|
|
|
|
|
|
|
Александр Ах, так это греческое слово! А я по-славянски читаю, там все остальные обозначения славянские. А вот у зверя этого не совсем понятно: то ли три головы, то ли две и огромная лапа - не видно ни на одной фотографии. И, главное, рогатая голова - с хищными зубами, а вторая - волчья. А вообще спасибо за поддержку, а то я не знаю, читает кто-нибудь мои опусы или нет.
Я хотела дальше рассмотреть это место в нартексе, но перестали загружаться картинки. Так что продолжу.
Вот Ангел с Солнышком:
К кому относится надпись "Солнце" - к ангелу или к звезде у него в руках - догадайтесь, люди, сами. Мне кажется, что к ангелу, а там Бог весть. У самого же Солнышка на голове корона-"город". Но это отдельная тема, обязательно как-нибудь к ней вернусь.
Ангел-Луна.
Не очень удачная фотография: самое интересное - вторая голова на весах - отрезано. Но как только я смогу сделать вырезку с другой фотографии, чтобы все было видно покрупнее, то тут же выложу на всеобщее обозрение.
(Отредактировано автором: 25 Февраля, 2012 - 22:05:27) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Февраля, 2012 - 20:05:31 |
|
|
|
|
|
|
Более общий вид сводов нартекса: купол с Христом-Пантократором; Страшный Суд - на западной стороне, на восточной - видение Иезекииля очень плохой сохранности, внизу (север) - Богородица Живоносный Источник, одно из самых ранних изображений этой популярной у нас нынче иконы.
Интересно построена общая композиция росписи. По сторонам купола - два круга как бы уравновешивают друг друга: в восточном секторе мир Божественный, умопостигаемый, представленный Божеством на престоле и тварью, но тоже тонкой - ангелами высших чинов; в западном секторе небеса тварные, но над ними тоже царствует Христос. Мир тварный - чувственный и умопостигаемый - разделены, но должны соединиться в Царстве Божием после Второго Пришествия. Может быть, в этом - разгадка таинственных небесных весов?
Можно представить себе, как потрясающе выглядели росписи нартекса в своем первозданном виде. Но самое интересное здесь - это подкупольные паруса. Традиционные евангелисты, прекрасно исполненные, остались в наосе, а здесь - четыре столпа веры, четыре замечательных христианских богослова как свидетельство верности славянского народа Православию. Это представитель Александрийской школы свт. Афанасий Великий, от Антиохийской школы - свт. Иоанн Златоуст и два великих каппадокийца - свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов. Всех их вдохновляет Божественная Премудрость (иногда довольно брутально, как мы видели). Из-под стола свт. Иоанна Златоуста вытекает река, которую можно понять и как христианское учение, к изъснению и распространению которого приложил руку великий святитель, и как поток воды живой - божественных энергий, источником которых стал сам святой Иоанн. И Сама Божественная Премудрость (а В.Джурич однозначно указывает на эту фигуру как на женскую, а не ангельскую) имеет к этому непосредственное отношение. Собственно, Она, Великая Матерь - Божественная Любовь в сочетании с Божественным Разумом - их и излучает, и наполняет искрами Божественного Логоса - в данном случае через святого человека. И в этой реке купаются, и пьют из нее жители Сербии (Македония в те годы входила входила в состав Сербской державы), изображенные здесь же в своих национальных костюмах; причем, здесь и монахи, и миряне - и сановники, и простые люди. Но этот поток можно понять и как реку времени. Интересно, что она изображена ПОВОРАЧИВАЮЩЕЙ в обратную сторону. А именно так и движутся Божественные энергии - от Бога к людям и обратно, по кругу (об этом писал, в том числе, свт. Дионисий Ареопагит).
(Отредактировано автором: 26 Февраля, 2012 - 10:25:03) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Февраля, 2012 - 00:00:53 |
|
|
|
|
|
|
Два других святителя изображены с колодцами, из которых люди черпают воду - тоже воду живую. Колодцы имеют форму креста - так устраивались в те времена купели для крещения (см. об этом прошлогодний сюжет о самарянке).
