|
|
|
|
|
|
|
Иосиф обычно скромно стоит сзади с парой голубей в руках. А вот центральные персонажи - юная Мать и старец Симеон - обычно очень выразительны. Вот замечательный ветхий Симеон на фреске в Кастельсеприо (это 7-8 вв., период иконоборчества, когда многие византийские художники вынуждены были покинуть родину и кое-кто нашел работу в Италии):
(Отредактировано автором: 19 Марта, 2011 - 01:06:57) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 01:30:56 |
|
|
|
|
|
|
Ну что ж, старцу не менее трехсот лет! А вот такой трогательной Матери нет больше ни на одной иконе (собор Протата на Афоне, 14в.):
Замечательная композиция из храма в Милешево (там же, где всем известный Белый Ангел, сидящий на пустом Гробе Христовом). Здесь обращает на себя внимание не только потрясающий Младенец, но еще пророчица Анна - то ли в танце, то ли в пророческом экстазе - редкая, но очень интересная деталь.
К сожалению, картинка из двух частей. Но, кажется, в самом храме композиция размещена на двух столбах (может быть, я ошибаюсь). Если это так, то получается очень интересный эффект - молящиеся в храме проходят как бы между Богоматерью и Симеоном и становятся не только свидетелями, но и участниками священного действа. Вот еще пример очень оригинального размещения композиции Сретения - прямо напротив Благовещения - в капелле Марторана в Палермо. Пониже в арке так же зеркально смотрят друг на друга композиции Рождества Христова - Мария, только что ставшая Богородицей, со спеленутым Богомладенцем - и Успения, где Сын Ее держит Ее душу - тоже в виде спеленутого младенца.
Вообще на мозаиках обычно очень мало деталей - изображения только самые необходимые на традиционном золотом фоне. Тем интереснее детали на мозаике в монастыре Хосиас Лукас:
Обращает на себя внимание, во-первых, крест на куполе храма-кивория - средневековому человеку и в голову не приходит, что может быть храм без креста. А на самом белом куполе - стилизованное изображение древа жизни с двумя стилизованными фигурками в виде латинской буквы S по сторонам. Если бы я раньше такие фигурки не видела на многочисленных изображениях древа жизни, я бы, пожалуй, не обратила бы внимание на эту оригинальную композицию - во всяком случае, не идентифицировала бы ее именно как древо жизни. Что же это за извилистые линии? Ведь обычно в христианском искусстве древо жизни заменяет Крест с птичками по правую и левую стороны, а эти буковки S если и остаются, то только как ручки вазы. Тем более поразительно узнать, что за этими стилизованными изображениями скрываются - опять-таки змеи! Причем, получается, что птицы и змеи - взаимозаменяемы! И еще удивительнее заметить такую композицию не где-нибудь, а прямо в центре иконостаса - наверху, поверх икон. И это по всей Греции и на Балканах:
К сожалению, больше картинки у меня сегодня не хотят загружаться, хотя мне хотелось бы еще кое-что добавить. Ну что ж, закончим завтра.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 18 Марта, 2011 - 15:02:45) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 01:33:00 |
|
|
|
|
|
|
Какие-то чудеса творятся: то картинки не загружаются, то всплывает откуда-то вторая и не хочет убираться. Однако, продолжим.
Вот иконостас из Грачаницы:
Честно говоря, я даже не сразу поняла, что это змеи, вернее, драконы.
Еще более выразительны они на иконостасе церкви Богородицы в Студенице:
(Здесь выбитые ямки в штукатурке создают неожидданый эффект - как будто падают хлопья снега. Хотя это к теме не относится, но все равно стоит отметить. Конечно, лучше бы фреску все-таки не портили.)
