|
|
|
|
|
|
|
Особенности чеканки византийских скифатных медных монет
Впервые появившиеся в результате денежной реформы Алексея I Комнина билонные скифатные монеты прочно вошли в денежное обращении Византии на ближайшие 200 лет.
Почти сразу с их появлением возникла проблема качественной передачи изображений со штемпелей на выгнутый монетный кружок. Дефекты чеканки и раньше встречались на золотых и серебряных византийских монетах XI века, но они редко были столь ярко выраженными, чем теперь, когда в дело пошла медь, лишь слегка облагороженная малым количеством серебра.
Процесс изготовления скифатной биллонной монеты состоял из приготовления заготовки и собственно, чеканки. Судя по всему, заготовка довольно грубо нарезалась из медного листа определенной толщины. Особого контроля веса скорее всего не было (возможно, при разметке использовался какой-нибудь шаблон или циркуль), поэтому вес разменной скифатной монеты колеблется достаточно широко. После того, как заготовка была вырезана, ее выколачивали скругленным молотком, придавая ей характерную выгнутую форму. Если работа производилась качественно, то у заготовки-«чашечки» края плавно истончались, а сама кромка приобретала своеобразную волнистую форму.
После этого заготовки должны бы были проходить стадию отжига, с тем, чтобы снять накопившееся напряжение в металле. Вполне возможно, что отжиг был совмещен с прогревом заготовки непосредственно перед чеканкой монет, но делали ли это мастера XI-XIII веков, я не точно знаю. Для чеканки скифатной монеты использовались особые штемпельные пары, состоявшие из выпуклого штемпеля аверса и вогнутого штемпеля реверса. Можно предположить, что кривизна их поверхностей не была одинакова: вогнутый реверсный штемпель был изогнут меньше, в то время как выпуклый штемпель аверса имел большую степень кривизны. В противном случае, при попадании между ними выгнутой монетной заготовки было невозможно обеспечить правильное распределение давления (а оно должно быть направлено преимущественно на центр монетного кружка).
Дале производилась сама чеканка и производилось финальная операция – серебрение биллонных монет точно не установленным до сих пор способом (есть ряд версий: от серебрения в растворе хлористого серебра до протравления меди с поверхности монеты в солевом растворе и проч.).
Схема метода чеканки скифатных монет (версия Бендалла): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:42:11 |
|
|
|
|
|
|
Основными дефектами чеканки биллонно-медных трахей является двоение изображения, распадение его на две половины и наползание двух половин изображения одна на другую в центре кружка:
Ниже - характерные дефекты чеканки биллонных аспронов Мануила Комнина (1, 2), Андроника Комнина (2), Исаака II (4) и Алексея III Ангела (5): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:43:45 |
|
|
|
|
|
|
Типичные дефекты чеканки аспронов Алексея III Ангела: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:45:14 |
|
|
|
|
|
|
Проблемой чеканки скифатных монет занимались такие исследователи, как Альберто Ривейра (Alberto Trivero Rivera, http://www.forumanci...ione_trachy.pdf) а так же авторитетный британский нумизмат Саймон Бендалл (Simon Bendall). Оба они пришли к общему мнению относительно того, что при чеканке билонной (а после практически медной) скифатной монеты мастера использовали такой прием, как двойной удар. Дело в том, что разница в кривизне штемпелей была, судя по всему, такова, что при твердом ударе по вертикально установленному верхнему штемпелю на монете четко прочеканивался лишь ее центр (примерно 70% ее площади), в то время как края, несущие легенду часто уходили в бесконтактное пространство (см. схему ниже, 1). Этот метод вполне был пригоден при воспроизведении портрета императора в фас, характерного для ранних типов биллонных аспронов Алексея I , Иоанна II и Мануила I Комнинов. На прочеканку образов Спаса и Богоматери на аверсе, мне кажется, обращали меньшее внимание. Но и на этих монетах время от времени наблюдается характерное смещение двух половинок изображения говорящее о том, что уже тогда начали применять метод чеканки в два удара. Первым ударом оттискивалась половина рисунка штемпелей, а затем, слегка изменив угол наклона верхнего штемпеля, прочеканивалась другая половина (см. схему ниже, 2). При этом часто мастеру не удавалось точно рассчитать направление удара или угол наклона штемпеля и на монете две половинки изображения либо наползали одна на другую, либо наоборот, разъезжались, образуя посредине пустое пространство. Иногда две половинки смешались по вертикали, образуя особо заметный дефект изображения. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:47:07 |