Такой же колодец у его земляка и собрата свт. Григория. К сожалению, у меня нет отдельно фотографии двух других парусов, но на следующей хорошо виден справа от свт. Иоанна Златоуста свт. Афанасий. И, кстати, сами фрески вовсе не такие темные - при хорошем освещении они светлые, на ярко-синем небесном фоне. Из-под стола свт. Афанасия тоже вытекает река, но там у воды ангелы и дети. Это напоминает нильские пейзажи - райское священное пространство. И, похоже, и святителю Афанасию от Святой Софии тоже досталось - и его Она за волосы таскает.
(Добавление) На первый взгляд это выглядит действительно шокирующе. Но если вдуматься - а ведь на самом деле все эти великие люди жизнь прожили совсем не легкую, и, бывало, что и гонения пришлось претерпеть, причем, от своих же единоверцев. Слышать истину далеко не всем приятно, и обладание ею - тяжелая ноша, за которую приходится платить иногда самой жизнью (уточним - жизнью земной). Но и радость такая, которую "никто не отнимет у вас".
Изображения на сводах и парусах Лесновской церкви уникальны. Мало кто решился их повторить. Тем более жалко, что они у нас почти не известны.
(Отредактировано автором: 26 Февраля, 2012 - 15:07:28) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Февраля, 2012 - 10:07:26 |
|
|
|
|
|
|
Вот, наконец, мне удалось вырезать кусок фрески на западном своде с левой стороны от Спасителя. Хорошо видны и обе головы Весов, и облако-горка слева. Если вторая голова у весов - женская, то это что-то вроде равновесия ЯН и ИНЬ в тварном мире. А если львиная, то тоже обозначает равновесие, но тогда уже разумного и звериного в человеке. И тот, и другой смысл достаточно важны для уяснения. Если у кого-то есть какие-нибудь соображения по поводу этих изображений, прошу высказать.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 26 Февраля, 2012 - 14:33:40) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Февраля, 2012 - 14:30:25 |
|
|
|
|
|
|
И еще две фотографии для тех, кто читал статью А.Лидова о вращающихся дисках. Вообще они давно вызывали у меня интерес, эти диски, и А.Лидов очень хорошо разъяснил их смысл на стенах византийских храмов. Правда, не всё. Но давать фрески в черно-белом варианте - просто ужасно. Вот какая красота на самом деле. Архангел Михаил в красном - и лоры в косую клеточку (они мне уже как будто специально на глаза лезут, эти клеточки с точками!).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 26 Февраля, 2012 - 14:53:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Февраля, 2012 - 14:37:27 |
|
|
|
|
|
|
И великолепный диск в руке.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Февраля, 2012 - 14:38:33 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:И великолепный диск в руке. |
Винил!
Марина Замечательный материал и остроумный комментарий, спасибо! Что касается напоровшегося на штырь дельфина (или рыбы) из Мистры, то подобного рода изображения столь многочисленны в византийских миниатюрах, что у меня возникает подозрение, не изготавливали тогда и впрямь такую мебель. Но даже она меркнет по сравнению с этим пюпитром, исполняющим перед Иоанном Богословом языческий танец:
Кажется, евангелист наблюдает с интересом
На мозаике базилики Св. Юста в Триесте зверушки под ногами Христа вызывают умиление, несмотря на свою прямую обязанность - символизировать зло и порок.
Спасибо Михаилу Николаевичу за то, что в свое время обратил мое внимание на это изображение.
----- Светильник светил, и тропа расширялась |
|
Всего записей: 16 : Дата рег-ции: Июль 2011 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 00:57:25 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Вся композиция подписана: "Хвалите Господа с небес". В центре - Господь на престоле в окружении сил небесных. Но, судя по контексту (Земля и Море отдают мертвецов в люнете), здесь все-таки имеется в виду Второе Пришествие. |
На этой фреске проиллюстрирован текст 148 Псалма, начинающегося словами "Хвалите Господа с небес". Изображены поэтому все "твари", возносящие Богу хвалу, в том числе персонифицированные солнце, небо, знаки Зодиака и четыре планеты. Словом ДУХЪ подписан декабрьский знак Козерог.