Итак, змеи. Похоже, что это та же семейная (или даже андрогинная) парочка - Апсу и Тиамат, над которыми парил Дух Святой в пору сотворения мира. Как же они попали сюда? Очевидно, мысль здесь такая: после падения прародителей весь мир утратил первозданную доброту и погрузился (частично, конечно же, - все-таки не до конца удалось врагу рода человеческого уничтожить творение - куда ему меряться силами с Богом!) в дотварное состояние хаоса, бесформенности, из которой был извлечен когда-то повелением Господа. То, что 70 толковников перевели как "вода" (очевидно, под влиянием учения Фалеса), на самом деле вовсе не вода, а "Тоху" и "Боху" (см. перевод этого отрывка в кн. Грейвса и Патая). Крест Христов - он же - ось мироздания - своим концом поражает этих мысленных драконов в голову, лишает их силы, тем самым открывая людям и всему миру путь к воссозданию первозданного безгрешного и благого состояния, путь к соединению с Творцом. Здесь интересна еще вот какая мысль: в мифологии древних народов змеи всегда связывались не только с водой, но и со временем (известная "река времен в своем теченье..." Г.Державина). Образ змея Уробороса (под разными именами, разумеется), существовал у множества разных народов. Когда он проглотит свой хвост, время остановится и наступит конец этого мира. Но до этого момента время течет в одну сторону - линейное и неотвратимое. И вот юная Богородица Мария вместе с Иосифом приносят в Храм, где встречают двух пророков - Симеона и Анну - не только Младенца - Воплотившегося Сына Божия, Повелителя Времени и Вечности, но и как выкуп за Него - не барана, что было бы логично - как образ его Жертвы, но (как объясняется, по бедности) пару голубей. Отные священные птицы по обе стороны Креста - Древа Жизни - как символ Рая и вечности должны заменить змей - символ падшего времени, тления, неотвратимой тяги в дотварное ничто. Интересно, что не одного голубка, а именно пару приносит в Храм Иосиф, и буквально на всех изображениях эта пара выглядит как одна двуглавая птица - очень древний образ, идущий, как мне кажется (впрочем, как и образ пары змей - не случайно птицы и гады (или годы!) сотворены в один день) от самого Адамова знания, частично сохранившегося и пронесенного через века и тысячелетия, пусть даже в искаженной форме, что было неизбежно в силу нашей падшей природы. И мне кажется, что изначально эта Голубка - Руах - Она же Художница из книги Притч - воспринималась именно как двуглавая (или же неразлучная пара водоплавающих птиц - белых лебедей, которые также являются птицами сакральными, связанными именно с творением у северных народов). Понятно, что две головы при одном теле символизируют Ипостаси Сына и Духа, которые действуют только совместно и только по воле Отца. Свт. Ириней Лионский нашел очень красочную метафору - Сын и Дух суть две руки Божии - правая и левая - творящие и поддерживающие мир. Он же вслед за св. Феофилом Антиохийским определяет лица Троицы так: Отец, Логос и София. Жаль, что впоследствии эта мысль была забыта - скорее всего, намеренно - но тексты остались, и мы не можем их игнорировать. Итак, в определенное время и в определенном месте - точке Земли под названием Вифлеем - родился Сын Божий и Человеческий, получивший имя Иисус. И тут же начали происходить чудеса. Чудеса при Рождестве Его известны, а вот необыкновенные вещи, которые произошли при Сретении, почему-то или толкуются как "нестыковки" и "противоречия" евангелистов, или умалчиваются. Так вот: эти "нестыковки" объясняются аберрациями времени, которые тут же начали происходить, как только родился в падший мир Повелитель Времени и Вечности. В самом деле - связанные со Сретением события описывает Лука, а по Евангелию от Матфея Иисусу с земными родителями надлежало в это время (через 40 дней просле Рождества) находиться в далеком Египте, подальше от соглядатаев Ирода. А Он не только успел подвергнуться обрезанию по иудейскому закону на восьмой день, но еще и на сороковой день встретиться со старцем Симеоном и пророчицей Анной в Храме Иерусалимском. Как "состыковать" эти факты? Только тем, что время как бы "раздвоилось", потекло по двум руслам, а потом вновь соединилось. В одном "временном рукаве" Иисус с родителями пребывают в Египте, в другом - в Иерусалимском Храме. Те же эффекты со временем мы наблюдаем затем в самом конце Евангелия, когда жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят то ли одного ангела, то ли двух, и вообще 4 евангелиста дают 4 разные версии. Потому и неудачны были все попытки составить одно Евангелие из четырех - Церковь отвергла опус Татиана вместе с самим Татианом, однако оставила попытку отца Серафима Слободского в его "Законе Божием" (в самом деле, надо же как-то объяснить это детям). То же самое, возможно, имело место и при Преображении.
