|
|
|
|
|
|
|
Физиономические и стилевые особенности ликов византийских императоров на монетах
Сразу скажу, что профильный тип портрета я не рассматривал, иконографически он весьма консервативен и окончательно исчезает с монетного кружка где-то к VIII веку, в отличие от третьечетвертного поворота и портрета строго в фас. Вот в этих-то изображениях и стоит покопаться повнимательнее.
О физиономических особенностях портретов некоторых императоров писал не так давно М. Бутырский в своей статье «Императорское изображение на монетах». До таких специалистов мне конечно, далеко, однако попробую изложить свое скромное видение этого вопроса.
На мой взгляд портретуру императоров можно разделить на несколько временно-стилистических групп:
А. Объемный портрет 1.Безбородый император-копьеносец в третьечетвертном повороте, с волосами средней длины. 2.Безбородый коротко стриженый император в стемме, шлеме или гибридном головном уборе. 3.Бородатый и (или) усатый император в стемме, шлеме или гибридном головном уборе из под которого видны волосы средней длины.
B. Плоскостно-схематический портрет 1.Длинноволосый император в узкой стемме, линейный тип изображения 2.Длинноволосый император в узкой стемме, линейно-объемный тип изображения
C. Возрождение объемного портрета нового типа 1.Столичный стиль до 1204 года и стиль Никейской империи 2.Стиль после восстановления империи
D. Деградация портрета. «Стиль ставратона».
A1 К этому типу относятся в первую очередь портреты Анастасия и Юстина I за золотых солидах. Для меня до сих пор не понятно, чем является ряд крупных шариков сразу над лбом императора. Скорее всего это крупные пластины или сильно увеличенный ряд жемчуга императорской диадемы, но возможно, что и стилизованные завитки волос. На голове императора — шлем-диадема гибридного типа, сзади видны волосы и торопцы — концы лент диадемы. Глаза крупные, линии глаз расходятся от висков, головы не крупные, лицо объемное. Ниже - солид Анастасия.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 16:08:05 |
|
|
|
|
|
|
А2 Юстиниан I. На золоте — голова не крупная, всегда в характерном «трехзубом» шлеме-диадеме с двумя парами характерных подвесок, волос не видно, лицо чисто выбрито. На медных фоллисах — наоборот, лицо крупное и широкое, иногда до карикатурно-гипертрофированной степени. Стиль глаз — аналогично А1. Ниже - солид Юстиниана и его же медный фоллис. Под "зубами" на шлеме я имею в виду три характерные засечки на его передней части: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 11 Августа, 2010 - 16:16:45) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 16:16:13 |
|
|
|
|
|
|
Юстин II. Очень характерный, узнаваемый портрет, видимо, с элементами портретного сходства: широкое лицо, с квадратным подбородком, на некоторых солидах покрытом легкой бородкой-щетиной (первый случай появления бороды). Ряд пластин диадемы иногда заменены на характерный валик, огибающий лицо, возможно, это волосы, а может новый тип каймы диадемы. Из (или из-за) краев вылика свисают пары подвесок. Волосы короткие. Ниже - 2 солида Юстина II с характерной щетиной. Модно, однако. Вообще мне нравятся его солиды, что-то в них есть... Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 11 Августа, 2010 - 16:45:16) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 16:35:29 |
|
|
|
|
|
|
Тиберий Константин. На золоте лицо почти всегда крупное, рельефно смоделированное, на голове вмечто шлема — императорская корона-стемма, впервые увенчанная крестом, ее украшает стандартная пара подвесок. Из под стеммы виден все тот же валик или ряд крупных завитков. Волосы короткие. Антиохийская медь представляет Тиберия в виде консула, с крупными чертами лица и в характерной диадеме с крестом. Ниже - солид, никомедийский фоллис и 30-нуммиевик Тиберия Константина: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 16:47:02 |
|
|
|
|
|
|
Маврикий Тиберий Изображение императора повторят в целом, тип лиц Юстиниана I и Юстина II, с разницей в типе объединенной со шлемом диадемы. На золоте встречаются два четко разделяемых типа портрета — с маленькой головой, и наоборот, с крупным лунообразным лицом в массивном шлеме. Есть версия, что второй тип относится к чекану антиохийского монетного двора, но это всего лишь версия, основанная на аналогии портретного типа на меди и приписываемой Антиохии особой оффицины. На меди чаще всего встречается портрет малого типа, за исключением монет группы MMI, да уникального антиохийского типа, представляющего Маврикия в консульском облачении с крупной, широкой и сочно исполненной головой в характерной диадеме с трилистником. Ранний (с литерами m и хх) тип антиохийской монеты Маврикия настолько схож с антиохийскими фоллисами Тиберия Константина, что их часто путают по причине портретной схожести и присутствию безграмотно выполненных легенд. На меди так же встречаются разные типы головных уборов — простая стемма, стемма с трилистником и шлем-диадема с тремя вариантами венчающего его гребня. Ниже - солиды Маврикия 1 и 2 типов, антиохийский фоллис m - типа и типичный столичный фоллис. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 11 Августа, 2010 - 16:58:20) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 16:55:39 |