|
|
|
|
|
|
До сих пор достоверно не известно, какой из штемпелей являлся нижним (наковальней). Подлинных штемпелей скифатных монет не найдено до сих пор не одного. Итальянский исследователь Альберто Ривейра считает, что нижний штамп был аверсным, то есть вогнутым (см. схему ниже, вариант В), в то время как Саймон Бендалл придерживается другого мнения — в его представлении внизу был выпуклый вверх реверсный штемпель (вариант А): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:48:17 |
|
|
|
|
|
|
Схема метода чеканки скифатных монет двумя ударами (штемпели даны в варианте Ривейры): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:49:38 |
|
|
|
|
|
|
Альберто Ривейра, обосновывая свою версию, ссылается на отсмотренный им массив из 139 оригинальных биллонных трахей Алексея III. Этот тип трахей был выбран по причине характерной двухфигурной композиции реверса, позволяющий наглядно отслеживать дефекты чеканки. Итак, Ривейра отметил ряд особенностей:
1. При чеканке изображения фигур Алексея III и Константина Великого приоритет первого удара отдавался половине штемпеля с фигурой императора Алексея. Его фигура почти всегда расположена вертикально, и ось ее соответствует образу спаса Эмаануила на аверсе. А вот фигура Константина, нанесенная вторым ударом наклоненного вправо верхнего штемпеля часто съезжает, отклоняясь при этом от заданной вертикальной оси преимущественно вправо. У 26 трахей из 139 отсмотренных Ривейрой трахей, угол смещения фигуры Константина колеблется между 10 и 15 градусами. На ряде монет наблюдается троение изображения Константина. 2. Изображение Спаса Эммануила у 138 случаях из 139 расположено точно по вертикали, без изменения угла наклона.
Все это позволило Альберто Ривейры педположить, что подвижной ударной частью является верхний выпуклый штемпель реверса. Отсмотрев ряд подлинных скифатных монет того времени, я и сам больше склоняюсь в версии Ривейры. Так, например, тот же Спас Эммануил часто искажен по причине вышеуказанного двоения/расползания изображения, но тип борозд деформации металла (см. фото ниже) наводит на мысль, что эту сторону кружка скорее как бы «везло» по нижнему штемпелю, нежели «скребло» верхним: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:51:26 |
|
|
|
|
|
|
Кроме того, на некоторых медных скифатах присутствует характерный дефект, который я бы назвал «дефект смещения», когда край верхнего штемпеля от удара уходит в сторону, размазывая чистое поле монеты, лежащее за ободком рисунка по пробельному краю нижнего штемпеля. В результате образуется оттиск края нижнего штемпеля, хорошо передающий фактуру его неровной поверхности (для примера взята золотая монета Константина Х, но на меди эффект тот же): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:53:10 |
|
|
|
|
|
|
Могу предположить, что несопоставимо больший процент дефектов медно-биллонных аспронов по сравнению с золотом и серебром вызван гораздо большей жесткостью меди по сравнению с более благородными металлами. Так, твердость меди по тесту Бринелля составляет 40 единиц, тогда как у серебра 25, а у золота и вовсе 18 единиц. Так что именно жесткость меди скорее всего вызвала трудности прочеканки, и — как следствие попытки преодоления этой трудности — применение несовершенного метода двойного удара.
К другим дефектам производства относятся неаккуратное изготовление заготовок, нередкое в позднее время и ставшее массовым на ряде поздних выпусков и среди так называемых «балканских» или «болгарских» и «латинских» имитаций. Так же наблюдается разрыв заготовок в процессе чеканки, застревание крошек металла в верхнем (выпуклом?) штемпеле и проч.
В заключении приведу забавный дефект, обнаруженный Саймоном Бендаллом на серебряном аспроне Иоанна III Дуки Ватаца. Правая (от нас) часть изображения Спаса Эммануила имеет довольно четкую границу, и по рисунку нимба (пять точек в рукаве перекрестья) является более традиционной, нежели левая, всего с одной (!) точкой. Эта монета позволила Бендаллу предположить, что для чеканки скифатных монет использовались штемпели из двух половинок, да еще и вогнутые, судя по тому, что перед нами аверс. Монета странная, но не меньше, чем предположение Бендалла. Не видел реверса, и судить точно не могу, но смею предположить, что монета просто перечеканена. Искал в каталогах близкую по времени и стилю монету с одной точкой в нимбе, но что-то не нашел. Может кому повезет больше. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Июня, 2013 - 20:55:08 |
|
|
|