Возвращаясь к мозаике Сретения из монастыря Хосиас Лукас, стоит отметить еще одну деталь: голубки в руках Иосифа белые, но контур их и крылышки прорисованы у одного синим цветом, у другого - зеленым, и этих же цветов цветочки-квадрифолии украшают арки храма. Неужели случайно? Кажется, в искусстве сакральном таких случайных совпадений быть не может. Я уже отмечала, что за внешне примитивной формой мозаик Хосиас Лукас скрываются глубинные смыслы, примитивизм этот обманчив, как будто рассчитан на простецов ("идиотес"), и мы еще не раз вернемся к этому замечательному храму в наших размышлениях над глубинными смыслами византийского искусства. Очень многие вещи тогда не проговаривались, возможно, чтобы не забалтывать, не профанировать какие-то очень тонкие смыслы, но изображались на стенах храмов - имеющий очи да видит! Что же касается мозаик монастыря Хосиас Лукас, то автор их буквально исполнил слова Христа "Будьте просты, как голуби, и мудры, как змии" (кстати, интересные анаграммы: руах - харис; софиа - офис). Такие антиномии, как известно, разрешаются только на небесах, как параллельные прямые, которые не пересекаются на земле, но сходятся в неевклидовом пространстве, то есть в ином, райском измерении, где "буее мира" предстает как Премудрость, а Престол Божий оказывается осью мироздания - Крестом.
Кажется, тема Сретения постепенно перетекла в тему Недели Крестопоклонной. Обсудим ее во благовремении.
(Отредактировано автором: 20 Марта, 2011 - 22:21:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2011 - 23:07:37 |
|
|
|
|
|
|
Христос Воскресе! Поздравляю всех участников форума с высокоторжественным праздником Воскресения Христова. Это поистине праздников праздник и торжество и торжеств. Светлое настроение настраивает на размышления о высоком, несмотря на бушующие в атмосфере магнитные бури, которые отражаются на мыслительных способностях и нервной системе некоторых людей (к коим отношусь - увы - и я) весьма негативным образом. Впрочем, это только одна из причин, почему я долго не выходила на форум. И дело даже не только в том, что я несколько обескуражена отсутствием откликов на мои предыдущие размышления (неужели это никому не интересно?), а в том, что тема Креста и его изображений в христианском искусстве настолько обширна, что я, пожалуй, пока не готова поделиться чем-то конкретным - надо собраться с мыслями и, главное, подобрать изобразительный материал. То же самое относится и к празднику Благовещения. Впрочем, я думаю, не обязательно приурочивать сообщение к точной дате - можно поразмышлять о празднике и в другой день. Тема Воскресения Христова столь же необъятна, а потому мне хотелось бы остановиться на одном конкретном сюжете, касающемся иконографии Распятия Христова. Изображениям Распятия с предстоящими и без оных несть числа, однако внимание мое привлекли не сами предстоящие (женская группа во главе с Богородицей справа от Креста и слева от зрителя и мужская группа, соответственно, слева от Креста и справа от зрителя), но силы небесные, по-своему участвующие в этом грандиозном и постине космическом действе, оказавшем не сравнимое более ни с каким другим событием воздействие на судьбу рода человеческого.
Давайте понаблюдаем за ангелами, скорбящими о смерти Сына Божия и сострадающими Ему.
На иконе Дионисия два ангела сверху плачут, очень натурально утирая слезы своими одеждами; слева два ангела благословляют Умирающего. Но самая интересная группа справа: ангел сотника Лонгина готов покинуть своего хозяина, но другой ангел удерживает его - дескать, погоди, этот человек не безнадежен, поворот в нем в сторону веры уже совершается... http://s54.radikal.ru/i146/1105/25/778ca2a9eff1.jpg[/IMG]
Думаю, что это не изобретение нашего великого иконописца, а заимствование из византийского первоисточника (в чем, впрочем, нет ничего зазорного, а как раз наоборот преемственность от ТАКОЙ традиции обогащает каждый народ, который черпает из нее и сюжеты, и художественные приемы, и, главное, мысли).
