Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История войн и военного дела » ТРИ ВИДА­ ΛΩΡΙΚIA­ [КОЛЬЧУГИ] КОНСТАНТИНА­ БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ­ ВОИНОВ [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. II

Г.В. Баранов

ТРИ ВИДА ΛΩΡΙΚΙΑ КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ
НА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА
(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)[1]

Одним из самых загадочных моментов в истории употребления защитного вооружения в византийской армии является сообщение императора Константина Багрянородного в его трактате «О церемониях византийского двора». В этом источнике император перечисляет вооружение солдат, находящихсяна кораблях: 70 κλιβανια, 12 λωρικια, и 10 λωρικια κοινα для экипажа дромона, 60 κλιβανια и 10 λωρικια (которые могли быть κοινα ) для памфилоса и 10 κλιβανια, 2 λωρικια ψιλα и 8 λωρικια κοινα для экипажей хеландий [2]. Как видно из этого перечисления, в империи существовали три вида лорик, которые отличали друг от друга: λωρικια, λωρικια κοινα и λωρικια ψιλα.
Как убедительно показал греческийисследователь Т. Колиас, под термином λωρικια в византийской литературе следует понимать кольчугу [3]. Колиас так же предположил, что термин λωρικια ψιλα (тонкая) обозначает кольчугу, изготовленную из тонких и мелких колец [4].
На наш взгляд анализ изобразительных источников Византии позволяет взглянуть на проблему лорик Константина Багрянородного с несколько иной точки зрения.
Здесь наиболее интересными являются две стеатитовые иконы из раскопок средневекового Херсонеса.
Это икона «Три святых воина» XII века (Рис.1) на которой изображены Свв. Феодор Тирон (?), Георгий и Дмитрий [5], и икона с изображением Св. Дмитрия XI-XII веков (рис.2). Эти иконы выполнены в одном стиле с применением
близких художественных приемов, а наличие изображения нескольких вариантов доспехов позволяет оценить вариативность применяемых комбинаций защитных элементов.
На этих иконах привлекают внимание доспехи Св. Дмитрия. На первой иконе доспех Св. Дмитрия выполнен в виде «кирасы», дополненной юбкой–κρεμασματα. Материал «кирасы» и κρεμασματα передан с помощью полуокружностей, создающих эффект «чешуек».
---------------
1. Статья написана на основе доклада, сделанного
на заседании Проблемного совета «Военная
археология».
2. [Constantinus Porphirogentius] Constantini
Parphirogeniti imperatoris De cerimoniis aulae
Byzantinae libri duo, ed. II. Reiske. Bonn, 1829.
Bd. I. P. 669, 16 f.
3. Kolias T.G. Byzantinische Waffen: Ein Beitrag zur
Byzantinischen Waffenkunde von den Anfangen
bis zur Lateinischen Eroberung by. Wien, 1988. S.
39–40.
4. Ibid. S. 39.
5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IXXII
вв. М., 1978. C. 95.
------------------

Рис. 1. Христос коронует Святых воинов Федора, Георгия и Дмитрия мученическим венцом, XII век, Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

Прикреплена картинка:
att-4ccaf6110c6e7__.1.JPG



Отредактировано архонтом: Геннадий, 29 Октября, 2010 - 20:55:47

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 20:15:31
христич


Севаст
Откуда: Москва


Материал защиты корпуса Св. Дмитрия на второй иконе так же передан с помощью полуокружностей. В отличие от предыдущего изображения, рукава и юбка панциря имеют «птеригообразный» вид. Подробное описание таких рукавов и κρεμασματα имеется в полемологическом трактате X века «Стратегика» (Praecepta militaria) [6]. В трактате эти элементы описаны как стегано-набивная защита, которая может быть дополнительно усилена с помощью кольчужного полотна [7]. Представляется, что в случае с иконой «Три святых воина» мы имеем дело именно с такой защитой бедер, а полуокружностями мастер передаеткольчужное полотно.
-------------
6. Стратегика / Пер. и ком. А.К. Нефёдкина. СПб.,
2005.
7. Баранов Г.В. Об одном типе неметаллической
защиты византийской армии // Военная
археология. М. Вып. 2 (в печати).
-------------

Рис. 2. Св. Дмитрий, XI-XII вв., Национальный заповедник «Херсонес Таврический».


Прикреплена картинка:
att-4ccaf6fc81f88__.2.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 20:31:56
христич


Севаст
Откуда: Москва


То, что на представленных изображениях мы имеем дело с кольчугами подтверждает ряд византийских изобразительных источников. Аналогией доспеху на иконе Св. Дмитрия (Рис.2) является доспех святогоФедора на фреске XII века из церкви Св. Пантелеймона в Нерези (Рис.3). Материал защиты корпуса изображен в виде колечек, чтоявно представляет кольчугу.
----------------
Рис. 3. Св. Федор, XII в., фреска церкви Св. Пантелеймона, Нерези, Македония.


Прикреплена картинка:
att-4ccaf985d39af__.3.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 20:42:45
христич


Севаст
Откуда: Москва


Из этой же церкви происходит изображение кольчуги, где крой доспеха не вызывает сомнений в интерпретации. Это фреска Св. Воина (Рис.4), выполненная одновременно с изображением Св. Федора с предыдущего изображения. Материал кольчуги передан с помощью колечек.
----------
Рис.4. Св. Воин, XII в., церковь св. Пантелеймона, Нерези, Македония.


Прикреплена картинка:
att-4ccafb007a1c3__.4.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 20:49:04
христич


Севаст
Откуда: Москва


Одновременно материал кольчуги Св. Георгия из церкви Св. Врачей в Кастории (Рис.5) передан с помощью полуокружностей.
---------
Рис.5. Св. Георгий, XII в., фреска церкви Св. Врачей, Кастория, Греция.


Прикреплена картинка:
att-4ccafcd7a9aec__.5.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 20:56:55
христич


Севаст
Откуда: Москва


Изображению доспехов Св. Дмитрия с иконы «Три святых воина» полностью соответствует фреска Св. Георгия XII в., из церкви Панагии Форвиотиссы в Асину (Рис.6).
Примечателен способ изображения материала рукава поднятой руки на фреске. Полуокружности сохраняют вертикальную направленность, что так же говорит за то, что художник изображал кольчугу и ему не было принципиально направление «чешуек» на изображении.
Таким образом, уже краткий анализ византийских изобразительных источников позволяет говорить о наличии в византийской традиции трех типов кольчуги, представленных в виде панциря привычной морфологии (Рис.4, 5), панциря, доходящего до пояса (Рис. 1 и 6), и панциря скольчужной защитой корпуса и неметаллической защитой плеч и бедер (Рис. 2, 3).
Несомненно, что дальнейшая работа с письменными и изобразительными источниками позволит лучше понять комплекс вооружения византийской армии, а так же представить картину развития вооружения империи.
-----------

Рис.6. Св. Георгий, XII в., фреска церкви Панагии Форвиотиссы, Асину, Никитари, Кипр.



Прикреплена картинка:
att-4ccaff0465706__.6.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 21:06:12
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История войн и военного дела » ТРИ ВИДА­ ΛΩΡΙΚIA­ [КОЛЬЧУГИ] КОНСТАНТИНА­ БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ­ ВОИНОВ [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.006 ]   [ Gzip выкл. ]