|
|
|
|
|
|
А3
Фока. Узкое лицо Фоки козлиной бородкой свисающими из под императорской стеммы стриженными «под горшок» волосами, трудно спутать еще с кем-то. На солидах стемма узкая, с крестом, как у Тиберия Константина, иногда с подвесками, а иногда — нет. На меди тип лица тот же, как правило Фока предстает в виде консула. Как всегда отличился антиохийский монетный двор, изобразив на одной из модификаций меди Фоку в странной, высокой диадеме-шапочке. Но надо отметить, что сам тип лица Фоки удивительно стабилен, выполнен неаккуратно (пожалуй, кроме антиохийского и равеннского чеканов), в линейном стиле, особенно на солидах: овал лица, волосы, нос, брови — жирными линиями, глаза — две точки, линии глаз отсутствуют. Ниже - солид и фоллис Фоки: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 17:05:49 |
|
|
|
|
|
|
Ираклий В образе Ираклия и его сыновей снова возвращается объемная моделировка лиц. Особенностью портрета Ираклия является борода. Небольшая на ранних солидах, она постепенно с годами превращается в мощную купеческую бороду «лопатой». Ираклий носил достаточно длинные волосы типа «каре», концы которых слегка завивались наружу, а так же усы, достигшие к концу жизни внушительных размеров. Образ старшего сына Ираклия — Ираклия Константина так же видоизменялся во времени — от безбородого ребенка до бородатого и усатого зрелого мужчины. Интересен тип изображения пары «отец и сын» на гексаграммах. Граверы создали множество вариантов, разнящихся положениями фигур, а так жа типами волос и корон: у Ираклия Константина корона то в виде огибающей голову шапочки, так что не видно волос, то в виде стеммы поверх аналогичного отцовскому «каре». Увы, появившиеся на монетах мелкие изображения фигур Ираклия с женой Мартиной и сыновьями-соправителями не блещут качеством исполнения — палочка вместо носа, да два глаза, как у кузнечика. Фигура Ираклия на потертых монетах такго типа определяется очень просто — по буденовским усам. Ниже - эволюция образа Ираклия с сыном и фоллис первого года правления в стиле А2: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Августа, 2010 - 10:14:15) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 11 Августа, 2010 - 17:26:04 |
|
|
|
|
|
|
Констант II. В целом, образ Константа аналогичен образу деда, Ираклия. Порою их поздние солиды настолько схожи, что отличаются только легендой да размером креста на реверсе. На ранних солидах и гексаграммах Констант — безбородый юноша в волосами «каре». Постепенно мягко моделированное лицо обрастает приятного вида бородкой (мне очень нравятся гексаграммы и солиды этого среднего периода правления Константа) и в конце концов борода достигает дедовской мощи. Овал лица формируется мягким валиком, усиливающимся к подбородку и выпуклыми надбровными дугами. Глаза сформированы простыми точками с едва намеченными линиями век, либо набиты пунсоном в виде пустотелой трубочки, создающей на оттиске кружок с углублением на месте зрачка. С этого времени на головах императоров появляется простая узкая стемма, с крестом на вершине щитка. Особенность портрета — полукруг забранных со лба под стемму волос. Эта особенность сохранится на монетах Юстиниана II и почти всех представителей последующей Исаврийской династии. Ниже - эволюция облика Константа II. На образцах 1 и 5 - применен новый метод изображения глаз (см. выше). На образце 3 - пример формирования лица методом создания плавного валика по его периметру.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 30 Августа, 2010 - 09:41:00) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 10:40:14 |
|
|
|
|
|
|
Константин IV. Вопреки прозвищу Погонат, сын Константа II не отличался большой бородой. Техника изображения его лица (сначала молодого и безбородого «в гражданке», а потом - по типу А1 с умеренной бородкой, выполненной сильными движениями резца) не отличается от изображений отца. Та же методика формирования рельефа лица и кружки глаз, набитые на штемпеле трубчатым пунсоном. Лишь волнистые волосы стали еще длинее, почти достигая плеч. Фигурки братьев-соправителей на реверсе — крайне грубы и упрощены, кузнечики какие-то...