Первоисточник же, надо признаться, намного богаче. То, как византийцы изображали ангелов во время Распятия, вызывает множество не только мыслей и чувств, но также и, честно говоря, недоумений. Впрочем, может быть, только у меня - по невежеству. А потому попрошу людей более компетентных помочь мне разобраться.
Вот две фрески: первая из Афонского монастыря Ставроникита:
Вторая, почти идентичная - из храма Преображения монастыря Мегало Метеорос. Это естественно, так как автор в обоих случаях, вероятно, один - Феофан Критский. Справа от Умирающего Христа ангел собирает в чашу истекающие из прободенной раны Кровь и воду.
Следующая фреска - тоже из Мегало Метеорос, но, вероятно, из другого храма (какого? подскажите, пожалуйста; судя по двойному набору сюжетов, храмов в этом моанстыре два). Итак, Кровь и Воду из раны Христовой собирает уже не ангел, а некая дама в короне. Кто это? Судя по тому факту, что она появляется в разных храмах неоднократно, имя у нее должно быть. Неужели София?
На фреске из Кучевиште та же дама уже в сопровождении ангела собирает Кровь и воду в горшочек, а на фреске из собора Протата - в какой-то непонятный сосуд (место повреждено), тоже, похоже, в такой же.
Кого удерживает ангел справа? Это, скорее, женщина в мафории, чем ангел. Кто же это?
На фреске из Кастории, которую я уже выкладывала (где под Крестом рыдают непонятные персонажи), Кровь и воду собирает в чашу женщина в таком же бордовом, как у Богородицы, мафории, а справа - ангел и еще одна женщина с чашей, но в мафории другого цвета. Кто это может быть?
(К сожалению, в этом разделе не только некоторые фотографии никак не высвечиваются, но и кусок текста пропал, и опять пропала логика изложения. Не знаю, что делать). Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Мая, 2011 - 02:45:20) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Апреля, 2011 - 19:52:35 |
|
|
|
|
|
|
На фреске в церкви Богородицы в Студенице справа опять ангел удерживает некую женщину, зато слева очень хорошо видно: дама в клетчатом мафории, под которым видна корона, в сопровождении ангела собирает Кровь и воду в чашу характерной формы - это кратер, сосуд для смешивания вина и воды. И ручки тоже очень характерные - опять в форме S, то есть (возвращаясь к теме Сретения) змей.
Здесь покрупнее, фигуры слева видны очень хорошо:
На следующей фреске (Дечаны) Кровь Христову никто не собирает, и она орошает землю, освящая ее и омывая грех Адамов, а кратер с ручками стоит на земле праздно. Впрочем, этот сосуд вовсе не для Крови Спасителя - в нем уксус (Ин. 19:29) или, вернее, смешанное с водой дешевое кислое вино, которым утоляли жажду римские воины. Но в общем контексте это выглядит даже несколько цинично.
Кстати, я просмотрела все отрывки из 4-х Евангелий, где говорится о том, как умирающего Христа римские воины напоили уксусом и, к своему удивлению, не нашла места, где бы говорилось, что туда добавили желчь. И вот случайно обнаружила эту деталь в сохранившемся отрывке из апокрифического евангелия Петра. Удивительно, что данная деталь общеизвестна и даже не обсуждается, хотя это евангелие мало кто читал.
Не будем, однако, отвлекаться.
На фреске "Причащение апостолов" в церкви Св.Софии в Охриде мы видим не обычную чашу-потир, а как раз такой кратер с ручками, разве что не очень большого размера, даже, скорее, маленький.
Такие сосуды в большом количестве изображались на раннехристианских мозаиках и были они символом Евхаристии, а также Древа Жизни, источника воды живой - одним словом, Крови Христовой.
Сан Витале, Равенна, 6 век - сосуд полон кровью.
Плаошник, Охрид. Свастика на сосуде - символ жизни, возрождения, обозначала также святую Евхаристию еще в римских катакомбах.
Пореч (Паренций) 6 век.
