|
|
|
|
|
|
|
МАСЛЕНИЦА.
Много лет мне не давал покоя вопрос: что же это такое – Масленица? На этот счет существуют две противоположные точки зрения. С одной стороны, это взгляд на Масленицу как на «языческий разгул» (со всеми вытекающими последствиями) и как на уступку Церкви народному, языческому духу. Сторонники этого взгляда – внутри Церкви – считают, что отмечать Масленицу так, как у нас принято, грех, есть блины – символ Солнца – грех сугубый. Другие относятся к ней более спокойно, считая, что эта неделя есть подготовка к Великому Посту, т.к. уже не принято есть мясо, ну а блины – вроде как мелочи, безобидный народный обычай. Однако же вот парадокс: блины у нас принято есть также и на поминках. Почему?
Вот здесь и кроется разгадка. Дело в том, что, поминая наших умерших, мы желаем им упокоиться «в месте злачне», где «несть болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная». Где нет также мрака ночи, но всегда сияет божественный свет. Отсюда у нас на столе не только кутья с медом и изюмом как пожелание сладкой жизни за гробом, но также и блины – символ Солнца как света вообще, света невечернего. И блины на поминальной трапезе узаконены Церковью как благочестивый обычай. Значит, и на Масленицу блины есть не так уж грешно?
Что же такое Масленица? Это, прежде всего, пир горой в течение семи дней. Причем, начинается эта седмица с чтения о Страшном Суде. Спрашивается: почему мы тогда веселимся? Но такой взгляд на Страшный Суд, как сейчас – нагнетание ужаса в преддверии «Апокалипсиса», был совершенно чужд средневековому человеку, не говоря уже о первых христианах, которые с нетерпением и надеждой ожидали Второго Пришествия Христова о молились о нем на каждом евхаристическом собрании. «Маранафа», что значит «Ей, гряди, Господи Иисусе, и гряди скоро!» – так заканчивается «Апокалипсис» или «Откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова», т.е. Новый Завет и все наше Священное Писание вообще. И эти – последние – слова очень важны для нас. Ведь мы ждем не только Суда – Страшного для грешников и милостивого для праведных – но и воскресения мертвых, и жизни вечной в бесконечной радости на брачном пиру Агнца.
Заканчивается же Масленица или Неделя Сыропустная воспоминанием изгнания прародителей из Рая. И чтобы понять смысл этой праздничной недели перед Великим Постом, а вместе с ним и смысл самого грядущего скоро Поста, обратимся к замечательной книге недавно почившего епископа Василия Родзянко – доброго пастыря, немало сделавшего на ниве Христовой в печальные годы богоборчества, а под конец жизни оставившего нам эту свою последнюю книгу как завещание.
Итак, читаем (с небольшими сокращениями): «…мы, по выражению св. апостола Павла, “странники и пришельцы на земле” (Евр. 11:13), ищущие своего отечества, из которого изгнаны за наш грех, по словам свт. Василия Великого в его литургии. Это “литургическое представление” [т.е. мистерия – не просто ежедневное, еженедельное и ежегодное повторение, но именно проживание каждого дня, воскресенья и праздника, который происходит с нами здесь и сейчас – М.К.] проходит через весь пост от последнего дня перед масленицей и до Страстной и Пасхи, в течении “десятины года” (десятая часть достатка, отдававшаяся Богу), по словам синаксаря масленичного. По существу можно сказать, что так проходит и весь церковный год, потому что в храме мы все время – в том или ином событии церковной истории - от “мясопуста” (когда кончается все бывшее – Страшным Судом Христовым в Его Втором Пришествии) и до “сыропуста” (с тем, чтобы снова “все начать с начала” в день “изгнания из Рая” – в последнее воскресенье перед Постом – на весь последующий год)».
Далее «синаксарь объясняет [в русском переводе, который дан в сноске]: “Сегодня полагается конец всем праздникам, потому что и он для всех (праздников) – последний. Следует иметь в виду, что на следующей неделе – начало мира и самое Адамово падение из Рая будет отмечаться, а сегодняшний – конец всех дней… к тому же, поскольку мы из-за пищи были изгнаны из Едема, под судом были и клятвой, посему сегодня здесь положено быть празднику, а если желательно, то и на следующей неделе, при изгнании Адама по Едемскому рассказу, пока Христос, придя, снова не возведет нас в Рай”.