(Добавление) Цитата:купол с Христом-Пантократором; Страшный Суд - на западной стороне, на восточной - видение Иезекииля очень плохой сохранности, внизу (север) - Богородица Живоносный Источник, одно из самых ранних изображений этой популярной у нас нынче иконы. |
Марина, немножко не так: 148 Псалом (не Страшный Суд) на южном своде, Иезекииль - на северном, Богородица Источник - на восточной стене, над проходом в наос.
(Добавление) Цитата:И, похоже, и святителю Афанасию от Святой Софии тоже досталось - и его Она за волосы таскает |
За что ж Вы его так? )) София же так легонько руку возложила...
(Добавление) Цитата:Хорошо видны и обе головы Весов, и облако-горка слева. Если вторая голова у весов - женская, то это что-то вроде равновесия ЯН и ИНЬ в тварном мире. А если львиная, то тоже обозначает равновесие, но тогда уже разумного и звериного в человеке. И тот, и другой смысл достаточно важны для уяснения. Если у кого-то есть какие-нибудь соображения по поводу этих изображений, прошу высказать. |
Это две совершенно одинаковые головы отроков, глядящие в разные стороны Фрески Лесново, действительно, великолепны, ярки, звучны и очень мудрёны. Я видел их четыре года назад и кое-что отснял, так что могу поделиться фрагментами.
(Отредактировано автором: 04 Марта, 2012 - 02:36:26) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 02:20:00 |
|
|
|
|
|
|
Артемизия Цитата:меркнет по сравнению с этим пюпитром, исполняющим перед Иоанном Богословом языческий танец |
Вы даже не представляете себе, насколько Вы правы! Скорее всего, художник действительно рисовал эту подставку с натуры. И, похоже, это великолепная греческая статуэтка, отлитая до Р.Х. и приспособленная для бытовых нужд. А византийцы, насколько я поняла, нисколько не гнушались древними (уже тогда) предметами искусства. Потрясающая интересная статья Ю.Шевченко (http://www.rusarch.ru/shevchenko3.htm ) посвящена черниговской золотой цепи, которую носила когда-то императрица Елена, но сделана она была лет за 300 до этого. Но в данном случае дело именно в "языческом" танце, который исполняет бронзовый юноша. Обратите внимание: одну руку он держит вверх, другую - вниз. Обе руки образуют знак S - символического соединения зимнего и летнего солнцеворота (опять я села на любимого конька, но что поделаешь, если это так!). Я об этой фигуре уже писала в прошлом году, но, кажется, стоит посвятить ей отдельный сюжет. Пока же напомню: руки, поднятые вверх (жест оранта), обозначал в древности половину года от зимнего солцеворота до летнего, когда Солнце на подъеме, и день прирастает. Руки, опущенные вниз, соответственно, наоборот, обозначали половину года от летнего солнцеворота до зимнего, когда день убывает. На сенокос русские женщины наряжались в белые платья, обильно вышитые по подолу богинями с опущенными вниз руками, тогда как весной они надевали платья с богинями с поднятыми вверх руками. А жест, когда одна рука поднята, а другая опущена, обозначает точку солцеворота - зимнего или летнего, причем, было важно, какая именно рука поднята. Об этом пишет Вирт (Хроники Ура Линда) и А.Дугин (Символы великого Норда - книга именно о Вирте и его идеях). Но вот я раздобыла картинки (не помню точно, где, кажется на сайте "Новый Геродот"), которых у них нет, но седая древность их подтверждает идеи Вирта. Кстати, так до сих пор танцуют шотландцы - видела несколько лет назад на празднике урожая в Коломенском, но тогда мне и в голову не пришло, что значит этот жест, да и присутствующим там ребятам-"язычникам" тоже. Но плясали очень здорово и лихо.