Думаю, символический ряд "вода" - "змея" - "время" сомнений не вызывает. Но здесь и смыслы смерти и возрождения (поскольку змея каждый год меняет кожу и, по представлениям древних, омолаживается), а в смысле времени - не только его течения, но и завершения (древнейший символ мироздания как круга в виде змея, кусающего свой хвост). Все это с победой христианства никуда не делось, просто ушло в некие глубины, а ручки погребальных сосудов в виде змей приняли вот такую форму. Связанная же с образом змеи символика смерти и возрождения пришлась очень кстати. И даже потир может иметь ручки подобной формы. Вот один из кандидатов на роль найденной наконец-то Граали.
Вообще-то принято считать, что Кровь Христову в чашу собрала Мария Магдалина - Его любимая ученица. Но вот на иконах и фресках Распятия она стоит рядом с Божией Матерью и еще одной Марией. Кто же тогда - на тонком, ангельском (умопостигаемом) плане собирает Кровь и воду, излившиеся из Его ребра?
И вот еще вопрос: что это за ваза с рептилиями в святой Софии Константинопольской? Мне сперва показалось, что это купель для крещения младенцев, но, похоже, фонтанчик для питья воды. А на самом деле что?
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Мая, 2011 - 02:43:40) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Апреля, 2011 - 23:32:40 |
|
|
|
|
|
|
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ НА СМЕРТЬ НАСТУПИ И ГРОБНЫМ ЖИВОТ ДАРОВА!
Так до сих пор поют у нас на Руси старообрядцы (и, соответственно, единоверцы, то есть, православные старообрядных приходов). Это более высокого штиля старославянское слово "поправ" как-то смазывает суровую правду происходящего, в то время как русское "наступи" бьет прямо в уши (про "гробных" я уже не говорю - это вообще песня!). Прекрасной иллюстрацией пасхальному тропарю служит восхитительная мозаика из Дафни:
Крестом - орудием победы - Христос не только поражает сатану в голову (как и было предсказано), но и вновь утверждает Крест как ось мироздания. Здесь и намек на новое сотворение мира, о чем мы обязательно поговорим отдельно. Интересно, что сатана схватил Адама за ногу, не хочет его отпускать. Напрасный труд - куда ему тягаться с Сыном Божиим!
Жалкой репликой на этот шедевр византийского искусства выглядит мозаика из Сан-Марко:
(Добавление) Здесь смазаны все основные смыслы: Крест в руке Спасителя, хоть и осмиконечный, с дополнительной дощечкой для ног, но повисает в воздухе под углом и вообще непонятно, зачем он Ему в данный момент нужен. Вообще, похоже, горе-победители набрали в поверженной ими Империи мастеров для своего пафосного собора самых второсортных (за редким исключением все мозаики собора Сан-Марко выглядят просто пародией на византийские мозаики, хотя бы того же храма Дафни; впрочем, это мое личное впечатление, кто-то может со мной не согласиться).
Фреска же из Грачаницы просто великолепна: Спаситель, наступивши на сатану ногами, еще и попирает, поражает его Крестом - нет, не в голову, а в самый центр - туда, где у человека расположен нервно-энергетический узел, так и называемый солнечным сплетением (или "желтая чакра", если угодно), туда, куда направляют во время чтения Иисусовой молитвы свой мысленный взор православные монахи-исихасты (за что невежественные профаны, как известно, прозывали их "пупоглядами"). Сам же сатана распластан на сломанных вратах адовых, этом обязательном атрибуте всех икон Воскресения Христова. Внизу же, в самом "аду" ангелы связывают другого персонажа - само олицетворение ада.
Сверху, как бы на заднем плане - намек на вневременность события или приближение времен эсхатологических: ангелы с рипидами у Престола Божия, на который Он воссядет в конце времен, чтобы судить род человеческий. А пока Престол пуст - впрочем, не совсем: на Престоле лежит Слово Божие - Евангелие (или Глубинная Книга русских народных песнопений) и высится тот же Крест Христов как ось мироздания, и получается, что сам Престол Божий вместе с Крестом и есть эта самая ось мироздания и центр всей Вселенной. Христос же Своею смертью и воскресением открывает нам путь - именно туда, к центру мира, к Престолу Своему небесному.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 29 Апреля, 2011 - 18:04:34) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Апреля, 2011 - 02:26:12 |
|
|
|