<…> В данном случае синаксарь мясопустной недели определенно подтверждает взгляд каппадокийского богословия на то, что все мы были сотворены в Раю и были изгнаны с Адамом из Рая на эту землю. Как мы все знаем, оба масленичных воскресенья – и мясопустное, и сыропустное – действительно праздники, как и вся сплошная неделя масленицы. Синаксарь, подтверждая это, приписывает этот факт тому, что Адамово изгнание положило “начало миру на этой земле и ожиданию спасения во Христе”, когда Он “возведет нас снова в Рай”. То, о чем говорит этот уникальный синаксарь, имеет для нас принципиальное значение: начало нашего мира – вовсе не “творение”, которое уже было в Раю, до грехопадения, полностью изменившего наш мир сотворенный, где было “хорошо весьма”. Теперь – не то, теперь (только теперь!) начинается его история... Этот текст [синаксаря из Свято-Троицкой Сергиевой лавры – М.К.] свидетельствует как о своей седой древности, так и о древности своего появления в Триоди (книге великопостных богослужений). Только в свете его свидетельства следует рассматривать (с точки зрения каппадокийского богословия) эти богослужения, в частности, Великий покаянный канон преп. Андрея Критского: обратный великопостный путь в Рай [т.е. канон пр. Андрея Критского, чтением которого начинается Великий Пост, это по существу плач Адама по утерянному Раю, с него канон и начинается – М.К.].
Как мы видим в масленичном синаксаре, церковный год праздников пасхального цикла (Триодь постная, цветная и Пасхалия – со всеми воскресными днями года) начинается после изгнания Адама из Рая (неделя сыропустная), а конец года празднуется за неделю до этого (масленица). Масленичная еда символизирует “райскую пищу” до грехопадения (и после восстановления во спасении) [поэтому мы в эту седмицу не едим мяса – не питаемся за счет чужой жизни в результате убийства, т.к. в Раю смерти не было!]. Блины – древний языческий символ весеннего солнца – в христианстве стали образом “Солнца Правды” Христа. Новый богослужебный год начинается в последнее воскресенье перед Великим Постом, которое называется “Прощеным воскресением” и символизирует покаяние в результате изгнания».
Таким образом, весь КРУГЛЫЙ год с его буднями и праздниками, которые отмечают важнейшие вехи земной жизни Христа, есть также образ исторического пути человечества – от грехопадения прародителей, в результате которого началось движение линейного времени, – до Второго Пришествия Христова, обещанного Им после Его крестной смерти и Воскресения. При Втором Его Пришествии замкнется большой временной круг, т.е. линейное время закончится – древний змий проглотит свой хвост и погибнет, день Седьмой тоже закончится, настанет день Восьмой, который сомкнется с Первым днем творения, и, как говорится в Откровении св. Иоанна Богослова, «времени уже не будет». После Второго Пришествия начинается брак Агнца – праздничный пир, который будет возвращением – на новом, более высшем этапе – райского пира и веселия прародителей. Вот, оказывается, в чем смысл Масленицы! (кто бы мог подумать?!). Так возвеселимся же – теперь со спокойной совестью и без всяких сомнений!
Фактически епископ Василий подтверждает мою догадку, которую я высказала в связи с иконографией Рождества. В связи с этим интересно отметить, что Масленица отмечается почти точно в середине между двумя точками годового круга – зимним солнцестоянием, когда рождается Христос в наш падший мир, и весенним равноденствием, когда Он побеждает смерть своим Воскресением. Масленица – точка касания с окружностью косого креста, а Пасха, правая точка касания окружности креста прямого – основная веха и в годовом круге, и в истории рода человеческого, когда линейное время поворачивает вспять и начинает стремиться к своему завершению во Втором Пришествии Христовом. При наложении двух крестов получается восьмиконечная вифлеемская или богородичная звезда, отмечающая Рождество Христово и начало земного года.
А сейчас небольшое предисловие к тому, ради чего я, собственно, все это написала. Поскольку Масленица – время веселое, не грех и нам если не посмеяться, то хотя бы улыбнуться, глядя на некоторые византийские фрески. Вот уж где действительно – от великого до смешного один шаг! Я не уверена, что сами средневековые люди воспринимали иные изображения как комические. На самом деле, я уверена как раз в обратном – едва ли они видели в них что-то смешное. Хотя византийцы, безусловно, смеяться умели, но не в храме же! Это уж в наше время испорченные интеллигентские мозги ищут везде «гумор». И, тем не менее, только в эту неделю я (второй раз, а начало вот здесь: http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=15&topic=1&start=4) позволяю себе показать византийские изображения, которые показались мне забавными или курьезными.
Поскольку в воскресенье перед Масленицей вспоминается Второе Пришествие Христово, то начать, наверное, стоит с изображений – о, ужас! – Страшного Суда.
Наверное, посетители храма в Торчелло приходили в ужас, глядя на мучения грешников (кажется, это черви неусыпающие), однако, черепа оказались какие-то очень уж веселые.