Птица-богиня смерти, птичье лицо и змеи на глове. Расписная керамика, Фест Крит. нач. 2 тыс.до н.э.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 04 Марта, 2012 - 20:59:55) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 20:28:32 |
|
|
|
|
|
|
Кажется, ворон - птица смерти. Тогда это, скорее, символ именно зимнего солнцестояния. Рисунок на стеатитовой призме из Маллии, Крит, сер. 2 тыс. до н.э.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 20:33:07 |
|
|
|
|
|
|
Женский силуэт в виде 8-ки, голова-солнце, птичья лапка, ветки. Сардиния конец 5 тыс. до н. э.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 20:35:43 |
|
|
|
|
|
|
А вот этого человечка авторы публикации, к сожалению, не опредилили, хотя всегда очень важно знать, где и когда сделано то или иное изображение. (Поэтому я прошу Вас, Артемизия, указать, что это за миниатюра - понятно, что Евангелие, но какого века?)
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 20:38:26 |
|
|
|
|
|
|
И для полноты картины (по части мебельного дизайна византийской эпохи) дам еще одного евангелиста, на этот раз из Маркова монастыря. Да, мастер был с юмором, да и художник тоже. Скрученные ножки образуют винт, который регулирует высоту подставки. Я бы ни за что не догадалась бы, что это винт, если бы не разглядела недавно то же самое на мозаике в Палатинской капелле. Правда, дизайн там совсем простой.
Удивительно, как такие вот чисто человеческие бытовые детали соседствуют с высокими духовными смыслами икон.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 04 Марта, 2012 - 22:22:35) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Марта, 2012 - 20:40:45 |
|
|
|
|
|
|
На этой фотографии получше видно, что эти зверушки - аспид и василиск с петушиным гребешком (спасибо, кир Халкитис!):
А вот Он же (в капелле архиепископа в Равенне) попирает льва и змия.
Тот же сюжет в Баптистерии Православных в Равенне.
(Добавление) В христианские времена эти звери - лев и змий, а также другие виды змей (аспид - змей черный, возможно, кобра, а василиск на самом деле это змей с пятнышком на голове, напоминающим корону, отсюда название, однако в Европе, где такой вид змей не водится, в качестве короны появился петушиный гребень) воспринимались как персонификации зла, но в то время, когда писался псалом 90, лев и змий олицетворяли не просто абстрактное зло, но Солнце и Луну - творения, которые в языческие времена стали восприниматься падшим человечеством в качестве богов, то есть противников Бога Единого. Однако в христианском искусстве выглядят они, действительно, скорее, забавно, чем страшно. Может быть, дело в том, что христиане воспринимали зверей и вообще тварей Божиих с любовью, а не со страхом? Пусть даже это персонификации зла, но все равно же эти персонификации представлены в виде зверей, которые, как и вся тварь, стенает вместе с падшим человеком и так же ожидает Второго Пришествия Христова, чтобы жить на преображенной земле в любви и радости.
(Отредактировано автором: 05 Марта, 2012 - 03:17:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 01:30:49 |
|
|
|
|
|
|
Вообще добрые звери - признак именно христианского искусства. Как старался художник в Сан Витале изобразить грозного льва - символ евангелиста Марка! А получился добрый лев (вроде мультяшного Бонифация), который прямо-таки по-человечески сдвинул брови и очень старается выглядеть строгим, но у него это явно не получается.
(Отредактировано автором: 05 Марта, 2012 - 10:09:08) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 10:05:55 |
|
|
|
|
|
|
В том же баптистерии еще один барельеф, честно говоря, вызывает недоумение. Что это за дитя, которого разрывают надвое непонятные звери? Или же здесь Левиафан (Китос) изрыгает вон Иону, и его тут же пожирает Бегемот?
(Отредактировано автором: 05 Марта, 2012 - 14:18:24) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 14:11:45 |
|
|
|
|
|
|
И вот еще вопрос (чтобы уже закончить с загадочными изображениями в Баптистерии Православных в Равенне): как понять вот этот рельеф на самой купели? Крест и Агнец понятен, но почему здесь змея? Она здесь выступает как символ воды? Причем, это воды первозданного хаоса, из которого всё? И тогда змий это низвергнутый в эти воды (а не на Землю, которой тогда еще не было) Денница, он же Левиафан?
