храме стоит поговорить отдельно.

(Отредактировано автором: 12 Февраля, 2011 - 20:39:58)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Февраля, 2011 - 02:42:46
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Действительно, можно убедиться в том, что иконография Крещения полна интригующих деталей, количество которых растёт в поздневизантийский период. Однако все мне известные примеры могут быть объяснены из богословской догматики самого этого праздника, его гимнографии и ветхозаветных прообразований.
Скажем, зубастые змеи, попираемые Христом - аллюзия на Пс. 73, 13 «ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змеев». Иоанн Дамаскин писал, что «Христос крестился для того, чтобы стереть главы змеев в воде, победить грех и погребсти ветхого Адама в воде». Поскольку победа оказалась достигнута силою креста, то его образ появляется и в виде дощечек крест-накрест под ногами Спасителя, и в виде Голгофского ступенчатого креста (плюс намёк на обряд водосвятия).
Изображение старца Иордана и женщины на морском звере, словно бы отшатывающхся друг от друга и от Христа, цитирует слова Пс. 113, 3: «море увидело и побежало; Иордан обратился вспять». Вперые они появляются в илл к Псалтири в 9 в.
Отверстое небо вполне соответствует представлению о Крещении как Богоявлении - новозаветной Теофании, когда триипостасный Бог открывается человеку, и в то же время символизирует открытые небеса для самого человека, достижимые через таинство Крещения.

Цитата:
И вот еще фреска с таким же отвертстым небом (это из Кучевиште)

Нашёл у себя с неплохим вроде разрешением:

Прикреплена картинка:
att-4d5ee7b8f00e79011.jpg


(Отредактировано автором: 19 Февраля, 2011 - 00:42:16)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 18 Февраля, 2011 - 23:05:46
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Вот Крещение из ц. Св. Афансия ту Муцаки 1386 г. (Кастория).
И Море с Иорданом врассыпную, и змеи в водах, поверженные Крёстным древом - всё здесь
Прикреплена картинка:
att-4d6560b461cb81384.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 23 Февраля, 2011 - 22:32:04
Марина


Проэдр


chalkites
Большое спасибо за пояснения и за фотографию № 1: из темного круга (вероятно, имеется в виду неприступный мрак Божества - по Дионисию Ареопагиту) вылетает Голубка. Очевидно, фигуры внутри круга должны символизировать Троицу, однако, лиц там явно больше трех - не меньше шести. Если это ангелы, то почему тогда круг темный? Не понятно. Может быть, здесь какая-то тайна.
Фотографию № 2 из Кастории я и сама хотела выложить, но остановило то, что и так половина текста и картинок пропала где-то по дороге. Однако, теперь это уже не актуально. Пока у меня пребывал в лечебнице компьютер, прошел праздник Сретения. Думаю, однако, что большого греха не будет, если мы поговорим о нем, пусть даже с опозданием.

Итак, большого разнообразия в иконографии Сретения мы не наблюдаем. Варианта обычно два: Младенец на руках у Матери или у старца Симеона.

(Отредактировано автором: 18 Марта, 2011 - 03:06:57)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 01:16:34
Марина


Проэдр


chalkites
Вот замечательная мозаика Пьетро Кавалини 1291 г. из храма Святой Марии за Тибром (Рим):
Прикреплена картинка:
att-4d8288fa50d20____.jpg

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 01:19:38
Марина


Проэдр


chalkites
Как было принято в то время, храм Иерусалимский сиволизирует киворий на четырех колонках. Но на византийскийх композициях Сретения обычно присутствует яркая деталь - красное полотно на кивории или протянуто через все небо. Это особенно бросается в глаза на иконах - и византийских, и русских. Приводить их не буду - это очевидно.

Это фреска из Дечан. Здесь еще интересная деталь: книга на престоле как знак передачи эстафеты от Ветхого Завета к Новому, а также исполнения пророчеств о Мессии.
Прикреплена картинка:
att-4d8289bc737a8____.jpg


(Отредактировано автором: 19 Марта, 2011 - 01:06:05)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 01:22:52
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0265 ]   [ Gzip выкл. ]