Еще забавнее черепа в иллюстрации к притче о званых на брачных пир (как раз в тему!). «Бросьте их во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов». Едва ли Христос имел в виду страдания разложившихся трупов. Однако, глядя на эту фреску в Дечанах, так и слышишь этот скрип зубовный («Зубы грешника сокрушил еси»).
(Отредактировано автором: 24 Февраля, 2012 - 01:40:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Февраля, 2012 - 01:30:14 |
|
|
|
|
|
|
Справа и слева в третьем ряду на мозаике в Торчелло – Земля и Море отдают мертвецов. Их изрыгают из пастей звери и рыбы – очень натуралистично торчат руки и ноги. (Не могу, к сожалению, вырезать нужные картинки – слетела программа; но и так в общем контексте тоже неплохо смотрится).
Вот еще Земля и Море – из церкви в Асину, Кипр.
Как у античных богинь развевались, как паруса, тонкие шали над головами, так у «Земли» в Асину развевается… змея. И почему-то голова этой змеи опускается в чашу. Больше напоминает другой образ – жены на звере. Но написано – «Земля» (Гея). На соседней картинке мне больше нравятся рыбки. И осьминог с человечьим лицом! Про рожи льва и рыбы я уже не говорю. У обоих из пастей торчат головы. Вообще животные в византийской иконописи – это отдельная песня. Попробую как-нибудь сделать подборку.
«Земля» в Лесновском монастыре просто потрясает. У нее в руках змея, уже свернувшаяся в кольцо! А рядом змеи (или драконы) завязались в узлы и таким образом изрыгают мертвецов из пастей.
(Отредактировано автором: 24 Февраля, 2012 - 13:38:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Февраля, 2012 - 08:52:05 |
|
|
|
|
|
|
Христос возвращается на землю так, как Он ее покинул, т.е. это как бы Вознесение наоборот. Силы небесные просто чудо как хороши – лица исполнены торжественностью момента. А вот знаки Зодиака по сторонам – это всяческое безобразие: жуткие звери слева, сросшиеся ногами сиамские близнецы, а фигура справа рядом с рыбами – голова на длинной шее (что это за светило?) – это нечто, вообще не поддающееся описанию.
В том же Лесновском монастыре на парусе изображен Иоанн – но не Богослов, а Златоуст. София с небес втуляет ему божественные истины: одной рукой вцепилась в волосы, другой с размаху сейчас ударит.
Прошу обратить внимание также на подставку для книги. Опять змея. Никуда от них не деться. Особенно если учесть, что святой пишет какие-то нравственные или богословские труды.
По части мебельного дизайна Ангел Второго Пришествия из Мистры ничуть не уступает. Бедный дельфин напоролся пастью на штырь.
Блудницы же из Мистры, кажется, не особенно мучаются. Наоборот, судя по веселью на лицах, продолжают развлекаться, и змеи им нипочем. А вот огненные реки напоминают кровяные потоки. Очень натуралистично.
Впрочем, святые тоже иногда выглядят забавно. Попробуйте так вывернуть голову, как это делает пророк Аввакум (Печ). Рядом стоящий Исайя благословляет акробатический этюд.
А другой пророк (церковь Богородицы Перивлепты, Мистра) – очень сердитый – сейчас ткнет зрителя прямо в глаз крючковатым пальцем.
В той же Мистре фреска Крещение. Вместе с рыбами плавают во Иордане тела. Похоже, не все из них живые.
А вот Крещение из Асину. Рыбы такие же забавные, как на изображении Моря. Иордан с ведром и в белых плавках (он здесь больше похож на сатану).
И зачем ему крылья в воде?!
(Отредактировано автором: 24 Февраля, 2012 - 13:25:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Февраля, 2012 - 13:06:55 |
|
|
|
|
|
|
Иоанн Креститель из Кастории не только в накидке из верблюжьей шкуры, но и сам порос шерстью.
(Добавление) Тонзуры святых дьяконов зарастают кустиками волос. А ведь так, наверное, старались, выбривали макушки!
(Добавление) В Раванице высоко, под самым потолком между двумя портретами мучеников разместилась вот такая усатая рожа.
(Добавление) Вообще в средневековых храмах, особенно на Западе, было принято делать капители колонн в виде личин или львов, которые эту колонну как бы пожирают. Но здесь совсем не то.
А вот пример такой романской капители изображен на иконе Благовещения (Константинополь, 14 в.).
(Добавление) Львы на этих капителях выглядят не просто печальными, а прямо-таки обиженными, причем, один смотрит на Архангела, другой – на Марию.