Ниже - фоллис Константина IV, ранний солид, стандартный солид (лицо и оборот с братьями-соправителями) и две гексаграммы. Возрожденный образ императора-копьеносца сначала почти аналогичен прототипу, потом несколько изменяется, главным образом, за счет упрощения формы шлема и появления длинных волос. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Августа, 2010 - 13:37:25) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 13:30:47 |
|
|
|
|
|
|
Юстиниан II. Монеты Юстиниана II различны для двух этапов его прерванного правления. Именно портрет Юстиниана младшего (но это лишь мое скромное мнение) заложил основы сухого линейного стиля двух последующих столетий, но на ранних солидах стилистически он еще сочетается с совершенно гениально исполненным образом Христа, живым и пластичным, впервые появившемся на золоте и серебре в правление этого императора. На солиде второго этапа все изображения более линейны, и даже образ Христа взят другого, сирийского стиля. В целом, складывается впечатление, что упрощение императорского образа — все-таки дело не кривых рук или потери мастерства, а осознанное решение. Портрет Юстиниана, особенно ранний, не лишен глубины, он явно несет портретное сходство: длинные вьющиеся волосы, необычайно узкое, заостренное к низу скуластое лицо...
Ниже - солид Юстиниана 1 правления; аверс и реверс другого солида 1правления, образы Христа в классическом стиле и Юстиниана выполнены объемно; аверс и реверс солида 2 правления, образ Христа теперь в сирийском стиле, более уплощенный, то же сталось и с портретом Юстиниана II; и, наконец, солид конца 2-го правления Юстиниана, где он изображен с сыном. Портет приобрел характерную для последующих веков линейность: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Августа, 2010 - 15:25:14) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 15:18:08 |
|
|
|
|
|
|
В целом, портреты Тиберия III, Филиппика и Анастасия II и их последователей мало чем отличаются от портретуры Юстиниана младшего, разве что Леонтий выделяется своим солидным видом и круглым лицом, да традиционном впоследствии изображением лора. Ниже - портреты императоров Леонтия, Тиберия III, Филиппика и Анастасия II: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 15:35:26 |
|
|
|
|
|
|
В1
Окончательно новый стиль закрепляется (опять же, это лишь мое скромное мнение) при Константине V Копрониме. Монеты его правления — это образец нового господствующего стиля. Стиль этот не лишен своего очарования, особенно качественная продукция столичного монетного двора, но в нем преобладает линейность: лицо очерчено жесткими линиями, одежды так же линейны, образованы комбинациями линий, если это хламида — то с застежкой на правом плече с тремя характерными подвесками, если лор — то это простая диагональная сетка с набитыми пунсонам точками в центре каждого ромба. Изображение волос стандартно и лишено индивидуальности — прямые волосы до плеч, завивающиеся внутрь снизу, узкая стемма, часто с характерным изломом посредине, прямая, ограниченная горизонтальной линией челка. Бороды с аккуратными усами невелики и почти не выходят (за редким исключением) за полукруг лица. В руках императора появляется крест-жезл или лабарум, их сжимает рука со странно вытянутым в сторону головы указательным пальцем. Держава потеряла объем и превратилась в простой линейный кружок. Часто императоры изображены погрудно со своими соправителями. Особенно сухим стилем отличается продукция монетного двора Сиракуз, достигая порой совершенного линейного примитива.
Ниже - солид Константина V (750-755) с соправителем Львом IV, далее - их же сиракузский фоллис, выполненный в характерной минималистической манере, столичный фоллис Льва III Исавра и Константина V, примитивный сиракузский фоллис Льва V Армянина с соправителем Константином и, наконец, фоллис императора Феофила. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Августа, 2010 - 16:20:14) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 15:52:05 |
|
|
|
|
|
|
В2
Тем не менее среди линейности наблюдаются особые правила: старший по годам император изображается линейно (правда, все-таки щеки и скулы слегка приподняты), а младшие соправители (а точнее, просто юноши) и женщины объемно, линии носа и бровей лежат по рельефному овалу лица.
Ниже - примеры: Лев V Армянин, линейный портрет; молодой соправитель Льва V - Константин, объемный портрет; Константин VII и Роман I Лекапин (920-921) - два типа лиц, и наконец, императрица Ирина (793-797), объемный портрет: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Августа, 2010 - 16:40:41) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 16:33:28 |
|
|
|
|
|
|
Яркая попытка вернуться к объемному изображению наблюдается на знаменитом солиде второго правителя Македонской династии Льва VI с первым на византийской монете изображением Богородицы. На реверсе Лев предстает в короне, с длинной бородой, характерным (портретное сходство!) крупным носом. Держава в его руке снова приобрела объем.
Ниже - портрет Льва VI над входом в Св. Софию и его знаменитый солид с Богородицей: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 16:42:26 |
|
|
|
|
|
|
Замечателен весьма распространенный фоллис Льва VI (тип II, Sear 1729). Император представлен на нем погрудно, в фас в хламиде и стемме. Лицо вытянуто, заострено книзу, его украшает элегантная бородка. Узор складок хламиды линеен, и по своему, замечательно гармоничен. Нет ни державы ни креста, ни скипетра, лишь левая рука смиренно сжимает акакию — мешочек с землею, напоминание о смертности. На мой взгляд, это одна из лучших византийских монет: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 12 Августа, 2010 - 16:44:48 |
|
|
|