(Отредактировано автором: 05 Марта, 2012 - 17:45:45) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 17:44:37 |
|
|
|
|
|
|
[q]Крест и Агнец понятен, но почему здесь змея? Она здесь выступает как символ воды? Причем, это воды первозданного хаоса, из которого всё? И тогда змий это низвергнутый в эти воды (а не на Землю, которой тогда еще не было) Денница, он же Левиафан? [/[q] Ни в коем разе! Змей, повергаемый крестом, символизирует то же самое попрание враждебных Христу сил, что и в изображении лабарума Константина на фоллисе 324 г. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 17:53:45 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Цитата:На этой фреске проиллюстрирован текст 148 Псалма, начинающегося словами "Хвалите Господа с небес". Изображены поэтому все "твари", возносящие Богу хвалу, в том числе персонифицированные солнце, небо, знаки Зодиака и четыре планеты. Словом ДУХЪ подписан декабрьский знак Козерог. |
Мне кажется, что одно другого не исключает, а как раз подразумевает. Изображения на сводах и в люнете, т.е. в одном рукаве, составляют единую композицию. Вся тварь хвалит Господа за создание ЭТОГО мира, пусть даже падшего (а иного мы сейчас и не знаем!), но во сто крат более будет хвалить после Второго Его пришествия, когда тварь будет преображена, т.е. вернется в состояние до падения, и вся Земля превратится в райский сад, "идеже несть болезнь, печаль, воздыхание, но жизнь безконечная". Пока же тварь хотя и хвалит Господа, но одновременно стенает и ожидает Господа с небес, которые понимались в те времена вполне буквально.
Но все же ПОЧЕМУ Козерог подписан словом "Дух"? Вообще изображение козерога в том виде, как мы привыкли, пришло к нам из Шумера и, скорее всего, это и есть изображение Змеи или драконицы Тиамат, потому он относится к знакам земляным, а не водным, хотя и с рыбьим хвостом и вообще напоминает Кита, который проглотил Иону, как его изображали в катакомбах. Земляной, потому что она, по выражению Грейвса и Патая, послужила строительным материалом для создания Земли, вообще материи. Однако она (он - Апсу) имеет иное имя - Рехав. Это тот змей, которого поразил Бог-Творец в самом начале дела творения, после чего начал упорядочивать, гармонизировать материю, создавая из нее тварь неодушевленную и живую (послужив прообразом для всех змееборцев всех времен и народов - здесь опять придется вспомнить Мирчу Элиаде). Но тут вообще странная вещь: этот самый Рехав имеет полного фонетического двойника (РХ) в лице Руах. Впрочем, может быть, в данном случае все это - натяжка.
(Добавление) Вот замечательно! Тогда сюда же относятся и те кресты с греческих и балканских иконостасов с двумя драконами у подножия и птицей наверху. Ну, и Древо Иггдрасиль, разумеется. Впрочем, опять же, как мне кажется, одно другого не исключает, а как раз подразумевает. Ведь это Крест не только тот, деревянный, на котором распят Христос, но в большей степени тот, что является его образом, эйдосом в тонком мире и на котором держится все мироздание. Крест Христов явил то, что находится в основании мира. Этот же Крест - как ни парадоксально - Престол Божий. Именно поэтому он является и орудием победы. Да, да. Пока обдумываю, как подать эту тему - опять же спорную. Однако, ничего не поделаешь, приходится додумывать то, что было просто НЕ ДОПИСАНО - по разным причинам. Может быть именно по причине парадоксальности, т.к. это действительно трудно вместить. Поэтому я до сих пор сомневаюсь, хотя думаю об этом давно.
Кир Халкитис! Фотографии из Лесновского монастыря (и не только) приму с огромной благодарностью.
(Отредактировано автором: 05 Марта, 2012 - 22:56:25) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Марта, 2012 - 18:04:44 |
|
|
|