Лазарь из Печа сильно напоминает Фантомаса. Поймали-таки. И связали.
(Добавление) Марков монастырь. Троица. Жареный теленок (он здесь больше похож на поросенка!) сейчас вспрыгнет прямо на стол, где трапезничают бесплотные Ангелы.
(Добавление) И, наконец, мой любимый столпник из Кучевиште. Сидит себе на столпе, свесив ногу вниз и, кажется, болтает ею в воздухе. Я его уже выкладывала на другой ветке, но пусть он и здесь завершит масленичную картину нынешней зимы.
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Февраля, 2012 - 15:29:14 |
|
|
|
|
|
|
Пользуясь последними днями Масленицы, хотелось бы вернуться к рассмотрению росписей притвора Лесновского монастыря (В.Джурич называет его просто "церковь св. Архангелов в Лесново"; может кто поможет разобраться: все-таки монастырь это или просто приходская церковь?). Дело в том, что росписи эти не только забавные, но и достаточно глубокомысленные. Вся композиция подписана: "Хвалите Господа с небес". В центре - Господь на престоле в окружении сил небесных. Но, судя по контексту (Земля и Море отдают мертвецов в люнете), здесь все-таки имеется в виду Второе Пришествие.
Рассмотрим сначала поподробнее знаки Зодиака. Средневековые люди не проводили четкой границы между небесами умными (духовными) и небесами физическими (впрочем, как и ад помещали в "преисподняя земли", что, если говорить по существу, не совсем так). А посему Христос должен второй раз явиться на землю, минуя эти самые небеса - твердь, на котором расположены созвездия. И нельзя сказать, чтобы они здесь выглядели симпатично или хотя бы нейтрально - скорее, в этих изображениях нашли отражение представления о духах злобы поднебесной. Даже Солнце и Луна попали в эту компанию - ну, что же, это обычные твари, и их время минет, царство небесное обойдется без этих осветительных приборов (об этом - в последних стихах Откровения). Вот покрупнее знаки Зодиака слева от Спасителя:
Логично предположить, что на одной стороне должна быть изображена половина, т.е. шесть, знаков Зодиака и половина планет. Вот они (весенние и летние): Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев. И вот планеты (как принято было считать в древности, звезды суть ангелы, они здесь в отдельных рамочках): Юпитер (Зеуса), Марс (Ариса), Меркурий (Ерьмса) и Венера (Девица). С последней не понятно - или это планета, или знак Девы, который следует за Львом. Но что за существо восседает на двуглавом страшном звере справа, подписанном "ДУХЪ"? С Солнцем тоже не совсем ясно: здесь это красная звезда с личиком внутри, а его держит ангел, тоже восседающий на непонятном звере вроде динозавра, но почему-то лишенного передних лапок.
Но самое интересное здесь - это сияющий вращающийся диск, один из тех, о которых писал А.Лидов. Вернее, когда он говорил об этой церкви, он упоминал о диске, который держит в руках Архангел в наосе, а этот, в нартексе, среди всяческого безобразия, он не заметил!
На правой стороне, к сожалению, сохранилось всего несколько фигур. Это, прежде всего, Луна - ангел в белом ореоле-звезде; от скорпиона остались только лапки, а вот эта симпатичная голова для чудовищной шее - это, оказывается знак Зодиака Весы (подписано "ЗЮГ", но ведь "зиг" это "молния"?); уравновешивает ее другая голова - то ли женская, то ли львиная (плохо сохранившаяся, к сожалению)! Рядом - Рыбы (Ихфюс).
Но самое необычное - это фигура напротив диска, напоминающая по форме пирамидку. Неужели гора в центре мироздания? Даже не верится... Или это кучевое облако в виде горки, какие бывают летом... Но знаки Зодиака здесь все только осенние и зимние.
(Отредактировано автором: 25 Февраля, 2012 - 14:28:45) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Февраля, 2012 - 12:49:11 |
|
|
|
|
|
|
Уважаемая Марина, благодарю вас за ваши публикации, это потрясающе интересно!
Цитата:Но что за существо восседает на двуглавом страшном звере справа, подписанном "ДУХЪ"? |
В свете апокалиптического содержания росписи, есть предположение, что это некая аллегория на Откр. 13:15 ("И дано ему бысть дати духъ образу зверину"). Зверь вот, правда, подкачал в отношении числа голов - на изображении их примерно две с половиной?
Цитата:знак Зодиака Весы (подписано "ЗЮГ" |
тут все правильно, ζυγόν это и есть весы, коромысло. |
|
Всего записей: 2239 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 25 Февраля, 2012 - 15:04:13 |
|
|
|