|
|
|
|
|
|
|
В ходе исследования было замечено такое явление, как перебитые номера оффицин, причем в Апамейском кладе процент таких монет достигает 20%. Если подобная замена делалась прямо на штемпеле, а скорее всего, так и было, то налицо свободное перетекание штемпелей между мастерскими.
На фото: увеличенные фрагменты легенд монет из Апамеи-на-Оронте с изображением номеров оффицин, перебитых поверх прежних, скорее всего прямо на штемпеле. В подписи первая буква обозначает новую оффицину, а идущая после дроби - бывшую: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Июня, 2010 - 16:17:19 |
|
|
|
|
|
|
Более того, при анализе с целью выявления монет, отчеканенных с одного общего штемпеля в кладе из Бет-Шеан выявлено совпадение штемпелей аверса либо реверса у разных монет, причем так, что имея одинаковое изображение на реверсах, тем не менее монеты по аверсам биты разными штемпелями.
Кроме того, выявлены дополнительные метки, выбитые на полях либо в обрезе штемпелей после того, как с них было уже отчеканено какое-то количество солидов, таким образом, кладе присутствуют монеты, отчеканенные таким штемпелем до и после нанесения специальных меток на один и тот же штемпель. Все это, вкупе с отличным состоянием монет говорит о том, что в кладе присутствуют монеты одного производственного потока, не распыленные обращением.
Таблица совпадения штемпельных пар для солидов Константа II (классы VIa и VII c), из клада Бет-Шеан:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Июня, 2010 - 16:21:06 |
|
|
|
|
|
|
использованы материалы: Цитата:SCHMITT Laurent «Trésor d'Apamée sur l'Oronte» BIJOVSKY Gabriela, A Hoard of Byzantine Solidi from Bet She’an, RN. 158, Paris 2002, p. 161-227, pl. XIII-XXXII. SEAR David R, Byzantine Coins and their values, Londres 1987. |
Да, и вот еще что: в свое время Грирсон заметил определенную (но не абсолютную) взамосвязь между номером оффицины и типом звезд на ранних медных фоллисах. Прослеживается следующая закономерность в количестве лучей и повороте звезд в зависимости от мастерских:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Июня, 2010 - 16:33:06 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Отличный материал. И информационно редкий. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Июня, 2010 - 01:06:38 |
|
|
|
Choref
Куропалат Откуда: Нижневартовск, Росси ...
|
|
|
|
byzantofil
Здравствуйте, Михаил!
Кстати, пишу сейчас о "перебитых" официнах. Как доделаю - вышлю. На сколько понял, было принято подрезать штемпеля.
С Уважением, М.Чореф
----- La Victoire est à Nous!
|
|
Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 08 Июня, 2010 - 04:19:54 |
|
|
|
|
|
|
Choref Знаете, Михаил, что-то я вообще в сомнениях по поводу связи чекнки золота в отличие от меди с какими-то конкретными мастерскими. Прочитал на днях отчет Морриссон о кладе солидов из бывш. деревни Никерты, близ той же Апамеи. Так там полная анархия с комплектами штампов - оттиски с одного и того же штемпеля реверса встречаются на монетах с разными аверсами, и наоборот. Может номера на золоте действительно несли контрольную функцию? В любом случае получается, что над всеми отделениями был некий чиновник отдела Общественных Щедрот, контролировавший штемпели. Видимо, каждое утро он лично выдавал мастерским комплекты штемпелей, при этом аверс с портретом императора мог, по видимому, произвольно меняться, скорее всего это было не принципиально. Вечером этот же чиновник получал комплекты обратно под замок. Штемпели строго учитывались, и скорее всего этот человек нес за них личную ответственность. При надобности, если к примеру, штемпель мастерской А выходил из строя, то просто брали имеющийся в наличии запасной штемпель, например, с Г, и быстро перебивали его, чтобы не образовывался простой. Непонятно только, почему нельзя было резать аварийный комплект вообще без оффицины. Я все-таки предполагаю, что иногда так и делали, только не всегда таких "бланков" хватало. Иначе чем объяснить иногда некую стилистическую обособленность буквы оффицины от остальной надписи (VICTORIA AVGG)? Наверное буква резалась чуть позже, и на эту разницу и купился Грирсон (сообщение Морриссон), когда предположил, что оффицину били по готовой монете. Думаю, в целом, мысль его была верной, только добавляли букву не на монету, а на чистые универсальные штемпели. Но это лишь все мои предположения.
Иногда буква оффицины связана стилистически с легендой, а иногда отличается:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Июня, 2010 - 11:04:22)
Отредактировано куратором: христич, 09 Июня, 2010 - 00:02:42 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Июня, 2010 - 10:45:35 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Цитата:...а на чистые универсальные штемпели... |
Очень похоже на то. Во всяком случае - в этом имеется логика. Технология выпуска эмиссий хотя и была отработана, но отличалась трудоёмкостью и высокой затратой времени. Т.е. потеря рабочего времени монетного двора обходились казне очень дорого и для максимального сокращения этих потерь Ваше предположение, касательно запасных штемпелей, очень даже кстати.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Июня, 2010 - 00:09:48 |
|
|
|
Choref
Куропалат Откуда: Нижневартовск, Росси ...
|
|
|
|
byzantofil христич
Здравствуйте!
Да, все это прослеживатеся. На монетных дворах использовали патрицы. Ими выбивали чеканы. Штемпели периодически подрезали. Официны добавляли на чеканы уже на месте. При необходимости их правили. Подрезанные эмиссионные знаки - не редкость.
С Уважением, М.Чореф
----- La Victoire est à Nous!
|
|
Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 09 Июня, 2010 - 05:14:50 |
|
|
|